Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 647
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
578
Приложение
27.Веласко, друг, простите меня за подробности такого приятного ана- томирования; и следуйте за мной в выяснении того, как Крёз столкнул- ся со свободами, или еще лучше, каким образом и в какой мере он стал
«либералом». Известно, что Французская Революция, провозглашая Права
Человека, потребовала и необходимые «свободы» при исполнении этих прав. Нет сомнения в том, что тирания Аякса в его тяготении к светско- му обострила его жажду свобод, выраженную с такой лирической пыл- костью ораторами Революции. Итак, человек, в своем бесконечном, но справедливом требовании свобод, применяет всю силу своей двойствен- ной сущности, точнее говоря, он заявляет о них одновременно как «ин- дивид» и как «личность». Обобщая понятие подобной двойственности, я бы Вам сказал, что такое отношение человека, рассматриваемого как
«индивид»,
отличает его в своей «телесности», а рассматриваемого как
«личность», универсализирует его в своей трансцендентной «духовно- сти». Например, право физического существования — есть свойство
«индивида», и право свободных действий души — есть признак «лич- ности». Хорошо. Но: Внимание! Оба эти аспекта человека практически неотделимы. Обратите внимание, например, что физическое устройство человека представляет собой некую неизбежную «опору» всей структу- ре человека: а попробуйте вы поспорить с подобным заключением и уменьшите право физического существования человека, и тогда вся че- ловеческая структура распадется на кусочки; откажите человеку в его праве быть «личностью», и тогда его физическая сущность вмиг сокра- тится до «опоры несуществующего». И позвольте мне вновь упомянуть моих друзей
экзистенциалистов.
28. Столкнувшись с этими призывами к свободе (изложенными самой
Революцией, которая привела его к власти), Крёз принял достаточно политическую тактику: он стал
либералом. Так как Человек Хозяй ст- венный по своей природе никогда хорошо не управлял делами, связан- ными с «трансцедентной личностью», он решил предоставить своим подчинённым все права «человека» (которые в итоге не стоили ему ни цента) и сохранить за собой право на совместную собственность, точнее говоря, неконтролируемые доступ и обладание материальным богат- ством и его символами. Так он издал свои печально известные доктрины об «экономическом либерализме», «свободном предпринимательстве» и других свободах, направленных на его обогащение и «против организ- ма», то есть против здорового развития и функционирования социаль- ного организма, к которому он принадлежит. И в свете происходящего, безумство Крёза походит на «самоубийство».
579
Леопольдо Маришаль (аргентинский писатель)
Биопсия богатства
29. Естественно, ограниченное сообщество людей, отстаивая свое право на физическое существование перед одержимым Крёзом, в борьбе, ко- торая уничтожает самых лучших своего времени, расхваленные свободы
«личности» сводятся к простому лирическому набору, и в случае, нашу- мевшем за пределами государства, сводятся к простой «свободе топанья ногами». Очень плохая сторона данного вопроса — следующее: мало того, что Крёз вовлек всех нас в эту наипечальнейшую гонку выродков на основе внушения и стимулов, он ещё попытался заставить нас пове- рить, что правом на жизнь было было «право» завоевать или победить в экономической системе, теория, по своей сути порочная и испорченная в деяниях нашего буржуа, поскольку для человека, посланного в жизнь некой Высшей Силой, которая охватывает его, ясно, что жить — это не
«право», а обязанность. И эта обязанность буквально «метафизи ческая», ввиду того, что причина существования заключается в реализа ции че- ловеком своих физических и метафизических возможностей в своем двойственном характере «индивида» и «личности». Друг Веласко, в тот день, когда люди снова осознают свою жизнь не как право завоевывать, но как обязанность осуществлять, все революции, вдохновленные в этом представлении, должны будут быть абсолютно законными и тот порядок, к которому они приведут или воссоздадут, будет «правоверным».
30.
