ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 729
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ,
ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
Лабораторные работы
по дисциплине «Общепсихологический практикум»
Выполнил:
Студент Группа № ПС5А20/09
Проверила:
Преподаватель Лободинская Е.А.,
кандидат психологических наук
Москва
2021
Содержание
ТЕМПЕРАМЕНТ и ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1. Диагностика темперамента методами моторных проб
2. Личностный опросник Г. Айзенка (EPI)
3. Характерологический опросник К. Леонгарда
ЭМОЦИИ
4. Методика «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард)
ВОЛЯ
5. Методика «Исследование волевой саморегуляции» (А.В.Зверкова и Е.В.Эйдеман)
6. Методика «Самооценки силы воли» (Н.Н. Обозова)
САМООЦЕНКА
7. Моторная проба Шварцландера
8. Методика «Личностный дифференциал»
ТРЕВОЖНОСТЬ
9. Методика «Реактивная и личностная тревожность» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л.Ханин)
АГРЕССИЯ
10. Опросник А. Басса и А. Дарки
ЦЕННОСТИ
11. Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах (Е.Б. Фантоловой)
МОТИВАЦИЯ
12. Опросник «Мотивации успеха или надежды на успех» (МУН)
13. «Стремление к успеху и избегание неудач» (Элерса)
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ
14. Методика «Индекс жизненного стиля»
АКТИВНОСТЬ
15. Методика «Тип поведенческой активности»
16. Методика «Способность самоуправления» (Пейсахова)
ЭМПАТИЯ
17. Методика «Эмпатийные тенденции» И.М. Юсупова
18. Методика «Диагностики уровня эмпатических способностей» (В.В.Бойко)
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
19. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний (В. Зунга)
20. Методика «Субъективное ощущение одиночества (Д.Рассела и М.Фергюсона)
21. Самочувствие, активность, настроение (САН)
ТЕМПЕРАМЕНТ и ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Диагностика темперамента методами моторных проб
Методика 1. «Теппинг тест»
Цель: определение силы/слабости нервной системы.
Объект: темперамент
Предмет: сила и слабость темперамента
Материал и оборудование: бланки, представляющие собой таблицы, карандаш, секундомер.
Процедура исследования: Исследование проходит в два этапа. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом, взять бланк и карандаш.
Первый этап. Испытуемому предлагают проставлять карандашом точки в тестовом бланке ведущей (как правило, правой) рукой. Время выполнения заданий фиксируется.
Инструкция: «По моему сигналу начинайте проставлять карандашом точки в каждом квадрате данного бланка. Старайтесь проставить как можно больше точек и переходите с одного квадрата на другой только по моей команде и только по направлению часовой стрелки. Теперь возьмите в правую руку карандаш и по сигналу «Начали!» проставляйте точки».
Проверив правильность понимания инструкции, экспериментатор дает сигнал «Начали!» и через каждые 5 секунд командует: «Перейти в другой квадрат!» По истечении 5 секунд работы в шестом квадрате он говорит: «Стоп!» Второй этап. Второй этап начинается вслед за первым после прочтения инструкции с предложением взять карандаш в не ведущую (левую) руку и проставлять точки на новом бланке.
Протокол исследования:
Испытуемый: М.А. Пол: женский Возраст: 21 год
Дата: 03.12.2021, вечернее время. Место проведения: дом испытуемого
Самочувствие испытуемого: в целом хорошее, легкая вечерняя усталость
Обработка и анализ результатов: Сила нервной системы диагностируется на основании анализа графика работоспособности по форме кривой согласно нижеуказанным критериям. Типы динамики максимального темпа движения проиллюстрированы графиками (рис.1).
Рис. 1. Графики: а – выпуклого типа (сильный тип НС); б – ровного типа (средне-сильный тип); в – нисходящего типа (слабый тип); г – промежуточного и вогнутого типов (средне слабый тип). Горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 секунд.
Результаты исследования. Полученные данные представлены в протоколе исследования.
Таблица 1
Испытуемый №1 | Ведущая рука (по отрезкам времени) | Другая рука (по отрезкам времени) |
Количество точек в пятисекундном промежутке времени | 33,26,29,24,24,25 | 34,33,34,31,33,31 |
На основе данных протокола построен график работоспособности испытуемой.
Анализ результатов
Из графика видно, что он имеет форму промежуточно-вогнутого типа, первоначальное снижение до ниже среднего темпа сменяется кратковременным увеличением темпа. Тип нервной системы у испытуемого равномерно-сильный.
Вывод: в результате проведенного исследования установлено, что испытуемая №1 имеет средне-слабый тип нервной системы.
2. Методика «Определение уравновешенности процессов возбуждения и торможения в нервной системе»
Методика исследования: «Определение уравновешенности процессов возбуждения и торможения в нервной системе»
Цель: определить уравновешенность нервных процессов по психомоторным показателям.
Объект исследования: свойства темперамента.
Предмет исследования: уравновешенность процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Материал и оборудование: Листок бумаги в клетку, простой карандаш или ручка.
