Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 666

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

526
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
Один из нас, писавший о нынешней российской апатии, переот- крывает через Данилевского сегодня пережитую нами фазу крушения не вполне сформировавшегося и к нашим дням славянского культурно- исторического типа через апатию самодовольства (СССР) и последующее после «окончательной победы» (СССР) поражение через апатию отчая- ния или безразличия. Но вот упоминание Данилевским Китая, прошед- шего эти фазы, сегодня не соответствует сказанному. Китай вну шает оптимизм, так как циклы существуют и внутри этой цивилизации, и она возобновляет восходящую ветвь своего развития.
Прогресс утратил линейность форм и начинает свое существование в рамках цивилизаций и наций, производя общие и отличающиеся чер- ты. Это лучше движения восставших «народных низов истории», как назвал революции английский историк Дж. Рюде, что сулит новые ка- таклизмы и проблемы, которые стоит предугадывать по мере наших сил.
Нелинейное развитие — это расставание с привычным. Оно пугает. Но посмотрим, какой оптимизм оно вселяло в Данилевского, давшего адек- ватное сегодняшней реальности понимание прогресса: «Прогресс... со- стоит не в том, чтобы идти все в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направ ле- ниях»
1
. И напомним цитированное выше, где Данилевский считает, что в каждом культурно-историческом типе — народах, поднявшихся до влияния на всемирную историю, есть способности в отношении науки и искусства, в осуществлении своих идеалов правды, свободы, обще- ственного благоустройства и личного благосостояния.
Идея прогресса на Западе становится идеей его собственной циви- лизации. Но именно она, распространившись, породила разнообразие вариантов прогресса. И чтобы сегодня идея прогресса западной циви- лизации не становилась дубиной, которая поднимает обойденные исто- рией низы, Запад вынужден будет признать другие виды разума и соот- ветствующие им политические устройства. Однако освоение западных идей и технологий, рациональности и политического устройства не пре- кратится, а будет осваиваться сообразно собственным потребностям цивилизаций и народов.
Прогресс Индии и Китая упирается в равномерность распределения ресурсов и ставит весь мир перед новыми социальными проблемами.
Тон разговора о Китае становится другим. Автор бывшей весь
2005 год бестселлером книги, название которой можно перевести «Китай как корпорация» (China, Inc.), пишет: «Мир сжимается так же, как Китай
1
Там же. С.
109.


527
1   ...   57   58   59   60   61   62   63   64   ...   69

Глава 12. Новые конвенции Третьей великой трансформации
растет... Нет страны, которая бы так неожиданно сильно стала восходить по всем ступеням экономического развития… Ни одна страна не потряс- ла глобальную экономическую иерархию так, как Ки тай... Сегодня есть две метафоры, обе верные: Китай пьет молоко в эти дни. Самый высокий центровой баскетбольной лиги... — Яо Мин, китаец»
1
. Каждое утро за завтраком китайцы, по крайней мере, в гостиницах выпивают по стака- ну горячего молока со слизистой рисовой кашей «сифань» или китайским хлебом, хотя прежде молоко всегда было дефицитом в Китае и его нико- гда не пили каждый день. Превосходящий всех ростом китайский спор- тсмен и множество высоких молодых людей в Китае меняют представ- ление о китайцах как малорослых и хрупких людях.
Ректор технического университета в Пекине на международной кон- ференции заявил, что цель университета — стать лучшим в мире. Он признал специализацию научного труда, превосходство России в облас- ти фундаментальных исследований и необходимость для Китая не «изо- бре тать велосипед», а покупать эти исследования у России и внедрять в
Китае. И уже в Китае есть государственные и негосударственные рос- сийские структуры, готовые торговать российской фундаментальной наукой.
Китайская модернизация даже после Теньянминя в
1989 году была чрезвычайно успешной и ускоренной, но как прежний вызов Азии
70-х годов ее трудно было понять. История Китая имела успехи, которые не делали их чудом, а были следствием реформ Дэн Сяопина. Многие видят в этом параллель с подъемом ССССР в
60-е.
Специалисты отмечают, что некоторые китайцы в
1990-е годы ожи- да ли от России большего скачка, чем они делали сами. В
1997–1998 годах во время азиатского кризиса темпы китайской экономики замедлилась,
Ки тай не принял шоковой терапии и Вашингтонского консенсуса, в от ли чие от России, и никогда не прекращал политики социальной по- мощи на селению, обеспечивая привлекательную для инвесторов ста- бильность.
Цель реформ объявлялась Дэн Сяопином как социалистическая ры- ночная экономика. Позже он стал говорить, что «почетно стать богатым»
(лозунг, похожий на призыв Н.И. Бухарина «Обогащайтесь!»). Модель ленинского НЭПа сильно повлияла на Китай, Вьетнам, оправдывающие перемены слишком большой продолжительностью строительства со- циализма в своих странах. О деньгах, которые вытесняли марксизм, стали говорить: «Рыночный ленинизм».

