Файл: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 34. 02. 01.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 4390
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
106 межприступный период лечение необходимо продолжать для предотвращения приступов психоза.
Основные мероприятия по уходу за больными БАР
1. Маниакальная фаза:
- надзор, обеспечение занятости.
2. Депрессивная фаза:
- строгий надзор, предотвращение суицида, особая бдительность ночью и утром, лекарства выдаются «из рук в рот»,
- обеспечение нормального питания,
- наблюдение за соматическим состоянием, раннее выявление побочных эффектов лекарств: под действием антидепрессантов нередко возникает задержка мочеиспускания, возможны аритмия, коллапс или гипертонический криз.
3. Состояние интермиссии:
- организация поддерживающего лечения,
- социальная и психологическая реабилитация : возвращение на прежнее место работы и в семью.
Вопросы для самоконтроля:
1.Дайте определение шизофрении, основным клиническим формам.
Негативные и продуктивные симптомы, исход.
2.Галлюцинирующий больной: организация помощи, опасность для себя или окружающих, поведение медицинского персонала.
3.Бредовый больной: организация помощи, опасность для себя или окружающих, поведение медицинского персонала.
4.Назовите клинические варианты депрессивного синдрома. Организация помощи депрессивным больным. Предупреждение суицидов.
5.Перечислите клинические проявления кататонического синдрома.
Организация лечения и ухода.
6.Организация лечения и ухода за беспомощными больными (кататонический ступор).
7.Организация лечения и ухода за возбужденными больными. Правила удержания и фиксации возбужденного больного.
8.Расскажите об ургентных состояниях при шизофрении.
9.Дайте определение биполярному аффективному расстройству, основным клиническим проявлениям.
Расскажите об организации помощи маниакальному больному.
10.Дайте рекомендации родственникам больного, страдающего шизофренией.
107
3.2 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
по теме «Шизофрения. Биполярное аффективное расстройство»
Выберите один правильный ответ
1.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ
ШИЗОФРЕНИИ
ВПОПУЛЯЦИИ
СОСТАВЛЯЕТ В СРЕДНЕМНА 1000 НАСЕЛЕНИЯ
1) 1 2) 3 3) 10 4) 25 2.
СРЕДИ
РАЗЛИЧНЫХ
ФАКТОРОВ,
ОПРЕДЕДЯЮЩИХ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ, ВАЖНЕЙШИМ ЯВЛЯЕТСЯ
1) эмоциональный стресс
2) отрыв от родителей в детстве
3) патологическая наследственность
4) повторные травмы головы
3.
ВНУТРЕННЯЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ, ДИСКОРДАНТНОСТЬ
ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОБОЗНАЧАЮТСЯ ТЕРМИНОМ
1) схизм
2) аутизм
3) резонерство
4) шуб
4.
СОГЛАСНО БЛЕЙЕРУ, ВАЖНЕЙШИМИ ДИАГНОСТИЧЕСКИМИ
ПРИЗНАКАМИ ШИЗОФРЕНИИ ЯВЛЯЮТСЯ
1) бред и галлюцинации
2) аутизм и расстройства мышления
3) помрачнения сознания
4) амнезия и дезориентировка
108 5.
СИНДРОМ
ПЕРВОГО
РАНГА
ДЛЯ
ДИАГНОСТИКИ
ШИЗОФРЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ
1) депрессия или мания
2) паранойяльный синдром
3) синдром Корсакова
4) синдром психического автоматизма
6.
ПРОЯВЛЕНИЕМ ШИЗОФРЕНИИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ
1) бред воздействия
2) ступор
3) помрачнения сознания
4) судорожный припадок
7.
ПРИЗНАКОМ ДЕБЮТА ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
МОГУТ БЫТЬ
1) упорная утренняя головная боль
2) увлечения религией и философией
3) приступы сонливости в дневное время
4) снижение памяти и интеллекта
8.
ТИПИЧНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ МЫШЛЕНИЯ ПРИ
ШИЗОФРЕНИИ ЯВЛЯЮТСЯ
1) резонерство и разорванность
2) патологическая обстоятельность
3) ускорения или замедления
4) бессвязность
9.
