Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 464

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовой основой функционирования системы выступает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительные протоколы, которые направлены на расширение перечня прав и свобод, подлежащих защите и совершенствованию имеющегося механизма защиты прав человека.

В Конвенции закреплены гражданские и политические права, а эконмические, социальные и культурные права включены в Европейскую социальную хартию 1961 г. (пересмотренную в 1996 г.). Контроль за выполнением обязательств, закрепленных в Хартии, осуществляется при помощи рассмотрения докладов и коллективных жалоб Комитетом экспертов и вынесения рекомендаций Комитетом министров Совета Европы.
Правовую основу американской системы защиты прав человека составляют несколько актов. Американскую декларацию прав и обязанностей можно считать первым в мире международным документом, который содержит перечень основных прав и свобод. Межамериканская конвенция по правам человека была принята в 1969 г. В 1988 г. Конвенция была дополнена Дополнительным протоколом (Протокол Сан-Сальвадор), который добавил перечень экономических, социальных и культурных прав. Конвенция содержит широкий перечень гражданских и политических прав. В самой Конвенции экономические, социальные и культурные права отсутствуют, однако этот пробел был компенсирован с принятием уже упоминавшегося Протокола, хотя механизм контроля за исполнением этой группы прав и свобод имеет отдельные особенности.
Механизм Конвенции состоит из двух органов: Межамериканской комиссии по правам человека и Межамериканского суда по правам человека. Комиссия рассматривает заявления индивидов, групп индивидов, неправительственных организаций и государств (при условии признания ими юрисдикции Комиссии).
Комиссия также оказывает услуги с целью мирного разрешения споров. Среди других функций можно отметить деятельность Комиссии по развитию и распространению знаний о правах человека среди народов Америки, подготовку исследований, докладов, соответствующие рекомендации правительствам. Для поддержания надлежащих отношений с американскими государствами Комиссия имеет право запросить у государств соответствующую информацию и, в свою очередь, давать ответы государствам на их запросы. Комиссия также предоставляет доклад о результатах своей работы Генеральной ассамблее ОАГ. Это вызвано и тем обстоятельством, что деятельность Комиссии регламентируется Уставом ОАГ, т.е. Комиссия по правам человека выступает не столько конвенционным органом, сколько уставным органом самой организации. Этот орган был создан в рамках организации гораздо раньше принятия Конвенции. Этим объясняется его широкая компетенция.

Африканская система защиты прав человека начала формироваться с принятием в 1981 г. Организацией африканского единства (ОАЕ) Африканской хартии прав человека и народов. Особенностью Хартии по сравнению с другими региональными документами является то, что в нее включены права народов («третье поколение прав человека»)», а также предусмотрены обязанности прав индивида относительно семьи, родственников, общества, государства и Африканского континента.
В основе ее функционирования лежит деятельность Африканской комиссии по правам человека и народов. Это единственный орган в механизме Хартии, предусмотренный договором. Поэтому полномочия Комиссии довольно широки: она принимает заявления государств на нарушения Хартии другими государствами-участницами с целью мирного решения спора. Результатом работы Комиссии в таком случае становятся доклад и выводы для государств, которые обязательной силы не имеют. Также Комиссия занимается сбором материалов, изучением, исследованием проблем прав человека в Африке, организацией семинаров, конференций, распространением информации, соответствующих рекомендаций для государств. К важным полномочиям этого органа относится право толкования Хартии по просьбе государств-участников и институтов ОАЭ.
Еще одним направлением деятельности Комиссии выступает налаживание сотрудничества с другими африканскими странами в сфере прав человека. В 1998 г. ОАЕ был принят протокол к Хартии, которым дополнен механизм Африканского суда прав человека и народов.
Можно выделить два основных направления в деятельности Суда: представление консультативных заключений по юридическим вопросам, которые имеют отношение к Хартии, и рассмотрение дел о применении и Хартии. Сторонами в Суде могут выступать Африканская комиссия по правам человека, государства — участники Хартии и африканские международные организации. Участие последних — это тоже особенность Хартии. Зато привлечения индивида как стороны спора не предусмотрено. Таким образом, африканский механизм защиты прав человека пока не дает возможности индивиду быть активной стороной и непосредственно защищать нарушенные права.
Арабская система защиты прав человека — самая молодая из всех региональных систем защиты прав человека. Она начала формироваться с принятием в 2004 г. Лигой арабских государств Арабской хартии прав человека. Механизм Конвенции состоит из одного органа — Комиссия по правам человека. Она состоит из семи членов, избираемых государствами — участниками Хартии путем тайного голосования. В состав Комиссии входят лица, являющиеся гражданами участвующих в Хартии государств и обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека, обладающие юридическим опытом и работающие в личном качестве.



Статья 49 Хартии предусматривает полномочия Комиссии:

• запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, имеющую отношение к осуществлению Хартии;

• рассматривает доклады, представляемые государствамиучастниками в присутствии представителя соответствующего государства для обсуждения доклада;

• изучает доклады и выражает свои замечания и рекомендации в соответствии с целями Хартии;

• направляет ежегодный доклад, содержащий ее замечания и рекомендации Совету Лиги арабских государств через Генерального секретаря.

Доклады Комиссии и ее замечания и рекомендации считаются официальными документами и подлежат публикации.