1
Fishman Т. China, Inc. How the Rise of the Next Superpower Challenges
America and the World. N.Y., L., Toronto, Sydney.
2005. P. 1–2.

528
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
Марксисты из китайской диаспоры критиковали Китай за рост не- равенств, коррозию отношений, чрезвычайную роль денег. Как отмеча- ет Арриги, «некоторые продолжают считать, что в Китае социализм — рыночный или какой-то другой. Другие видят здесь новое появление капиталистической системы… рыночный социализм рассматривался как возникший под давлением человеческих нужд и поисков справед- ливости»
1
. Арриги согласен с теми исследователями, которые считают, что социализм в Китае не выиграл и не проиграл, но скачок к современ- ности изменил людей в Китае, больше, чем где бы то ни было в третьем мире сегодня. Вопрос, который не имеет пока ответа, состоит в том,
«является ли «социалистическая рыночная экономика оксюмороном.
Если нет, то при каких условиях она может осуществиться»
2
. Китаизи- ро ванный марксизм позволил соединить несоединимое, но возможно ли это теоретически понять в терминах научной западной рациональ- ности, остается неясным.
в) Национальная модель модернизации
Вдовствующая императрица Ци Си в конце XIX века отказывалась поку- пать автомобиль, так как шофер будет сидеть впереди нее, чего не допу- скала китайская иерархия. Был построен автомобиль, в котором она сидела впереди шофера. В этом смысле китайское общество сегодня ста- ло более демократичным, горизонтальная и вертикальная мобильность формирует новую конфигурацию общества и его стратификацию.
Почему то, что получилось в Китае, не получилось пока в России?
Одни объясняют это большим количеством дешевой рабочей силы, дру- гие — исключительно трудолюбием китайцев, третьи — особыми чер- тами их национального характера, их менталитета. Россия имеет до- статочно высокий уровень вестернизации, но еще нуждается в повы- шении этого уровня при заимствовании инфраструктуры, демократи- ческих институтов, рыночных отношений Запада. Вестернизация в се- годняшней России — это перенятие экономических механизмов и не- которых форм политической жизни западных стран. Необходимый и достаточный уровень усвоения западного опыта ведет сегодня к нацио- нальной модели развития, а значит к многообразию типов модерниза- ции, возникающих на сегодняшнем этапе. Наиболее адекватной формой развития обществ многим теоретикам сегодня представляется
нацио-
нальная модель модернизации, возникающая на некотором уровне уже
1
Arrighy G. Adam Smith in Beijing. P.
15.
2
Ibidem.


529
Глава 12. Новые конвенции Третьей великой трансформации
достигнутой вестернизации. Необходимый и достаточный уровень усво- ения западного опыта ведет сегодня к национальной модели развития, а значит к многообразию типов модернизации. Как уже было показано, эту мысль высказывают такие известные специалисты, как С. Хантингтон и Ш. Айзенштадт, который доказал, что в условиях глобализации на- ходящийся в трансформации Запад не может быть по-прежнему универ- сальным образцом развития. Каждое общество само решает, в каком типе модернизации оно нуждается. Появляется множество «модерниз- мов», складывающихся на локальном уровне.
Утверждения — «развитие должно осуществляться по западной мо- дели» и «развитие» должно быть самобытным» представляются непра- вильными. Классическая модернизационная теория рассматривала За- пад как единственный образец для модернизации стран, а эмпирические несовпадения модернизирующихся стран со своим образцом трактова- ла как незавершенную или неуспешную модернизацию, создающую по-разному модернизированные страны. Новая концепция множества модернизмов и национальных модернизаций считает различия в модер- низациях разных стран закономерными, отрицает единый образец.
На наш взгляд, дело объясняется тем, что
китайцы при выборе мо-
дернизационной модели учитывали особенности своей страны и не стре-
мились перестать быть китайцами, стать американцами и пр. Руко- вод ство страны принимало во внимание и численность населения (более одного миллиарда человек), и низкий стартовый экономический уро- вень, и отсутствие достаточного кoличecтва природных ресурсов, и яв- ный недостаток грамотных кадров. Поэтому необходимо было единое централизованное руководство, т.е. авторитарный режим. Одновремен- но китайское руководство понимало, что модернизация — это не одно- моментное действие, а длительный процесс. Следует сказать, что успех реформ в Китае обеспечивал наличие коллектива единомышленников, на деле заинтересованных в процветании своей страны. Во главе его стоял незаурядный человек — Дэн Сяопин. Реформы в Китае начались с реформы экономики — производственных отношений в деревне. При этом постепенно шел и процесс реформирования теоретических пред- ставлений. В начале реформ говорили о возвращении к плановым прин- ципам социалистической экономики, которые были извращены в пери- од «культурной революции», затем — об использовании рынка, но при господстве плана, и только потом появился термин «социалистическая рыночная экономика».
Методология китайских реформ — постепен-
ность и учет национальных условий. Это — «золотое правило реформ», отличающее их от революций: согласовать скорость реформ со способ- ностью людей адаптироваться к ним.