Файл: Общепсихологический практикум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 745

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 21



Методика: Тест «Самочувствие, активность, настроение» (САН)

Тест «САН», названный по первым буквам слов «Самочувствие», «Активность», «Настроение» был разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова: В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, М.П.Мирошниковым и В.Б.Шарай и впервые опубликован в 1973 году.

Цель: определения функционального состояния человека и его изменений в течение определенных интервалов времени (например, рабочей смены, этапов обучения и тренажа или различных периодов социальной или медицинской реабилитации).

Объект: самочувствие

Предмет: самочувствие, активность, настроение

Материал и оборудование:

Бланк методики, ручка.

Процедура проведения.

САН» представляет собой бланк, на который нанесены 30 пар слов противоположного значения, отражающих различные стороны самочувствия, активности и настроения. Метод измерения заключается в том, что Вам предлагается поставить оценку своему состоянию (оценить степень выраженности каждого признака). Шкала оценок представлена семью градациями. Между парами слов расположены цифры 3–2–1–0–1–2–3, а задача состоит в том, чтобы выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую Ваше состояние в момент обследования.

Каждую категорию характеризуют 10 пар слов. Десятикратное предъявление полярных слов — характеристик одной и той же категории позволяет получить более надежные данные.
Инструкция:

«Вам необходимо соотнести свое состояние со шкалой 3 2 1 0 1 2 3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждений «САМОЧУВСТВИЕ ХОРОШЕЕ» и «САМОЧУВСТВИЕ ПЛОХОЕ» расположены цифры 3 2 1 0 1 2 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает самочувствие — выше среднего, а цифра три — соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника. В каждом случае, в отношении каждой пары утверждений Вы осуществляете свой выбор, отмечая необходимое значение шкалы «3 2 1 0 1 2 3».»


Протокол исследования

Испытуемый: женщина, 21 год

Дата: 14.12.2021. вечер. Место проведения: дом испытуемого

Самочувствие испытуемого: вечерняя усталость
Таблица 20

Бланк теста дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)

1

САМОЧУВСТВИЕ ХОРОШЕЕ

3 2 1 0 1 2 3

САМОЧУВСТВИЕ ПЛОХОЕ

2

ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СИЛЬНЫМ

3 2 1 0 1 2 3

ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СЛАБЫМ

3

ПАССИВНЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

АКТИВНЫЙ

4

МАЛОПОДВИЖНЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

ПОДВИЖНЫЙ

5

ВЕСЕЛЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

ГРУСТНЫЙ

6

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

3 2 1 0 1 2 3

ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ

7

РАБОТОСПОСОБНЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

РАЗБИТЫЙ

8

ПОЛНЫЙ СИЛ

3 2 1 0 1 2 3

ОБЕССИЛЕННЫЙ

9

МЕДЛЕННЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

БЫСТРЫЙ

10

БЕЗДЕЯТЕЛЬНЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ

11

СЧАСТЛИВЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

НЕСЧАСТНЫЙ

12

ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

МРАЧНЫЙ

13

НАПРЯЖЕННЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

РАССЛАБЛЕННЫЙ

14

ЗДОРОВЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

БОЛЬНОЙ

15

БЕЗУЧАСТНЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

УВЛЕЧЕННЫЙ

16

РАВНОДУШНЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

ВЗВОЛНОВАННЫЙ

17

ВОСТОРЖЕННЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

УНЫЛЫЙ

18

РАДОСТНЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

ПЕЧАЛЬНЫЙ

19

ОТДОХНУВШИЙ

3 2 1 0 1 2 3

УСТАЛЫЙ

20

СВЕЖИЙ

3 2 1 0 1 2 3

ИЗНУРЕННЫЙ

21

СОНЛИВЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

ВОЗБУЖДЕННЫЙ

22

ЖЕЛАНИЕ ОТДОХНУТЬ

3 2 1 0 1 2 3

ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ

23

СПОКОЙНЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

ОЗАБОЧЕННЫЙ

24

ОПТИМИСТИЧНЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

ПЕССИМИСТИЧНЫЙ

25

ВЫНОСЛИВЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

БЫСТРО УТОМЛЯЕМЫЙ

26

БОДРЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

ВЯЛЫЙ

27

СООБРАЖАТЬ ТРУДНО

3 2 1 0 1 2 3

СООБРАЖАТЬ ЛЕГКО

28

РАССЕЯННЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

29

ПОЛНЫЙ НАДЕЖД

3 2 1 0 1 2 3

РАЗОЧАРОВАННЫЙ

30

ДОВОЛЬНЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

НЕДОВОЛЬНЫЙ




Обработка результатов.

