Файл: Министерство образования и науки республики татарстан.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям.
Циклические агрессивные разряды. Это наиболее грубые проявления агрессии, обрушивающиеся на игрушки и другие предметы, привлекшие внимание ребенка. Например, девочка со словами «дай куклу», берет ее в руки, но почти сразу же кидает в стену. Потом снова «дай куклу» и кидает в стену. Подобное поведение связано с повышенной пресыщаемостью ребенка, доставляющее ему ощущение выраженного дискомфорта и провоцирующее желание уничтожить объект. Справиться с такими агрессивными разрядами очень сложно, лучше просто не использовать или прятать те предметы, которые вызывают у ребенка данное поведение.
Импульсивные агрессивные действия, направленные на окружающих людей. Это навязчивое стремление дергать за волосы, раздирать руку, вдавливаться подбородком в плечо взрослого. Если подобные действия при общении со взрослым усиливаются, необходимо пытаться перебить их достаточно интенсивным более адекватным взаимодействием: крепко обнять ребенка или прижимая к себе, покачать. Не следует бояться обилия тактильных контактов. Когда эта ситуация отработана многократно и ребенок каждый раз в ней получает поддержку взрослого, частота и интенсивность данной формы агрессии значительно снижается [23, 68].
Агрессия по отношению к близким. Может возникать в ситуации особого напряжения, дискомфорта, запрета. Особенно часто страдает мать, с которой ребенок находится в состоянии аффективного симбиоза. Агрессивные разряды, направленные против матери, являются формой самоагрессии. Поскольку ребенок не может отделить ее от себя, так выражается его самоагресии [20, 94].
Генерализованная агрессия. Провоцируется сенсорными стимулами. Ребенок может разбрасывать мозаику или кубики, разливать воду, хлопать дверцами шкафа, сбрасывать игрушки с полок и так далее. Если пытаться его в этот момент переключить, может нарастать напряжение, и действия только усиливаются. Однако их нельзя игнорировать, так как ребенок застревает на них, сильно возбуждается и растормаживается. Необходимо по возможности подключаться к ним, проигрывать их вместе с ребенком, интерпретируя их как позитивные, придавая им яркий эмоциональный смысл. Например, рассыпание мозаики можно проигрывать как салют, разливание воды, как море. Вместе с тем следует быть очень осторожным при подборе материала, с которым предстоит работать, чтобы не спровоцировать подобное поведение [19, 7].
1.2 Условия развития агрессивного поведения у детей
Назовём некоторые причины детской агрессии.
Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, возникающее вследствие наличия у человека мотивации достижения какой-либо цели и невозможности её достижения из-за возникших преград. Например, фрустрация может возникнуть у малыша, который хотел мороженое, но не получил его, поскольку мама решила не покупать лакомство. Или хотел покататься на каруселях, а аттракцион закрылся. Или попросил на улице у друга игрушку, а друг не дал. В этих случаях ребёнок начнёт кричать и плакать, называть маму плохой или может даже ударить того, кто не дал ему поиграть игрушкой [3, 124].
Для малыша раннего и младшего дошкольного возраста нормально реагировать агрессивно, так как дети реагируют естественно, выражая эмоции, и не думают, насколько социально приемлемо их поведение, нарушает ли оно социальные нормы, опасно ли для окружающих или нет.
Это не значит, что взрослые должны разрешать так реагировать. Но опасно и просто подавлять агрессию. Слова взрослых «Нельзя плакать» или «Нельзя драться» лишь запрещают ту форму эмоциональной реакции, которая помогает малышу справиться с негативом. Но родители не помогают маленькому человеку справиться с эмоциями и не показывают социально приемлемых форм поведения [21, 18].
Если ребёнок плачет, потому что ему не купили мороженое, скажите: «Ты злишься (расстроен), потому что я не купила тебе мороженое. Да, это неприятно. Но не всегда получается то, что хочется. Может быть, мы пойдём качаться на качелях?». Если ребёнок ударил другого: «Ты рассердился, что Антон не дал тебе игрушку. Ты так зол, что хочешь сильно его ударить. Как ты думаешь, если ты будешь драться, это поможет тебе получить игрушку? А как будет лучше поступить? Предложить Антону поиграть вместе или дать ему какие-то твои игрушки?».
