Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 740
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
331
1 ... 33 34 35 36 37 38 39 40 ... 69
Глава 2. Третья великая трансформация и третья современность:
новые конвенции
В
2001 году российский читатель познакомился с книгой Бека «Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию».
Книга на русском языке отставала от оригинального немецкого издания всего на несколько лет, и идеи известного социолога, уже вызвавшие в
России большой интерес, были встречены с исключительным внимани- ем. Особенностью этой работы было то, что Бек интересовался глоба- лизацией с социологической, а не с экономической точки зрения, четко реагируя на уже высказанные в этой области идеи А. Аппадураи, З. Бау- мана, И. Валлерстайна, М. Олброу, Р. Робертсона, Д. Хелда. Эти ученые известны преимущественно теориями культуры обществ, вступающих в глобализацию, в которых давалось объяснение соотношению глобаль- ного и локального.
Бек намечает здесь болевую точку глобализации, которая становится предметом его всесторонних размышлений: глобальная экономика под- рывает основы национальной экономики и национальных государств, открывая путь обширной субполитизации с непредсказуемыми послед- ствиями.
В
2004 году журнал «Россия в глобальном мире» опубликовал статью
Бека «Творческое саморазрушение мирового порядка», где под творче- ским автор понимал разрушения, приводящие к созиданию нового, и это новое затрагивало отношение к национальному государству. Позже
Бек пишет: «Речь идет не о “столкновении цивилизаций” (имеется вви- ду известная концепция С. Хантингтона. —
Авт.), а о борьбе за челове- ческую культуру, в которой уживались бы самые разные традиции. Ни- ка кая стена не защитит
государства центра (курсив наш. — Авт.) от гуманитарных катастроф в других частях света. Новые угрозы существо- ванию цивилизации не делают различий между нациями, расами, кон- тинентами». Обратим внимание, что речь идет о Западе как центре, о том, что все неравномерности и коллизии глобализации не могут его не затронуть.
Ульрих Бек и Карл Поланьи
Книга Карла Поланьи «Великая трансформация. Политические и эконо- мические истоки нашего времени» имеет большое сходство даже с на- званием публикуемой работы Бека «Власть и ее оппоненты в эпоху гло- бализации» и тем более с ее направленностью на анализ социальных трансформаций: «Новая всемирно-политическая экономия». Полит эко- номические проблемы стоят в центре каждой из этих работ как основа социальных трансформаций описываемых ими эпох. Поланьи, как выше было показано, изучает международную систему XIX века и ее развитие в ХХ веке, соотношение условий жизни и общественного прогресса, об-
332
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
щества и экономических систем, эволюцию рыночной модели, рождение ли берального символа веры, классовые интересы и социальные изме- нения, связь рынка и природы, рынка и человека, перенапряжения ка- питалистической системы, власть народа и рыночную экономику, сво- боду в сложном обществе. В поле зрения Поланьи первая глобализация
— английский free trade
1885–1914 годов, в котором участвуют так же
Германия и Россия и который прерван Первой мировой войной. Все это
«история под грузом перемен».
Бек изучает стратегии власти в связи со второй глобализацией, на- чавшейся в
90-е годы XX века после распада коммунизма, глобализацию экономики и всемирно-историческую власть глобального капитала, фак- торы международной жизни в связи с этим, государственные стратегии ренационализации и транснационализации, демонополизацию и новые формы экономической рациональности, проникновение в государствен- ную политику внешних факторов под влиянием глобализации, делегити- мацию господства и проблемы свободы. В целом он считает это анали зом глобальной стратегии космополитизации, трансформации государств в новом модерне, всемирного капитализма и вызванных им социальных трансформаций, изменения типологии политик для нового модерна, который он называет по инерции Вторым модерном, а мы Третьим, пер- спектив новой критической теории, а также глобального гражданского общества. Словом, речь снова идет об истории под грузом перемен.
Бек сам отмечает, что Поланьи описывает одну из Великих транс- формаций (Первую великую трансформацию, как нами было показано), в то время, как он останавливается на следующей великой трансформа- ции (он не касается Второй трансформации, а лишь той, которую мы обозначаем как Третью). В ходе первой глобализации «экономическое превосходство сильнейшего вынуждает капитулировать слабейшего; отсюда, однако, не следует, будто непосредственная причина его бед- ствий имеет экономический характер: причина эта — в смертельном ударе, нанесенным тем институтам, в которых воплощено его социаль- ное бытие»
1
, — писал Поланьи. И далее: «Отделить труд от других сфер человеческой жизни, подчинив его законам рынка, означало полностью уничтожить все органические формы социального бытия, заменив их совершенно иным, атомистическим и индивидуалистическим типом общественной организации»
2
. Поланьи не радует, что либерализм и пер- вая глобализация пали под ударом таких системных оппозиций как на-
1
Поланьи К. Великая трансформация. С.
176.
2
Там же. С.
183.
