Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 463

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие международных организаций неразрывно связано с развитием их внутриорганизационного механизма. Первые постоянно действующие международные организации - административные союзы - имели в своей структуре два органа: а) высший - периодически созываемый конгресс или полномочная конференция б) административный - секретариат (международное бюро).

Как правило, в любой международной организации существует пленарный орган – т.е. высший орган, в который входят все постоянные члены, а также наблюдатели из числа представителей государств и международных организаций, не обладающих полноправным членством. Называется он по-разному: ассамблея, конференция, конгресс и др. Пленарный орган обсуждает все вопросы, имеющие отношение к целям и задачам деятельности организации, и выносит решения по наиболее фундаментальным вопросам:

определение общей политики организации, ее принципов;

принятие проектов конвенций и рекомендаций;

бюджетные и финансовые вопросы;

пересмотр устава и принятие поправок к нему;

вопросы, связанные с членством в организации, – прием, исключение, приостановление прав и привилегий и др.

Исполнительные органы международных организаций. Исполнительные органы называются Административными советами, Исполнительными советами, Директоратами. В отличие от высших органов исполнительные – это органы ограниченного состава (не все государства одновременно имеют своих представителей) и постоянно действующие, порядок из избрания определяется уставом. Их главная задача заключается в том, чтобы контролировать работу постоянного секретариата организации и осуществлять реализацию программ и политики, определенных пленарным органом. Наиболее распространенным принципом формирования испол

нительных органов является принцип равного (справедливого) географического представительства. Постоянно действующий административно-исполнительный орган является необходимой частью организационной структуры любой международной организации. В отличие от членов пленарных собраний или исполнительных советов, сотрудники секретариата обычно не являются представителями государств-членов и несут ответственность только перед самой организацией. Административный орган, как правило, осуществляет исключительно технические функции:


обеспечивает реализацию принятых программы и политических установок, принятых пленарными и исполнительными органами;

координирует работу постоянно действующих рабочих органов организации;

собирает и подготавливает справочную информацию по различным проблемам;

осуществляет перевод выступлений и документов;

организует конференции;

представляет организацию на международной арене.

Комитеты и комиссии могут создаваться на постоянной и временной основе. Туда могут входить представители всех государств либо избираться на основе принципа справедливого географического представительства. Для подготовки резолюций пленарного органа создаются комиссии и комитеты общего состава, работающие во время сессии высшего органа. Но, как правило, эти органы специализируются на очень узком вопросе.

В отдельных случаях в институциональной структуре международной организации предусматривается специальный судебный или арбитражный орган. В его задачу входит урегулирование споров между членами организации, между организацией и ее членами или между органами организации. Иногда такие органы создаются для разрешения споров между организацией и ее сотрудниками (административные трибуналы).

22. Организация Объединенных Наций. Главные органы ООН.

ООН — Организация Объединенных Наций — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

ООН является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании и поддержании которого ей принадлежит важная роль. Она представляет собой ядро глобальной системы международных организаций.

Создана после Второй мировой войны. Устав ООН был принят на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день с 1947 г. отмечается как ОНН.

Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка.

ООН преследует цели:

• поддерживать международный мир и безопасность

• развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов

• осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека



• быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.

Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:

1. суверенное равенство членов ООН

2. добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН

3. разрешение международных споров мирными средствами

4. отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН

5. невмешательство во внутренние дела государств и рядом других принципов.

Задачи ООН:

- борьба за развитие всех народов мира;

- борьба с нищетой, невежеством и болезнями;

- борьба с несправедливостью;

- борьба с насилием, террором и преступностью;

- борьба с деградацией и разрушением нашего общего дома.

Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами.

ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.

Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.

ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций - источников международного права.

Особое значение приобрели усилия ООН по поддержанию мира.

Главные органы.


Генеральная Ассамблея. Она состоит из всех членов ООН. Каждое государство имеет на ее сессиях делегацию в количестве не более пяти представителей и пяти заместителей представителей; при этом делегация имеет один голос.

Компетенции Генеральной Ассамблеи подлежат любые вопросы или дела в пределах Устава (ст. 10). Она может рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе вопросы разоружения, обсуждать вопросы сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной областях, вопросы содействия осуществлению прав человека и основных свобод, вопросы прогрессивного развития и кодификации международного права, делать рекомендации членам Организации и (или) Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.

Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности вопросы, поставленные перед ней каким-либо государством или Советом Безопасности, и делать соответствующие рекомендации. Любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Ассамблеей Совету Безопасности до или после обсуждения.

Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета, образует вспомогательные органы. По рекомендации Совета Безопасности Ассамблея решает вопросы приема и исключения из членов ООН, приостановления осуществления прав и привилегий членов ООН, назначает Генерального секретаря, параллельно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда.

Совет Безопасности. Он занимает особое место в системе главных органов ООН. Государства — члены ООН для обеспечения быстрых и эффективных действий возложили на него главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и достигли согласия в том, что при исполнении обязанностей
, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени (ст. 24 Устава).

В отличие от Генеральной Ассамблеи, включающей всех членов Организации, Совет Безопасности имеет ограниченный состав. Количество его членов фиксируется в Уставе ООН (ст. 23), вследствие чего для изменения численного состава Совета необходимо внесение поправок в Устав.

Совет Безопасности состоит из 15 государств-членов (до 1965 г. состоял из 11 членов), при этом имеются постоянные и непостоянные члены.

Функции Совета Безопасности обусловлены его ролью в обеспечении международного мира и безопасности.

Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Совет Безопасности определяет, согласно ст. 41 Устава, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и может потребовать от членов ООН применения этих мер, к которым относятся полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

В соответствии со ст. 25 Устава члены ООН взяли на себя обязательство подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Действенность резолюций Совета Безопасности о санкциях обусловлена их выполнением государствами, в том числе с использованием внутригосударственных правовых средств.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Он создан для того, чтобы под руководством Генеральной Ассамблеи осуществлять международное сотрудничество в экономической и социальной областях.

ЭКОСОС состоит (с 1973 г.) из 54 государств — членов ООН.' Члены ЭКОСОС избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года, причем ежегодно переизбирается одна треть состава.

Основные задачи Экономического и Социального Совета вытекают из положений ст. 55 Устава ООН, согласно которым Организация Объединенных Наций содействует повышению уровня жизни