Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оказание правовой помощи по уголовным делам предусматрива¬ют международные договоры РФ — межгосударственные, межпра¬вительственные и межведомственные. В отдельную группу можно выделить соглашения Генеральной прокуратуры РФ

Межгосударственные договоры можно подразделить на два основных вида:

Конвенции о борьбе с преступлениями международного характе¬ра (их около двадцати — Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. и др.). В этих конвенциях зафиксированы, как правило, один-два вида правовой помощи по уголовным делам (обычно это выдача лиц для привлечения к ответственности и связанные с этим юриди¬ческие действия — обмен информацией, передача предметов, связан¬ных с преступлением, др.);

Договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (их порядка тридцати). Правовая помощь по уголовным делам предусматривается не всеми договорами о правовой помощи (некоторые договоры — о помощи лишь по гражданским делам).

Межправительственные договоры — это прежде всего двусто¬ронние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера и соглашения о сотрудниче¬стве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями нало¬гового законодательства.

Соглашения о правовой помощи и сотрудничестве между ор¬ганами прокуратуры можно выделить в отдельную группу. В их числе: Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры от 8 октября 1992 г.

Правовая помощь по данным соглашениям включает следующее: пересылка материалов прокурорско-следственной деятельности; выполнение отдельных процессуальных действий; осуществление надзорных функций, связанных с расследованием преступлений;

Экстрадиция — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осужденного преступника.

Прокуратура страны, требующей выдачи своего гражданина, должна направить в штаб-квартиру Интерпола запрос-ориентировку с разъяснением, в чем он обвиняется и на каком основании. Затем Интерпол принимает решение об объявлении человека в международный розыск. Если лицо, на арест которого есть санкция Интерпола, задержано на территории какого-либо государства, суд этого государства должен принять решение о выдаче разыскиваемого. Только после принятия положительного решения судом происходит собственно передача преступника.


Условия выдачи:

Выдача преступников — право государства, но не его обязанность. Обязанностью она становится лишь при наличии двустороннего договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Основными целями экстрадиции в настоящее время являются:

-уголовное преследование лица, обвиняемого в совершении преступления, влекущего за собой применение уголовного наказания в виде лишения свободы на срок не менее одного года;

— исполнение вступившего в силу приговора, предусматривающего наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев, или более тяжкое наказание в отношении лица, не отбывшего данное наказание.

В соответствии с международным договором иностранному государству могут быть выданы иностранный гражданин или лицо без гражданства для преследования за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по законодательству обоих государств (ст. 2 Европейской конвенции о выдаче 1957 г.). Выдача может быть произведена в случаях:

если за совершение этих деяний предусмотрено наказание в виде лишения свободы на определенный срок (как правило, свыше одного года) или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

если иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия России.
43. Международные экономические организации.

Международные организации – это наднациональные институты, целью деятельности которых является регулирование и мониторинг важнейших процессов международной экономики.

Международные экономические организации – система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники.

Международные организации создаются государствами. Процесс создания международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов. Решающим этапом принятия решения является голосование. В подавляющем большинстве органов международных организаций каждая делегация имеет один голос. Первый шаг предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора. Его наименование может быть различным, например, статут, устав, конвенция. Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые подготавливают проекты правил процедуры будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др. Созыв главных органов завершает мероприятия по созданию международной организации. Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством. В некоторых случаях решения могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возражений.



Виды:

Межправительственные (межгосударственные) МЭО - участниками являются непосредственно государства, и неправительственные организации, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

Международные неправительственные организации - любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Эти организации не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного или иного характера и имеют статус юридического лица.

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и др.). По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные (ООН, ее специализированные учреждения) и региональные (Организация африканского единства, Организация американских государств).
44. Международные банки, банки развития, фонды.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ БАНКИ И ФОНДЫ включают различные институты, действующие во многих странах мира; их целью является оказание помощи странам-членам в финансировании экономического развития и содействие стабильности платежного баланса.