333
Глава 2. Третья великая трансформация и третья современность:
новые конвенции
ционализм, коммунизм, фашизм. Начинается Вторая великая транс- формация, которую Поланьи уже не описал и которую мы весьма под- робно рассмотрели в данной книге. Повторим, что Поланьи считает, что либерализм сам подготовил причины для своего крушения. Либерализм, по мнению Поланьи, привел к гибельному перенапряжению и потому окончательно потерпел поражение. Особо интересно повторение тем и проблем, волновавших Поланьи, которые Бек рассматривает на новом витке либерализации — второй глобализации. Глобализация уже не мыслится им в духе взаимозависимости между государствами, а рас- сматривается как фактор глобализации самих этих государств.
В
1947 году Поланьи писал: «Историку не составляет труда безоши- бочно определить станцию, на которую мы прибыли. Путешествие на- зывается индустриальная цивилизация. Первая стадия нашего путеше- ствия уже позади, и мы находимся на второй. Машинный век или инду- стриальная цивилизация, начавшиеся где-то в XVIII в., все еще далеки от завершения. Первая стадия этого периода имела много названий, таких, как либеральный капитализм или рыночная экономика; название следующей стадии мы еще не можем точно определить. Самое главное
— провести различие между
технологическим аспектом, общим для ма- шинного века, или индустриальной цивилизации в целом, и социологи- ческим аспектом, отделяющим фазу, которая уже позади, от фазы, ко- торая еще должна наступить»
1
. Станция, на которую прибыли в
1947
году действительно известна — это место, где появляется организован- ный капитализм и организованная современность, где требование эко- номического роста предшествующего этапа начало сменяться социал- демо кратическим представлением о справедливости распределения. В
1950
-е годы Заад перешел к обществу потребления, и старая проблема экономического роста соединилась с проблемой экономической спра- ведливости. Пирог стал большим, и его надо было делить.Бек, как прежде
Поланьи, оказался в центре этих новых поисков устройства мира, кото- рый должен соединять экономическую эффективность с сохранением человеческого бытия и справедливости.
Станция, на которую мы прибыли сегодня, имеет много названий.
Среди них –«индустриализм азиатских и латиноамериканских обществ»,
«постиндустриальное общество Запада», «информационное общество»,
«вторая глобализация» — конец
90-х — настоящее время. Все вместе сохраняет статус «техногенной цивилизации» (термин В.С. Степина),
1
Поланьи К. О вере в экономический детерминизм // «Великая транс- формация» Карла Поланьи. Прошлое, настоящее, будущее / Отв. ред.
Р.М. Нуреев. М.,
2006. С. 28–29.
334
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
которая вышла за пределы индустриального производства. В условиях второй глобализации, которая явилась победой неолиберализма в гло- бальном масштабе, социал-демократическая политика не могла обе- спечить прежней социальной справедливости, т.к. капитал получил воз- можность убегать туда, где выгодно, где меньше налоги. Налоговая ба за не позволяла обеспечить распределительную социал-демократическую политику. Левые идеи трансформировались. Например, «третий путь»
Гидденса, друга Бека, лег в основу нового лейборизма Тони Блэра, пы- таясь соединить принание глобализации, рынка, гражданского общества со справедливостью.
Бек, как и прежде Поланьи,оказался в центре поиков нового устрой- ства мира, который должен соединить экономическую эффективность с сохранением человеческого бытия и справедливости.
Как и Поланьи, Бек испытывает разочарование в новом либерализ- ме. Он утверждает, что при глобальном восприятии риска утопия неоли- берального государства утратит свою убедительность. Бека беспокоит не только нынешний вид второй глобализации с ее диктатом экономи- ческого над человеческим бытием, но и рождаемый этим правый по- пулизм, с критики которого он начинает свою книгу. Его заботят вопро- сы о том, как переписать правила новой глобализации, чтобы ее нега- тивные свойства при Третьей великой трансформации не стали еще более губительными, чем при Первой.
Отодвигаемые второй глобали-
зацией, глобальным капиталом труд и государство становятся главной
проблемой глобализации. Кто будет работать в развитых странах, пере- несших свои производства в Азию, сосредоточившись на информации и менеджменте этих производств? Кто будет выполнять грязные и тя- желые работы, какой поток иммигрантов для этого необходим и как этот поток совместит себя с чужими культурными и политическими традициями? Что будет с государствами интегрирующегося Запада, ко- гда рост индустриальной мощи в Азии осуществляется не при поддерж- ке либеральных режимов правления, а с помощью набирающих силу авторитарных и дирижистских государств?
космополитизм против либерализма
«Космополитизм» — это прежде всего термин повседневной речи, кото- рый в переводе с греческого (cosmo+polis) означает «гражданин мира».
Он ассоциируется с отказом от своего, локального, национального ради мирового гражданства, принадлежности ко всему человечеству. Космо- политизм противопоставляет себя патриотизму, считая, что именно патриотизм как приверженность локальным ценностям препятствует объединению человечества. Вместе с тем, в этой расхожей формулиров-