В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ БОЛЬНЫМ ШИЗОФРЕНИЕЙ
СВОЙСТВЕННЫ
1) эйфория или слабодушие
2) дисфория и ригидность
3) амбивалентность или апатия
4) тоска и тревога
10.САМОЙ ЧАСТОЙ ФОРМОЙ ШИЗОФРЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ
1) простая
2) гебефреническая
3) параноидная
4) кататоническая
11.НАИБОЛЕЕ
ЗЛОКАЧЕСТВЕННО
ИЗ
ВСЕХ
ВАРИАНТОВШИЗОФРЕНИИ ПРОТЕКАЕТ
1) параноидная
2) гебефреническая
3) циркулярная
109 4) психопатоподобная
12.ПРИЗНАКОМ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОГНОЗА ПРИ ШИЗОФРЕНИИ
ЯВЛЯЕТСЯ
1) острое начало заболевания
2) преобладание негативной симптоматики
3) отказ от приема нейролептиков
4) задержка психического развития
13.НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫМ ТИПОМ ТЕЧЕНИЯ ШИЗОФРЕНИИ
ЯВЛЯЕТСЯ
1) непрерывный
2) шубообразный
3) рекуррентный
4) прогредиентный
14.ДУРАШЛИВОСТЬ,
ВОЗБУЖДЕНИЕ,
СКВЕРНОСЛОВИЕ
НАБЛЮДАЮТСЯОБЫЧНО ПРИ ФОРМЕ ШИЗОФРЕНИИ
1) простой
2) гебефренической
3) кататонической
4) параноидной
15.СИНДРОМ
КАНДИСКОГО–КЛЕРАМБО
–
ТИПИЧНОЕ
ПРОЯВЛЕНИЕФОРМЫ ШИЗОФРЕНИИ
1) простой
2) гебефренической
3) кататонической
4) параноидной
16.ПРОСТАЯ ФОРМА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
1) бредом и галлюцинациями
2) ступором или возбуждением
3) депрессией и манией
4) апатией и абулией
17.СИНДРОМ ОНЕЙРОИДНОЙ КАТАТОНИИ ОБЫЧНО НАБЛЮДАЕТСЯ
ПРИ ШИЗОФРЕНИИ
1) непрерывной
2) шубообразной
3) рекуррентной
4) ремитирующей
18. ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ШИЗОФРЕНИИ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ
1) ЭСТ
110 2) противосудорожные средства
3) антипсихотические препараты
4) инсулино-коматозную терапию
Эталоны ответов на тестовые задания по теме «Шизофрения.
Биполярное аффективное расстройство»
1-3
4-2
7-2
10-3
13-3
16-4
2-3
5-4
8-2
11-2
14-2
17-3
3-1
6-4
9-3
12-1
15-4
18-2
3.3 Ситуационные задачи с эталонами ответов для внеаудиторной
самостоятельной работы студентов
Тема Шизофрения. Биполярное аффективное расстройство
Ситуационная задача № 1
Больная Л., 57-ти лет, находится на лечении в психиатрической больнице с диагнозом: шизофрения, параноидная форма. Слышит «голоса», которые ей угрожают, «хотят ее убить, зарезать ее и детей». Считает, что ее преследует мафия, чтобы завладеть квартирой. Чувствует на себе действие аппарата, при помощи которого читают ее мысли, «делают голову больной».
Возбуждена, на месте не удерживается, пытается убегать. Критика отсутствует.
Задания:
1.Определите проблемы пациента.
2.Сформируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Ситуационная задача № 2
Больная У., 28-ми лет, поступила на лечение с диагнозом: маниакально-депрессивный психоз.
При осмотре: охотно беседует, многословна, перескакивает с одной темы на другую. Настроение повышенное, поет, танцует, декламирует стихи.
Докучает медперсоналу и больным. Ночь не спала, пела песни. Критика к состоянию отсутствует.
111
Задания:
1.Определите проблемы пациента.
2.Сформируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Ситуационная задача № 3
Больная Н., 28-ми лет, поступила на лечение с диагнозом: шизофрения, катотоническая форма.
На приеме: целевому контакту не доступна, на вопросы не отвечает.
Сидит в одной позе, наблюдаются явления негативизма. Отказывается от приема пищи, ни с кем не общается. Сон нарушен. Физиологические отправления в норме. Соматическое состояние без патологии.
