Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 461

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обязанности работодателя и заказчика работ, выполняемых иностранцами. Кроме того, Закон в новой редакции устанавливает режим квотирования рынка труда иностранных работников, отнесенный к ведению Правительства РФ, и вводит миграционный учет иностранцев, ставящий целью обеспечение контроля их проживания, временного пребывания в РФ и транзитного передвижения в пределах России.

Современное международное право устанавливает в некоторых случаях различные формы защиты граждан их государством на территории другого государства. Чаще всего функцию защиты собственных граждан осуществляют консульские учреждения государства. Другой формой защиты граждан является дипломатическая защита. Такая форма предполагает заявление протеста, требование восстановить нарушенные права и компенсировать материальный (или иной) ущерб.
Согласно проектам статей по дипломатической защите такая защита состоит в призвании государством при помощи дипломатических мер (или других средств мирного урегулирования) к ответственности другого государства за вред, причиненный международно-противоправным деянием этого государства физическому или юридическому лицу, являющемуся гражданином или имеющему национальность первого государства, в целях имплементации такой ответственности. В случае нарушения соответствующим лицом законодательства государства пребывания дипломатическая защита по существу сводится к консульской защите (к выяснению обстоятельств, обеспечению защиты через адвоката и т.д.).
В теории дипломатическая защита рассматривается как институт внутригосударственного и международного права. С точки зрения последнего государство имеет право оказывать такую защиту своему гражданину за границей.
В соответствии с проектами статей по дипломатической защите государством, имеющим право осуществлять дипломатическую защиту, является государство гражданства физического лица или национальности юридического лица. Государство гражданства физического лица означает государство, гражданство которого это лицо приобрело в соответствии с правом данного государства в силу рождения, происхождения, натурализации, правопреемства государств или каким-либо иным способом, не являющимся несовместимым с международным правом.
Использование такого права в практике или воздержание от его использования – это дело соответствующего государства.
С точки зрения внутригосударственного права подходы могут быть различными. Например, Конституция РФ 1993 г. гарантирует защиту и покровительство гражданам России за ее пределами (ч. 2 ст. 61).
Однако в ряде государств данный вопрос передается на усмотрение своих дипломатических и консульских учреждений.

На основании ч. 3 ст. 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Таким образом, к иностранцам на территории России применяется национальный режим, предусматривающий ограничение иностранцев в некоторых правах, которыми пользуются граждане Российской Федерации.



В международном праве нет специального акта, который всесторонне регулировал бы положение иностранцев.
Некоторые аспекты, связанные с правовым положением иностранцев, нашли закрепление в региональном акте – Межамериканской конвенции о статусе иностранцев 1928 г. и в Декларации ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г. К ним, в частности, относятся: право государства устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства, в том числе в сфере прав человека; право иностранца на защиту государства своего гражданства; обязанность государства предоставлять иностранцу свободный доступ в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства его гражданства; обязанность иностранцев соблюдать законы государства проживания, а за их нарушение нести ответственность наравне с гражданами данного государства; недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории государства.

В 1986 г. Комитет по правам человека подтвердил правило о том, что каждое из прав, установленных в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., должно быть гарантировано без дискриминации между гражданами и иностранцами (Замечание общего порядка (№ 15)). Лишь в исключительных случаях некоторые права, признаваемые в Пакте, применимы, как на это прямо указывается, либо только к гражданам государства-участника (ст. 25), либо только к иностранцам (ст. 13).
Комитет в целом подтвердил отсутствие в названном Пакте права иностранцев въезжать на территорию государства-участника или проживать на ней. В принципе решение вопроса о том, кого суверенное государство желает допускать на свою территорию, является прерогативой самого государства. Вместе с тем, считает Комитет, в определенных случаях иностранец может пользоваться защитой Пакта в отношении въезда и проживания, например, в случае негуманного обращения с ним в его собственном государстве.
Представляет теоретический и практический интерес положение иностранцев, оказавшихся в положении трудящихся-мигрантов. Данная категория населения может находиться преимущественно на территории экономически развитых государств, лица, входящие в эту категорию, не имеют гражданства государств пребывания и занимаются в них оплачиваемой деятельностью.
Правовой статус трудящихся-мигрантов регулируется, в частности, Международной конвенцией о защите прав всех трудящихсямигрантов и членов их семей 1990 г.

