Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 660

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 12. Новые конвенции Третьей великой трансформации
тета государства, но не его способности во зло другим использовать свой суверенитет. В научном познании она ограничена направленностью на поиск истины, а не на признание любого высказывания. «Гуманитарная интервенция» должна быть исключена уже из-за самой двусмысленности и чудовищности словосочетания, которое включает как военное напа- дение с целью исправления стран-изгоев, так и давление, направленное на насильственную рекультуризацию народов и людей.
От многих ускользает, что, как правило, от диалога ожидают раз- решения конфликта между рациональным и нерациональным партне- ром или, по крайней мере,
между носителями разной культуры, разно-
го рационального самосознания. Но именно это представляет наиболь- шую трудность будущего и будущего капитализма.
Завершается громадный цикл истории прогресса на основе капита- лиз ма, построенного на западной рациональности. Начинается новый длительный цикл развития капитализма на основе различающихся разу- мов всех его участников — и новых, и Запада как одного из них.

536
Глава 13. Новое Новое время для незападных стран
Опуская различие политических форм индустриализма (капитализма и социализма), отметим, следуя за философом русского послеоктябрьско- го зарубежья Борисом Вышеславцевым, что индустриализм «одинаково проявляется в Европе, в Америке и в Азии, в демократиях и тоталитарных государствах, везде, где существуют массы, включенные в индустриаль- ный аппарат, который можно назвать «массовым индустриализмом»
1
а) Два макросценария
развития стран автохтонного капитализма
и хозяйственной демократии
Сегодня различия между капитализмом и социализмом после распада мировой коммунистической системы не представляются столь очевид- ными, как это было прежде. Общественная собственность и политико- экономическое централизованное управление перестали быть чертами социализма. «Но что останется от “социализма”, — спрашивал Выше- славцев, — если (как во многом сегодня в Китае, во Вьетнаме. —
Авт.) он откажется от социализации и национализации? Для “неосоциализма” останется только одно: признать
идеал хозяйственной демократии и заявить, что в этом он совершенно согласен с неолиберализмом»
2
. По этой причине, обсуждая вопрос о нациях в силу новых экономических тенденций, мы касаемся не только новых капиталистических стран Азии и посткоммунистического блока, но также стран, которые используют рынок и развиваются по модели индустриализации в рамках коммуни- стического политического режима.
Это очень важно для сегодняшнего дня, когда, несмотря на принятую политкорректность или идеологию, хозяйственная демократия в рамках
1
Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Марксизм. Неосо- циализм. Неолиберализм. Нью-Йорк.
1982. С. 15.
2
Там же. С.
348.


537
«неосоциализма» становится ведущей силой развития, равно как веду- щей силой она является и в странах нового капитализма.
Данное соображение объясняет, почему нельзя проигнорировать страны хозяйственной демократии в оценках перспектив развития и формирования экономически интегрированных наций. Лидером раз- вития среди незападных стран остается Китай. По западной оценке, главный герой роста — Китай. Проценты выглядят скромно и не дотя- гивают до двухзначной цифры. Однако в абсолютных показателях имен- но Китай сделает для процветания мировой экономики больше, чем любое другое государство планеты. Между тем Индия, вторая по раз- меру развивающаяся экономика, в будущем году не дотянет до первой дюжины лидеров»
1
. Если соотнести население рассматриваемых стран, то отмечаемый в России рост подушевого дохода является неплохим
2
Но в сравнении с другими странами его нельзя еще назвать «русским чудом», хотя эта метафора уже звучит в оценках журналистов Китая и других стран, по крайней мере, в их устных выступлениях.
Один из нас (В.Г. Федотова)
ввел термин «автохтонный капита-
лизм», не назвав его ни местным, ни культурно-специфическим, ни каким
либо еще, ибо его автохтонность может быть определена разными осо-
бенностями — региональными, политическими, традиционными, рели-
гиозными, культурными, цивилизационными либо их комбинацией. Так, автохтонность российского капитализма, продолжая сказанное выше, сегодня можно характеризовать его социокультурной спецификой, кото- рая плохо уживается с либеральными проектами. Рынок Китая вписан в китайскую цивилизационную и политическую специфику. Капитализм исламских государств — религиозно особенный и характерный наличи- ем уммы — исламской всемирной общности, которая жаждет альтерна- тивной исламской глобализации.
На наш взгляд, возможны
два сценария развития автохтонных ка-
питализмов,
взятых в аспекте их связи с проблемой развития национа- лизмов, наций и национальных государств.
1) Первый из них уже обозначен: использование хозяйственной маши-
ны капитализма в качестве механизма при сохранении существующей
специфичности любого рода. Этот сценарий мог бы быть признан нача лом нового вектора капиталистического развития, обусловленного тем, что
Запад в условиях собственных трансформаций и глобализации утратил
1
The World in Figures: Countries // The Economist. The World in
2007 / 21st edition. P.
97.
2
P.
97–104.


