Файл: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 34. 02. 01.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 4363

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25 диагнозах у пациента, страдающего деменцией.
5.Дайте рекомендации родственникам больного, страдающего деменцией.
Эталон ответа
1.Имеет место синдром нарушения интеллекта. Данные анамнеза, свидетельствующие о периоде нормального психического развития с последующим выпадением приобретенных навыков позволяют говорить о деменции, развившейся в раннем возрасте в связи с тяжелой черепно- мозговой травмой (типа контузии).
2.Органическая деменция: интеллектуальный дефект сочетается с психоорганическим синдромом (снижение памяти, расстройства поведения, аффективные нарушения).
3.Высокий риск травмы
Факторы риска: нарушения координации движений; пребывание в условиях низкой температуры в одежде, не защищающей от холода; ушибы о мебель; нанесение себе порезов при пользовании острыми предметами; драчливость; агрессивность.
Краткосрочная цель. Больной будет обращаться за помощью.
Долгосрочная цель. Больной не получит травму во время пребывания в стационаре.
Вмешательства и их обоснования:
-принимайте меры безопасности (часто наблюдайте за поведением пациента; вынесите из комнаты пациента все потенциально опасные предметы);
-применяйте лекарственные средства, назначенные врачом данному пациенту;
-научите родственников пациента методам предотвращения травм.
Результаты, которых желательно достичь. а. пациент способен выполнять повседневные виды деятельности в пределах окружающей его обстановки, не причиняя себе травм; б. родственники могут рассказать о средствах, обеспечивающих безопасность пациента.
4.Организация медикаментозного лечения и режима дня пациента с деменцией.
• Если есть возможность, больше гуляйте с подопечным, делайте с ним гимнастику на свежем воздухе.
• Организуйте правильное питание, богатое белком и витаминами.
• При бессоннице помогают прогулки после ужина, теплая ванна перед сном, молоко с мёдом или успокаивающие микстуры.
• Внимательно относитесь к жалобам подопечного. Слушайте его терпеливо.
Пусть плачет, если у него есть такая потребность. Если пациент проговаривает мысли о самоубийстве – срочно сообщите врачу.
• Занимайте его всеми возможными способами для реализации человека в семье, профессиональной сфере, чтобы повысить его самооценку.
• Поддерживайте у пациента оптимистичное настроение.
• Если подопечный становится скрытным, сосредоточенным на своих


26 переживаниях, совершает нехарактерные действия (запасается лекарствами, раздает вещи), немедленно сообщите врачу.
• Не оставляйте пациента без присмотра.
• Храните лекарства в недоступном месте.

Уберите из дома сильнодействующие вещества и бытовые сильнодействующие химикаты.
• Спрячьте веревки, бритвы, ножи.
• Уберите ручки с окон и балконных дверей так, чтобы подопечный не мог самостоятельно их открыть.
Кейс 2
Пациент Николаев Михаил Юрьевич,19лет, инвалид первой группы.
Младший брат отца пациента страдает шизофренией. Пациент с детства отличался капризностью, не ходил в детское дошкольное учреждение, был привязан к матери. В школе учился плохо, был непослушен, одноклассники его не любили и часто обижали. Дома мог долго играть в одиночестве. С 9 лет увлекся изучением метро, выучил название всех станций, просил, чтобы его возили туда, где он еще не бывал. Будучи школьником, нередко просил машиниста взять его в кабину, задавал множество вопросов, интересовался системой регулировки движения поездов, заучивал принятые сокращения.
Очень любил кошек, однако наряду с ласками допускал весьма жестокое обращение с ними, однажды сломал кошке ногу в процессе игры.
Примерно в 12 лет изменилось отношение больного к матери, стал грубить ей, требовать точного выполнения своих требований, если она не слушалась, грубо бранился, кусал её. Перестал справляться с учебой, своими замечаниями мешал проведению уроков. Был осмотрен психиатром и госпитализирован. Лечение нейролептиками помогало лишь частично, после выписки учился на дому, получил диплом об окончании 8 классов, но сам признается, что знаний по школьным предметам не имеет.
Последние 3 года госпитализируется ежегодно в психиатрические больницы.
В больнице бывал так назойлив, что его избивали другие больные. Ни минуты не сидит на месте, задает множество неуместных вопросов, речь изобилует нецензурной бранью. Если ему делают замечания, начинает смеяться и громко повторяет неприличное слово. Отказывается выполнять простейшие математические вычисления. При этом помнит имена всех врачей в отделении, без труда перечисляет названия всех действующих и строящихся станций метро. Дома постоянно играет « в метро», выдумал свою систему « метрополитена имени Карла Маркса», состоящую из 16 линий и 147 станций.
Задания:
1.Оцените состояние больного синдромологически.
Назовите симптомы данного синдрома. Дайте понятие о продуктивных и негативных симптомах.


