Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 648

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

574
Приложение же образом, как это делал военный перед оскорблением его охраны.
Позже Крёз оставил эти неудобные привычки
belle époque
1
; и предпочел законное банкротство, закрепленное в законодательстве, которое он сам диктовал своим вассалам-правоведам. Сегодня, как в исключительных случаях алчности Крёза, он не колеблется в организации фальсифици- рованного банкротства.
20.Друг Веласко, до последнего раздела мы рассматривали Крёза в со- ответствии с пародийным отношением к религии: это всё ещё Крёз, удобно расположившийся на своём престоле, с золотой цепью, выделяв- шейся на фоне жилета. Каким бы плохим он ни был, мы видели в нём человека «ответственного». Самое неясное случилось тогда, когда Чело- век Хозяйственный, оставляя религиозную пародию, начал пародировать
«скрытое и сокровенное». Друг мой, если сегодня Вы бы начали искать ответственных за развитие мировой экономики, Вы бы уже встретились не со вчерашним крепким и видным Крёзом, а с Директорами Фирм
(которые являются специалистами, а не капиталистами) или с невинны- ми «владельцами акций» (которые не знают кто, где и как зарабатывает их деньги). Правда в том, что до сих пор сохраняются «явно или косвен- но заметные центры», Экономики; но мы не знаем, на каких Гималаях созданы «скрытые центры», в которых сосредоточена большая часть золота, и кто мог бы быть Великим ответственным Главой, который ими управляет. Таким же образом, и так же в пародии изотерического, увели- чилось число непонятных «экономических теорий» или текстов о зо лоте, на фоне которых
Zent Avesta Каббалы выглядят детскими сказками.
21. Все это, как Вы видите, заканчивается в грустной алхимии монеты и денег. Я сказал грустной? Я должен был оценить эту игру экономических ценностей как «сатаническую». Потому что монета имеет только «количе- ственную» ценность, откровенно говоря, абстрактную, и «потенциаль- ную»: ценность «доверительную» (от слова доверие, гарантия, честность).
К чему ценность монеты выражает доверие? Эта ценность гарантирует другую ценность — «в действии»: ценность «основную или качествен- ную». Например,
50 долларов (я пишу в эпоху доллара) имеют «потен- циальную» ценность в
50 долларов, которые, переведенные по покупке на «действие», преобразовываются в еду, одежду и жилище человека.
Соберите в своем воображении все монеты и банкноты мира, и у вас будет некое «абстрактное» количество, которое потенциально означает
«конкретное» удовлетворение всех человеческих потребностей в физи-
1
la Belle (или belle) Epoque — «бель-эпок», начало XX века.


575
Леопольдо Маришаль (аргентинский писатель)
1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   69

Биопсия богатства
ческом порядке. Присваивая богатство, Человек Хозяйственный попа- дает в преступное безумие: это есть «безумство», которое выходит за рамки его индивидуальных потребностей, и он копит абстрактные и бесплодные цифры ради их самих, и это «преступно», потому что бес- плодная «способность», которую он присваивает, выраженная «в дей- ствии», есть хлеб, одежда и кров бедняка, который ничем этим не вла- деет. Так м образом рассмотрев эти вещи, я бы не поколебался в том, чтобы утверждать, что «собственность есть воровство».
22. Я много раз думал, что настойчивое осуждение «богатого человека», сформулированное Иисусом намекает, более всего, на эту нелепую циф- ровую работу Крёза. В просьбах, которые Иисус направляет Крёзу, что- бы тот распределил свое богатство среди бедных, очень легко понять, что Он призывает Крёза, и в срочном порядке, вернуться к выполнению своей распределительной функции, и таким образом, и что его «способ- ность богатства» перешла бы в некое «действие богатства» — в силу любви. Дело в том, что грабя бедняка посредством злоупотребления властью, Человек Хозяйственный, прямо перед лицом самого Божества, совершает
2 проступка: поступает несправедливо и нарушает равновесие общественной системы. Первая несправедливость Крёза разрушает и нарушает весь «промысел» Отца Небесного, Чье значение и справедли- вость нам показывает Его Единородный Сын в
Sermón del Monte
1
: да,
Творец обеспечивает всем свои создания; и все бы шло хорошо, если бы
Крёз не нарушил предписанное Отцом Небесным. С другой стороны,
Иисус, который проповедовал на Святой Горе, «абсолютно беден», и так
Человечество находится в полной нищете, которую Он полностью при- нял через Искупление; и потом, тот, кто обокрал бедняка, обокрал и самого Иисуса Христа.
23. Вторая несправедливость состоит в том, что Крёз настраивает «про- тив себя самого». Я уже говорил, что деление на классы в социальном организме не является незаконным, а «естественно» происходит в соот- ветствии с индивидуальной сущностью каждого человека. Все и каждый класс в отдельности обладают, помимо собственного «правительства», неким особенным путем «оправдания» перед Творцом, и этот путь за- ключается в преданной практике справедливости, установленной по- рядком. Единственный оправдывающий Крёза путь заключается в том, чтобы справедливо действовать в управлении и распределении богат- ства: если он так поступает, то перед Божеством он предстает как благо-

