Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 650

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

569
Леопольдо Маришаль (аргентинский писатель)
Биопсия богатства
образа мыслей. Следовательно, и перед божественным и сверхъесте- ственным, у Крёза есть единственный путь Веры: если он находится в ней, он поступает в соответствии с учением, которому его обучили, Крёз
«верный», а Тирезий его благославляет. Но Тирезий не настроен опти- мистично касательно этого человека, который, по своей сущности и функции, живет
in sensibus и полностью предается иллюзии того, что можно потрогать, померить и взвесить; если он размышляет (а это случа- ется редко), он теряется в «зарослях сомнения» или в «ночах скептициз- ма», а стоит ему подарить «крылья», он будет кричать о своих метафи- зических сомнениях или скептических идеях в дерзких отрицаниях или богохульной иронии; а если он не размышляет (что является нормой), он становится твёрд в своём «безразличии»; и присутствуя на церемо- ниях в церкви, как будто выполняет какую-то обязанность, носящую общественный характер, будто он присутствует на собрании совета ди- ректоров, где туманно предпринимаются какие-то шаги, и это для него не менее праздное «душевное занятие».
9.Таков образ мыслей, который Крёз обнародовал перед своим господ- ством и который повсеместно распространил после. Справедливо от- метить, что Крёз не был инициатором такого страшного дисбаланса
(вопрос не в том, чтобы свалить на него все волнующие нас проблемы).
Воин Аякс был тем, кто, подняв свою руку отцеубийцы против Тирезия, положил начало восстаниям, так как открыл первую «брешь» (наиболее глубокую) в дотоле монолитном устройстве общественной организации.
Друг Веласко, здоровье социального организма, как и здоровье челове- ческого, зависит от «всеобщей гармонии», при которой выполняются все жизненно необходимые функции, в соответствии с порядком и балан- сом, которые диктует сама «необходимость» (и так это показал Шекспир во второй сцене Кориолан). Болезнь тела, если хорошо его осмотреть, есть ничто иное как нарушение баланса, в котором были упорядочены все его функции; поэтому искусство медицины ограничивает себя борь- бой против беспорядка и восстановлением нарушенного равновесия.
Итак, какой беспорядок привнес Аякс, восстав против Тирезия?
10.Аякс не уважал «духовную власть» священнослужителя, что было роковым для балансирующей иерархии. Но самым «нечестным» (и слож- но поправимым) было то, что, отвергая власть Тирезия, Аякс открыл путь к презрению, сомнению и неприятию «священной науки», где свя- щенник в своей поэзии, охватывая «сверхъестественное» предназначе- ние человека, также приводил в порядок «методологию», пытаясь до- стичь этого предназначения, начиная с земного общества и его собствен-


570
Приложение ной организации. Как такая жизненно необходимая теория могла рух- нуть? Метафизическое истолкование Тирезия есть «проявление» проис- хождения «нечеловеческого»: также оно является «не человеческим» в своем представлении человека трансцедентного, чья метафизическая реализация требует у него совершенствования его «человеческой инди- видуальности» по другую сторону всеобщего существования, и в крайнем случае, ресорбция во Всеобщем Начале, которое сейчас раскрывает его как Цель. Поставленная под сомнение, эта теория в своих «не человече- ских» чертах губительна, когда понятие человека искажается и ограни- чивается, от бунта Аякса в единственном «человеческом» аспекте, чье построение и возвышение в дальнейшем породят все «гуманистические» иллюзии, которые мы знаем. И я добавлю, мой друг Веласко, так, непри- знанное в своем сверхъестественном Начале и Конце, существование человека в итоге будет понято как невразумительное и даже «отврати- тельное» развлечение, к которому нас подтолкнули, и, как говорят совре- менные экзистенциалисты, мы не знаем, ни кто это сделал, ни как, ни для чего. Ясно то, что для этого было необходимо пройти другие этапы в падении человека, так как оно подразумевает постепенное искажение
«цельности» его онтологического характера.
11. Например: ограниченный в «человеческом» осознании, человек огра- ничит свои возможности познания того, что ему сообщает Разум, способ- ность, присущая только человеческой организации: в таком случае, сна- чала обойдет и потом отвергнет как все возможное «знание через про- видение» и сверхъестественные способности, которые образовывают человеческий
compositum и которые исчезают, если он их не использует.
Очевидно, Гуманизм, достигнутый Аяксом, сдался, в интеллектуальном смысле, подвигам практикующего Разума, уже не в объяснениях «от- носительной правды» (как это делали средневековые философы), а в повторных открытиях языческих философов, чьи умозрительные по- строения (восхитительные, кто поспорит?) являются результатом само- го человеческого Разума, практикуемого прямолинейно и максимально возможно. Это Возрождение отмечено Принцем, лучше сказать, Аяксом.
Это еще не рационализм, который появится позже под влиянием Крёза и его «ментальности», которая подразумевает, как я уже говорил, «ми- нимальное» использование Разума.
12. Безудержно отдавшийся тренировке своей человеческой индивиду- альности, постигаемой как «самоцель», Аякс развил её до эгоистичного
индивидуализма, которое в свою очередь широко распространялось.
Потому что весь социальный класс, который правит вне иерархическо-