Подавление агрессивных стремлений не является способом решения проблемы. Важно учить ребёнка перенаправлять гнев в социально приемлемое русло: нельзя бить людей, но, если очень зол, можно пинать мяч, лупить грушу или подушки, стучать пустыми пластиковыми бутылками.
Агрессия взрослых.
Эта проблема подробно описана педагогами ещё в начале ХХ века. К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и другие педагоги обращали внимание, что родители нередко удивляются тому, что дети ругаются и дерутся, грубят старшим, а при этом сами ведут себя точно так же. Казалось бы, прописные истины, но и в современных семьях мы видим, что мамы и папы грубо разговаривают с детьми, ругаются между собой, иногда используя нецензурную лексику, сгоряча бьют посуду. То есть родители демонстрируют разные формы агрессии. Что в этом случае усваивает малыш? Что такая реакция нормальна и допустима. Он учится вести себя именно так [13, 94].
Что дошкольник не замечает? Что взрослые ведут себя агрессивно не во всех местах и не со всеми людьми. Бабушка отлупит веником кота, но не будет кричать на папу. Папа ударит сына, а с начальником будет вести себя иначе. Мама дома ругается, а на улице – сама любезность. Здесь агрессия мам и пап преимущественно направлена на более слабых, на тех, кто не может дать отпор. И сами родители порой не замечают, что делают что-то неприемлемое. Дети ещё не очень понимают социальную ситуацию, поэтому говорят те слова, которые слышали от папы во дворе, бьют веником бабушку, так как видели, что она била кошку. Ребёнок видит формы реагирования взрослых и использует их как пример [1, 57].
Обычно в таких случаях мамы и папы возмущены поступками дочки или сына, а своё поведение воспринимают как норму: «Одно дело на кота замахнуться, другое – на бабушку!», «Я ругаюсь, но я взрослый, а он – пятилетний мальчишка!».
В этом случае нельзя говорить о невоспитанности детей. Нужно говорить о невоспитанности взрослых и решать проблему, изменяя поведение старших членов семьи.
Научение агрессивному поведению как форме решения конфликта.
Примерно до двух, иногда до трёх лет малыш не умеет защитить себя. И некоторые родители специально начинают учить ребёнка агрессивным формам поведения. Вот сына толкнул другой мальчик, и папа говорит: «Не будь мямлей, пойди и дай сдачи!».
Нужно ли потом удивляться, что в дальнейшем дети не будут пытаться договориться, а сразу прибегнут к силе? Такой исход вероятен.
Постоять за себя – это не только уметь драться. Это и умения обсудить проблему, договориться, решить вопрос конструктивно без применения силы и взаимных оскорблений [2, 40].
Сила как способ повышения статуса.
Ребёнок растёт не только в семье. Он ходит в детский сад, гуляет во дворе, занимается в секциях и кружках. Он является членом детских коллективов, где существуют свои правила, нередко отличающиеся от правил семьи.
Атмосфера детского коллектива полностью зависит от педагога. Если неожиданно, попав в новую группу, малыш стал проявлять агрессию, познакомьтесь поближе с педагогом, другими детьми, присмотритесь к их форме взаимодействия. В некоторых спортивных командах доминирует стиль общения, который с виду кажется грубым. Ребята при встрече толкают друг друга, бьют по плечу, обращаются друг к другу по кличкам. Такое внешнее грубоватое поведение не всегда признак агрессии. Если в реальности в команде имеют место взаимовыручка, уважение друг к другу, то такая форма контакта – не более, чем игра.
Если ребёнок начинает так общаться в детском саду или с вами, обратите его внимание, что не везде это принято и допустимо. Если в команде так общаться нравится всем, то в саду это может стать причиной конфликта.
Но возможно и иное проявление агрессии в группе. Если в группе лидером является самый сильный и сила – основной способ улаживания конфликта, обратите внимание на эту проблему. Здесь агрессивность используется для повышения статуса в коллективе. Тогда ребёнок сознательно ругается, дерётся, грубит старшим [11, 20].
Что может сделать родитель? Полностью изменить отношения в детской группе мамам и папам вряд ли удастся. Лучше не решать проблему самостоятельно, а обратиться к учителю, социальному педагогу, школьному психологу.
ТВ и гаджеты как источники агрессии.
