Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 734

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

357
1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   69

Глава 3. Вторая глобализация как новый мегатренд
и новый тип социальных трансформаций
ное, уникальное в обсуждение развития. География тут присутствует совместно с историей, культурологией, социологией, геополитикой.
Воистину мы живет в Третью современность, где тенденции и пред- чувствия нового вполне уживаются со старым («современным» в теоре- тическом смысле слова).
Термин «глобализация» появился совсем недавно для характеристи- ки нового процесса социальной трансформации, который будет описан ниже. Он не использовался в отношении первой глобализации, которая только теперь осмыслена под эти именем. Появление второй глобали- зации есть завершение того процесса образования всемирных связей, свободной торговли и становления всемирной истории, которые соста- вили суть пятисотлетней истории Запада и мира в целом, устремленных к прогрессу, осуществляющих модернизацию.
Сегодня эти процессы вытеснены на периферию, на уровень локаль- ного развития, где выбор модернизационных моделей становится более многообразным и направленным не только на решение внутренних за- дач, но и на нахождение своего места в глобальном мире и в глобальной экономике. Оглядываясь назад, недостатки классической модернизаци- онной теории кажутся все более очевидными, ее применение все более утопическим. Но вместе с тем вряд ли с нашим сегодняшним опытом можно подходить к прошлому, у которого был свой опыт, своя логика развития.
в) Экономическая и информационная природа второй глобализации
Выше шла речь о первой глобализации, но такого термина в ту пору не было. Он возник для характеристики второй глобализации, о которой пойдет здесь речь.
Термин «глобализация» во многом вытеснил теории прогресса и модернизации. Как показал В.Л. Иноземцев, он уменьшил частоту упо- требления терминов «устойчивое развитие» и «постмодернизм». Коли- чество книг, в заглавии которых используется слово «глобализация», стало лавинообразно увеличиваться в Библиотеке Конгресса с начала
1990-х годов
1
Термин «глобализация» возник для характеристики транснацио- нального функционирования экономики и информации, которые, рез- ко нарастая в последнее десятилетие XX века, сделали прозрачными для финансово-информационных систем национально-государственные гра- ницы и обеспечили преимущество тем, кто вступил в технологически-
1
Иноземцев В.Л. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль.
2000. № 1. С. 28.



358
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
информационную революцию. Так, по определению одного из специа- листов, «
глобализация — процесс лавинообразного формирования едино-
го общемирового финансово-информационного пространства на базе
новых, преимущественно компьютерных технологий»
1
. Другая характе- ристика этого процесса: «
Глобализация — это слияние национальных экономик в единую общемировую систему. Она основывается на воз- никшей в последнее десятилетие XX века легкости перемещения капи- тала, на новой информационной открытости мира, технологической революции, приверженности развитых индустриальных стран либера- лизации движения товаров и капитала»
2
. Глобализация, таким образом, это не то, желательность или нежелательность чего сегодня подлежит обсуждению. Она есть. Ее перспективы и угрозы, безусловно, важно ис- следовать. Но прежде всего необходимо сказать о ее сущности: глобали- зация означает победу капитала и информационной свободы над нацио- нальными интересами, в особенности незападных стран, создание транс- национальных систем. Вестфальская система национальных государств, составлявшая основу мирового порядка в течение последних
350 лет, дала трещину. Филадельфийская система как более позднее «уточнение»
Вестфальской системы после Филадельфийского конгресса в США, на котором были приняты основополагающие документы Америки, делав- шие демократию не только американским, но и мировым институтом, также претерпевает изменения.
Проиллюстрируем ключевые факторы глобализации — информа- ционный, экономический и технологический. Их можно назвать так же информационно-экономическим и информационно-технологическим.
С изобретением компьютера и Интернета и введением их в эконо- мику все операции невероятно ускорились и изменились качественно, а не только количественно. Возникла открытость технической инфор- мации. В Интернете можно найти технические и технологические ин- новации, ноу-хау. В перспективе патентные службы могут оказаться лишними, и технический шанс появляется у всех, кто способен им вос- пользоваться.
Экономические изменения глобального масштаба характеризуются доминированием финансового рынка по отношению к товарному. День- ги стали делать деньги на законных основаниях, предоставляемых фи-
1
Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под. ред.
М.Г.Де-
лягина. М.,
2000.
2
Уткин А. Глобализация: процесс и осмысление // Свободная мысль —
XXI.
2000. № 11. С. 28.