538
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
статус образца развития, а в новый капитализм вступили страны, до сих пор наименее склонные к заимствованию как механизмов капиталисти- ческой экономики, так и западной культуры, в которой она вызре вала.
Этот сценарий мог бы скорее всего реализоваться при изменениях капи- тализма, описываемых в неокапиталистических теориях (неосмитиан- ство, либерализм, предполагающий справедливость, идеи общего блага, удержание моральных ценностей обществом)
1
, а также при изме нении ценностей техногенной цивилизации, все большем понимании экологи- ческих, антропологических и социальных пределов прежде казавшейся бесконечной человеческой активности и креативности (В.С. Степин). Та- кому сценарию могли бы способствовать выстраиваемые государствами механизмы защиты своей автохтонности, усиление госу дарств в рассма- триваемых странах, поддержание в них патриотизма и чувства достоин- ства, единства и доверия, их направленности на созда ние и воссоздание национального единства. Патриотизм и автохтонность хорошо работали бы на подъем собственной экономи ки.
Это был бы путь к удержанию
Вестфальской системы. Нации здесь стремились бы к поддержанию сво- их традиционных и политических идентичностей, не пытаясь стать бур- жуазно-индивидуали стическими за счет экономической интеграции.
В России, как уже было отмечено, автохтонный капитализм форми- руется на основе концепта суверенной демократии, т.е. демократии, которая предполагает не только независимость и суверенность государ- ства, но и некоторую культурную специфику, а также идеал объединения идей прогресса и справедливости, культурной традиции и инновации, европейских основ российской культуры и особенностей ее развития.
Китай окружил свою рыночную систему двойной защитой — политиче- ской (социалистической системой) и цивилизационной (устоями своей пятитысячелетней цивилизации). Индия — глубокой традицией циви- лизационной общности, несмотря на культурное многообразие, парла- ментскую систему и бурный рост. Индонезия и Бразилия — опорой на активный слой населения с игнорированием слоев, не склонных к со- циальной и экономической активности, что сохраняет специфическую форму их капитализма, получившую название «бразилизация».
Однако история западного капитализма показывает, что и Запад имел этап, когда хозяйственные системы капитализма начинались скла-
1
Колпаков В.А. Будущее капитализма в исторической перспективе //
Политический класс. 2006, № 8. С.
75–83; Он же. От апологии и критики капитализма к коммуникативной этике // Политический класс.
2007,
№ 1. С. 93–101; Федотова В.Г. Будущее российского капитализма // По- литический класс.
2006, № 3. С. 85–93;.


