ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 745
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 21
Методика: Тест «Самочувствие, активность, настроение» (САН)
Тест «САН», названный по первым буквам слов «Самочувствие», «Активность», «Настроение» был разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова: В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, М.П.Мирошниковым и В.Б.Шарай и впервые опубликован в 1973 году.
Цель: определения функционального состояния человека и его изменений в течение определенных интервалов времени (например, рабочей смены, этапов обучения и тренажа или различных периодов социальной или медицинской реабилитации).
Объект: самочувствие
Предмет: самочувствие, активность, настроение
Материал и оборудование:
Бланк методики, ручка.
Процедура проведения.
САН» представляет собой бланк, на который нанесены 30 пар слов противоположного значения, отражающих различные стороны самочувствия, активности и настроения. Метод измерения заключается в том, что Вам предлагается поставить оценку своему состоянию (оценить степень выраженности каждого признака). Шкала оценок представлена семью градациями. Между парами слов расположены цифры 3–2–1–0–1–2–3, а задача состоит в том, чтобы выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую Ваше состояние в момент обследования.
Каждую категорию характеризуют 10 пар слов. Десятикратное предъявление полярных слов — характеристик одной и той же категории позволяет получить более надежные данные.
Инструкция:
«Вам необходимо соотнести свое состояние со шкалой 3 2 1 0 1 2 3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждений «САМОЧУВСТВИЕ ХОРОШЕЕ» и «САМОЧУВСТВИЕ ПЛОХОЕ» расположены цифры 3 2 1 0 1 2 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает самочувствие — выше среднего, а цифра три — соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника. В каждом случае, в отношении каждой пары утверждений Вы осуществляете свой выбор, отмечая необходимое значение шкалы «3 2 1 0 1 2 3».»
Протокол исследования
Испытуемый: женщина, 21 год
Дата: 14.12.2021. вечер. Место проведения: дом испытуемого
Самочувствие испытуемого: вечерняя усталость
Таблица 20
Бланк теста дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)
1 | САМОЧУВСТВИЕ ХОРОШЕЕ | 3 2 1 0 1 2 3 | САМОЧУВСТВИЕ ПЛОХОЕ |
2 | ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СИЛЬНЫМ | 3 2 1 0 1 2 3 | ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СЛАБЫМ |
3 | ПАССИВНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | АКТИВНЫЙ |
4 | МАЛОПОДВИЖНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ПОДВИЖНЫЙ |
5 | ВЕСЕЛЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ГРУСТНЫЙ |
6 | ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ | 3 2 1 0 1 2 3 | ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ |
7 | РАБОТОСПОСОБНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | РАЗБИТЫЙ |
8 | ПОЛНЫЙ СИЛ | 3 2 1 0 1 2 3 | ОБЕССИЛЕННЫЙ |
9 | МЕДЛЕННЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | БЫСТРЫЙ |
10 | БЕЗДЕЯТЕЛЬНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ДЕЯТЕЛЬНЫЙ |
11 | СЧАСТЛИВЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | НЕСЧАСТНЫЙ |
12 | ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | МРАЧНЫЙ |
13 | НАПРЯЖЕННЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | РАССЛАБЛЕННЫЙ |
14 | ЗДОРОВЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | БОЛЬНОЙ |
15 | БЕЗУЧАСТНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | УВЛЕЧЕННЫЙ |
16 | РАВНОДУШНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ВЗВОЛНОВАННЫЙ |
17 | ВОСТОРЖЕННЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | УНЫЛЫЙ |
18 | РАДОСТНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ПЕЧАЛЬНЫЙ |
19 | ОТДОХНУВШИЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | УСТАЛЫЙ |
20 | СВЕЖИЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ИЗНУРЕННЫЙ |
21 | СОНЛИВЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ВОЗБУЖДЕННЫЙ |
22 | ЖЕЛАНИЕ ОТДОХНУТЬ | 3 2 1 0 1 2 3 | ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ |
23 | СПОКОЙНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ОЗАБОЧЕННЫЙ |
24 | ОПТИМИСТИЧНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ПЕССИМИСТИЧНЫЙ |
25 | ВЫНОСЛИВЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | БЫСТРО УТОМЛЯЕМЫЙ |
26 | БОДРЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ВЯЛЫЙ |
27 | СООБРАЖАТЬ ТРУДНО | 3 2 1 0 1 2 3 | СООБРАЖАТЬ ЛЕГКО |
28 | РАССЕЯННЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ВНИМАТЕЛЬНЫЙ |
29 | ПОЛНЫЙ НАДЕЖД | 3 2 1 0 1 2 3 | РАЗОЧАРОВАННЫЙ |
30 | ДОВОЛЬНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | НЕДОВОЛЬНЫЙ |
Обработка результатов.