Арабская комиссия не рассматривает индивидуальные жалобы нарушения прав человека, закрепленных в Хартии. Арабская комиссия не имеет механизма по контролю за соблюдением ее рекомендаций.
Арабский суд по правам человека состоит из 7 судей и может быть увеличен до 11 судей по просьбе Суда и утверждению Ассамблеи Лиги арабских государств. Они избираются путем тайного голосования из списка, включающего двух кандидатов, представляемых каждого государства-участника. Судьи избираются сроком на четыре года, срок может быть продлен только один раз. Судьи при исполнении своих функций пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми представителям государств — членов Лиги.
Суд обладает юрисдикцией в отношении всех дел и споров, возникающих в связи с применением и толкованием Арабской хартии прав человека или любого другого арабского соглашения в этой области, при том что государство, которое передает в Суд вопрос о толковании, является участником этих соглашений. Компетентность Суда является дополнением к национальной судебной системе и не заменяет ее.
Суд может рассматривать жалобу только при наличии следующих условий: а) внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны; б) жалоба не была рассмотрена или находится на рассмотрении в другом региональном органе; в) в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

Государства-члены могут при ратификации или присоединении к регламенту или в любое время после ратификации признать, что одна или несколько национальных неправительственных организаций, аккредитованных и работающих в области прав человека соответствующего государства могут обращаться в Суд для защиты прав лиц, являющихся жертвой нарушения права человека.
Однако государство-участник, гражданин которого является жертвой нарушения права человека, имеет право обратиться в Суд при условии, что государство, подающее жалобу, и государство-ответчика являются сторонами регламента или признали компетенцию Суда. Из этой статьи вытекает, что отдельные лица не имеют право напрямую подавать свои жалобы в суд.

Суд может по просьбе Совета Лиги или ее вспомогательных органов выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся Хартии и других арабских соглашений по правам человека. Консультативные заключения Суда должны быть мотивированными.

Суд имеет право сотрудничать со сторонами в конфликте в целях достижения мирового соглашения на основе принципов и ценностей прав человека и норм справедливости. Суд имеет право толковать свои решения. Решения, вынесенные им, являются окончательными, имеют силу для сторон спора и подлежат непосредственному исполнению. В случае, если одна или обе стороны не выполняют решение вынесенное Судом, об этом будет упомянуто в ежегодном отчете, подготовленном Судом о его работе, который включает, в частности, список дел, по которым были вынесены решения, и изложение решений, которые стороны не выполнили.


40 вопрос Правовое положение отдельных категорий населения: иностранцы, беженцы, апатриды. Право убежища.
Иностранцы
Иностранным гражданином (иностранцем) является лицо, находящееся на территории государства, не являющееся его гражданином и имеющее подтверждение наличия у него гражданства другого государства.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», неоднократно дополнявшимся и действующим ныне в редакции Федерального закона от 6 мая 2008 г., «иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства» (ст. 2). Подтверждением наличия у лица гражданства служит прежде всего заграничный паспорт.
Вопрос о допуске иностранцев на свою территорию каждое государство решает самостоятельно, оно определяет также условия их пребывания на своей территории. В настоящее время большинство государств допускает въезд иностранцев на свою территорию только с предварительного разрешения. Разрешение на въезд в страну обычно оформляется в виде специальной отметки (визы) на паспорте въезжающего иностранца. По российскому законодательству законно находящийся в России иностранный гражданин – это лицо, имеющее визу, действительные вид на жительство, разрешение на временное пребывание либо иные предусмотренные законом или международным договором России документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание в России.

В полном соответствии с общей практикой государства допускают на свою территорию без виз экипажи гражданских морских судов. Сход их на берег осуществляется по удостоверениям личности при условии, что данное лицо внесено в список экипажа, который заранее, до прибытия судна в порт, вручается пограничным властям.
В рамках Европейского Союза создано единое визовое пространство (Шенгенская зона), внутри которого могут свободно перемещаться иностранцы. Государства – участники Шенгенских соглашений установили между собой безвизовую зону.
Объем прав и обязанностей иностранных граждан (правовой режим иностранцев) определяется национальным законодательством государства проживания и современным международным правом.

В практике государств различают следующие виды правовых режимов иностранцев:

• национальный режим – предоставление иностранцам прав, которыми пользуются граждане данного государства. Речь идет об уравнивании иностранцев в правах с гражданами государства пребывания;

• специальный режим – предоставление иностранцам особых прав, установленных национальным законодательством или международным договором (например, упрощенный порядок перехода границы населением приграничных зон);

• режим наибольшего благоприятствования – предоставление иностранцам – гражданам другого государства таких прав, какими пользуются на территории данного государства граждане любого третьего государства. В связи с режимом наибольшего благоприятствования необходимо отметить, что цель этого режима достигается при помощи принципа недопущения дискриминации.



Международные договоры о правах иностранцев обычно содержат оговорку о том, что предусмотренные в них права иностранцев предоставляются на основе взаимности. Взаимность на практике сводится либо к режиму наибольшего благоприятствования, либо к национальному режиму.
В рамках правовых режимов иностранцев, установленных законодательством Российской Федерации, значимыми являются такие их аспекты, как временное пребывание иностранных граждан, участие в трудовых отношениях, регулирование рынка труда иностранных работников и их миграционный учет.
В новой редакции Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» эти вопросы регулируются соответственно ст. 5, 13, 18, 29–32. В указанных статьях закреплены сроки безвизового и визового пребывания иностранцев в России, условия их сокращения и продления, определен орган, принимающий решения по вопросам временного пребывания иностранцев (Федеральная миграционная служба (ФМС) России), установлены права и обязанности иностранных работников, условия их найма на работу, права и