Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 655

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Capitalist World Economy,
1730–1840s. N.Y., 1989.

52
Теоретические предпосылки анализа капитализма было бы перевести заглавие его книги как «Современная мировая систе- ма», но в российской литературе принят указанный выше перевод. Имен- но данная работа дала толчок к рассуждению о глобализации. В этом многотомном труде предложена мир-системная парадигма, которая направлена на выявление этапов эволюции мировой системы и станов- ления мировой экономики. Если мир представляет собой систему, зна- чит, он един или становится единым, глобализируется. Валлерстайн сам выделяет две фазы развития своего учения о мир-системе
1
. На первой из них, в
70-е годы, он не отрицал идею глобализации и даже стимули- ровал ее развитие. Утверждение, что мир представляет собой систему, созданную капитализмом, воспринималось как одна из первых конста- таций глобализации. Валлерстайн опирался на Маркса. Но он дал свою трактовку старой идее о возникновении мировой системы, не считая это состояние неизменным и даже утверждая в качестве возможной перспективы и альтернативы мировому капитализму глобальный со- циализм.
На первой фазе анализа он обнаруживает комплексность мировой системы и ее центральный элемент — аккумуляцию капитала, техноло- гический прогресс и ориентацию на рост капитала. Эта идея была бы не слишком нова, если бы Валлерстайн не показал значимость антисистем- ных движений в установлении системы и если бы он не предложил мир- системный анализ в качестве метода. Пово ротным пунктом он считает
1968 г. — время появления антисистемных движений, направленных против капитализма и его системности.
То, что называется теперь глобализацией — связывание мира в еди- ную систему, — началось, по мнению Валлерстайна, в
1450 году (так да тирует он начало генезиса капиталистической системы) и продолжа- ется до сих пор. Им отмечается наличие двух фаз кондратьевских циклов: восходящей —
1945/1967–1973 (фазы А) и нисходящей — 1967–1973/1990
(фазы В). «Процессы, которые обычно имеются в виду, когда речь идет о глобализации, не являются новыми по своей сути, они существовали в течение пятисот лет. Выбор, который мы должны сделать сегодня, за- ключается не в том, подчиниться или не подчиниться этим процессам, а скорее в том, что делать, когда эти процессы подойдут к своему логи- ческому концу, а они идут именно к нему»
2 1
Wallerstain I. Unthinking Social Science. The Limits of Nineteenth-Century
Paradigms. Cambridge,
1991. P. 229–236, 266–272.
2
Валлерстайн И. Глобализация или переходная эпоха? Взгляд на долго- срочное развитие мир-системы// Красные холмы. М.,
1999. С. 122.


53
Глава 1. Основные концепции генезиса западного капитализма
Мир-системный подход развивает идеи, предложенные Марксом, и использует его терминологию. Оба подхода, осмысляющих единство человечества — Марксова идея всемирной истории и мир-си стема Вал- лер стайна, — относятся к социологии макроуровня. Если у Броделя су- ществуют различные мир-системы, то Валлерстайн, как и Маркс, говорит об одной мир-системе — системе капитализма. Мир-системный анализ рассматривает историческое развитие не только как экономическое, объединяющее в единое целое разрозненные части мира, но и включа- ет в себя развитие межгосударственных отношений, т.е. политические аспекты, отношения власти, конфликты.
Однако основу исторического развития в направлении глобализации
Валлерстайн видит в экономическом факторе — накоплении капитала.
В целом его подход в
70-е годы «базируется на использовании экономи- ческих терминов и содержит вторичный политический элемент, и, глав- ным образом, его интересует экономический процесс накопления ка- питала как движущая сила исторического развития
1
Мир-системный анализ основан на трех положениях:
во-первых, ми- ровая экономика является капиталистической и вовлекает в себя все новые страны;
во-вторых, имеется множество государств, распростра- няющих свое влияние; и,
в-третьих, товарный взаимообмен, внутрен- ние и межгосударственные отношения формируются взаимоотношени- ем капиталов и трудовых ресурсов
2
. Такая мировая система зародилась в Европе в XVI веке и с тех пор распространялась и захватывала весь мир.
Она представляет собой неоднородную структуру, состоящую из эконо- мически сильного центра и экономически слабой периферии. Причем с течением времени ее центр переместился из Западной Европы в Се- верную Америку. Характерной особенностью мир-системы является ее непрерывное расширение и вовлечение в свою орбиту все большего количества регионов Земли, в результате чего прежде не включенные в мир-систему страны становятся ее периферийными зонами, теряют преж- нюю независимость. Основанием разделения стран на центр и пе ри- ферию является развитость экономики. Подключение все большего ко- личества стран к мир-системе влечет за собой усиление взаимоотноше- ний между странами. Между центром и периферией возникает проме- жуточная форма — полупериферия, образующаяся из областей, прежде бывших периферийными, но показавшими способность к развитию.
1
Munch R. Sociological Theory. Chicago, V.
3. 1994. P. 95.
2
Hopkins T.K., Wallerstain I. World-Systems Analysis. Theory and Methodology.
Beverly Hills,
1982. P. 11–13.


