Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 651
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48
Теоретические предпосылки анализа капитализма
И именно по отношении к этой последней он и определялся как “капи- тализм, а не только по отношению к новым капиталистическим формам, которые явятся позднее. На самом деле тем, чем он был, он был только относительно огромных размеров
некапитализма. И отказываться при- знавать эту дихотомию экономики прошлого под тем предлогом, будто бы “истинный” капитализм датируется XIX в. — значит отказываться понимать смысл того, что можно было бы назвать старинной топологи- ей капитализма… Если капитализм и обосновывался в каких-то местах по собственному выбору, а не по недосмотру, так это и в самом деле происходило потому, что
эти места были единственно благоприятны
для воспроизводства ка питала»
1
. Это методологически важное замеча- ние ориентировало нас в анализе генезиса и эволюции капитализма, в частности новых капитализмов в Азии и посткоммунистических странах, где капитализм некоторых сегментов хозяйственной системы не сделал ни ее в целом, ни общество капиталистическими.
Примечательно в позиции Броделя признание рынка необходимым, но недостаточным условием формирования капитализма. Он восхища- ется рынками, ярмарками всех эпох, но капитализм — это система власт- во вания и создания монопольных ограничений, включающая рынок, но и противостоящая ему. Самому распространению рынка должны спо- собствовать некоторые факторы — географические, демогра фические, сельскохозяйственные, промышленные, торговые. Рыночная экономи- ка везде одинакова, везде основа любого общества, считает Бро дель. Но она — необходимое, но не достаточное условие капиталистического развития: «Китай — превосходное доказательство того, что ка пи та ли- сти ческая надстройка не утверждается в силу самого существова ния…
Требуются и иные факторы»
2
. Капитализм возникает лишь при поддерж- ке обществом предкапиталистических генеалогических линий, обеспечи- вающих постоянное накопление: «Фактически должны были вмешивать- ся тысячи факторов, в гораздо большей степени политических и… “исто- рических”, нежели специфически экономических и со ци альных»
3
Бродель отрицает, что капиталист, локализованный пространством и имеющий контакты с себе подобными, может быть носителем описан- ного Зомбартом духа, и, говорит он, не нужна гениальность, чтобы ра- ботать в Ост-Индской компании. Не считает он также, что всеми капи- талистами движет стремление к максимизации прибыли. Капиталисты
1
Там же. С.
238.
2
Там же. С.
627–628.
3
Там же. С.
628.
49
Глава 1. Основные концепции генезиса западного капитализма
— это люди, и мотивы их различны. И расчетливый, и неосторожный могут сделать состояние. Эти аргументы ведут Броделя к следующему заключению: «Однозначное, “идеалистическое” объяснение, делающее из капитализма воплощение опре деленного типа мышления, всего лишь увертка, которой воспользовались за неимением лучшего Вернер Зом- барт и Макс Вебер, чтобы ускользнуть от признания мысли Маркса…
Тем не менее я вовсе не считаю, что в капитализме все материально.
Или все социально, или все есть общественное отношение. Вне сомнения остается… одно: он не мог выйти из одного сугубо ограниченного ис- тока. Свое слово сказала здесь экономика; свое слово — политика; свое слово — общество; свое слово сказали и культура, и цивилизация. А также и история, которая зачастую была последней инстанцией, опреде- ляющей соотношение сил»
1
На наш взгляд, Зомбарт оказал влияние и на Броделя, укрепив его в понимании многофакторности генезиса капитализма. Бродель усилил этот тезис вплоть до отказа от генерализаций. В противоположность
Зомбарту он считал, что государство не всегда могло воспользоваться своими возможностями и часто было вынуждено обращаться к услугам аристократии, а затем капиталистов. Бродель ставит вопрос о влиянии культур и цивилизаций на восприимчивость ка питализма, сегодня прак- тически ключевой. Он пишет: «Всякий раз, когда в обществе обнаружи- ваются тенденции к появлению трещин и провалов (а капитализм вно- сит их в докапиталистические традиционные общества. —
Авт.) везде- сущая культура заполняет или по меньшей мере маскирует их, оконча- тельно замыкая нас в рамках наших повседневных задач… Цивилизация, особо старая, враждебна инновации. Следовательно, она будет говорить
«нет» рынку, «нет» капиталу, «нет» прибыли. Самое малое она отнесет- ся к ним подозрительно, сдержанно. Но прошли годы, требования по- вседневной жизни, ее давление возобновились. Европейская цивилиза- ция оказалась вовлеченной в постоянный конфликт, разрывающий ее на части. И тогда ей пришлось без особой радости дать новому зеленый свет. И этот опыт — не только опыт Запада»
2
Мы видим, таким образом, что генезис капитализма не прекратил- ся, а генезис западного капитализма имеет многообразие трактовок, в которых сменяются углы зрения, ракурсы интерпретации, высвечивая те или другие стороны процесса. Возвышение капитализма над струк- турами повседневности произошло в Европе, и это уникальное событие
1
Там же. С.
