Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 462
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20. Членство в международных межправительственных и неправительственных организациях, его виды. Особенности членства в ООН.
Членство в международных организациях принадлежит государствам. Государства являются основными членами международных организаций, но существуют различия в характере их участия: они могут быть полноправными членами, членами с ограниченными правами или членами со статусом наблюдателя. Полноправными членами являются государства, которые приняли участие в учредительной конференции, подписали и ратифицировали учредительный акт об учреждении международной организации, т.е. государства, которые создали данную организацию. Однако правовой статус этих членов ничем не отличается от присоединившихся членов в отношении прав и обязанностей. Присоединяющиеся члены — это те, кто заявляют о своем желании присоединиться к существующей организации.
Условия приема в члены международной организации можно разделить на общие и специальные. К общим условиям относятся признание государством-кандидатом целей и принципов организации, принятие на себя обязательства, закрепленных в учредительном акте и их выполнение. Эти условия применяются во всех организациях. Специальные условия для приема в члены предусмотрены в некоторых учредительных актах. Так, для приема в ООН согласно ст. 4 Устава «Прием в Члены Организации открыт для всех других миролюбивых государств», в Организации исламского сотрудничества (ОИК) государство-кандидат должно быть мусульманским государством.
Порядок приема устанавливается в учредительных актах. Так, для приема в члены ООН принимается постановление Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.
Членами со статусом наблюдателя являются те члены, которые присутствуют на заседаниях организаций, но не принимают участия в их деятельности и не имеют право принять участие в голосовании и избираться в органы организации.
Прекращение членства может быть путем выхода и исключения.
Положения о выходе и исключении закреплены в учредительных актах большинства международных организаций.
Исключение из организации, как правило, осуществляется за систематические нарушения уставных обязательств. В ряде учредительных актов специализированных учреждений ООН предусматривают автоматическое прекращение членства, если государство исключено из ООН. Прекращение членства также происходит в результате исчезновения государства, ликвидации организации и т.д.
Членство в международных организациях может быть приостановлено на определенный срок за нарушение уставных обязательств.
Органы международных организаций создаются на основе учредительного акта организации.
В доктрине международного права существуют различные критерии классификации органов международных организаций.
Органы международных организаций можно разделить на главные и вспомогательные. Главные органы — органы, наделенные правом принимать решения и действовать в пределах полномочий и компетенций, установленных учредительным актом. В соответствии с п. 1 ст. 7 Устава ООН «В качестве главных органов Организации Объединенных Наций учреждаются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат». Вспомогательные органы создаются позднее, когда этого требует необходимость работы международной организации. В п. 2 ст. 7 говорится, что «Вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми, могут учреждаться в соответствии с настоящим Уставом». Вспомогательные органы обычно создаются главными органами, поскольку большинство учредительных актов международных организаций предусматривают это.
Различают органы, состоящие из представителей государств, и органы, состоящие из персонала и экспертов международной организации, которые действуют независимо от государств, к которым они принадлежат.
Большинство ученых международного права различают три вида органов международных организаций в соответствии с функциями: политические органы, административные органы и судебные органы.
На сегодняшний день ООН является главной универсальной международной организацией. Идея создания ООН возникла в период Второй мировой войны. Сам термин «Объединенные нации» впервые возник на Вашингтонской конференции 1942 г., где была принята Декларация Объединенных наций об объединении усилий государств в борьбе с Тройственным союзом. В 1943 г. на Московской конференции была принята Декларация по вопросам о всеобщей безопасности, где предусматривалась необходимость создания международной организации по вопросам всеобщей безопасности. Конференция в Тегеране выразила правильность общей направленности Московской декларации и подкрепила ее положения на более высоком уровне. В 1944 г. на Конференции Бумбартон-Окса был выработан проект Устава новой организации. В 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско при участии 51 государства был принят Устав ООН. 24 октября 1945 г. Устав был ратифицирован пятью постоянными членами Совета Безопасности и вступил в силу. Этот день считается днем создания ООН.
На сегодняшний день в состав ООН входят 193 государства. Основными целями и принципами ООН являются: поддержание международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений между нациями; осуществление международного сотрудничества государств в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам. В ст. 2 Устава ООН закреплены основные принципы международного права. Согласно этой статье Организация и ее члены должны действовать в соответствии с принципами суверенного равенства всех ее членов; добросовестно выполнять обязательства принятые на себя по настоящему Уставу; разрешать международные споры мирными средствами; воздерживать от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности, так и политической независимости любого государства; оказывать Организации всемерную помощь во всех ее действиях в соответствии с Уставом и воздерживаться от помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера; не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Структура ООН включает в себя следующие главные органы: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный Суд, Секретариат. Однако помимо этих главных органов ООН имеет право создать еще вспомогательные органы для выполнения своих функций.