Социально расположенный под Тирезием и Аяксом и над бедным
Гутьерресом, Крёз практиковал свою тиранию в соответствии с двумя разными манерами, которые в своих различиях дополняли друг друга: он как напрямую мучил Гутьерреса, так и косвенными способами — через голод; но Тирезий, священнослужитель, и Аякс, военный, вынуж- дали Человека Хозяйственного применять косвенные методы подчине- ния. На самом деле, каким большим ни было его безумие, Крёз не ста- рался «подавлять» священнослужителя и военного, но «склонять» их к поступкам, идущим на пользу ему самому и, таким образом, на пользу его экономическому господству. А достиг он этого благодаря двум бла- гоприятным обстоятельствам: а) явное положение прострации и упадка, в котором находились священнослужитель и военный, если на них взгля- нуть в соответствии со специфическими функциями каждого из них, которые они должны были точно исполнять без какой-либо рассеян- ности, подлежащей оправданию; основание быть Тирезием, священнос- лужителем, и Аяксом, военным; б) тот факт, что и тот и другой могли бы приобрести, в свою очередь, влечение к физическому, склонность, как я уже говорил, которую Крёз распространил по всему социальному организму до своего господства. Давайте коротко рассмотрим эти две
«атонии», Тирезия и Аякса.
580
Приложение
31. Несомненно то, что ортодоксальная позиция и поведение Тирезия перед Человеком Хозяйственным следуют прямо из Евангелия, которое его призывало к священнослужительству (я бы уже сослался на «христи- анскую» низость богатого человека и на те реалии, которые ее образуют).
Я вдруг сейчас подумал, что, в то время как Крёз интегрировался (и вначале очень преданно) в христианское общество, Тирезию было бы легко обуздать всю накопившуюся страсть Крёза, ограничить её соци- альным порядком и на последнем этапе предать анафеме, вернее говоря, просто и без церемоний исключить его из общества, со всей той продук- тивностью, которую отлучение имело в прежнее время, практикуемое
Тирезием в отношении военного Аякса во времена бунтов и восстаний, но никогда не применяемое в отношении Крёза во времена грабежей и разбоев. Друг Веласко, это не только поразительно, но и очень печально, понять как значение Евангельской доктрины растворяется и приумень- шается, в своей сути, почти с окончания «Апостольских» времен. Иногда у меня возникает такое ощущение, что Тирезий, священник, направлен- ный на создание Церкви Иисуса Христа, «отвлекся» во внешних, а не в сущностных проявлениях Времени, в своей тоже необходимой «светско- сти» или в политической деятельности, и все это шло во вред доктрине, точнее говоря, «душе», которая всегда должна составлять основу «тела» церкви. Может быть, иногда я говорю себе, «рассеянность» Тирезия от- части происходит из-за активности Аякса (Императора или Короля, или
Принца), который влиял на христианскую церковь; потому что Аякс, действуя в соответствии со своими «мирскими» целями, имеет склон- ность всё представлять в воинствующей светскости.
32. Итак, абсолютная новизна нашего великого Спасителя заключается в предзнаменовании Царства Небесного, которое наступит в конце време- ни, и в «методологии» любви, применение которой является ключом ко входу в Царствие Небесное, основанное на любви Бога к человеку, чело- века к Богу и человека к человеку. Упомянутый способ склоняет к поиску на земле образа «единства», которое воссоздастся в Царствии, на чьей
«неизбежности» настаивает Христос. Посягать на подобный свод законов о любви к ближнему значит покушаться на Слово Воплощенное и отсро- чить реализацию своего спасительного плана. Потому что, друг Веласко, не сложно понять, что тирания Крёза ведет людей не к «единству в любви», а к «разобщенности в ненависти». Нехватка Тирезия или его ужасная не- внимательность явились результатом христианского прощения Крёза.
33. И естественно, Крёз процветал под покровительством такой удобной снисходительности. Он даже стал различать и разделять в себе две не-
581
Леопольдо Маришаль (аргентинский писатель)
Биопсия богатства
зависимые индивидуальности: «делового человека» и «милосердного гражданина». И эти индивидуальности раскрывались в нем таким об- разом, что ни «милосердный гражданин» не беспокоил «делового чело- века», ни «деловой человек» не беспокоил «милосердного гражданина».
В моем районе я столкнулся с одним Крёзом с таким гибким сознанием: предприниматель, который систематически отказывал своим рабочим в каждодневном хлебе с солью. Однако, каждую субботу этот человек исповедовался, каждое воскресенье причащался, каждый понедельник возвращался к своим злодеяниям и в итоге плохо кончил.
