Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 654
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
562
Они показывают, что сегодня физика в условиях нелинейного поведения больших систем, где малого возмущения достаточно для схода с прежней траектории развития, столкнулась с обратимостью времени. Столкнулась с ним и история. Прежде никто не мог предположить, что будущее ста- нет прошлым. Будущее капитализма — это повторение его прошлого, повторение становления капитализма на Западе в странах с иной ра- циональностью. Модерн — незавершенный проект, потому что он на- чинается в других местах. Как говорит Томас Фридман, ответ на вопрос о будущем (в данном случае будущем капитализма. —
Авт.) ле жит не в том, что изменилось, а в том, что не изменилось
1 1
Alperovitz G. America Beyond Capitalism: Reclaiming Our Wealth, Our Liberty and Our Democracy. N.Y.,
2005.
563
Приложение
564
В приложении мы приводим рассказ аргентинского писателя Леопольда
Маришаля о богатствне, власти и людях. Это странная притча очень интересна, коль скоро мы поняли, что сегодня «другое сознание» и «но- вый мир новых миров» (Э. Тирикьян) стали реальностью.
565
Леопольдо Маришаль (аргентинский писатель)
Биопсия богатства
Карлосу А. Веласко
1. Друг Веласко, сегодня Вы найдёте в этой тетради мои размышления о
Крёзе, чьё возведение на трон и тиранство столько раз были темой на- ших с тобой бесед. Для этого мне придётся его вскрыть. Строго говоря,
Крёз ещё не сошел в могилу, он лишь только переживает стремительную агонию, поэтому речь скорее должна пойти о биопсии
in extremis, чем о вскрытии. Но его конец уже так близок, что, на мой взгляд, он не пере- живёт и ночи. Бог проявляет Милосердие, настолько же бесконечное, как его Справедливость и Терпение. Прежде всего хочу Вам напомнить, что я уже не впервые берусь за неприглядный образ Крёза: я его уже описал несколько лет назад в работе «Адам Буэнос-Айрес» (и в Аду На- силия), где Крёз появляется среди воров и оказывается ответственным за самую громкую кражу века. На этих страницах я исследую значение и природу настолько совершенного преступления и особенно его страш- ные последствия, поскольку наш замечательный герой использовал в своих целях мистификацию и коррупцию таким образом, что после его вмешательства на сегодняшний день не осталось ни одного института искусства и науки, в которых мы могли бы найти изначально присут- ствующее в них благородство.
2. Прежде всего мне необходимо Вам пояснить, что в образе Крёза я на- мереваюсь описать представителя Третьего Сословия, или
homo eco-
nomicus; в общем, «буржуа», так, как его определяет любой словарь. Крёз, равно как представители других классов и сословий, выполняет строго определенную «социальную функцию» вследствие влияния таких фак- торов, как его внутренняя природа и «призвание». Таким образом, пер- вичным в Крёзе является не обладание чрезмерно большим материаль- ным капиталом, но особый «менталитет»
sui generis, который побуждает его желать и стремиться к приобретению этого капитала. В этом кон-
566
Приложение тексте, есть миллионеры, которые не являются Крёзами, и есть Крёзы, у которых нет ни цента. Более того, современный мир, продукт тирании
Крёза, сейчас живет в соответствии с той ментальностью и по законам тех стандартов, которые в свое время навязал Человек Хозяйственный с целью унифицировать свои владения. И в конце Вы увидите, что ком- плексное решение проблем, которые огорчают нас сегодня, состоит в том, чтобы все мы и каждый в отдельности осознали, до какой степени этот «менталитет» овладел нашей жизнью, и разрушить его проявления соответствующими методами.
3. Но в чём заключается функция Крёза в социальном организме? Это двойная функция: а) «производство» материального капитала или фи- зическое поддержание организма; б) справедливое «распределение» этого капитала среди членов социального организма. Я бы сказал, что такова неотъемлемая «добродетель» Крёза; и, более того, именно она проявляется во второй составляющей его функции, благодаря которой мы называем его челоком
хозяйственным, ибо этимология слова Хозяй- ство (Экономика) восходит к понятию «Справедливость в распределе- нии». Когда Крёз добросовестно выполняет эту функцию, чаши весов находятся в равновесии. К несчастью, у Крёза есть один «недостаток», который проявляется как в зеркальном отражении его «добродетели»: страстное желание обладать капиталом. Такой недостаток его склоняет
(или может склонить) к некоторому «мистицизму в отношении матери- ального», к преобразованию физического в божественное и извлечению выгоды из этого божественного ради собственного и исключительного блага. Чтобы избежать этой опасности, Человека Хозяйственного есте- ственным образом контролируют два сдерживающих начала (в рамках иерархической системы): «внутреннее», или духовное, и «внешнее», или социальное. Внутреннее восходит к религиозному сознанию, которое препятствует дисбалансу и греху социальной несправедливости в эконо- мической сфере. Внешний сдерживающий фактор олицетворяют пред- ставители «второго социального сословия» (военные), чья функция заклю- чается в обеспечении защиты, порядка и справедливости в обществе.