Генеральная Ассамблея (ГА) ООН — это единственный орган, который состоит из всех государств-членов, которые имеют равное представительство. ГА ООН является площадкой для обмена мнениями и выработки согласованных решений по широкому кругу международных проблем, для создания условий для многосторонних дипломатических переговоров и консультаций между государствамичленами. Она рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе проблемы разоружения. Кроме того, ГА ООН организует различные исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической сфере и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации, содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культурной сферах, образования, здравоохранения и содействия
осуществлению прав человека основных свобод.
ГА ООН собирается на очередные, специальные и чрезвычайные сессии. В рамках ГА ООН созданы вспомогательные органы, которые подразделяются на комитеты, комиссии, правления, советы, группы, рабочие группы и проч.
Решения ГА ООН носят рекомендательный характер. Ассамблея может также принимать меры в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, если Совет Безопасности оказывается не в состоянии действовать из-за позиции одного из постоянных членов, голосующего против. В таких случаях, согласно ее резолюции «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 г. Ассамблея может немедленно рассмотреть вопрос и рекомендовать своим членам коллективные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Совет Безопасности — это главный орган по обеспечению быстрых и эффективных действий ООН. Он несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он состоит из 15 членов Организации: 5 постоянных (Российская Федерация, США, Китай, Великобритания, Франция), остальные 10 членов избираются Генеральной Ассамблеей ООН на двухгодичный срок.
Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. В соответствии со ст. 25 Устава члены Организации соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.
Основными действиям Совета Безопасности ООН являются санкции или коллективные меры.
Решения в Совете Безопасности ООН принимаются, когда за них проголосуют восемь членов, в том числе пять постоянных членов.
Постоянные члены обладают «правом вето».
Структура Совета Безопасности ООН включает в себя следующие комитеты: комитет по правилам процедуры, комитет по приему новых членов, комитет экспертов, комитет по вопросу о «микрогосударствах», комитет по проведению заседаний Совета вне Центральных учреждений, специальные комитеты.
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из 54 членов организации, избранных Генеральной Ассамблеей на три года.
В его полномочия входит:
-
предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации ГА ООН, Членам Организации и заинтересованным специализированным учреждениям; -
делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех; -
подготавливать для представления ГА ООН проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию; -
созывать, в соответствии с правилами, предписанными Организацией, международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию.
Совет по опеке — этот орган был создан для наблюдения за управлением подопечными территориями, попадающими под систему международной опеки. Он утратил свое значение и приостановил свою деятельность 1 ноября 1994 г. в связи с прекращением системы опеки ООН. В системе международной опеки были 11 территорий
Международный Суд — это главный судебный орган ООН. Он действует на основе Статута Международного Суда. Штаб-квартира в Гааге.
Суд состоит из 15 судей, избираемых на девять лет с правом переизбираться на новый срок.
Члены ООН становятся участниками Статута Международного Суда ipso facto. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.
В его компетенцию входит рассмотрение споров только между государствами, для этого требуется их согласие. Давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросам
Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности, а также других органов и специализированных учреждений ООН.
Секретариат состоит из Генерального Секретаря и другого персонала, необходимого для Организации. Генеральный Секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на пять лет с правом переизбрания на новой срок.
21. Внутриорганизационный механизм международных организаций.
Внутриорганизационный механизм можно определить как систему различного вида органов, созданных в соответствии с учредительным и другими актами международной организации, .находящимися в постоянном взаимодействии на основе принципов и норм международного права. Его понятие включает следующие элементы: 1) виды, состав, принципы и порядок формирования органов; 2) их компетенция (предметная и юрисдикционная); 3) взаимодействие (соподчиненность, взаимозависимость и функционирование) органов; 4) процедура принятия решений в органах организации.
Понятие внутриорганизационного механизма шире понятия внутренней структуры международных организаций. Последняя составляет его основу. Оно не ограничивается только вопросами видов, состава и порядка формирования органов, но включает вопросы взаимодействия органов как в рамках международной организации, так и за ее пределами в отношениях между различными организациями, а также вопросы компетенции и порядок принятия решений. Только взятые вместе, эти элементы составляют понятие внутриорганизационного механизма.