27 2.Охарактеризуйте содержание понятий «психоз», «невроз».
3.Определите нарушенные потребности пациента и его проблемы.
Составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
4.Расскажите стандарт практической деятельности медицинской сестры при психомоторном возбуждении пациента.
Эталон ответа
1.Данное психическое расстройство относится к синдромам эмоционально- волевой и двигательной сферы, а конкретно к синдромам двигательных расстройств. Расстройство двигательной сферы у данного пациента проявляется возбуждением. Двигательное возбуждение в этом случае является проявлением гебефренического синдрома (гебефренической формы шизофрении).
Симптомы гебефренического синдрома:
- детскость, дурашливость, кривлянье, гримасничанье;
-бессмысленное возбуждение, непоседливость;
-непродуктивная эйфория, бессодержательно-веселое настроение.
В психиатрии симптомы делятся на продуктивные и негативные (это важно для понимания прогноза заболевания). К продуктивной симптоматике
(позитивная симптоматика, плюс-симптом) относят появление у пациента на фоне заболевания новых функций, психических симптомов, которые принесла болезнь и которых до нее не было (бред, галлюцинации, эпилептиформные припадки, психомоторное возбуждение). Продуктивные симптомы хорошо поддаются лечению.
Негативная симптоматика (минус-симптом, дефект) проявляется утратой в связи с болезнью раннее имевшихся функций, ущербом психики, нанесенным болезнью (амнезия, слабоумие, апатия). Негативные симптомы отличаются стойкостью, эффективных методов лечения негативной симптоматики не существует.
2.В психиатрии принято выделять расстройства психотического и невротического уровня.
Психоз – проявляется тяжелым нарушением психических процессов, при котором человек теряет способность правильно воспринимать и понимать окружающий мир и себя самого.
Признаки психоза:
-неправильное отражение окружающего мира (пациент видит и слышит то, чего нет в действительности:бред и галлюцинации);
-критика к болезни отсутствует (анозогнозия – неспособность понять болезненный характер своего поведения и высказываний, отсутствие чувства болезни, полная потеря критики);
-опасность пациента для окружающих и для самого себя (психомоторное возбуждение, импульсивные поступки, расстройства сознания, императивные галлюцинации, отказ от приема пищи, стремление к самоубийству, отсутствие чувства опасности при слабоумии).
Невроз – это психогенное заболевание, (вызванное нахождением пациента


28 в ситуации хронического стресса) проявляющееся симптомами
невротического расстройства:
-пациент с неврозом правильно понимает мир и себя (видит и слышит то, что есть на самом деле);
-понимает имеющиеся нарушения психики, страдает, стремится избавиться от них, но не может избавиться от них усилием воли;
-поведение пациента с неврозом часто приводит к его дезадаптации, но никогда не бывает опасным для окружающих.
и обычно сопровождающееся нарушениями в соматовегетативной
сфере (потливость, сердцебиение, одышка, неприятные ощущения в животе и т.д.).
3.У пациентанарушены потребности: быть здоровым, общаться, работать, учиться, обеспечивать свою безопасность и безопасность окружающих.
Настоящие проблемы:назойлив, неусидчив, речь изобилует нецензурной бранью,громко смеется, на замечания реагирует неприличным словом, психомоторное возбуждение.
Приоритетная
проблема:
гебефреническое возбуждение
(нелепо- дурашливое поведение с поступками парадоксально-вычурного характера
(см. настоящие проблемы), сопровождающееся немотивированным весельем.
Потенциальная проблема: затяжное течение психоза.
Краткосрочная цель: уменьшить состояние возбуждения к концу дня.
Долгосрочная цель: к моменту выписки пациент будет знать необходимость постоянного поддерживающего лечения.
№ п/п
Вмешательства
Мотивация
1
Независимые вмешательства.
Режим лечебно-охранительный, усиленное наблюдение.
Для лечения и безопасности пациента и окружающих.
2.
Проветривание палаты, влажные уборки, тишина.
Для создания психического и физического комфорта.
3.
Беседы с больной на отвлеченные темы.
Для снятия эмоционального напряжения.
4.
Беседы о необходимости наблюдения и лечения в диспансере.
Для профилактики обострения.
5.
Зависимые вмешательства.
Выполнение назначений врача.
Для оказания квалифицированной помощи.
6.
Взаимозависимые вмешательства
Подготовка к обследованию.
Для улучшения диагностики и исключения соматической патологии.
4.Стандарт практической деятельности медицинской сестры при
психомоторном возбуждении пациента
Сестринская проблема приоритетная: психомоторное возбуждение.
Планирование вмешательств.

