Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Африке в 1969 г. была принята специальная Конвенция, учитывающая региональные особенности проблем этой категории лиц.

С учетом определений Конвенции 1951 г. африканская Конвенция определяет беженца как «любое лицо, которое вынуждено покинуть страну своего происхождения «в результате внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок в какой-либо части или на всей территории его страны происхождения или гражданства»».

24 сентября 1993 г. государствами СНГ было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашение определяет беженца как «лицо, которое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами» (ст. 1). Вынужденным переселенцем данное Соглашение признает лицо, которое, являясь гражданином стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой стороны по тем же причинам, что и лицо, признаваемое беженцем (ст. 2).
В Законе РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» и в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» с внесенными в них в последующем изменениями и дополнениями закреплены определения беженца и вынужденного переселенца, аналогичные содержащимся в Конвенции 1951 г. и в Соглашении СНГ 1993 г.
В законах определен порядок обращения с ходатайством о признании лиц беженцами и вынужденными переселенцами и предусмотрено оказание материальной поддержки, а также содействие им в приеме и обустройстве.
Права и обязанности беженцев, относящиеся к режиму их пребывания в стране убежища, определяются нормами международного обычного и договорного права. В основном они нашли закрепление в Конвенции 1951 г. и Протоколе 1967 г.
Положения этих международно-правовых актов определяют так называемые минимальные стандарты правового статуса беженцев. По ст. 7 Конвенции 1951 г. государства-участники обязуются предоставить беженцам правовой режим, которым пользуются иностранцы на их территориях, кроме случаев, когда беженцам предоставляется более благоприятный правовой режим. Государства-участники вправе самостоятельно (или на основе взаимности) расширять объем прав и обязанностей беженцев. Такое расширение осуществляется, как правило, либо на основе специальных соглашений, либо в соответствии с национальным законодательством.

Конвенция 1951 г. предусматривает следующие режимы обращения с беженцами:

1) национальный режим – режим, предоставляемый гражданам соответствующего государства (например, право исповедовать религию, право обращения в суд и т.д.);

2) режим, предоставляемый гражданам страны обычного места проживания беженца (например, защита прав на изобретения, литературные произведения, товарные знаки и т.д.);

3) наиболее благоприятный режим, предоставляемый гражданам иностранного государства (например, право участвовать в профсоюзах). Кроме того, возможен режим не менее благоприятный, чем тот, каким при тех же обстоятельствах обычно пользуются иностранцы (например, право на образование, признание иностранных дипломов и т.д.).

Кроме общих прав беженцам предоставляются специальные права, такие как право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах территории страны убежища.
Конвенция 1951 г. освобождает беженцев от наказания за незаконный въезд на территорию другого государства, однако при этом они обязаны без промедления явиться к властям с объяснением своего незаконного въезда. Конвенцией 1951 г. установлено, что государства не будут подвергать высылке законно проживающих на их территории беженцев, иначе как по соображениям государственной безопасности. Такая высылка должна производиться исключительно на основании решения суда.

Конвенция запрещает коллективную высылку беженцев в страну, где их жизни угрожает опасность. Беженцы в свою очередь обязаны соблюдать законы страны пребывания.

В качестве беженцев не могут рассматриваться лица, виновные в совершении преступления против мира, военного преступления и преступления против человечности; тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище; деяний, противоречащих целям и принципам ООН.
Право убежища

Право убежища – это предоставленная государством каждому лицу юридическая возможность въезда и проживания на его территории в силу преследования данного лица по политическим и иным мотивам в государстве, гражданином которого оно является. В ст. 1 Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г. подтверждается, что убежище предоставляется государством в осуществление его суверенитета.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает право лица искать убежище от преследования в других странах и пользоваться им (ст. 14).
Предоставление убежища имеет строго индивидуальный характер, оно рассматривается как гуманный акт и является правомерным по отношению к другим государствам. Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должны уважать все остальные государства. Предоставление убежища какому-либо лицу предполагает невыдачу его другому государству. Однако такие лица теряют право на дипломатическую защиту со стороны своего государства.



Право убежища преимущественно регулируется национальным законодательством государств. Данное право впервые в законодательном порядке было закреплено в Конституции Франции 1793 г., которая обеспечивала «убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы».

В настоящее время право убежища закреплено в конституциях многих стран. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

В отсутствие всеобъемлющего международного договора право убежища регулируется преимущественно обычными нормами международного права.