При обработке результатов все оценки перекодируются в ряд от 1 до 7, причем балл «3» шкалы 3 2 1 0 1 2 3, соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению приобретает значение 1, балл «0» оценивается цифрой 4, балл 3, отражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение, приобретает значение 7.
Например,
| 7 6 5 4 3 2 1 | |
ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СИЛЬНЫМ | 3 2 1 0 1 2 3 | ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СЛАБЫМ |
| 1 2 3 4 5 6 7 | |
ПАССИВНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | АКТИВНЫЙ |
Итогом анализа результатов исследования является сумма значения баллов по отдельным шкалам — «самочувствие», «активность», «настроение».
Производится расчет суммы баллов согласно коду к тесту.
Самочувствие сумма баллов за вопросы: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность сумма баллов за вопросы: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение сумма баллов за вопросы: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Подсчитаем баллы по шкалам в соответствии с ключем.
Итоговая таблица
шкала | баллы |
Самочувствие | 58 |
Активность | 40 |
Настроение | 61 |
Интерпретация и анализ результатов.
Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу.
-
<30 баллов — низкая оценка; -
30–50 баллов — средняя оценка; -
> 50 баллов — высокая оценка.
Показатели испытуемого на высоком уровне, кроме активности – средний уровень.
Вывод: Самочувствие и настроение на высоком уровне, а активность на среднем.
30>
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
-
Бордовская Н.В., Реан А.А., 2000; Акимова М.К., Гуревич К.М., 2005. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совладения со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) / Учебное пособие. Казань, 2003. С 79-92. -
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / ред.-сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». – 1998. -
Психодиагностика стресса: практикум/сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ, и науки РФ, Казан, гос. технол. ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. -
Психологические тесты: в двух томах /Под ред. А.А. Корелина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Т. 2. -
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. -
Сборник методик по изучению активности личности в современных коммуникационных системах: научное издание / А. В. Иващенко, Н. Б. Карабущенко, Т. С. Пили-швили, Т. В. Чхиквадзе. - М.: РУДН, 2012. -
Фанталова Е. Б. Психометрическое исследование показателей методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» // Журнал практикующего психолога. Выпуск 17. 2010 -
Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара: Издательский дом БАХРАХ – М., 2001. – 128 с. -
Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: издательство «Феникс» -
ЗАДАНИЕ №3
Тема: Защитные механизмы личности, типы психологических защит, Методы исследования защитных механизмов личности.
Защитный механизм (психологическая защита) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.
Впервые термин «защитный механизм» ввел Зигмунд Фрейд.
Функциональное значение психологических защит состоит в ослаблении тревоги, напряжения, беспокойства, фрустрации, обусловленных противоречием между импульсами бессознательного и требованиями внешней среды, возникающими в результате взаимодействия с окружающим. Психологическая защита
выполняет функцию регуляции поведения человека, делая его более адаптивным, повышает приспособляемость, стабилизирует психику и нормализует состояние личности.
К основным защитным механизмам относятся: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.
Виды защитных механизмов по З. Фрейду
Фрейд описал 8 видов психологической защиты, которые проявляются в разных условиях и работают по-разному.
-
Вытеснение.
Одним из главных и первичных механизмов является вытеснение, которое заключается в отбрасывании неприятных для нас событий, мыслей, переживаний. В результате человек перестает осознавать внутренние конфликты, а также не помнит травматических событий прошлого. Вытесненные импульсы не теряют своей активности в бессознательной сфере и предстают в виде сновидений, шуток, оговорок и т.п.
-
Проекция.
По своей значимости следующим механизмом является проекция – приписывание собственных социально нежелательных чувств, желаний, стремлений другим. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.
-
Замещение.
В этом защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.
-
Рационализация.
Рационализация как защитный процесс заключается в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Подобное необходимо для сохранения собственного положительного представления о себе.
-
Реактивное образование.
Реактивное образование становится механизмом психологической защиты, когда человек демонстрирует действия, противоположные его подлинным переживаниям. В случае данной защитной реакции человек бессознательно проводит трансформацию одного психического состояния в другое (например, ненависть — в любовь, и наоборот).