Процедура проведения: Перед испытуемым кладут лист бумаги в клеточку и карандаш, испытуемому предлагается начертить 3 строчки горизонтальных черточек, касаясь бумаги только кончиком карандаша (листок можно придерживать второстепенной рукой) и держать руку на весу (рука до конца опыта не должна иметь опору). Черточки должны быть равны одному сантиметру, промежуток между черточками тоже равен одному сантиметру, Исследование проводится в два этапа: первая проба проводится с открытыми глазами, вторая - с закрытыми.
Протокол исследования:
Испытуемый: М.А. Пол: женский Возраст: 21 год
Дата: 03.12.2021, вечернее время. Место проведения: дом испытуемого
Самочувствие испытуемого: в целом хорошее, легкая вечерняя усталость
Результаты исследования:
Испытуемая №1
Протокол исследования 1. Проба с открытыми глазами.
строчка | Номер отрезка и длина отрезок/промежуток в мм | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | 8/10 | 10/10 | 10/10 | 10/10 |
2 | 10/10 | 10/10 | 10/10 | 9/10 |
3 | 9/11 | 11/10 | 10/10 | 10/10 |
Сумма в мм | 117/121 |
Протокол исследования 2. Проба с закрытыми глазами.
строчка | Номер отрезка и длина отрезок/промежуток в мм | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | 8/7 | 9/8 | 10/11 | 10/8 |
2 | 9/10 | 9/12 | 12/13 | 11/13 |
3 | 14/14 | 9/15 | 13/12 | 10/13 |
Сумма в мм | 124/136 |
Обработка и анализ результатов:
При обработке результатов необходимо суммировать длину (в мм) всех отрезков (Ʃ1) пробы с закрытыми глазами и сумму всех промежутков с закрытыми глазами (Ʃ2).
Результат вычисляется по формуле: K = Ʃ 1 / Ʃ 2
Полученное значение соотноситься с нормой: K = 10,2 – уравновешенная НС;
K > 1,3 – неуравновешенная НС по типу возбуждения;
K < 0,8 – не уравновешенная НС по типу торможения.
Испытуемая №1 К=124/136=0,712
Таблица 2
Результаты исследования уравновешенности процессов возбуждения и торможения
Испытуемые | K >1,3 Неуравновешенная НС по возбудимому типу | 0,8≤K≤1,3 Уравновешенная НС | K <0,8 Неуравешенная НС по тормозному типу |
№1 | | 0,912 | |
Как видно из таблицы 2, испытуемая имеет уравновешенный тип нервной системы.
Вывод: в результате проведенного исследования было выявлено, что испытуемая имеет уравновешенный тип нервной системы.
Методика №3. Методика исследования: «Моторная проба Лачинса»
Цель: установить ригидность/пластичность нервной системы.
Объект исследования: свойства темперамента
Предмет исследования: ригидность и пластичность нервной системы
Материал и оборудование: лист бумаги, секундомер, ручка.
Процедура проведения: Испытуемой предлагается написать одну и ту же фразу разными способами (4 способа). Каждый способ будет длиться 1 минуту 30 секунд и по 30 секунд отдыха между каждой пробой.
1 способ: фраза пишется обычным почерком, все буквы маленькие, строчные, каждая фраза пишется с новой строки: в поле уж таял снег;
2 способ: все буквы печатные заглавные: В ПОЛЕ УЖ ТАЯЛ СНЕГ;
3 способ: одна буква маленькая, строчная, а вторая заглавная печатная: В пОлЕ уЖ тАяЛ сНеГ. Начинать писать можно с любой буквы;
4 способ: все буквы маленькие, строчные, написанные обычным почерком, но каждую букву надо писать по 2 раза: вв ппооллее уужж ттааяялл ссннеегг.
Примечание: При прочтении инструкции экспериментатор наглядно демонстрирует способы написания слов.
Протокол исследования:
Испытуемый: М.А. Пол: женский Возраст: 21 год
Дата: 03.12.2021, вечернее время. Место проведения: дом испытуемого
Самочувствие испытуемого: в целом хорошее, легкая вечерняя усталость
Результаты исследования:
Протокол первичных данных
Номер пробы | сумма букв |
Испытуемая №1 | |
1 | 200 |
2 | 131 |
3 | 97 |
4 | 136 |
Обработка и анализ результатов:
Необходимо вычислить коэффициент ригидности-пластичности (K) по формуле:
K = (∑2+3+4 / 3) /∑1
Где ∑2+3+4 – сумма букв 2, 3,4 серии; ∑1 - сумма букв первой серии.
Полученное значении коэффициента соотносится с нормативными данными:
0,5≤К≤0,7 – среднее значение, ни одно из качеств ярко не выражено, смешанный тип;
К <0,5 – характерна ригидность;
К >0.7 – характерна пластичность.
Испытуемая: К= ((131+97+136)/3)/200=0,61
Таблица 3
Испытуемые | K >0,7 Пластичная НС | 0,5≤K≤0,7 Смешанный тип | K <0,5 Ригидная НС |
№1 | | 0,61 | |