Файл: Министерство образования и науки республики татарстан.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия. Желательно, чтобы на каждое изображение было получено не менее двух ответов ребенка.
При анализе теста сначала подсчитывается количество ответов.
Количественный анализ.
Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по формуле:
Агрессивность =(Агрессия + Директивность) - (Нежность + Коммуникабельность + Зависимость) =
Норма Агрессии = от –1 до +1. (-1, 0, +1)[6]
2.2 Качественный и количественный анализ результатов исследования
Проанализировав результаты первого этапа исследования, а именно, диагностику агрессивности у ребенка, Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. Мы сделали выводы об уровне агрессивных проявлений у детей.
Рисунок 1 – Диаграмма уровней агрессивных проявлений после проведения диагностики агрессивности
Следующим этапом стало проведение проективной графической методики «Кактус» М.А. Панфиловой. Методика используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка. В результате я получила данные о качестве личности у детей. (см. Приложение 2).
Рисунок 1.
Добрый экстравертированный кактус. Наличие женственности, оптимизма экстраверсии, отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества, отсутствие агрессии.
Рисунок 2.
Добрый демонстративный кактус. Наличие чувства одиночества, эгоцентризм, демонстративность, оптимизм, присутствует агрессия.
Рисунок 3.
Агрессивно-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремлений к лидерству и домашней защите.
Рисунок 4.
Агрессивно - экстравертированный кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, открытости, оптимизма, экстраверсии, стремлений к лидерству и к домашней защите.
Рисунок 5.
Агрессивно-испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе, зависимости, скрытности, осторожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите.
Рисунок 6.
Агрессивно-одинокий кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества; отсутствие стремления к домашней защите.
Итак, на основе результатов полученных после проведения диагностики и проективной методики можно сказать, что у испытуемых уровень проявлений агрессии находится на высоком уровне.
Далее был проведен Hand-тест (детский вариант) Вагнера, направленный на изучение агрессивного отношения. При анализе теста сначала я подсчитала количество ответов детей и ответы по воображаемым действиям руки, которые классифицируются по 14 категориям. Подсчитывая количество каждой из них (см . таблицу 2.2)
Таблица 2.2
Категории воображаемых действий руки.
| Обозначение | Ребенок №1 | Ребенок №2 | Ребенок №3 | Ребенок №4 | Ребенок №5 | Ребенок №6 |
1 | Агрессия | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 |
2 | Директивность | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
3 | Нежность | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
4 | Коммуникация | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | Зависимость | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | Страх | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 |
7 | Демонстративность, эксгибиционизм | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 |
8 | Увечность | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
9 | Описание | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
10 | Напряжение | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
11 | Активность | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
12 | Пассивность | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 |
13 | Галлюцинации | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
14 | Отказ | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Количество ответов | 6 | 5 | 6 | 7 | 3 | 7 |
При анализе теста сначала подсчитывается количество ответов.
Количественный анализ.
Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по формуле:
Агрессивность =(Агрессия + Директивность) - (Нежность + Коммуникабельность + Зависимость) =
Норма Агрессии = от –1 до +1. (-1, 0, +1)[6, 28]
Проанализировав результаты теста Вагнера, были получены следующие результаты:
Ребенок №1 =(1+1)-(1+1+0)= -1
Ребенок №2=(1+0)-(0+1+0)= 0
Ребенок №3=(2+0)-(1+0+0)= 1
Ребенок №4=(1+1)-(0+0+0)= 2
Ребенок №5=(1+0)-(0+0+0)= 1
Ребенок №6=(3+0)-(0+0+0)= 3
По данным диагностики, можно сделать вывод, что у 2 из 6 испытуемых степень агрессивных проявлений высокая. (см. рис. 2)
Р.№1 Р. №2 Р.№3 Р. №4 Р. №5 Р. №6
Рис. 2 – График распределения степени агрессии по Hand-тесту (детский вариант) Вагнера.
2.3 Рекомендации по преодолению агрессивного поведения
Агрессивное поведение было и остается распространенной чертой нашего общества. Актуальность этой темы неоспорима, поскольку количество подростков и детей, имеющих склонность к агрессивному поведению, стремительно растет с каждым днем. Это связано с целым рядом проблем:
-
органические поражения головного мозга (травмы, менингиты ит.д.); -
эндокринный взрыв, резкое нарастание количества половых гормонов; -
социокультурные факторы (телевидение, интернет, компьютерные игры, которые систематически пропагандируют культ насилия); -
ухудшение социальных и бытовых условий жизни детей; -
невнимание школы и родителей к психологическому состоянию детей и.т.д.