Указанные нормы исходят из того, что:

1) каждый человек имеет право искать убежище в других государствах в случае преследования по политическим и другим причинам;

2) каждое государство исходя из суверенитета на уровне своего законодательства определяет порядок предоставления убежища; 3) предоставление убежища не следует рассматривать в качестве недружественного акта по отношению к другому государству;

4) лицо, которому предоставлено убежище, не может подвергаться высылке в страну, в которой оно преследуется;

5) убежище не предоставляется лицам, совершившим международные преступления либо обвиняемым в общеуголовных преступлениях.

В международной практике получил признание такой вид убежища, как территориальное убежище, нашедший свое закрепление в Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г. В Декларации о территориальном убежище, принятой Комитетом министров Совета Европы в 1977 г., подтверждается право каждого государства предоставлять убежище любому лицу, которое имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенным политическим убеждениям.

Другой вид – дипломатическое убежище сложился в практике латиноамериканских государств и получил свое закрепление в Гаванской конвенции об убежище 1928 г. и в Конвенции о дипломатическом убежище 1954 г. На основании этих актов убежище предоставляется на территории дипломатического представительства и консульского учреждения в государстве пребывания, на борту военных кораблей и воздушных судов и на территории военных баз иностранных государств. К слову сказать, страны Латинской Америки могут практиковать дипломатическое убежище только в отношениях между собой.

Получившее убежище лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, предоставившего такое убежище.

В соответствии с международно-правовыми нормами на право искать убежище и пользоваться убежищем не может претендовать лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества. Однако это не мешает ряду государств предоставлять политическое убежище лицам, которые преследуются в своем государстве за указанные преступления.

Оценка оснований для предоставления убежища отнесена к усмотрению предоставляющего это убежище государства. Государства, предоставляющие убежище, не должны позволять лицам, получившим убежище, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

В Российской Федерации предоставление политического убежища производится указом Президента РФ по представлению Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ. Порядок предоставления политического убежища определен Положением, утвержденным

Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ от 1 декабря 2003 г.).

В России политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые ищут убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным международным сообществом, нормам международного права. Условием предоставления политического убежища является и то, что преследование должно быть направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении данного убежища.

Лицо может быть лишено предоставленного ему политического убежища указом Президента РФ по соображениям национальной безопасности, а также в случае, если оно занимается деятельностью, противоречащей цели и принципам ООН, либо если лицо совершило преступление и в отношении его имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда.

41. Международное уголовное право – понятие, предмет регулирования, категории преступлений.

Международное уголовное право — самостоятельная отрасль международного публичного права, регулирующая сотрудничество государств по борьбе с международными преступлениями, их выявлению, расследованию и наказанию.


Предметом регулирования современного международного уголовного права являются общественные отношения, возникающие в силу совершения международных преступлений и преступлений международного характера, включая вопросы определения состава преступления, пределов и меры наказания, выдача виновных в совершении преступления лиц, судопроизводства и приведение наказания в исполнение.

Наиболее распространенной является классификация, в рамках которой выделяются два основных вида преступлений: международные преступления и преступления международного характера (конвенционные)

Международные преступления представляют повышенную опасность, т.к. подобные деяния воплощают преступную политику государства, т.е. агрессию, колониализм, геноцид (уничтожение групп людей по расовому, национальному или религиозному признаку), экоцид (загрязнение окружающей среды с тяжкими глобальными последствиями) и другие преступления.

От международных преступлений в указанном значении необходимо отграничивать преступления международного характера, к которым относятся деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого также представляющие международную общественную опасность, но совершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо государства, ради достижения собственных противоправных целей.

В соответствии с объектом международные преступления делятся на:

преступления против мира (планирование, подготовка и развязывание войны, соучастие в планировании, подготовке и ведении войны и др.);

военные преступления (нарушение законов и обычаев войны);

преступления против человечности (убийства, истязание, порабощение и т.д.);

преступления против человечества (расизм, апартеид, геноцид и т.д.).

Под международную юрисдикцию подпадают не все преступления, а лишь некоторые их категории:

• Преступления против мира и безопасности человечества

• Апартеид – расовая сегрегация- принудительное разделение людей на расовые, этнические или другие группы в повседневной жизни

• Геноцид

• Пиратство

• Работорговля

• Военные преступления

• Развязывание агрессивной войны
42. Правовая помощь по уголовным делам. Экстрадиция. Осуждение.

Правовая помощь представляет собой выполнение отдельных процессуальных действий на основании запроса иностранного правоохранительного органа в соответствии с международным договором или принципом взаимности.