571
Леопольдо Маришаль (аргентинский писатель)
Биопсия богатства
го порядка, склоняется к универсализации своих характеристик, и более того, добивается этого в своих отрицательных чертах. Итак, индивидуа- листское неистовство Аякса, затрагивающее Крёза а также «финансовые вопросы», которые так его волнуют, — это вопросы, которые разрешат- ся путем бунта Человека Хозяйственного и последующего смещения
Аякса. Как только Человек Хозяйственный этого добьется, он будет пра- вить сам и установит свою собственную диктатуру.
13. Давайте сейчас посмотрим, в чем заключается талант Крёза, беруще- го власть в свои руки. В эпоху Аякса наш экономист уже освободился от внутреннего или религиозного сдерживающего начала, которое контро- лировало его естественные потребности: религиозное начало в будущем станет для него «социальной привычкой», если он уже не верит; и если он всё ещё верит, эта вера будет проявляться лишь в «предрассудках».
Одновременно Крёз обретает
индивидуалистическую независимость, которой обладал Аякс; и его индивидуализм, распространяясь в экономи- ческой сфере, усилит его аппетиты и разрушит второй аспект его соци- альной функции, — справедливость в распределении. С другой стороны,
Крёз не только приобрел чужие недостатки, но и заразил своими собст- венными весь социальный организм, в приготовлении, произошедшем в далеком прошлом, которое не так сложно выследить в ходе истории и которое упростило доступ Крёза ко власти. Стоит вспомнить, например, что Возрождение открывает эпоху международных банкиров (о, этот роскошный Джованни Арнольфини де Лукка (Lucca)!, о, этот Якоб Фукар со своими бухгалтерами!)
14. Но в интеллектуальном порядке, где, хотя это может показаться смешным, Крёз заранее влияет на историческое будущее, навязывая свою «заурядную» рациональность философским умозрительным по- строениям. На мой взгляд, Рене Декарт обладает парадигмой буржуаз- ного типа мышления, чьим последним представителем был Карл Маркс, часть то го «сомнения», которое овладело Крёзом из-за его «недоверия».
Благода ря этому сомнению, которое Декарт должен использовать в ка- честве «метода», он не принимает уже не только теорию Провидения, но и все предыдущие христианские и языческие философские учения и, таким образом, потонувший в море полного невежества, наносит удар спасительной доской, знаменитое
cogito ergo sum (мыслю — значит су- ществую). То, что действительно он спасает в своем «
мыслю» — это убежденность в своей собственной рациональной природе: в дальней- шем ему будет дано поддерживать вне всякого сомнения то, что он «че- ловек».