34. Если правдой является то, что Аякс в своем историческом развитии также спустился до коленопреклонения или упадка, как я уже упоминал, не менее правдивым является и то, что несмотря на то, что он охранял три активных качества своей сущности: культа «чести», исполнение
«доблести» и практика «суровости», без которых военный не существует, и которые относятся к четырем основным качествам:
Справедливость,
Здравомыслие, Мужество и Сдержанность, традиционно считаемые обя- зательными для проявления «активного порядка» человеческой деятель- ности. Как можно было предположить, что Крёз угодил этим героическим качествам, одно из которых, Мужество, он не раз испытывал: Человек
Хозяйственный, уже будучи у власти, продолжал восхищаться и «опа- саться» трёх активных качеств Аякса до тех пор, пока он не нейтрализо- вал свои страхи. Как? Направив эти качества на службу своим экономи- ческим интересам. В этом смысле такое продуманное действие Крёза было шедевром его общеизвестного коварства.
35. И я вам приведу очень наглядный пример. Преданность Родине всег- да была задачей Аякса, военного. Традиционно, в его представлении о
Родине было настоящее и очень «конкретное» чувство: Родина для него была синонимом Государства или Народа, со всей совокупностью духов- ных и материальных качеств, главным образом «человеческих», которые передает человек госудрственный. То есть наш военный рассматривал понятие Родина только в его «первом лингвистическом значении» (загля- ните в словарь, это очень полезно). Итак, первое значение слова, будучи
«изначальным», обозначает или характеризует «вещь» в ее основных чертах, «вторые значения» слов появляются, как только «вещь» искажает- ся в элементарных сведениях ее подлинного значения. Для победы над
Аяксом, Крёз исказил элементарные значения понятия Родина: он из
Родины «конкретной и гуманной» сделал «абстрактную и без гуманности», с целью добиться, чтобы в представлении Аякса о Родине стерся челове- ческий фактор, на который Крёз направлял свою диктатуру (вспомните,
582
Приложение что Человек Хозяйственный — это специалист в обманном абстрагиро- вании). И первым шагом на пути этого ловкого мошенничества была замена первого значения Родины (страна или общность жителей) на второе (место рождения). Вскоре для которой солдат Аякс должен был появиться как защитник некоего «географического» места или так на- зываемой сцены, с такими абстракциями, как «актеры» (народ) и «дра- ма» (национальное развитие), которая воссоздается на этой сцене.
36.Еще более коварным был второй мошеннический шаг, который со- вершил Крёз, завидев первую
внутреннюю реакцию на его режим. Он исходил из отождествления основного значения понятия Родина с по- литическими, экономическими и социальными
институтами, которые он сам и создал при сотрудничестве со своими вассалами законоведами.
А Аякс, в свою очередь, понял, что его задачей также была защита этих самых институтов. Таким образом, мы увидели, как Аякс, будучи под деспотичной властью Человека Хозяйственного, дискредитировал свою отвагу и повредил свои лавры, исполняя досадные функции «полиции», которые постоянно его приводили к братоубийству. Однако, было также неотвратимо, что Аякс развязывал и внешние войны. И делал он это по-своему: если под знаком жреца война была «религиозной» (вспом- ните о Крестовых походах), под знаком военного война была «полити- ческой», а под знаком Крёза война была «экономической». И мы в свое время увидели, как солдат Аякс, ввязавшись в Войну Крёза, проливал свою кровь, защищая внешние интересы Человека Хозяйственного.
37. Друг Веласко, если Вы думаете, что Вскрытие Крёза подошло к свое- му завершению, боюсь вас разочаровать. Потому что ткань нашего героя очень нарядна, и портной, кто ее режет, довольно ловок в своем деле.
Пре жде чем продолжить свою анатомическую операцию, я еще раз Вам скажу, что то, что я описываю, это не какое-то тело, а целая «менталь- ность», некий склад ума Крёза, универсализированный нашим Человеком в течение своего правления. Давайте сейчас изучим, если вам будет угодно, влияние, которое оказала и оказывает упомянутая ментальность вплоть до наших дней, на интеллектуальную сферу, точнее говоря, на науку, на философию и искусство.
38. В свое время я вам говорил, что картезианский дуализм, из-за своего
«мысленно» буржуазного происхождения, пренебрег вторым понятием бинома (душа) в пользу первого (телесность человека). Будет справед- ливым заметить, что «любопытные науки», объявленные Декартом как о неизбежных рождественских праздниках, в эпоху Ренессанса имели