Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 695

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

152
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы
А. Смит утверждал, что обмен лежал в основе разделения труда, а благосостояние капиталистического общества есть его следствие. Склон- ность людей к обмену А. Смит считал естественной, врожденной спо- собностью. Таким образом, согласно Смиту, благосостояние капитали- стического общества — результат естественных эволюционных процес- сов.
Однако такой естественный эволюционистский взгляд на природу
капитализма вряд ли выдерживает историческую критику. Применяя
естественно-научные метафоры, можно утверждать, что появление и
развитие рыночной экономики представляло собой результат некото-
рого хаотического процесса, со своими точками бифуркации и фракта-
лами в форме странных аттракторов
1
. Точки бифуркации — это такие моменты социального развития, когда в силу неустойчивости процесса прежняя линия развития внезапно прерывается и система попадает на новый путь эволюции, неожиданный и непредсказуемый прежде
2
Одной из таких принципиальных точек бифуркации стало возникно-
вение рыночного способа производства товаров для внутреннего, прежде
традиционного, рынка.
Изготовление товара на продажу в рыночной экономике определя- ется мотивом выгоды, исключительно получением дохода от этой дея-
1
Понятие фрактала и аттрактора стало широко использоваться после работ основателя фрактальной геометрии Б. Мандельброта. Хотя это понятие математическое, точного определения фрактала не существует.
Интуитивно — это некая форма самоподобия, в которой локальная структура подобна целому, как, например, дерево и его ветви взаимно подобны. Водоворот на реке также дает пример фрактального объекта.
Фрактал можно понимать как аттрактор (предельное множество) неко- торых порождающих закономерностей. Странными аттракторы называ- ют, поскольку они, во-первых, странно выглядят, т.е. не являются при- вычными гладкими евклидовыми кривыми и поверхностями, а имеют
«нецелую размерность»; во-вторых, движение точки на странном ат- тракторе оказывается зависимым от начальных условий; в-третьих, они являются частью бесконечно мерного пространства, но сами имеют конечный размер.
2
Подход к решению экономических проблем, основанный на примене нии фрактального анализа, можно найти, в частности, в работе:
Петерс Э.
Хаос и порядок на рынках капитала. М.,
2000. Здесь же раскрываются основы синергетической парадигмы и приведены рабочие определения основных понятий фрактальной геометрии, в частности фрактала и странного аттрактора.


153
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   69

Глава 2. Становление капитализма
тельности. Связь человека с изготовляемым им товаром не регулирует- ся больше мифом, место мифа постепенно начинает занимать культура потребления. (Правда, до потребительского общества еще далеко, оно окончательно сформировалось только к
50
-м годам ХХ столетия.) Чтобы создать товар, необходимо прежде иметь проект будущего изделия-то- вара. Для изготовления товара мобилизуются наличные материальные и людские ресурсы. Важный момент здесь — разрыв между временем изготовления товара и временем его реализации на рынке для последу- ющего возмещения затраченных ресурсов. Экономическая машина ка- питализма работает не циклически, что было характерно для экономи- ки традиционных обществ, а линейно, из настоящего в будущее. Идеи, замыслы и проекты будущих товаров являются «горючим», обеспечи- вающим это движение.
Подчеркнем, что в «делании» государства и в «делании» конкурент- ного товара на внутренний рынок есть один принципиально общий момент, который имеет смысл выделить.
В обоих случаях ре зуль тат
деятельности сначала предстает в идеальной форме, в фор ме плана или
проекта, чтобы принять законченный вид только че рез некоторое вре-
мя. Этот разрыв во времени между деятельностью и ее результатом
создает подобие вектора, устремленного в неопределенное будущее. В традиционных обществах, когда рынки «погружены» в институциональ- ную ткань общества, все, что фигурирует на рынке, только условно мо- жет быть названо «товаром». Скорее это часть природы, заимствованная из ее кругооборота, чтобы снова вернуться в нее, но уже в другой форме.
Ведь окружение человека, живущего мифом, всегда живое, оно напол- нено мифическими смыслами. Хлеб, вода, вино и т.п. одновременно и символы, и меняющи еся субстанции. Так, поедая растения или живот- ных, человек получал их силу, и при этом он должен был следовать слож- ным ритуалам, чтобы не нарушить природные циклы, породившие его пищу. На против, при капитализме изготовленные природой вещи ста- новятся товаром, поскольку они произведены в рамках сельского хозяй- ства, организованного по типу коммерческого предприятия. Продукты не несут больше аромата местности, их вырастившей и передавшей им свою силу. Человеком утрачивается связь между тем, что он потребляет, и местом, где все эти продукты производятся.