Способы и направления коррекционной работы.
1. Если агрессия ребенка является осознанной и контролируемой, тогда взрослому важно не поддаваться на такого рода манипуляцию.
2. При этом можно пресечь агрессивные действия достаточно жестко (без вреда для ребенка и окружающих) либо, игнорировать эти действия.
Если агрессия – это выражение гнева, можно применять следующие стратегии:
1) Обучение детей способам выражения негативных чувств без вреда для окружающих (выплескивать напряжение через активные действия, занятий спортом, проявления символической агрессии);
2) Развитие умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (дыхательные упражнения, аутотренинги, прослушивание спокойной музыки и т.п.);
3) Обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству. Благодаря этому преодолеваются противоречия, предотвращаются конфликты;
4) Формирование таких качеств как эмпатия, терпимость, доверие к людям.
В. Оклендер считает, что в психокоррекционной работе с агрессией следует предусмотреть 4 фазы.
1. предоставить ребенку приемлемые методы для выражения подавляемого гнева.
2. помочь ребенку подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить его отреагировать на гнев.
3. осуществить вербальный контакт с чувством гнева (пусть скажет то, что думает, тому, о ком думает).
4. обсудить с ребенком проблему гнева.
Рекомендации для родителей и педагогов.
Чтобы ребенок вел себя адекватно и умел держать себя в руках, он должен этому научиться у своих родителей. Несколько простых рекомендаций родителям как совладать с эмоциями и конструктивно избавиться от гнева.
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
-
слушайте; -
проводите вместе с ребенком как можно больше времени; -
делитесь с ним своим опытом; -
рассказывайте о своем детстве, победах и неудачах; -
если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое внимание каждому в отдельности.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия:
-
отложите совместные дела с ребенком; -
старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии: говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу немного побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате».
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:
-
примите теплую ванну, душ; -
выпейте чаю; -
послушайте любимую музыку.
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные ситуации, которые могут вызвать ваш гнев: научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляйте ситуацией.
6. Готовьтесь заранее к особенно важным событиям:
-
отрепетируйте заранее поход к врачу или в детский сад; -
изучите возможности своего ребенка и свои собственные.
Как вести себя, когда ребенок проявляет агрессию.
1. В случае незначительной агрессии – спокойное отношение.
-
переключение внимания,например предложение какого-либо задания: «Помоги мне, пожалуйста достать книгу, ты же выше меня»; -
позитивное обозначение поведения: «Ты сердишься потому, что ты утомился»; -
полное игнорирование реакций.
2. Акцентирование внимания на поведение, а не на личность.
После того, как ребенок успокоится, можно обсудить с ним его поведение. Следует описать его действия, слова, не давая при этом никакой оценки. Обсуждать только конкретные факты, которые происходили «здесь и сейчас». Постараться продемонстрировать, что агрессия больше всего вредит ему самому.
Один из приемов снижения агрессии – это установление обратной связи:
-
констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»); -
констатирующий вопрос («Ты злишься?»); -
раскрытие мотивов поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь показать, что ты сильнее?»); -
озвучивание своих чувств по отношению к поведению ребенка («Мне не нравится, когда со мной грубо разговаривают», «Я злюсь, когда на меня громко кричат»); -
апелляция к правилам поведения («Мы с тобой договаривались!»).
Давая обратную связь, взрослый должен проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность. Ребенок должен понять, что родители (педагог) хорошо относятся к нему самому, но против того, как он себя ведет.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Несмотря на то, что когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых негативные эмоции, взрослым нужно признать естественность и нормальность этих переживаний. Когда взрослый управляет своими эмоциями, то не подкрепляет агрессивное поведение ребенка и сохраняет с ним хорошие отношения. А также транслирует, как можно и нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Это одна из главных задач взрослого, которая стоит на первом месте.
Однако, взрослые часто допускают ошибки, которые только усиливают напряжение и агрессию:
-
повышение голоса; -
демонстрация власти («Будешь делать так, как я скажу!»); -
высмеивание, сарказм; -
негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; -
использование физической силы; -
непреклонное настаивание на своей правоте; -
«чтение морали»; -
наказание или угроза наказания; -
сравнения ребенка с другими детьми не в его пользу; -
обобщения («Вы все одинаковые!», «Ты, как всегда…»); -
команды и давление; -
оправдания, подкуп, награды.