54
Теоретические предпосылки анализа капитализма
Они являются своего рода посредниками между центральной и перифе- рийной зонами, выступая в роли центра для периферии и в роли пери- ферии для центра. Поэтому они обладают признаками как центра, так и периферии
1
. Существует, однако, противоречие, заключающееся в том, что есть всего одна мировая экономика и множество государств
2
В работах этого периода Валлерстайн выделяет двенадцать призна- ков капиталистической мир-системы: аккумуляция капитала как движу- щая сила; разделение труда, формирующее напряжение между центром и периферией и создающее в то же время неравный пространственно- локализованный обмен; структурное оформление полупериферийной зоны; зарождение капиталистической мировой экономики в одной части земли (в Европе) и ее распространение впоследствии по всему земному шару; существование стран-геге монов в этой мировой системе, периоды полновластного господства которых относительно коротки; появление антисистемных движений, одновременно подрывающих и усиливающих систему; модель одновременно циклического и прогрессивного разви- тия, олицетворяющая противоречия системы, что объясняет системные кризисы
3
. Выделенные признаки говорят о том, что система расширяет- ся, вовлекая периферийные и полупериферийные области, и тем самым способствует
глобализации на основе модернизации — глобализации со-
временности. Хотя Валлерстайн рассуждает в терминах мировой эконо- мики, разделения труда и международных отношений, его ра бота, на наш взгляд, по праву считается социологической по той причине, что предметом его исследований является общество, понятое как междуна- родное сообщество.
Главная заслуга Валлерстайна, по мнению его российского ученика и последователя А.И. Фурсова, состоит в том, что он «создал новую сфе- ру исследования, базовая единица которой — мир в целом, мир-как- система, мир-система»
4
. В многотомном сочинении Вал лер стайна анализ имеет, как замечает Фурсов, хронологические рамки —
1848–1968 годы: период между двух революций — революцией
1848 г. во Франции и сту- денческой революцией
1968 г. на Западе. По его мнению, Маркс как бы начинает изучение эпохи, Валлерстайн завершает его.
1
Ibid.
P.
47.
2
Ibid.
P.
12.
3
Wallerstain I. Unthinking Social Science. P.
268.
4
Фурсов А.И. Маргиналии к мир-системному подходу. Пре дисловие //
Глобальные и региональные проблемы в работах Иммануила Валлер- стайна. М.,
1998. С. 5.