Задания:
1.Определите проблемы пациента.
2.Сформируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Ситуационная задача № 4
Больная Ю., 27-ти лет, находится на лечении в психиатрической больнице с диагнозом: шизофрения, депрессивный синдром.
При осмотре: на вопросы отвечает односложно, после паузы. Движения замедленные. Выражение лица печальное, на глазах слезы. Слышит «голоса», которые её обвиняют, «приказывают повеситься». Высказывает мысли о нежелании жить. Аппетит снижен.
Задания:
1.Определите проблемы пациента.
2.Сформируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Ситуационная задача № 5
Больной Б., 26-ти лет, биолог. В семейном анамнезе психических заболеваний не отмечается. В детстве развивался нормально. Учиться начал с 8 лет, учился хорошо. Не женат, половой жизнью не жил. Спиртные напитки не употребляет, не курит. По характеру мечтательный, усидчивый, трудолюбивый.
После отказа во взаимности понравившейся ему девушки появились странности в поведении. Замечал, что написанное слово в тетради повторяют окружающие люди. Появились звучащие мысли в голове. На лекциях «в голове появляется не то сон, не то гипноз». Становился все более замкнутым, уединялся. Поведение становилось более странным: ни с кем
112 не общался, иногда на лице появлялась неадекватная улыбка, наблюдались стереотипные движения головы.
Был помещен в психиатрическую больницу. Большую часть времени лежит в постели, укрывшись с головой одеялом, или ходит по коридору в одной позе, не сгибая ноги в коленных суставах, с высоко поднятой головой. Громко вдыхает в себя воздух, вытягивает шею, жмурит глаза, строит причудливые гримасы. Больной временами импульсивен, совершает агрессивные действия. Отказывается от еды, кормится через зонд.
Неопрятен, абуличен. Все резче выступают различные стереотипии.
Диагноз: шизофрения, кататоническая форма.
Задания:
1.Определите проблемы пациента.
2.Сформируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Эталоны ответов
Эталон ответа на ситуационную задачу №1:
1. У пациентки нарушены потребности: быть здоровой, общаться, избегать опасности, спать.
Проблемы пациента
Настоящие проблемы:
слуховые галлюцинации
психический автоматизм
психомоторное возбуждение
Приоритетная проблема:
галлюцинаторно-бредовое возбуждение
Потенциальная проблема:
затяжное течение психоза
2..Краткосрочная цель: уменьшить состояние возбуждения концу дня.
Долгосрочная цель: к моменту выписки пациентка будет знать необходимость постоянного поддерживающего лечения.
№ п/п
Мероприятия
Мотивация
1
Режим лечебно-охранительный, усиленное наблюдение.
Для лечения и безопасности пациента и окружающих.
2
Проветривание палаты, влажные уборки, тишина.
Для создания психического и физического комфорта.
3
Подготовка к обследованию.
Для улучшения диагностики и исключения соматической патологии.
4
Беседы с больной на отвлеченные темы.
Для снятия эмоционального напряжения.
5
Выполнение назначений врача.
Для оказания квалифицированной
113 помощи.
6
Беседы о необходимости наблюдения и лечения в диспансере.
Для профилактики обострения.
Оценка результата: к концу дня пациентка стала несколько спокойнее.
Эталон ответа на ситуационную задачу №2:
1.У пациентки нарушены потребности: быть здоровой, спать, работать, общаться.
Проблемы пациентки:
Настоящие проблемы:
повышенное настроение
психомоторная расторможенность
нарушение сна
Приоритетная проблема:
нарушение сна
Потенциальная проблема:
затяжное течение психоза
2.Краткосрочная цель: уложить пациентку спать.
Долгосрочная цель: к моменту выписки потребность в сне нормализуется, пациентка будет знать о необходимости постоянного поддерживающего лечения.
№ п/п
Мероприятия
Мотивация
1
Режим лечебно-охранительный, усиленное наблюдение.
Для лечения и безопасности пациента и окружающих.
2
Проветривание палаты, влажные уборки, тишина.
Для создания психического и физического комфорта.
3
Беседы с больной о необходимости отдыха ночью и соблюдении режима.
Для осознания больной необходимости соблюдать тишину ночью.
