Файл: Министерство образования и науки республики татарстан.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10. Напряжение. Рука как бы затрачивает определенную энергию, но практически нечего не достигает. Для ответов характерны переживания тревоги, напряжения, дискомфорта.
11. Активные безличные ответы. Рука воспринимается как совершающая какое-нибудь действие, выполнение которого не требует присутствия другого лица, либо рука меняет свое физическое положение или противодействует силе тяжести.
12. Пассивные безличные ответы. Рука не меняет своегофизического положения и не сопротивляется силе тяжести. В ответах по этой категории не требуется присутствия другого лица.
Основное предназначение теста:
-
выявление «тревожности» или ожидаемой агрессии извне и соотнесение этой категории с конкретными лицами (то есть с теми, от кого ожидается агрессия); -
выявление «активности» или «пассивности» ответов на предоставляемые стимулы. Последние характеристики отражают состояние общей психической активности ребенка и форм психологической защиты. Важным анализируемым показателем являются также ответы ребенка по категории «коммуникативность».
Процедура тестирования:
– Стимульный материал - 10 карточек, следующих друг за другом в определенном порядке. На девяти из них расположены контурные изображения кисти руки в разных позициях. Десятая карточка -пустая, на ней не изображено ничего. Все карточки пронумерованы от 1 до 10. Используемый нами вариант стимульного материала подходит для детей в возрасте до 11 лет.
– Подача стимульного материала при жестком порядке предъявления предполагает возможность поворота изображения ребенком в любом направлении до тех пор, пока не будет сформулирован ответ. Желательно, чтобы на каждое изображение было получено не менее двух ответов ребенка.
Тест не должен предъявляться ребенку, если непосредственно перед тестированием с ним проводились:
–физкультурные занятия, в частности занятия лечебной физкультурой;
–какие-либо двигательные упражнения, коррекционная работа, построенная на принципах двигательной коррекции;
–диагностические пробы по исследованию динамического праксиса (задания на координированные или реципрокные движения рук, ног).
Интерпретация результатов
В связи с тем, что развитие эмоциональной сферы ребенка и становление личностных характеристик нельзя считать закончившимися в анализируемый возрастной период (5-11 лет), относить ответы к той или иной категории желательно после уточняющих вопросов, выяснения ситуации, в которой происходит деятельность, связанная с положением изображаемой руки.
При интерпретации результатов имеет значение не только количество ответов определенного типа, но и их соотношение с количеством ответов других типов. По мнению Н.Семаго, два-три «агрессивных» ответа (Агрессивность) на фоне полного отсутствия ответов, отражающих дружеские отношения и желание сотрудничать (Коммуникация, Зависимость), свидетельствуют о большей враждебности, чем пять агрессивных ответов в сочетании с пятью доброжелательными ответами.
Приложение 3
Проективная графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
-
пространственное положение; -
размер рисунка; -
характеристики линий; -
сила нажима на карандаш.
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
-
характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.); -
характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.); -
характеристика иголок ( размер, расположение, количество).
Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:
-
Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. -
Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим. -
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный вцентре листа. -
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа. -
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. -
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. -
Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами. -
Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами. -
Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов. -
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов. -
Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус. -
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. -
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?