29
Краткосрочная цель: у пациента не будет психомоторного возбуждения в течении трех дней.
Долгосрочная цель: к моменту выписки из стационара у пациента не будет психомоторного возбуждения.
Реализация вмешательств.
1.По назначению врача-психиатра применить МФС (меры физического стеснения с использованием специальных фиксационных ремней – широких лент из плотной хлопчатобумажной ткани).
По назначению врача ввести инъекции антипсихотических средств:аминазин, галоперидол, тизерцин, дроперидол и др.
2.Обеспечить постоянное наблюдение за пациентом.
3.При необходимости организовать около пациента круглосуточный индивидуальный пост.
4.Проводить измерение АД и Ps каждые 3 часа и фиксировать полученные данные в сестринском дневнике динамического наблюдения.
5.Осуществлять динамическую оценку психического и соматического состояния пациента за смену записью в журнале наблюдения.
6.Обеспечить пациента калорийной, легкоусвояемой пищей и витаминизированным питьем, в соответствии с врачебными наблюдениями.
7.Следить за естественными отправлениями пациента и в случае необходимости предоставить ему утку или судно.
8.При стабилизации психомоторной сферы сообщить об этом врачу, по его назначению освободить пациента от фиксационных ремней, продолжая осуществлять за ним непрерывное наблюдение.
9.Вести мониторинг психомоторной сферы, отражая полученные данные в журнале наблюдений и сестринском листе динамического наблюдения.
10.При всех дальнейших изменениях в психическом состоянии пациента немедленно сообщать лечащему или дежурному врачу.
Кейс 3
Пациент Панченко Дмитрий Сергеевич, 22 года, электрик, женат. В психиатрическое отделение поступает во второй раз в связи с быстро возникшей недоступностью. Первый приступ заболевания проявлялся острым бредом преследования и был купирован нейролептиками.
Явное ухудшение состояния наблюдается в течение последней недели, перестал отвечать на вопросы, ел мало, только после уговоров. Никак не возражал против требования родственников обратиться к врачу. Врач недооценил остроты психоза и поместил пациента в спокойное отделение. В отделении ни с кем не общался, не отвечал на вопросы врачей и медицинского персонала. Отказывался лечь в постель, сидел весь тихий час в кровати. Таблетки принимал после уговоров. На второй день было решено начать лечение инъекциями и пациента пригласили в процедурный кабинет.
Спокойно вошел в кабинет, а затем внезапно разбежался, запрыгнул на подоконник и руками разбил стекло, яростно пытался сломать раму.В


30 дальнейшем пассивно наблюдал, как ему обрабатывают раны, накладывают швы, делают инъекции.
Задания:
1.Определите синдромальную форму данного хронического психического расстройства.
2.Объясните ст.29 «Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке».(Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».)
Дайте понятие о невменяемости.
3.Определите проблемы пациента.
4.Составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
5.Перечислите виды психиатрической помощи. Расскажите об особенностях работы в беспокойном отделении психиатрической больницы.
6.Охарактеризуйте основную проблему, вызванную психическими расстройствами:Опасность больных для окружающих и для самих себя.
Безопасность медицинского персонала.
7.Расскажите стандарт практической деятельности медицинской сестры при психомоторном возбуждении пациента.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26