4
Выполнение назначений врача.
Для оказания квалифицированной помощи.
5
Подготовка к обследованию.
Для улучшения диагностики и исключения соматической патологии.
Оценка результата: после введения нейролептиков больная уснула.
Эталон ответа на ситуационную задачу №3:
1.У пациентки нарушены потребности: быть здоровой, работать, общаться, избегать опасности, говорить, есть, спать.
Проблемы пациентки.
Настоящие проблемы:
отказ от приема пищи
114
обездвиженность
мутизм
нарушение сна
Приоритетная проблема:
отказ от приема пищи
Потенциальная проблема:
истощение
2.Краткосрочная цель: в течение дня больная поест.
Долгосрочная цель: к моменту выписки больная будет есть самостоятельно, будет знать о необходимости постоянного поддерживающего лечения.
№ п/п
Мероприятия
Мотивация
1
Режим лечебно-охранительный, усиленное наблюдение.
С целью лечения и безопасности пациентки.
2
Подготовка к обследованию.
Для улучшения диагностики.
3
Беседы с больной о необходимости приема пищи.
Для осознанного участия в процессе выздоровления.
4
Разнообразная, хорошо оформленная пища.
Для стимуляции аппетита.
5
В случае отказа, кормление больной с ложки полужидкой пищей.
С целью накормить пациентку.
6
Проветривание палаты, влажные уборки, тишина.
Для создания психического и физического комфорта.
7
Выполнение назначений врача.
Для оказания квалифицированной помощи.
Оценка результата: больная была накормлена медицинской сестрой.
Эталон ответа на ситуационную задачу №4:
1. У пациента нарушены потребности: быть здоровым, работать, общаться, двигаться, двигаться, есть, избегать опасности.
Проблемы пациента.
Настоящие проблемы:
сниженное настроение
суицидальные мысли
слуховые галлюцинации
Приоритетная проблема:
суицидальные мысли
Потенциальная проблема:
суицидальная попытка
2.Краткосрочная цель: отговорить больную от суицидальных намерений.
115
Долгосрочная цель: настроить пациентку на необходимость постоянного поддерживающего лечения.
№ п/п
Мероприятия
Мотивация
1
Режим лечебно-охранительный, усиленное наблюдение.
С целью лечения и безопасности пациентки.
Для предотвращения возможного суицида.
2
Тишина, проветривание палаты, влажные уборки.
Для создания психического и физического комфорта.
3
Беседы с пациенткой психотерапевтического характера.
Для снятия эмоционального напряжения.
4
Подготовка к обследованию.
Для улучшения диагностики и исключения соматической патологии.
5
Выполнение назначений врача.
Для оказания квалифицированной помощи.
6
Беседы о необходимости наблюдения и лечения в диспансере.
Для профилактики обострения.
Оценка результата: к концу дня пациентка согласилась, что жизнь имеет смысл.
Эталон ответа на ситуационную задачу № 5:
1.У пациента нарушены потребности: быть здоровым, работать, общаться, есть, спать, двигаться, быть чистым.
Проблемы пациента:
Настоящие проблемы:
кататонический ступор
отказ от еды
абулия
импульсивность
Приоритетная проблема:
отказ от еды
Потенциальная проблема:
истощение
2.Краткосрочная цель: накормить пациента в течение смены.
Долгосрочная цель: к моменту выписки пациент будет знать о необходимости постоянного поддерживающего лечения.
№ п/п
Мероприятия
Мотивация
1
Режим лечебно-охранительный, усиленное наблюдение.
С целью лечения и безопасности пациента.
2
Подготовка к обследованию.
Для улучшения диагностики.
3
Беседы с больной о необходимости Для осознанного участия в процессе
116 приема пищи. выздоровления.
4
Разнообразная, хорошо оформленная пища.
Для стимуляции аппетита.
5
В случае отказа, кормление больной с ложки полужидкой пищей.
С целью накормить пациентку.
6
Проветривание палаты, влажные уборки, тишина.
Для создания психического и физического комфорта.
7
Выполнение назначений врача.
Для оказания квалифицированной помощи.
Оценка результата: пациент был накормлен медицинской сестрой.
3.4 Кейсы с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной
работы
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 26