Международные банки предоставляют кредиты на промышленные, сельскохозяйственные и инфраструктурные проекты и при необходимости оказывают техническое содействие во многих областях экономической и общественной жизни. Эти банки играют особенно важную роль в развитии многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Ведущим является Международный банк реконструкции и развития (МБРР), обычно называемый Мировым банком. Оказывает огромное влияние на темпы и направления развития большинства стран. Он координирует оказание экономической помощи промышленно развитых стран, воздействует на деятельность других международных экономических организаций и оказывает техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. МБРР - это не одна организация, а международная инвестиционная группа, в которую входят непосредственно МБРР и три его филиала: Международная ассоциация развития (MAP);

• Международная финансовая корпорация (МФК);


• Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).

В его группу входят: Международная ассоциация развития (MAP), которая предоставляет льготные займы развивающимся странам, и Международная финансовая корпорация (МФК), действующая на международном рынке инвестиций. Европейский инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Африканский банк развития и Межамериканский банк развития обслуживают соответствующие регионы. Особое место среди международных банков принадлежит Банку международных расчетов (БМР), образованному в 1930 при участии нескольких центральных банков европейских стран.

Международные фонды предоставляют финансовое содействие странам-членам, испытывающим дефицит платежного баланса. Наиболее важен Международный валютный фонд (МВФ). Международные фонды могут помочь инвесторам расширить свои инвестиционные горизонты, что приведет к более высокому потенциалу прибыли. Международный валютный фонд - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно - кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызванных дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН. Он практически выступает институциональной основой мировой валютной системы.
45. Виды и значение территории в международных отношениях. Неопределенный суверенитет.

В международном праве под территорией понимается весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушное пространство над ними, а также космическое пространство. Все эти пространства с точки зрения международного права разделяются на территории государств, территории с международным режимом, территории со смешанным режимом, и у каждой из них имеется свой международно-правовой статус.

Отличительной особенностью государственной территории является то, что она находится под суверенитетом государства. Как правило, территория государства имеет международно признанные границы, что достигается заключением с соседними государствами договоров о границах, мирными договорами после окончания вооруженных конфликтов.

К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами территории государства и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяются международным правом; государственный суверенитет на них не распространяется, за исключением искусственных островов, установок и сооружений, которые государства в соответствии с современным международным правом могут строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.


К территориям с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Кроме того, международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами (например, демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике Договором от 1 декабря 1959 г.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли, также имеет международный режим. Оно открыто для исследования и использования всеми государствами в соответствии с принципами и нормами международного права.

К территориям со смешанным режимом относятся пространства Мирового океана - прилежащие зоны, исключительные экономические зоны и континентальный шельф. Отличительной особенностью правового статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки, эксплуатации и сохранения природных живых и минеральных ресурсов, права контроля за соблюдением в этих зонах правил, установленных прибрежными государствами, например таможенных, в прилежащей зоне.

Независимо от географического положения все части территории государства с точки зрения международного права составляют единую территорию, находящуюся под его суверенитетом.

Ничейная территория состоит из тех же элементов, которые юридически могут являться предметом завладения со стороны тех или иных государств, но на которые еще не распространено их верховенство.

Урегулирование вопроса этой территории откладывается до исполнения какого-либо условия, или же государства, ответственные за урегулирование проблемы, по тем или иным причинам воздерживаются от ее решения либо осуществляют его не должным образом. Еще один источник неопределенности статуса - положение, когда два государства осуществляют одинаково эффективные действия по завладению одной и той же ничейной территорией. В таких случаях одну из сторон в споре, как правило, рассматривают в качестве законного владельца, а другую - претендента, обязанного доказать свои права;

Другим источником неопределенности статуса является ситуация, когда два государства осуществляют одинаково эффективные действия по завладению одной и той же ничейной территорией или, возможно, когда два государства могут в равной мере противопоставить друг другу свои еще окончательно не оформленные права в отношении одной и той же территории (ранее никому не принадлежавшей). В этих случаях невозможно рассматривать одну из сторон в споре в качестве законного владельца, а другую — в качестве претендента, обязанного доказать свои права.