539
Глава 13. Новое Новое время для незападных стран
дываться, а общество оставалось традиционным. В средневековых горо- дах Северной Италии и даже на начальном этапе существования Вест- фальской системы национальных государств, трансформирующей тер- ритории в национально-государственную форму, хозяйственная систе- ма капитализма еще не преобразовывала общество в капиталистическое.
Но это произошло. «Напомним, что в традиционных обществах местные рынки были встроены в институты общества и даже способствовали их сохранению… При капиталистической системе (на ее последующих фазах развития. —
Авт. ) общественные институты становятся зависи- мыми, встроенными в рыночные отношения»
1 2) Это открывает новый цикл развития как подобный Новому вре- мени, новому Новому времени для незападных стран, переходу к модер- низации стран нового капитализма или его хозяйственных систем. По- этому нельзя исключить развития по уже пройденной Западом модели.
Именно она и является
вторым сценарием. Если странам нового капи- тализма или новым индустриальным странам неосоциализма не помо- жет их региональная, традиционная, политическая, религиозная, циви- лизационная защита своих особенностей и хозяйственный механизм начнет трансформировать их специфику, второй сценарий для постком- мунистических стран, Индии, Бразилии и Индонезии, стран Азии ока- жется существенно похожим на развитие капитализма на Западе. В этом случае не исключено, что ориентация на длительное строительство со- циализма, совмещенного с рыночными механизмами, во Вьетнаме и
Китае может смениться на капиталистическую с возможными элемен- тами социал-демократии систему в некотором отдаленном будущем.
В
этом случае Вестфальская система национальных государств не только
удержится, но и получит второе дыхание, связанное с необходимостью
ее укрепления, с образованием новых национальных государств.
В странах, которые были упомянуты как страны автохтонного раз- вития — Россия, Китай, исламские страны, Индия, Бразилия, Индонезия,
— социально-культурные изменения, особенно в молодежной среде, начинают быть заметными, и многие полагают, что удержать автохтон- ные тенденции возможно лишь до определенных пор.
Тогда второй сценарий означает, что начинается новое Новое время,
время капитализма, современности для других незападных народов, ис-
ходящих из собственных представлений, когда Запад может оказать-
ся одним из существующих образцов капитализма наряду с его но выми
носителями в Азии и в посткоммунистическом мире. Ведь при глобали-
1
См.:
Колпаков В.А. Будущее капитализма в исторической перспективе.
С.
77.


540
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
зации мегатренд модернизации исчезает и уходит на уровень националь-
ных моделей. Этот макросценарий распадается на три микросценария:
а) сценарий многообразных национальных капитализмов и хозяйствен-
ных демократий, становления буржуазных наций на этнооснове; б) сцена-
рий выработки Восточной Азией во главе с Китаем новой модели капита-
лизма для азиатского региона либо имеющий мировое значение; в) сцена-
рий конвергенции азиатского развития по капиталистическому пути
или пути хозяйственной демократии с западным капитализмом.
б) Что обеспечит развитие капитализма и индустриализма
в незападных странах согласно выдвинутым сценариям?
Согласно
второму макросценарию — Нового Нового времени для неза- падных стран — ни одна из стран нового капитализма не нуждается в изменении своей специфики для применения экономической машины капитализма или хозяйственной самостоятельности граждан. Закреп- лению этой тенденции может способствовать изменение капитализма в отмеченных или пока не предполагаемых направлениях. Неока пи- талистические теории сегодня вызревают из различных оснований, в том числе и из тех, которые исходят не из идеальных черт капитализма, а из его реального облика. Облик его сегодня больше зомбартовский, чем веберовский. Дух глобального капитализма несводим к протестант- ской этике. Он, скорее, ближе к концепции предпринимательства Вер- нера Зомбарта, который считал, что капитализм использует все виды мотивов для получения прибыли, и не только протестантскую этику, рациональность, но и то, что Макс Вебер отрицал для цивилизованного капитализма — нечестную наживу, войну и пр.
Есть теории нового духа капитализма, который придает общее со- держание его многообразным проявлениям. Так, два французских ис- следователя Люк Болтански и Ив Чиапелло считают, что в
1968–1978 годы дух капитализма во Франции и других странах коренным образом отличался от его духа в
1985–1995 годах. Первый период сопровождался резкой критикой и массовыми антикапиталистическими движениями.
На новом этапе критика превратилась в устойчивую самокритику капи- тализма, исчезли массовые оппозиции ему. Капитализм по-прежнему не мог признать некоторое состояние экономики и технологии завер- шенным достижением, не требующим новых; не мог отказаться от идеи соревновательности и конкурентности; от неизбежности для своего раз- вития режима индивидуальных свобод. Но дух его, слагавшийся из спо- собов обеспечения экономического процветания и энтузиазма, безопас- ности и справедливости, стал другим. Прежде всего, он включил в себя не столько оправдание, но и критику, ибо нельзя отрицать противоречие