Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 455
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Международный договор является нормоустанавливающим источником, т. е. он создает общие или индивидуальные нормы, права и обязанности для сторон.
Юридическая природа международного договора состоит в том, что он есть выражение согласованной воли, интересов, позиций государств и иных субъектов международного права.
Договоры образуют правовую основу международных отношений. Трудно назвать количество международных договоров, заключаемых государствами. В Российской Федерации издан Указ Президента РФ от 5 июля 1996 г. № 1019 «О формировании банка данных международных договоров Российской Федерации». В настоящее время заключение договора должно соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права. В 1969 г. на Конференции государств была принята Венская конвенция о праве международных договоров, которая подробно урегулировала отношения в связи с заключением международного договора. Она стала главным источником, сформировавшим отрасль международного права – право договоров, и применяется только к договорам, заключенным государствами. Венская конвенция 1969 г. – это всесторонний кодекс права договоров, или это своего рода договор о договорах. К Венской конвенции 1969 г. были приняты два важных документа: 1) Декларация о запрещении применения военного, политического и экономического принуждения при заключении международных договоров; 2) Декларация об универсальности.
В 1986 г. была принята Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, что также способствовало формированию отрасли права договоров (далее – Венская конвенция 1986 г.). К праву договоров относится и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. Проекты статей названных конвенций были подготовлены Комиссией международного права ООН. Комиссия закончила тему «Оговорки к международным договорам». В 2004 г. Комиссия включила тему «Последствия вооруженных конфликтов для международных договоров». Таким образом, кодификация права договоров вносит прогрессивный вклад в развитие международного договора.
Названные конвенции являются источниками права международных договоров. Право договоров – это совокупность норм, регулирующих деятельность субъектов международного права в процессе заключения, выполнения, толкования, прекращения и приостановления действия международных договоров. Право договоров – это не просто отрасль, а отрасль «сквозная», межсистемная, специальные нормы которой имеют значение для заключения договоров как источников других отраслей и институтов международного права. Таким образом, право договоров – это все, что связано с оформлением договоров: их подготовкой, заключением и дальнейшим движением. В право договоров включаются все юридические действия, акты, процедурные правила, которые «делают», оформляют договор. Нормы международного договора достигаются путем согласия сторон, и они, будучи письменными, не могут быть расплывчатыми и допускать разночтения.
Многие государства приняли национальные законы о международных договорах в соответствии с Венскими конвенциями. В Российской Федерации это Закон о международных договорах РФ.
Определение понятия международного договора содержится в ст. 2 Венской конвенции 1969 г.: договор «означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».
Виды международных договоров. В связи с тем, что субъектами международного права заключается большое количество договоров, подчас трудно их классифицировать или подразделять на виды. Можно выделить следующие критерии (основания) классификации международных договоров.
По форме заключения договоры бывают письменными и, что редко, устными (так называемые джентльменские соглашения). Устные договоры не имеют текста, не подписываются и не ратифицируются. Обычно называют такие примеры: 1) в 1934 г. СССР и Монголия в устном соглашении договорились о поддержке в случае нападения какого-либо третьего государства. Впоследствии в 1946 г. они заключили договор в письменной форме; 2) в 1946 г. между СССР, США, Англией и другими государствами заключено джентльменское соглашение о принципе справедливого географического распределения мест для непостоянных членов Совета Безопасности ООН; 3) государства заключили устное соглашение (договор не в письменной форме) о правилах процедуры Третьей конференции ООН по морскому праву, утвержденное Генеральной Ассамблеей ООН 16 ноября 1973 г.
По числу участников выделяют двусторонние и многосторонние договоры.
По срокам действия договоры бывают срочные, бессрочные или договоры на определенный срок.
Также договоры классифицируются по характеру сторон – например, договоры между государствами и ММПО.
По объекту регулирования и предметному содержанию договоры делятся на политические (договоры о взаимопомощи, дружбе и др.), экономические (торговые, соглашения о научно-техническом сотрудничестве и т. п.), соглашения по специальным вопросам (в области связи, транспорта, об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и др.).
По кругу участников договоры могут быть открытыми и закрытыми. Среди многосторонних договоров выделяются
общие договоры, или договоры универсального характера. В Декларации об универсальности к Венской конвенции 1969 г. дано определение общих многосторонних договоров. Это договоры о кодификации и прогрессивном развитии международного права, объекты и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом. Общий многосторонний договор как кодифицирующий акт помогает становлению отрасли или института международного права.