409.
2
Там же. С.
568.
50
Теоретические предпосылки анализа капитализма обязано участию также новоевропейского государства. Государственная власть и финансовый капитал нашли поддержку друг в друге, что при- вело, в конечном счете, к возвышению капитализма в той форме, в ко- торой он возник в Европе, и к трансформации государственных эконо- мик в глобальный капитализм. Бродель подчеркивал: «…современное государство было одной из тех реальностей, среди которых прокладывал себе дорогу капитализм, то стесняемый, то поощряемый и довольно часто продвигавшийся по нейтральной почве. Да и как могло быть ина- че? Если инте ресы государства и интересы национальной экономики в ее целостно сти часто совпадали… то капитализм всегда находился в том секторе экономики, который обнаруживал тенденцию включиться в самые оживленные и самые доходные потоки международных дел»
1
В этом отношении следует подчеркнуть не столько конкурентность и альтернативность трактовок, сколько их взаимодополни тельность и смещение в сторону большего интереса к незападным странам, к куль- турам, их большей или меньшей склонности к выработке предпосылок капитализма. Сам же капитализм для Броделя — это способ накопления богатства и власти.
Исследования Броделя содержат целостное представление о соци- альной реальности и подходах к ее изучению. Он критикует упрощаю- щие дело подходы, в которых все экономические и социальные явления рассматриваются вне связи друг с другом, как бы вытекающие из одно- го ограниченного набора принципов.
Идеи Броделя послужили картиной мира и дали теоретические схе- мы анализа современных экономических и социальных явлений для таких крупных мыслителей, как И. Валлерстайн и Дж. Арриги
2
. Безуслов- но, концепция Броделя оказала и будет оказывать возрастающее влияние на весь комплекс наук об обществе. В рамках настоящей главы практи- чески невозможно отразить это воздействие.
Завершая краткий анализ концепции Броделя, нельзя удержаться, чтобы не привести его исключительно точное замечание о природе та- кого сложного явления, как капиталистическая экономика и капитализм.
Он обращает внимание на важнейшее качество капитализма — его при- родную гибкость, изменчивость и адаптацию к существующим услови- ям. Бродель пишет: «Подчеркнем еще раз это важнейшее для общей
1
Там же. С.
567.
2
Арриги Дж. Долгий двадцатый век: Деньги, власть и истоки нашего вре- мени. М.,
2006; Валлерстайн И. Миро-системный анализ: Введение. М.,
2006.
51
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 69
Глава 1. Основные концепции генезиса западного капитализма
истории капитализма качество: его испытанную гибкость, его способ- ность к трансформации и
адаптации. Если, как я полагаю, существует определенное единство капитализма, от Италии ХIII века до сегодняш- него Запада, то как раз здесь его следует помещать и наблюдать в первую очередь… В масштабах глобальной экономики следует остерегаться упрощенного изображения такого капитализма, который будто бы про- шел в своем росте последовательные этапы от стадии к стадии, от торго- вли к финансовым операциям и промышленности, т.е. к стадии зрелости, стадии индустриальной, единственно соответствующей “подлинному” капитализму. В так называемой торговой фазе, как и в фазе, именуемой промышленной, — термины эти, и тот и другой, покрывают большое разнообразие форм, — капитализм отличала (и это главнейшая его ха- рактеристика) способность почти мгновенно переходить от одной фор- мы к другой, из одного сектора в другой в случаях серьезного кризиса или резко выраженного понижения нормы прибыли»
1
Следуя этому пониманию, мы говорим в данной книге не столько о стадиях капитализма, сколько о трех Великих трансформациях, которые сопровождали его развитие при выходе из классического состояния ли- берального капитализма XIX века. Мы полагаем, что некоторые его ста- дии все же могут быть выявлены — ранняя, классическая и поздняя, неклассическая, если говорить о западном капитализме, который и ана- лизируется в рассматриваемых концепциях. Но сегодняшняя эпоха фор- мирования новых капитализмов в Азии и в посткоммунистических стра- нах еще не дала ему имя.
д) «Мир-система» Иммануила Валлерстайна
и развитие его концепции
Мир-системная концепция И. Валлерстайна
2
начала складываться в
70-е годы ХХ века. Она представлена в его трехтомной работе «Современная мир-система», которая выходила в свет с
1974 по 1989 г.
3
Правильнее
1
Бродель Ф. Игры обмена. С.
439–440.
2
Фамилию этого ученого по-русски пишут иногда как Уоллер стайн, Вал- лерштайн.
3
Wallerstain I. The Modern World System. V. 1: Capitalist Agriculture and the
Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century. N.Y.,
1974.
Wallerstain I. The Modern World System. V.
2: Mercantilism and the Consoli- dation of the European World-Economy,
1600–1950. N.Y., 1980. Wallerstain
I. The Modern World System. V.
3: The Second Era of Great Expansion of the