359
Глава 3. Вторая глобализация как новый мегатренд
и новый тип социальных трансформаций
нан сово-правовыми установлениями. Но еще более важное значение, чем деньги, имеют технологии, которые, будучи сращенными с инфор- мацией, могут обеспечить производство новых товаров и услуг с мень- шей, чем прежде, стоимостью и создать новые уникальные продукты мирового рынка.
Уникальность и дешевизна — два важнейших фактора
вхождения в глобальную экономику: «Рыночная сила производителя, а, следовательно, — и конкурентная эффективность используемых им тех- нологий возрастают по мере движения от однородных “биржевых” через сложные товары — к уникальным товарам, к которым относится не толь- ко уникальное производственное оборудование, но и сложные потреби- тельские товары, поддерживаемые технологиями воздействия на мас- совое сознание»
1
. Это последнее —
технологии воздействия на массовое
сознание, т.е. информационные технологии, реклама, PR виртуально обеспечивает победу товарам, конкурентные свойства, которых не выше, чем у других его нередко равноценных соперников. К объективным ка- чествам товара присоединяются символы его признания, которые не- которые авторы описывают как «французский хлеб, итальянская мода, испанское вино» и пр. И тот, кто не только произвел нечто уникальное или особенное или это особенное в наиболее дешевом варианте, но и получил престижно-смысловое признание, становится победителем гло- бального рынка.
Поскольку экономический прогресс определяется инновациями, богатеют богатые страны. Те страны, в которых доход на душу населения
20 тыс. долларов в год и выше, являются участниками глобальной эко- номики и не столько из-за денег, а потому, что подобный уровень жизни сопряжен с высоким технологическим развитием.
Глобализация сузила национальные возможности влиять на эконо- мику. Этот вызов поставил под вопрос возможности построения соци- ального государства в развивающихся странах. Поэтому проблема вхож- дения в глобальный мир — это новый вариант вопроса о прогрессе, хотя у него есть качественное отличие, которое будет показано на при- мере России. Глобализация создает клуб стран-чемпионов. Это — клуб избранных стран. Кто из незападных стран вошел в мир глобальной экономики? Приведем данные, которые имеются в литературе на конец
1990-х: десять стран — Бразилия, Индия, ЮАР, Турция, Польша, Южная
Корея, Китай, Аргентина, Мексика, Индонезия (до
1998 года) и лишь в некоторой мере Россия. Тут нет, скажем, и Саудовской Аравии с ее неф- тью, потому что здесь предъявляются несырьевые требования. Считает- ся, что сырье, вооружение, товары первичной индустриальной пере-
1
Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. С.
98–99.


360
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
работки не могут характеризовать страну как участницу глобальной экономики, что подобное участие формируется высокотехнологичными и информационно емкими продуктами или продуктами, занимающими преобладающий объем на рынке или монопольно представленными на нем. Объем российской международной торговли был не слишком велик, и в ней преобладает сырье. Если Россия перестанет добывать нефть, в ми ровой экономике немногое изменится. Больше нефти произведут стра- ны ОПЕК или Венесуэла. Япония не может войти в глобальный мир, т.к. она не может предоставить гражданство никому, кроме японцев. Ее куль- тура слишком локальна. Ее национальный продукт не растет с
90
-х годов.
Но, вместе с тем, Япония входит в глобальную экономику. Россия, покон- чив с коммунизмом, вошла в глобальный мир, но не сразу вошла в гло- бальную экономику. Как десять незападных стран сумели войти в гло- бальную экономику? Они смогли это сделать, т.к. стали производить тот или иной продукт, который оказался или самым лучшим, или самым дешевым из этого класса товаров для мирового рынка, а также был ин- формационно представлен людям в качестве такового. Политическая критика Китая не помешала американцам открыть для него свой рынок: обувь, одежда на рынке США успешно конкурируют с американскими товарами и занимают там все большой объем. Туристы удивляются, что купленная американская вещь при более пристальном рассмотрении оказывается китайской. Китайцы активно пользуются Интернетом и причисляются к одним из самых многочисленных его пользователей.
Примерно сто тысяч китайцев обучаются в университетах США. Сегодня в Америке трудно найти американца-яппи — героя
1960
-х, пребывающе- го в безудержной трудовой и карьерной гонке, но китайцы-яп пи встре- чаются там очень часто. Программисты Индии, текстильщики Турции сумели добиться признания на глобальном рынке. Дешевая рабо чая си- ла Польши, широко используется, например, немецкими компани ями, производящими Фольксвагены в Познани. Эти компании выиграли на том, что в Польше цена рабочей силы в
5

6
раз ниже, чем в Германии.
Если упомянутые выше незападные страны «прорвались» в глобаль- ную экономику на уровне отдельных достижений, то постиндустриаль- ные общества заняли в ней преобладающее место. Хотя такие понятия, как постиндустриальное или информационное общество, сегодня вы- тесняются термином «глобализация», это происходит как раз потому, что глобализация имеет дело именно с ними. Еще в
1982 году Дж. Нисбет определил десять новых мегатрендов, т.е. глобальных тенденций. При- ведем их:
— переход от индустриального общества к информационному;
— от развитой техники к высоким технологиям;