Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 726
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
372
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
бализацию как результат пятисотлетнего возвышения Запада и модер- низации незападных стран. Но он испытывал сомнение в том, что гло- бализация всегда будет такой, как есть. В итоге мы видим, что на деле
Гидденс —
трансформационалист, а не радикал. Он объявляет себя радикалом только для того, чтобы отойти от старых левых, заняв пози- цию на правом фланге, которая определяет и его место на левом — цент- ристскую позицию.
Центризм не кажется Гидденсу ни пораженчеством,
ни оборончеством. Он соответствует, по его мнению, объективной ло-
гике сегодняшних социальных процессов, о чем будет идти речь ниже.
С какими же вызовами глобализации столкнулся Запад, положение которого в глобальном свободном рынке является, безусловно, лиди- рующим (по данным академика Д.С. Львова,
15 процентов населения
— «золотой миллиард» — производит
85 процентов мирового продукта)?
По многим другим показателям глобализация улучшила положение За- пада, сделала его регионом, выигравшим от глобализации, в особен- ности успешным в сравнении с теми, кто проиграл.
До
11
сентября Запад не представлял в должной мере, с какими внеш- ними вызовами он столкнется. Вот как писал в
2001
году, но до
11
сентяб- ря, один из сторонников третьего пути: «Отсутствие альтернативы за- падной политической модели устраняет внешние угрозы (для Запада.
—
Авт.), но увеличивает внутренние»
1
. Аргументы, на основании кото- рых отрицались внешние угрозы, были весьма убедительны: ценность демократии признана большинством стран мира. К этому тогда (до тер- рористических актов в Нью-Йорке) можно было бы добавить, что анти- глобалистские движения являются разрозненными и слабыми, не имею- щими единой цели. Альтернатива, предлагаемая единственной системной оппозицией — исламскими радикалами, — не является перспективной ни для человечества, ни для самого исламского мира, хотя, как ста ло очевидным впоследствии, именно она сделала внешние угрозы соиз- меримыми с внутренними. Но сторонники третьего пути не задумыва- лись о них и рассуждали только о внутренних угрозах Западу, к которым были отнесены коренные изменения в мире.
Здесь добавлены новые различия, в то время как прогнозы Несбита о новых мегатрендах во многом представляются уже самоочевидными.
Именно в то время, когда ослаблялись все прежние основания, в поли- тике нарастал фундаментализм. Это значит, что при всех изменениях сохранялись базовые принципы поддержания порядка через роль госу- дарства и действие социальных норм.
1
Meny Y. Five (Hipo)theses on Democracy and its Future //The Global Third
Way Debate / Ed. by A. Giddens. Cambridge. P.
261.
373
1 ... 38 39 40 41 42 43 44 45 ... 69
Глава 4. Социал-демократия
эпохи Третьей великой трансформации: «Третий путь»
Разрушение иерархии и организации, устремленность капитала ту- да, где выгодно, без оглядки на позиции государства, изменения в граж- данском обществе и демократии, технологические сдвиги, изменение в характере труда и невозможность полной занятости, изменение семьи, многообразие стилей жизни оказались такими факторами настоящего и будущего, которые требовали ответа.
Старая реальность еще не исчезла, а новая едва родилась. Но пере- мена действительно происходила не менее существенная, чем переход от Средневековья к Новому времени, от традиционного общества к со- временному, по крайней мере она имела радикальный характер.
Для сторонников третьего пути переход в новое состояние, в целом охватываемый термином «глобализация», предстал как переход
в новую
современность. Классическая модернизация представляла собой, как мы уже отмечали, переход от традиционного общества к современному.
Гидденс и другие сторонники третьего пути считали, что современное общество, ядром которого стала индустриализация, распространившая- ся во многие незападные страны,
может быть названо сегодня традици-
онным, в сравнении с тем обществом, которое создается глобализацией
и которое характеризуется глобальным свободным рынком и описанны-
ми выше чертами. Концепция третьего пути представала как новый
прогрессизм. Так она была названа в основных документах сторонников третьего пути
1
. В этих документах лидеры США, Англии и Германии ставили перед своими странами цель продолжения прогрессивного раз- вития, которое в условиях глобализации принимает новый вид — осво- ение глобальной экономики и решение тех внутренних задач, которые вытекали из новой ситуации неподчинения глобального рынка ни госу- дарствам, ни системе государств, ни наднациональным органам. Подоб- но тому как либеральные реформы в отдельных странах были частью их модернизации,
глобальная либерализация рынка считалась необходимой
составной частью новой модернизации. Концепция третьего пути пред- полагала возможным соединение социальной солидарности с глобаль- ной динамичной экономикой. Отчасти страны, вставшие на этот путь, были намерены исправить эксцессы мирового рынка политикой, прово- димой в своих странах. Но главная цель последней — обеспечить про- гресс своих стран.
1
The New Progressive Declaration / Washington: Democratic Leadership Coun- cil — Progressive Policy Institute — PPI.