4. Пришло время, мой друг Веласко, определить агонизирующих персо- нажей этой печальной трагикомедии. Это четыре персонажа, призван- ные выполнять четыре функции, необходимые социальному организму:
Тирезий, священнослужитель, понтифик (от латинского «прокладывать мосты» к своему духовному предназначению); Аякс, военный, который способен на некоторое время поддерживать, как я уже говорил, защиту, порядок и справедливость (
приходящие ценности) в обществе; Крёз,
567
Леопольдо Маришаль (аргентинский писатель)
1 ... 61 62 63 64 65 66 67 68 69
Биопсия богатства
богач, призванный производить и распределять материальный капитал, который необходим организму; и Гутьеррес, мальчик на побегушках и помощник Крёза в его хозяйственных делах. Действия Крёза ограничи- ваются с одной стороны, Тирезием, ученым и носителем Вечных Ценно- стей, который помогает ему держаться в рамках социальных норм на определенном этапе развития общества; а с другой — воин Аякс, пред- ставитель светской власти, который обеспечивает выполнение вышеу- казанных норм и которым в свою очередь сам подчиняется.
5. Итак, чтобы Крёз смог освободиться от ограничений и установить свое господство, которое ранее поставило его во главе социальной иерархии, а теперь ослабевает, Человеку Хозяйственному нужно было бы восстать против священнослужителя Тирезия и воина Аякса. Естественно, по своему малодушию Крёз не пошел бы на это, если бы ранее социальная иерархия не раскололась по причине неподчинения Аякса Тирезию, вызванного в свою очередь нетвердой позицией самого священнослу- жителя. Это произошло, потому что Аякс и Тирезий кроме своих «добро- детелей» обладают рядом «недостатков». «Недостаток» Тирезия (чья функция восходит к генерированию и поддержанию «вневременных и вечных» норм и ценностей социального организма, по аналогии с Перво- причиной) заключается в вторжении в сферу деятельности Аякса (при- ходящие ценности, побуждение к действию), что не может не возмутить последнего. И недостаток воина Аякса заключается в «гордыни сильно- го» и «вожделение власти», которые побуждают его вступать в завоева- тельные войны ради собственного обогащения. И Аякс, стремящийся к таким целям, будет вынужден восставать против Тирезия, чья функция как раз и заключается в контроле и сдерживании агрессии воина. Если
Аякс одержит верх, он станет эксплуатировать Крёза, чей материальный капитал с каждым разом все больше ему необходим для финансирования дорогостоящих военных кампаний и для удовлетворения своих много- численных страстей. На этом история не заканчивается, поскольку Че- ловек Хозяйственный, задавленный налогами и пошлинами, сам мечта- ет восстать против салдафона, подстегиваемый собственной жадностью и дурным примером Аякса по отношению к Терезию.
6.Веласко, друг, эта история не так проста, как кажется. Рене Генон в своей работе Autorite spirituelle et pouvoir temporal (Духовная власть и власть светская) прослеживает хронологию тех восстаний, описывая первый и второй социальные классы. Я же посвятил свое свободное вре- мя третьему; и я расскажу, как этот Крёз пришел к мировому господству, что он сделал, возглавляя престол, и каковы последствия его тирании.
568
Приложение
Справедливости ради, хочу отметить, что несмотря на интеллектуальную ничтожность Крёза и все те коварные средства, которые он использовал, чтобы взойти на престол, основная причина произошедшего заключа- ется в той негативной или
порочной «силовой линии», которая ускоряет
«всеобщее циклическое падение» в последние столетия, и становится очевидной не только в своем «коварстве», но также и в «сарказме», кото- рые отражают поступки Крёза, хотя он сам и не замечает в каком непо- правимо смешном положении он находится.
7.Французская Революция уже окончательно утвердилась как решающий исторический момент, который определяет овладение Крёсом мировой властью. Хотя вмешательство холопа Гутьерреса в бунт Крёза внесло некий оттенок «массовости», и, несмотря на романтическую декларацию
Прав Человека и её либеральных последователей, Революция была делом буржуазии с самого её зарождения и вплоть до последствий. Мы обяза- тельно увидим, как обходился Крёз с бедным Гутьерресом, и как плохо он закрепил своё господство, сократив количество «свобод», которые он так расхваливал во время революции.
Несомненно, что слава ничто не может освободить от победителя Крёза, и, возможно, именно она закрепила свой «менталитет» миру в наиболее печальной форме, которую когда-либо знала история — «выравнивания по нижней границе». Также ясно, что наш Человек не достиг бы этой экономической победы, если бы «менталитет» не был частью образа мыслей большинства людей, сформировавшейся задолго до Французской
Революции. Потому что лидер или определенный менталитет не могут одержать победу в истории, если они не выражают или олицетворяют собой общественный образ мысли, иногда определенный заранее. Но каковы же компоненты, составляющие «менталитет» Крёза?
8. Я уже говорил, что его формирует неудержимая любовь к материаль- ному и физическому, неотъемлемая от самой природы Крёза и характе- ра выполняемой им функции. Далее, за границей, ограничивающей его телесные рамки душой, Крёз демонстрирует «целесообразность»
sui ge-
neris. Это не благородный человеческий Разум, который прекрасно реа- лизуем во всей своей широте и который способен познать вечные исти ны, пусть на определённом уровне восприятия и познания: Разум Че ло ве ка
Хозяйственного есть лишь самая крайняя часть самого Разума, спо соб- ность, сведенная к минимуму, которая реализуется в практическом по- рядке материального или в той области головы, которая связана с фи- зическим: «рациональность» Крёза не может выходить за рамки
bon sens, которое после повсеместно распространилось как атрибут буржуазного