При обработке результатов все оценки перекодируются в ряд от 1 до 7, причем балл «3» шкалы 3 2 1 0 1 2 3, соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению приобретает значение 1, балл «0» оценивается цифрой 4, балл 3, отражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение, приобретает значение 7.

Например,




7 6 5 4 3 2 1




ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СИЛЬНЫМ

3 2 1 0 1 2 3

ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СЛАБЫМ




1 2 3 4 5 6 7




ПАССИВНЫЙ

3 2 1 0 1 2 3

АКТИВНЫЙ


Итогом анализа результатов исследования является сумма значения баллов по отдельным шкалам — «самочувствие», «активность», «настроение».

Производится расчет суммы баллов согласно коду к тесту.

Самочувствие сумма баллов за вопросы: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность сумма баллов за вопросы: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение сумма баллов за вопросы: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Подсчитаем баллы по шкалам в соответствии с ключем.

Итоговая таблица


шкала

баллы

Самочувствие

58

Активность

40

Настроение

61


Интерпретация и анализ результатов.

Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу.

  • <30 баллов — низкая оценка;

  • 30–50 баллов — средняя оценка;

  • > 50 баллов — высокая оценка.

Показатели испытуемого на высоком уровне, кроме активности – средний уровень.

Вывод: Самочувствие и настроение на высоком уровне, а активность на среднем.
30>

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ





  1. Бордовская Н.В., Реан А.А., 2000; Акимова М.К., Гуревич К.М., 2005. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совладения со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) / Учебное пособие. Казань, 2003. С 79-92.

  2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / ред.-сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». – 1998.

  3. Психодиагностика стресса: практикум/сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ, и науки РФ, Казан, гос. технол. ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012.

  4. Психологические тесты: в двух томах /Под ред. А.А. Корелина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Т. 2.

  5. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979.

  6. Сборник методик по изучению активности личности в современных коммуникационных системах: научное издание / А. В. Иващенко, Н. Б. Карабущенко, Т. С. Пили-швили, Т. В. Чхиквадзе. - М.: РУДН, 2012.

  7. Фанталова Е. Б. Психометрическое исследование показателей методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» // Журнал практикующего психолога. Выпуск 17. 2010

  8. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара: Издательский дом БАХРАХ – М., 2001. – 128 с.

  9. Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: издательство «Феникс»


ЗАДАНИЕ №3



Тема: Защитные механизмы личности, типы психологических защит, Методы исследования защитных механизмов личности.

Защитный механизм (психологическая защита) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.

Впервые термин «защитный механизм» ввел Зигмунд Фрейд.

Функциональное значение психологических защит состоит в ослаблении тревоги, напряжения, беспокойства, фрустрации, обусловленных противоречием между импульсами бессознательного и требованиями внешней среды, возникающими в результате взаимодействия с  окружающим. Психологическая защита
выполняет функцию регуляции поведения человека, делая его более адаптивным, повышает приспособляемость, стабилизирует психику и нормализует состояние личности.

К основным защитным механизмам относятся: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.

Виды защитных механизмов по З. Фрейду

Фрейд описал 8 видов психологической защиты, которые проявляются в разных условиях и работают по-разному.

  1. Вытеснение.

Одним из главных и первичных механизмов является вытеснение, которое заключается в отбрасывании неприятных для нас событий, мыслей, переживаний. В результате человек перестает осознавать внутренние конфликты, а также не помнит травматических событий прошлого. Вытесненные импульсы не теряют своей активности в бессознательной сфере и предстают в виде сновидений, шуток, оговорок и т.п.



  1. Проекция.

По своей значимости следующим механизмом является проекция – приписывание собственных социально нежелательных чувств, желаний, стремлений другим. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.

  1. Замещение.

В этом защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.

  1. Рационализация.

Рационализация как защитный процесс заключается в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Подобное необходимо для сохранения собственного положительного представления о себе.

  1. Реактивное образование.

Реактивное образование становится механизмом психологической защиты, когда человек демонстрирует действия, противоположные его подлинным переживаниям. В случае данной защитной реакции человек бессознательно проводит трансформацию одного психического состояния в другое (например, ненависть — в любовь, и наоборот).