572
Приложение
15. Мой друг, важным является место, где наш философ подберет эту доску. И он её подбирает, как я понимаю, точно на границе своей «ду- шевной возможности» и «телесной возможности». С той критической точки и уже взобравшись на доску, Декарт видит «двойственное» устрой- ство человеческого
compositum: тело и душу. Риск заключался в том, что для одного сомневающегося разума, жаждущего экспериментального подтверждения, первое понятие бинома (тело) оказывалось наиболее очевидным и легче подвергаемым «экспериментам». А другой термин
(душа) Рене понимает очень просто, как некую тактичную уступку тео- логическому, которое ещё сильно тяготело над системой; или как некое требование «симетрии» (Декарт занимался геометрией), или отделение телесного, как позже понимали душу психологи. Мозг, как однажды нам сказал один преподаватель, есть железа, которая выделяет идеи. И мы, будучи такими молодыми, полностью поддержали эту мысль.
16. Верно то, что этот известный картезианский дуализм появился боль- ше как вызов Физике (чьей областью является мир телесный), чем некая инстанция, сопутствующая метафизике. И его последствия, заключаю- щиеся в дальнейшем развитии человека, это подтверждают достаточно хорошо. Также бесспорно, что победа и распространение такой бедной доктрины не были бы возможными, если бы она не отражала существо- вавший ранее общий уровень интеллектуального развития большинства людей эпохи. Давайте заглянем в самое ближайшее «прошлое»: наван- ные «философы Французской Революции» (которая дала окончательную побе ду в руки Крёза) происходят из буржуазных кругов и в большинстве имеют буржуазный образ мыслей. Они вскопали и засеяли полученную зем лю, хотя уже с очень заметной разницей в поведении: если у Декарта развитие сопровождается «сомнением» и передает приятную драматич- ность, то у философов Революции уже нет сомнений, а есть твердость
«убеждения», которая демонстрируется через некоторую иронию (как у Вольтера) и неприкрытый цинизм (как у Руссо). Так торжествует Ре- волюция Крёза; и провозглашает разум светским богом. Но это не Разум, который некогда развивал Аристотель в своей
Метафизике, а разум
Крёза, минимизированный, как я уже сказал, природной узостью его мозгов.
17.Друг Веласко, Крёз уже у власти: мы уже знакомы с его менталитетом, который позже Человек Хозяйственный передаст своим вассалам и учреж- дениям, им унаследованным. И прежде чем продолжить эту трагичную историю, хорошо бы сказать, что наш герой также выбросит к балансу завистливое «подражание» классам, которые его превосходят, подража-


573
Леопольдо Маришаль (аргентинский писатель)
Биопсия богатства
ние, которое естественно обратится в нелепые «пародии». Таким же образом он добавит, а это уже ужасно, страстное желание универсали- зировать свою «мистику» терелесного (и преднамеренно использует здесь «профанаторское» толкование слова
мистика). На уже подготов- ленной сцене давайте сначала посмотрим на то, что сделал Крёз-по бе- дитель со своей экономической функцией.
18. Свободный от обоих узд, которые контролировали его «недостаток»,
Крёз посвятил себя исполнению второй части своей общественной функ- ции: справедливость в распределении. Я уже говорил, что его страсть неудержимо склоняла его к этому, вернее сказать, к тому, чтобы получать богатства ради бога и использовать этого бога для собственной выгоды.
Вы не думаете, что речь идет о простом человеке: в представлении, ко- торое я получил заглядвая в Национальный Банк Аргентины, я обнару- жил ловушку. Да, бог Крёза был уже воплощен в золоте: золоте, которое ритуально сверкало на алтарях Тиресия, золоте, которое Аякс растратил с невыносимым пренебрежением, золоте, которое звенело во дворцах и тавернах. Будучи у власти, Крёз сказале себе: «Мой бог — золото, и бог не может и не должен быть видимым». Тогда он спрятал золото в креп- чайшие сейфы, которые были
sanctum sanctorum нового идола. Итак, любому богу нужно священное место, точнее сказать, Храм; и Человек
Хозяйственный возвел эти тяжелые и безобразные соборы из золота, которые называются Банками. Естественно, Крёз не мог использовать своего идола, если бы он его полностью изолировал от прихожан. И он сказал себе: «Я создам изображения моего бога и подарю их верующим».
И Крёз изобрел бумажные деньги. Ясно то, что Крёз не мог управлять всем механизмом без церемониала: Тирезий практиковал церковную литургию, а у Аякса были рыцарские обряды; было неотвратимо то, что наш буржуа ввел свои «хозяйственные ритуалы». И сейчас вы видите, что в любом банковском учреждении, ряд жестов, подписи и печати, которые надо проставить в ходе финансовых дел, то есть литургию, тща- тельно проводимую «священническим корпусом», чья иерархия про- является от кубинских сигар управляющих до козырьков холодных и раздражительных кассиров.
19.Такое сходство или соответствие ритуальных действий бесспорно не единственное. Например: честь Тирезия заключается в его «святости»; честь Аякса — в «справедливости» его охраны; и, по логике, честь Крёза заключается в «обеспечении его коммерческой подписи». Итак, Человек
Хозяйственный, в первые романтические дни своего правления, пускал себе пулю в лоб, когда не мог «воздавать почести своей подписи», таким