Закон о международных договорах РФ выделяет следующие виды договоров Российской Федерации: межгосударственные (международные), заключаемые от имени Российской Федерации; межправительственные, заключаемые от имени Правительства РФ; межведомственные, заключаемые от имен федеральных министерств[
16. Заключение международного договора
Заключению международного договора всегда предшествует договорная инициатива — это предложение конкретного государства, группы государств или же международной организации текста договора и заключить международный договор. Его заключение проходит несколько стадий: подготовка и принятие текста договора, установление аутентичности и выражение согласия на обязательность договора.
Венские конвенции 1969 и 1986 гг. закрепляют институт полномочного представительства и определяют, какие лица могут принимать участие в переговорах по подготовке, принятию текста договора.
Согласно этим Конвенциям «полномочие» — это специальный документ, который выдается соответствующими органами государства, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять его в целях ведения переговоров, подготовки и принятия текста договора, установления его аутентичности и выражения согласия государства на обязательность для него договора. Согласно п. 1 ст. 7 Венской конвенции 1969 г. «лицо считается представляющим государство либо в целях принятия текста договора или установления его аутентичности, либо в целях выражения согласия государства на обязательность для него договора, если:
a) оно предъявит соответствующие полномочия; или
b) из практики соответствующих государств или из иных обстоятельств явствует, что они были намерены рассматривать такое лицо как представляющее государство для этих целей и не требовать предъявления полномочий».
Данная статья также определяет круг лиц, которые в силу их функций считаются представляющими государства без необходимости предъявления полномочий: главы государства, главы правительств, министры иностранных дел, главы дипломатических представительств — в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы; представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации, или в
одном из ее органов, — в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе.
В доктрине международного права существуют три стадии заключения договора.
1. Подготовка и принятие текста договора. Разработка и согласование воли государств относительно текста договора происходят: по дипломатическим каналам; на международных конференциях и в международных организациях. Текст двустороннего договора согласовывается путем проведения переговоров, а текст многостороннего договора подготавливается в международных организациях. Так, в ООН функционирует вспомогательный орган — Комиссия международного права, которая подготовила ряд проектов международных договоров. В международной практике имеются примеры, когда международная конференция сама выработала текст договора (например, Парижское соглашение по климату 2015 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.).
Для того чтобы текст договора был окончательно согласован, предусмотрена процедура принятия текста договора. Согласно ст. 9 Венской конвенции 1969 г. «текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2. Текст договора принимается на международной конференции путем голосования за него двух третей государств, присутствующих и участвующих в голосовании, если тем же большинством голосов они не решили применить иное правило».
В международных организациях тексты договоров принимаются в соответствии с их правилами. Широко используется процедура консенсуса, т.е. текст договора принимается без голосования при отсутствии возражений. Тексты двусторонних договоров обычно принимаются единогласно.
2. Установление аутентичности текста договора. Аутентичность текста договора означает, что данный текст является подлинным, достоверным и окончательным. Текст договора после установления аутентичности не подлежит дальнейшим изменениям. В соответствии со ст. 10 Венской конвенции 1969 г. установление аутентичности осуществляется путем процедуры, согласованной государствами, или путем подписания ad referendum, или парафирования представителями этих государств текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст.
Подписание ad referendum представляет собой условное подписание договора представителем государства в предварительном порядке и нуждается в одобрении и в подтверждении со стороны этого государства. Данное подписание предназначено для установления подлинности согласованного государствами окончательного текста договора, который не может быть изменен в дальнейшем.
Парафирование представляет собой подписание инициалами представителей государств в углу каждой страницы текста договора.
В конце текста, где положено быть подписи, инициалы не проставляются.
3. Выражение согласия на обязательность договора. В ст. 11 Венской конвенции 1969 г. закреплены основные способы выражения согласия государства на обязательность договора. Согласие может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условились. Однако этот перечень не является исчерпывающим. Применительно к международным организациям устанавливаются аналогичные способы.
Подписание договора является наиболее распространенным способом выражения согласия на его обязательность. В данном случае подписание является одновременно и формой установления аутентичности текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность. Таким образом, подписание в одних случаях представляет собой только установление аутентичности текста договора (простое подписание), а в других — установление аутентичности текста и одновременно согласие на обязательность договора (окончательное подписание).
Обмен документами, образующими договор — это упрощенная процедура его заключения. Должностные (уполномоченные) лица или органы обмениваются письмами (нотами), в которых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обязательность этих положений.
Ратификация — это одобрение текста международного договора высшим органом государственной власти: парламентом, главой государства.
В п. 1 ст. 14 Венской конвенции 1969 г. указываются случаи, когда требуется ратификация:
a) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;
b) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации;
c) представитель государства подписал договор под условием ратификации; или
d) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.
Ратификация может быть предусмотрена нормами как международного права, так и национального права. Внутренние законодательные акты рассматривают, какие договоры подлежат ратификации.