1
Sermón del Monte — Нагорная Проповедь.

576
Приложение честивый, и, говоря теологически, «спасается»; если же он так не по- ступает, то он проецирует свою несправедливость против себя самого, и, выражаясь теологически, он «приговаривает себя». Друг Веласко: Вам не кажется, что иногда представитель такого класса или какого-либо другого, который «точно» осуществлял свою общественную функцию, помимо своей службы, совершал и «обрядовые действия»? Потому что любой человеческий труд, рассмотренный таким образом, представля- ет собой некое «самопожертвование» в этимологическом значении сло- ва (священное деяние).
24. Итак, среди двух функций Крёза, производящей и распределяющей, образовалась огромная «асимметрия»: чем больше Крёз расторговывал миру «распределение» богатства, тем больше возрастало его стремление к «производству», стимулированное огромным аппетитом нашего героя.
«Произвести больше, чтобы продать больше» — таким был его девиз.
Обычно для этого ему было необходимо «усилить» ритм работы челове- ка, чьи потенциальные возможности воплощает в себе Гутьеррес. Мой друг Веласко, во времена моего детства и отрочества мне случалось на собственном опыте пережить несправедливость, которую мы называем
«эксплуатация человека человеком». И я (я, поэт) рано заметил двойное мошенничество Крёза: он обманывал людей при распределении богат- ства; но также и при распределении «человеческого времени», подвергая их жестокому графику работы. В те дни, в работе, как работник умствен- ного труда и зарождающийся поэт, я открыл в человеке два времени:
«время вола», которое человек посвящал зарабатыванию на хлеб, тяже- лым трудом, и «ангельское время», которое он должен был бы посвящать
«созерцанию» (и я говорю обо всех людях, у каждого из которых свои границы созерцательных возможностей). Это случилось у фабричных станков, где я, наконец, подумал, что Крёз крал у человека его «ангель- ское время» и что он делал его помешанным на цифрах, и уровень этого помешательства я осознал позже.
25. Это произошло в казино Мар-дель-Плата: предприниматель Х, сидя- щий за столом, где играют в бакару
1
, в эту ночь проигрывал четыре тыся- чи песо каждые девяносто секунд. Наблюдатели, среди которых был я, не могли скрыть свое удивление от магната, который с таким безраз- личием доставал деньги из своего бумажника. Но я немедленно сделал следующие подсчеты: четыре тысячи песо «числовые», которые растра- чивал Х за всего лишь девяносто секунд, составляли «годовое жалованье»
1
Bacará — бакара, карточная игра.


577
Леопольдо Маришаль (аргентинский писатель)
Биопсия богатства
обычного работника, точнее говоря, жалованье за триста дней его ра- боты по девять часов в день. Позже этот подсчёт заставил меня понять, что помешательство Крёза на накоплении многочисленных ценностей не могло закончиться ничем иным, как «игрой» с этими числами (в ру- летку или на Бирже или в любом другом типе спекуляции), которая стои- ла ему столько же, сколько и игра с хлебом и страданиями человека.
Потом я обнаружил, что за той преступной игрой усердно скрывалось что-то менее спортивное: захватническое сладострастие власти. Если власть Аякса заключалась в его военной силе, власть Человека Хозяй- ственного происходила от денег. И снова мне показалось очевидным одно пародийное явление: может, Крёз пародирует «монархию» Аякса, называя себя Королём Мыла или Королём Нефти и создавая фабричные
«династии» с многочисленными монархами? И не гротескно ли он ис- пользует царственные геральдические символы как отличительные зна- ки своих изделий?
26.Такая кража «человеческого времени» заметно сократилась с изо- бретением «машины» и расцветом «машиностроения». Если бы Крёз не злоупотреблял своим должностным положением и придерживался по- рядка, он бы понял, что время, выигранное за счет машин, может при- носить лишь пользу: пользу для человека в уменьшении «времени вола» и пропорциональное увеличение «ангельского времени». К несчастью,
Крёз увидел в машинизации только лишь продуктивный и удобный спо- соб «замены человека машиной», но реакции социального типа, которые вызвал этот поступок, относятся к вопросам Истории, а не к медицинской операции, которой я сейчас так ловко занимаюсь. Чтобы подвести итог данному разделу и перед тем, как перейти к темам более тонкого по- рядка, я скажу, что Крёз, достигший производственной «гипертрофии», нуждался в срочном увеличении объема продаж. В нормальное время
Человек Хозяйственный производил, к примеру, десять тысяч гамашей, в которых нуждались еще столько же городских «непрофессионалов».
Но, произведя миллион гамашей, Крёз должен был повысить до этой же цифры количество потребителей. И как он это сделал? Деспотично ввел закон «об обязательных гамашах»? Нет, друг: Крёз — человек, которому присуща природная осторожность, и его диктатура всегда была скрыта безобидными лицемерием и притворством. То, что он навязал городу, являлось доктриной «необходимых гамашей», использующей «рекламу», которая постепенно достигла таких категорий как Музыка и Наука, и которая сегодня, благодаря вещам, обновленным по средством промыш- ленной техники, «производит» необходимость в них самих, a
posteriori, в состоянии огромного психологического воздействия.