55
Глава 1. Основные концепции генезиса западного капитализма
Базовой единицей социального анализа Валлерстайн считает «исто- рическую систему». Таковыми системами он считает те, которые имеют три определяющие характеристики: «они относительно автономны, и это означает, что их функционирование является преимущественно след- ствием внутренних процессов. Они имеют временные границы, т.е. на- чало и конец. Они имеют пространственные границы, которые могут измениться за время их жизни»
1
. Он отрицает противопоставление си- стемности и историчности. Есть, по его мнению, два типа исторических систем — мини-системы и мир-си стема. В рассматриваемый им исто- рический период мини-системы, т.е. изолированные, локальные систе- мы, уже не существуют. Исто рические системы характеризуются неко- торой автономией, пространственными и временными границами.
Первый том книги Валлерстайна о мир-системе, как мы уже отмети- ли, дал основания для некоторых трактовок его взглядов как глобалист- ских. В самом деле, утверждалось, что мир является системой, а слово
«современный» в заголовке могло быть истолковано как новый, сегод- няшний, возникший сейчас. В действительности же речь шла о «мир- системе современности», т.е. мире, в центре которого находятся разви- тые современные страны в двух смыслах — освободившиеся от религий и традиционных укладов и развитые в техническом отношении (по су- ществу, страны Запада). Одновременно Валлерстайн поставил вопрос о смене парадигм социологии. Он предложил мир-системную парадигму, отличительные черты которой — комплексность и междисциплинар- ность, связь социологии с другими науками. Более того, он поста вил вопрос не столько о смене парадигм, сколько о дисциплинарной пере- стройке социальных наук. По его мнению, дисциплинарная структу ра, возникшая в XIX веке, сковывает возможности понимания новых про- блем: «Три признанные арены коллективной человеческой деятельности
— экономической, политической и социальной (или социокультурной)
— не являются автономными аренами социального действия. У них нет своей “логики”. И, что более важно, переплетение норм “рацио наль но- стей”, решений, выборов, ограничений таково, что ни одна пригодная исследовательская модель не сможет разделить “факторы” в соответст вии с экономическими, политическими или социальными категориями, иметь дело только с одним видом переменных, считая другие постоян ны ми»
2 1
Wallerstain I. Unthinking Social Science. P.
230.
2
Уоллерстайн И. Анализ мировых систем: системное видение мирового сообщества//Социология на пороге XXI века. Новые направления ис- следования. М.,
1998. С. 134.


56
Теоретические предпосылки анализа капитализма
Валлерстайн полагает, что требуется системная методология меж- дисциплинарного анализа, способная преодолеть не только устаревшее следование определенной дисциплине, но и противостояние номотети- ческих и идеографических методологий, трактуемых как натуралисти- ческие и антинатуралистические. Согласно первой реальный мир не является набором случайных событий и имеет законосообразности, со- гласно второй — все меняется и не может быть обобщено. Валлерстайн критически относится к антагонизму этих методологий и утверждает, что его новая мир-системная парадигма интегрирует их, поскольку в масштабе системного интереса находится место как рассмотрению исто- рических флуктуаций, так и обобщениям. Он связывает мир-системный подход с реальным состоянием мировой системы и показывает, что в сельскохозяйственную эпоху существовало множество мини-систем.
«Примерно к
1500 году одному из таких мировых хозяйств удалось из- бежать общей судьбы»
1
. Возникла современная капиталистическая си- стема, и к концу ХХ века она оказалась единственной мировой системой, т.е. определила глобализацию как глобализацию современности.
И. Валлерстайн принадлежит к исследователям, испытавшим влия- ние К. Маркса, М. Вебера, К. Поланьи, Ф. Броделя. Его сравнивают с Марк- сом и Вебером. И все же он остается исключительно самобытным как в своем творческом развитии, так и в своем понимании капитализма.
Его первоначальные идеи связаны с приобретенной им в Колум- бийском университете США традицией доверять модернизационной тео- рии, имевшей направленность на теоретическое и практическое рефор- мирование незападных стран посредством их ориентации на Запад и приближение по всем параметрам развития к его передовым образцам.
Господство
модернизационных теорий в
50–60-е годы XX века воз- никло после победы над фашизмом. Влияние Запада и образа западной цивилизации повсеместно возросло, поверженные Гер мания и Япония встали на рельсы западного развития. Начался процесс деколонизации, пафос которого состоял в утверждении, что освобождающиеся народы самостоятельно, в условиях независимости, могут осуществить модер- низацию по западному образцу. Исклю че ние составляли страны социа- листической системы, но это бы ло то исключение, которое подтвержда- ло правило: никто, более большевистских лидеров, не утверждал не- обходимость для России стать частью Европы (В. Ленин), догнать Европу
(Л. Троцкий, И. Сталин), «догнать и перегнать Америку» (Н. Хрущев).
Социалистические общества осуществляли модернизации, но особым образом, и Со ветский Союз не выпадал из социального контекста, по-
1
Там ж. С.
139.