Файл: Название работы Психологические факторы условий труда. Профилактика утомления и стрессов.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Различают острое, развивающееся в течение одного трудового дня, и хроническое утомление. Крайней формой развития хронического утомления является переутомление. Характерными признаками этого состояния являются:

· резкое ухудшение показателей труда;

· затруднение в выполнении привычных, легких заданий, повседневных обязанностей;

· резкое ухудшение памяти, невозможность длительно концентрировать внимание на предмете деятельности, даже прилагая значительные волевые усилия;

· нарушение сна, бессонница;

· депрессия, раздражительность, затруднительным становится общение с коллегами по работе, близкими людьми.

При появлении подобных признаков наряду с обращением к врачу необходимо тщательно проанализировать режим труда и отдыха, ввести в него проведение интенсивных восстановительных процедур (общеукреплящей и дыхательной гимнастики, релаксации, аутотренинга и пр.).

Для профилактики состояний острого и хронического утомления особое значение имеют подбор соответствующего режима работы, периоды активного и пассивного отдыха, в рамках которых выделены и распределены трудовые нагрузки, предусмотрены микроперерывы для активного отдыха. Так, при интенсивных зрительных нагрузках целесообразно и во время трудовой деятельности ввести короткие микроперерывы для выполнения простых упражнений, во время которых необходимо посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, сделать несколько поворотов глазными яблоками, 20-30 секунд посидеть спокойно, с закрытыми глазами.

По внешним признакам на утомление похоже и другое неблагоприятное функциональное состояние - монотония. Для монотонии также характерно ухудшение количественных и качественных показателей продуктивности (уменьшение скорости работы, увеличение числа ошибок), появление неприятных эмоций. Однако причины возникновения данного состояния иные.

Состояние монотонии развивается вследствие однообразной или неинтересной работы, частого повторения стереотипных действий, содержательной бедности и, значит, малой привлекательности выполняемых заданий, отсутствия разнообразия в окружающей обстановке (приглушенная освещенность помещения; однообразный, монотонный шум).

Для монотонии характерно:

· снижение тонуса, уменьшение энергозатрат организма;

· затруднение в восприятии и переработке новой информации;


· отключение внимания, осуществление действий в автоматическом режиме;

· преобладание чувства апатии, скуки, сонливости; доминирует желание прекратить данный вид деятельности, переключиться на более интересное занятие.

Состояние монотонии опасно тем, что в условиях уменьшения сознательного контроля за поведением человек теряет возможность быстро реагировать на изменившиеся условия, что может привести к аварийной ситуации, травматизму.

Для преодоления состояния монотонии необходимо обогащение содержательной стороны трудовой деятельности, что предполагает:

· обеспечение осознания важности, необходимости работы, возможности видеть ее результаты;

· объединение слишком простых и монотонных операций в более сложные, разнообразные по содержанию;

· специально подобранный режим трудовой деятельности, чередование видов трудовых операций, изменение ритма работы, введение дополнительного перерыва;

· введение различных активизирующих влияний, например, функциональной музыки.

При этом желательно учесть, что у взрослого человека период "привыкания" к выполнению однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40-50 минут, после чего происходит выраженное падение работоспособности.

Следует отметить, что в ситуации однообразной деятельности может сформироваться полярное монотонии по проявлениям состояние психического насыщения, отличающееся резко выраженным эмоциональным неприятием ситуации, аффективной формой разрядки накопившейся неудовлетворенности работой.

В процессе трудовой деятельности под действием чрезмерно сильных, представляющих угрозу для нормальной жизнедеятельности человека событий, может возникнуть такое неблагоприятное функциональное состояние, как стресс. При этом происходит мобилизация защитных сил организма, чтобы найти выход из экстремальной ситуации. До тех пор пока такой способ не найден, организм работает в режиме сверхзатрат. Продолжительные, частые стрессы могут привести к исчерпыванию энергоресурсов организма, к развитию целого ряда физических и даже технических заболеваний.

Выделяют физиологический и психологический стресс в зависимости от причины стресса.

Физиологический стресс вызывают простые физические воздействия, например, сильный звук, повышенная температура воздуха, вибрация.

Условиями противодействия физиологическому стрессу являются совершенствование технологии различных производств, культуры труда, а также специальная тренировка в подготовке к специфическим видам стресса (например, у космонавтов, водолазов).



Психологический стресс может возникнуть в условиях неожиданного изменения задания, отсутствия необходимой подготовки, дефицита времени или информации. Экстремальность ситуации задается отношением человека к создавшемуся положению, оценкой его сложности, осознанием высокой значимости выполняемой работы и личной ответственности за достижение успеха.

Если, исчерпав психические ресурсы, человек не может добиться успеха, говорят о состоянии дистресса, который проявляется в дезорганизации процесса трудовой деятельности. При этом выделяют 2 формы дистресса. Одна из них, тормозная, характеризуется замедленностью двигательной активности, ее заторможенностью, затруднениями в восприятии новой информации, неспособностью выполнить простые умственные действия, нарушением навыков письма, чтения, счета, невозможностью переключить внимание.

Другая, импульсивная форма эмоциональной напряженности проявляется в хаотичной, неупорядоченной активности, стремлении выполнить одновременно несколько различных дел, невозможности долго сосредоточиться на одном из них; крайней неуравновешенности настроения, возбуждении, нервозности.

Следует учесть, что у разных людей отмечается склонность к одной из форм реагирования, которая может проявляться и в смягченной форме.