1996; The Third Way: Progressive
Governanmce for the
21st Century / The White House. 25 April 1999 (До ку- менты о третьем пути У. Клинтона);
Blair T. The Third Way. L.,
1998; Blair
T., Schroder G. Europe: The Third Way — die Neue Mitte. L.,
1999.
374
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
Новые прогрессисты провозгласили начало новой фазы модерниза- ции Запада как перехода к глобальному свободному рынку и строяще- муся на этой основе новому обществу.
Таким образом, сторонниками
третьего пути явились те левые силы на Западе, которые не стали отри-
цать реальность глобализации как нового вызова, приняли требование
участия в глобальном свободном рынке как следствии собственного раз-
вития Запада, но попытались совместить это с социальной политикой,
адекватной новым условиям. Одновременно они осознали адекватность этого пути западному региону, своего рода национальную модель мо- дернизации Запада.
б) Концепция и политика третьего пути
Б. Клинтон в конце
1990-х характеризовал свой курс как третий путь. Т.
Блэр пришел к власти под лозунгом третьего пути. Варианты такого развития появились и в континентальной Европе, прежде всего в Гер- мании. Использование этой модели развития западными странами мож- но представить как
новый этап политической модернизации. Не суще- ствует общезападной модели третьего пути, и даже при согласии на подобное развитие между Т. Блэром, Л. Жоспэном и Г. Шрёдером име- лись разногласия и даже противоречия. Легче всего эксплицировалась англо-американская модель третьего пути. Попытки ее применения в других странах требовали учета исторических и культурных особенно- стей, специфики момента и задач той или иной страны. Позже появилось множество «третьих путей», вытекающих из базовой модели или эмпи- рически найденных различными странами. Базовая модель третьего пути включала реформу государства, превращение его в социальное государство в особом, новом смысле, рост влияния гражданского обще- ства, новые формы социального контроля, связывающие права с ответ- ственностью, переход к ответственному капитализму, «восстановление в правах» понятий общественного блага и социального равенства, соче- тание индивидуализма и коммунитаризма, пересмотр концепции со- циальной помощи, новое отношение к проблеме занятости, учет неста- бильности экосистемы, обеспечение устойчивого экологически безопас- ного развития, создание условий для раскрытия человеческого потенци- ала, признание важности социального и человеческого капитала, фор- мирование способности жить в глобальном мире, ощущать ответствен- ность за мир в целом.
Учет социальных сдвигов последнего времени, новых социальных процессов, таких как распад коммунизма, глобализация, технологиче- ская революция, увеличение рисков, лишал концепцию третьего пути той абстрактности, которая присуща политическим программам раз-
375
Глава 4. Социал-демократия
эпохи Третьей великой трансформации: «Третий путь»
личных партий, декларирующих намерения. Модель третьего пути ста- новилась более специфической, конкретно реагирующей на те пробле- мы, способы решения которых левыми социал-демократиями и правы- ми либералами не представлялись новым левым адекватными.
Обратимся к базовой разработке третьего пути в трудах Гидденса, ибо английская модель капитализма в целом, как и его сегодняшней фазы, всегда приближена к «классически чистой», свободной от помех.
Итак, мы уже видели, что отрицание глобального рынка левыми и его воспевание правыми, по мнению сторонников третьего пути, не соот- ветствует задачам момента: национальные государства не могут регули- ровать глобальный рынок, а его полная дерегуляция увеличивает риски, непредсказуемые катастрофы. Переходя в духе времени к логике «и/и» вместо «или/или», Гидденс предложил структурный плюрализм, вклю- чающий взаимодействие различных социальных институтов — государ- ства, рынка, гражданского общества, демократии, которые не дают го- сударству обюрократиться, как это произошло при крайне левой ком- мунистической трактовке, и не дают ему стать статичным, зависимым и неактивным, что часто сопутствует либеральным режимам. (Тут нель- зя удержаться от замечания, что наши неолибералы — они же бывшие коммунисты — в посткоммунистической России
1990-х совместили и первый, и второй недостатки). На государство в концепции третьего пути возлагается серьезная ответственность. Государство имеет огром- ные задачи по цивилизации общества, по поддержанию публичной сфе- ры. Государству следует приспособиться к уменьшению своей роли в мировой экономике. Государство, с другой стороны, играет все возрас- тающую роль в установлении социальных и цивилизационных рамок, слишком сегодня зависящих от рынка. Ему необходимо заботиться об уменьшении налогов, экономическом процветании и социальном по- рядке. Государству следует опираться на публичные институты, которые могут получить приоритеты в решении многих задач. К числу таких институтов, которые приводятся в качестве образца, принадлежит по- чтовая служба Англии, которая в значительной мере здесь приватизиро- вана. Государству нужно самореформироваться для достижения общест- венного блага, преодолеть апатию избирателей и завоевать их доверие.
Государство должно взять на себя функции повышения стандарта обра- зования. Оно должно исходить из того, что существующей демократии недостаточно, и поощрять общественное самоуправление, формировать образы приемлемого политического правления, выступая против кор- рупции, непотизма и криминала. Государству следует быть инициатором новой демократизации, необходимость которой вызвана глобализацией.
Помимо роста непосредственной демократии в обществе, ему прихо-