На основании этой Конвенции трудящимися-мигрантами считаются лица, имеющие документы, если они получили разрешение на въезд, пребывание и оплачиваемую деятельность в государстве работы по найму в соответствии с законодательством этого государства или международными соглашениями, участником которых это государство является. Лицо, не обладающее таким документом, считается нелегалом, подлежащим выдворению (депортации).
Термин «члены семей» означает лиц, состоящих в браке с трудящимися-мигрантами или состоящих с ними в таких отношениях, которые в соответствии с применимым правом могут быть приравнены к браку, а также находящихся на их иждивении детей и других лиц, которые признаются членами семей в соответствии с применимым законодательством или международными соглашениями между соответствующими государствами.
В Конвенции 1990 г. подробно перечислены те права, которыми могут пользоваться трудящиеся-мигранты и их семьи. По существу речь идет о предоставлении национального режима в социальных, экономических и культурных правах. В указанной Конвенции предусмотрены также права для других категорий лиц: «приграничные трудящиеся», «работающие на проектах трудящиеся», «трудящиеся целевого найма» и т.д.
Конвенция 1990 г. вместе с тем подчеркивает, что трудящиеся мигранты и члены их семей обязаны соблюдать законы государства транзита и государства работы по найму и уважать культурную самобытность жителей этих государств. Согласно положениям Конвенции был учрежден специальный орган – Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, который осуществляет важные контрольные функции в отношении применения государствами положений Конвенции.
Режим нелегальных мигрантов

Как указывалось ранее, нелегальные мигранты не могут пользоваться правами и свободами на территории стран их незаконного пребывания. Эти страны высылают нелегальных мигрантов со своей территории, а также пытаются предотвратить попытки проникновения таких лиц на свою территорию.
В договорной практике европейских государств имеют место соглашения о контроле над границами и обращении с незаконно прибывшими лицами, предусматривающие ответственность сторон за незаконный въезд или пребывание собственных граждан на территории другой договаривающейся стороны. Распространение подобных обязательств на граждан третьих стран и лиц без гражданства связано с 80-ми гг. прошлого столетия, которые были отмечены массовым незаконным притоком иностранцев в Европу.

Основу такого рода соглашений составляют взаимные обязательства сторон принять обратно своих граждан, граждан третьих стран и лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований, если данные лица прибыли с территории этой договаривающейся стороны.
Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев

20 августа 1948 г. была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ), в Уставе которой были использованы положения всех предыдущих международных соглашений при определении категории лиц, которым МОБ оказывала помощь.

В 1951 г. МОБ была заменена Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).

В данное время одновременно действуют три универсальных международно-правовых акта, регулирующих статус беженцев. К этим актам относятся Устав УВКБ ООН, Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г.

Согласно определениям этих ключевых международных соглашений для признания беженцем лицо должно соответствовать трем следующим критериям:

а) находиться за пределами страны своего происхождения или гражданства;

б) испытывать вполне обоснованные опасения преследования;

в) эти опасения должны основываться на одном из следующих признаков: расы, религии, гражданства, принадлежности к какой-либо определенной социальной группе или на политических убеждениях.

Различают две категории беженцев:

а) «мандатные беженцы» – лица, которые рассматриваются УВКБ ООН таковыми на основе положений Устава управления и подпадают только под его защиту;

б) «конвенционные беженцы» – лица, за которыми признан статус беженцев государством убежища, являющимся участником Конвенции 1951 г. или Протокола 1967 г. С точки зрения эффективной защиты прав вынужденных мигрантов категория «мандатные беженцы» менее благоприятна, нежели категория беженцев, признаваемых таковыми Конвенцией о статусе беженцев 1951 г.

Что касается региональных аспектов правового регулирования по делам беженцев, отметим прежде всего немаловажный фактор помощи беженцам со стороны Европейского Союза. Под его эгидой и на основе Конвенции 1951 г. страны Европы заключили в 1990 г. два соглашения: Дублинскую и Шенгенскую конвенции. Их цели: определить, какое государство-участник отвечает за принятие решений по ходатайству об убежище, поданному тем или иным лицом на территории действия конвенций; при необходимости обеспечить обратный прием (реадмиссию) такого лица и обмен информацией; подтвердить ответственность государства за удаление заявителей, ходатайства которых отклонены на территории Европейского Союза либо в зоне действия Шенгенской конвенции.