Р.М. Грановская выделяет некоторые приемы управления своими эмоциями и выхода из стресса:

· переключение внимания, концентрирование его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задачи и тактических приемах;

· предварительная разработка запасных стратегий, путей отступления, что уменьшает шанс получить неблагоприятное решение;

· разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физической нагрузке;

· переключение на другие, не менее важные виды деятельности; при этом новый доминантный центр возбуждения в коре головного мозга может подавить или хотя бы ослабить очаг возбуждения, связанный со стрессом;

· в случае поражения общая переоценка значимости ситуации по типу "не очень-то и хотелось", понижение субъективной значимости события;

· использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обучения, например, в компьютерных играх.

Большое влияние на снижение эффективности трудовой деятельности может оказать профессиональное (эмоциональное) "выгорание", которое особенно сильно проявляется в профессиях типа "человек - человек". Профессиональное "выгорание" проявляется в эмоциональном истощении - чувстве опустошенности, исчерпанности эмоциональных ресурсов, деперсонализации, связанной с возникновением равнодушного, негативного или даже циничного отношения к окружающим, профессиональном редуцировании достижений, которое проявляется в постоянном недовольстве собой, негативном восприятии себя как профессионала, чувстве некомпетентности, безразличии к работе.


Как отмечает Е.П. Ильин, быстрота "выгорания" зависит как от личностных особенностей (необщительность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, высокая эмпатия и реактивность), так и от производственных факторов, которые приводят к оценке работником своей работы как незначимой, неудовлетворенности профессиональным ростом; переживанию недостатка самостоятельности, излишнего контроля; ролевой неопределенности вследствие нечетких к нему требований; недогрузке или перегрузке трудовыми обязанностями (последнее порождает чувство собственной ненужности).

С целью предотвращения "выгорания" следует проводить обследование работников для выявления ранних симптомов этого состояния, развивать положительное отношение к труду через систему соответствующего стимулирования, а также способствовать овладению работником навыками саморегуляции психической деятельности.

Среди наиболее распространенных в последнее время и получивших научное обоснование способов регуляции и управления собственным состоянием выделяют нервно-мышечную релаксацию и аутогенную тренировку.

Методика нервно-мышечной релаксации предполагает снятие эмоционального напряжения путем мышечного расслабления в различных участках тела.

Особенностью предлагаемых в данной методике упражнений является контрастное чередование сильного сокращения и полного расслабления определенной группы мышц.

Последовательное выполнение упражнений за 15-20 минут позволяет добиться полного расслабления всего тела, а поскольку между нервным и мышечным напряжением существует взаимосвязь, то и снятия неприятных эмоциональных переживаний.

Занятия необходимо проводить в спокойном месте с приглушенным освещением, сидя в кресле в удобной позе. Каждое упражнение желательно выполнять дважды, в течение 3-5 секунд каждое. При возникновении неприятных болевых ощущений следует снизить степень произвольного сокращения или отказаться от упражнения. Вдох желательно производить во время напряжения, выдох - во время расслабления мышц.

Для этого выполняют специальные активизирующие упражнения: энергичные вдохи и выдохи, на фоне которых по счету от 10 до 1 слегка напрягаются основные участки тела. После релаксации в этом случае полезно выполнить несколько простых гимнастических упражнений, по возможности сопровождаемых музыкой.


Методика аутогенной тренировки основана на самовнушении, на установлении связей между определенными формулами самовнушения и изменением состояния разных органов и функций, их расслаблении, нормализации деятельности.

Основные формулы самовнушения усваиваются в шести стандартных упражнениях.

Первое стандартное упражнение вызывает ощущение тяжести: "Моя правая (у левшей - левая) рука тяжелая..." Второе стандартное упражнение направлено на расширение кровеносных сосудов путем самовнушения тепла: "Моя правая (левая) рука теплая..." Третье упражнение регулирует ритм сердечной деятельности: "Мое сердце бьется ровно и спокойно..." Следующее упражнение предназначено для контроля за дыханием: "Я дышу ровно и спокойно..." Пятое упражнение влияет на органы брюшной полости: "Мое солнечное сплетение излучает тепло". Заключительное упражнение способствует снятию нервного напряжения и повышению умственной работоспособности: "Мой лоб приятно прохладен..."

В занятия, основанные на использовании методики аутотренинга, включается также овладение специальными формулами - самоприказами, направленными на активизацию состояния, возникновение ощущения бодрости, энергичности, готовности приступить к работе. Такие формулы применяются при необходимости управления своим состоянием в случаях мобилизации усилий, выдержки.

Следует учесть при этом, что методы воздействия на человека имеют свою специфику, поэтому на первых порах приобщения к аутотренингу желательно прибегнуть к помощи специалистов соответствующего профиля (психологов, психотерапевтов).

трудовой утомление эмоция стресс

Заключение
По итогам написания реферата на тему «Психологические факторы условий труда. Профилактика утомления и стрессов» мною были сделаны следующие выводы:

Эффективность трудовой деятельности зависит не только от степени подготовленности к ней работника, но и от его отношения к труду. Положительное отношение к труду закрепляется на основе удовлетворения в процессе трудовой деятельности значимых для человека потребностей, создание условий для развития позитивной мотивации труда посредством стимулирования трудовой деятельности.

Эффективность профессиональной деятельности человека так же во многом определяется его умением поддерживать оптимальную работоспособность в процессе труда. Возможность выполнять работу на протяжении определенного времени при сохранении ее количественных и качественных показателей, длительность каждой фазы работоспособности (врабатываемости, устойчивой работоспособности, утомления) в значительной степени зависят от функционального состояния человека.