Мультфильмы, фильмы, компьютерные игры порой демонстрируют примеры агрессивного поведения, которые дети повторяют. Здесь важно понимать, что воспроизведение агрессивных действий у дошкольников связано с тем, что мышление ребёнка ещё не так развито, как мышление взрослого. Малыш может не до конца осознавать опасные следствия своих действий. Увидев, как в фильме герой раскидал гвозди на дороге, он может сделать то же самое, не задумываясь о вреде другим людям. Чтобы телевизор и гаджеты не стали основными источниками научения, важно обсуждать с детьми увиденное – действия героев и следствия, в том числе косвенные, этих действий. Особенно это касается комедий, поскольку понимание юмора – определённый уровень интеллекта, которого ребёнок ещё не достиг. Объясните сыну или дочке, что некоторые действия, которые герой совершает в фильме, – художественный вымысел, и такие трюки нельзя воспроизводить в жизни [22, 8].
Вряд ли имеет смысл полностью ограничивать ребёнку доступ к ТВ и гаджетам. Современные дети смотрят мультфильмы и фильмы, пользуются интернетом, играют в компьютерные игры. Но взрослым нужно фильтровать то, что смотрит дошкольник. Не разрешайте ребёнку смотреть фильмы, которые не подходят ему по возрасту и демонстрируют слишком высокий уровень агрессии [12, 180].
1.3 Роль семьи в агрессивном поведении детей
Рост агрессивных тенденций в детской среде отражает одну из глобальных социальных проблем нашего общества, где за последние годы возросли: преступность несовершеннолетних, асоциальность, жестокость, насилие и правонарушение. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план, прежде всего, задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления, а также определение оптимальных средств и методов коррекционно-психологического воздействия в целях нивелирования агрессивного поведения и приобщения детей и подростков к общественной жизни, пониманию культуры, усвоению системы знаний, норм и ценностей, позволяющих им в дальнейшем функционировать в качестве полноценного члена общества.
Согласно исследованиям Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой, К. Бютнера, И.А. Фурманова, С.Н. Еникополова и других специалистов сегодня проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространённых форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым – родителям и специалистам. К данным особенностям поведения относятся вспышки раздражительности, непослушание, насмешки, ругательства, драчливость, жестокость и др. У подавляющего большинства дошкольников наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз. У многих обучающихся отмечаются случаи смешанной физической агрессии – как косвенной, так и прямой [11, 18]. Агрессивное поведение – достаточно обычное явление для обучающихся. Однако у одних детей оно трансформируется и сублимируется в ходе онтогенетического развития, а у других не только сохраняется как устойчивое качество личности, но и развивается, приводя в дальнейшем к формированию патологических черт характера и устойчивого разрушительного поведения, вплоть до общественно опасных форм. По мнению И.А. Фурманова, Т.Г. Румянцевой, Н.В. Вострокнутова, В.Г. Василевского, С.Н. Еникополова, Г.Э. Бреслава, возникновение агрессивности, как формы дезадаптивного поведения и отклонения в эмоционально-личностном развитии дошкольников будет значительно препятствовать своевременному и полноценному развитию их психической активности, затруднять межличностную коммуникацию детей со взрослыми и сверстниками, создавать сложности в установлении контактов с окружающими и трудности в самоуправлении; вызывать социальную, и, прежде всего, дошкольную дезадаптацию, а также приводить к формированию патологических черт характера и отклонениям в поведении [5, 122].
Детская агрессия интересует многих психологов по всему миру, многие выдвигают свои критерии и теории. Оно и неудивительно, ведь тема действительно очень серьезная и важная.
Детская агрессия − это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется.
Говоря о детской агрессивности, мы говорим об отношениях «родители − ребенок», мы поднимаем вопрос о взаимоотношении между ними и о положении, которое ребенок занимает в семье [10, 7].
Исследователи отмечают, что если у ребенка (независимо от того, к какой возрастной группе он принадлежит) плохие отношения с одним или обоими родителями, если ребенок чувствует себя ненужным, или не ощущает родительской поддержки, он, возможно, будет срывать агрессию на других детей, сверстники будут отказывать ему в дружбе, соответственно у ребенка будут отсутствовать навыки социализации и адаптации в обществе, что в дальнейшем может привести к серьезным последствиям по мере его взросления.