Для хозяйственно-рыночного механизма капиталистического типа характерна ситуация включения в общество, прямо противоположная той, которая была у рынков традиционных докапиталистических об- ществ. Напомним, что в традиционных обществах местные рынки были встроены в институты общества и даже способствовали их сохранению.
Теперь уже институциональная среда общества встроена в экономиче-

154
Первая великая трансформация: генезис капитализма и становление его классической фазы
скую систему и оказывается, в некотором смысле, детерминированной
процессами, происходящими в ней. К тому же сфера экономических инте-
ресов капиталистического общества неимоверно разрастается и вы-
деляется, в конце концов, в отдельную экономическую систему жизне-
деятельности общества. «Перво сте пен ная важность экономического фактора для самого существова ния об щества исключает любой иной результат. Ибо коль скоро экономическая система организована в виде самостоятельных институтов, основанных на специфических мотивах и предоставляющих особый статус участникам экономической деятель- ности, общество должно быть устроено таким образом, чтобы обеспечи- вать функционирование этой системы согласно ее собственным зако нам.
Таков смысл общеизвестного положения о том, что рыночная экономи- ка может функционировать только в рыночном обществе.»
1
Сам процесс превращения рынков, существовавших в традиционных обществах, в самонастраивающийся рыночный механизм капиталистического обще- ства не был, как мы уже подчеркивали выше, эволюционным. Отношение между институциональной средой общества и кодексом правил поведе- ния на рынке изменилось радикально.
При капиталистической модели
общественные институты становятся зависимыми, встроенными в
рыночные отношения
2 1
Петерс Э. Указ. соч. С.
70.
2
Приведенная точка зрения разделяется далеко не всеми учеными. Так,
Й. Шумпетер придерживается скорее эволюционистских взглядов на развитие капитализма, в то время как мы считаем его порождением сложившихся обстоятельств и самое главное — случая. В качестве иллю- страции подхода Й. Шумпетера приведем один из фрагментов его фун- даментального труда «История экономического анализа». СПб.,
2004 /
В
3-х томах. Т. 1. С. 98.: «Те процессы, которые в конечном счете разби- ли вдребезги социальный мир св. Фомы, как правило, называют зарож- дением капитализма. Хотя они бесконечно сложны, их все же допустимо описать в терми нах более широких обобщений, которые не являются безнадежно неверными.
Кроме того, хотя нигде, конечно, не было разры-
ва, можно датировать их развитие тем или иным веком. (курсив наш.
— Авт.) Капиталистическое предприятие существовало и ранее, но начи- ная с ХIII в. оно постепенно перешло в наступление на структуру фео- дальных институтов, которые на протяжении веков не только ограничи- вали свободу, но и охраняли крестьянина и ремесленника. Оно также фор мировало контуры экономического устройства, сохраняющегося у нас до сих пор. К концу ХV века большинство феноменов,
продолжение см. на с.
155


155
Глава 2. Становление капитализма
М. Вебер писал, что в докапиталистический период «… хозяйствен- ная деятельность не была еще ориентирована в первую очередь ни на рациональное использование капитала посредством внедрения его в
производство, ни на рациональную капиталистическую организацию
труда… отношение к приобретательству… было одним из сильнейших внутренних препятствий, на которое повсеместно наталкивалось приспо- собление людей к предпосылкам упорядоченного буржуазно-капита ли- стического хозяйства»
1
. В этом и состоит коренное различие духа тради- ционализма и духа капитализма.
Вывод состоит в следующем: только при капитализме в обществе, существующем в форме национальных государств, выделяются и оформ- ляются в относительно самостоятельные сферы его экономическая си- стема, его социальная система, политическая и государственная органи- зация, а также культура, отражающая существующие в обществе формы ментальности. Известный социолог И. Валлерстайн определяет эти раз- деления как связанные с либерализмом, пытающимся отделить государ- ство и общество от экономики.
Но появление либерализма есть следствие
того, что на начальной фазе капитализма отделение экономики от
общества совершает сам капитализм.
Обратимся к дальнейшему анализу тех процессов, которые входили в состав Первой великой трансформации и которые осуществил капи- талистический рынок с обществом.
б) Становление Вестфальской системы национальных государств
и формирование буржуазных наций в XIX веке
Три подхода к вопросу о формировании наций:
1) нации — итог действия процессов культурно-исторической и этно-территориальной интеграции; начало см. на с.
154 которые мы привыкли связывать с неопределенным словом
“капитализм”, приобрело присущий им внешний вид, включая большой бизнес, спекуляцию акциями и товарами и “финансовую олигархию”…»
Как видим, это принципиально иная историческая реконструкция со- бытий, которая нам представляется не адекватной происходившим как экономическим, так и социальным процессам. Эволюционистские ре- конструкции обязаны некритическому переносу идей Дарвина на эко- номические процессы. Конкуренция действительно работает подобно естественному отбору, дело лишь в том, что на городских средневековых рынках она отсутствовала.
1
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Вебер М. Избр. про- изв. С.
80.