Файл: Министерство образования и науки республики татарстан.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку очень трудно признавать свою неправоту. Страшнее всего для него – публичное осуждение. Используя различные защитные механизмы поведения, дети стараются этого избежать. Необходимо:
-
публично минимизировать вину(«Ты не хотел его обидеть», «Ты плохо себя чувствуешь»), но в личной беседе показать истину; -
не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; -
предложить компромисс.
6. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Это самое важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющего показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
-
внимательное (активное) слушание. Это слушание, без анализа и оценок, позволяющее собеседнику высказаться. Все, что необходимо – это поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился; -
пауза, дающая ребенку возможность успокоиться; -
прояснение ситуации наводящими вопросами; -
признание чувств ребенка; -
юмор.
Дети очень быстро и охотно перенимают модели конструктивного поведения. Главное – искренность взрослого и соответствие его действий словам.
Заключение
Знание механизмов возникновения агрессивных действий во многом помогут грамотно им противостоять, а в ряде случаев и предупредить их.
Данная работа отражает многие особенности возникновения и проявления агрессии в дошкольном возрасте. В ходе исследования мы изучили литературу по теме, рассмотрели теоретическую базу понятия агрессия, а так же особенности проявления агрессивного поведения. В частности, были проанализированы различные определения агрессии, ее виды и причины проявления. Несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных детской агрессии, существуют ключевые вопросы, связанные с ее причинами, которые остаются открытыми. Анализ существующих на сегодняшний день психологических источников по проблеме показывает, что знание возможных причин и факторов, влияющих на проявление детской агрессии, позволит взрослым адекватно реагировать на подобное поведение ребенка, ведь зачастую детская агрессивность оказывается прямым следствием того, что взрослый не понимает причин и мотивов такого поведения и, следовательно, бессилен оказать ему своевременную помощь.
На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми. На развитие агрессивности могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.
Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму.
На первом этапе исследования мы провели диагностику агрессивности у ребенка, разработанную Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М для воспитателей и учителей. По результатам проведенной диагностики мы можем сделать вывод о том, что у 9 человек качество агрессивных проявлений находится на среднем уровне, у 7 уровень агрессивности снижен, а у 6 человек высокая оценка агрессивных проявлений.
Далее была продиагностирована степень агрессии у данных учащихся по методикам М.А. Панфиловой, Вагнера, Почебут Л.Г. Мы выяснили, что у девочек больше повышена вербальная агрессия, а у мальчиков – физическая. Но уровень предметной и эмоциональной агрессии колеблется от нижнего уровня до среднего.
Далее, были приведены психолого-педагогические рекомендации и комплекс упражнений на снижение, и коррекцию агрессивности.
Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования, мы можем сделать вывод о том, что у каждого учащегося данного исследования в характере присутствует агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные формы, у кого-то, уже перешла и в деструктивную, злокачественную область. Но как бы это ни было мы взрослые должны помогать предотвращать появление агрессии и контролировать её. Надеюсь, что педагоги и в первую очередь родители смогут для себя сделать определенные выводы и обратить детскую агрессию в положительное русло.
Библиографический список
-
Агеева, И. А. Коррекционные техники в школе / И. А. Агеева.– СПб.: Речь, 2021.– 184 с. -
Агрессия: понятие, подходы, диагностика: Учебно-методическое пособие/Сост.: Л.И. Дементий, В.Е. Купченко. - Омск: Омск госуниверситет, 2021. – 40 с. -
Берковитц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М.: Владос, 2021. – 512 с. -
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2021. – 352 с. -
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2021. – 285 с. -
Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное рук. / А. Л. Венгер.– М.: ВЛАДОС-Пресс, 2021.– 160 с. -
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 187 с. -
Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / А. Гуггенбюль; Пер. снем. Н. Скородума; Послесл. В. Зеленского.– СПб., 2020.– 218 с. -
Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте// Вопросы психологии, 2020. – 68 с. -
Дубинко, Н. А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии / Н. А. Дубинко // Социально-пед. работа.– 2019.– № 4. -
Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии всовременной психологии / С.Н. Ениколопов //Прикладная психология. – 2021. – № 1. -
Краткий психологический словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.– 2-е изд., испр. и доп.– Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 512 с. -
Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М.:Просвещение, 2019. – 120 с. -
Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребен¬ком / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.– СПб.: Речь, 2021. – 190 с. -
Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.– СПб.: Речь, 2021.– 136 с. -
Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х т. – М.: Высшее образование, 2021. – 90 с. -
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М., 2021. – 19 с. -
Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан.– СПб., 2019.– 38 с. -
Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. – М., 2019. – 9 с. -
Толковый словарь Русского языка С.И. Ожегова /Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2021. – 94 с. -
Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа: В 3 т. / А. Фрейд.– М., 2019. – 18 с. -
Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2017. – 8 с. -
Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов.– Минск, 2019. – 216 с. -
Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 2019. – 367 с.
Приложение 1
Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»
(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)
С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Г. П. Лаврентьева , Т. М. Титаренко, 1992).
Данные критерии приводятся для того, чтобы педагог, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.
Критерии агрессивности.
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15–20 баллов.
Средняя агрессивность – 7–14 баллов.
Низкая агрессивность – 1–6 баллов.
Приложение 2
Hand-тест (детский вариант) Вагнера
Предназначен для детей 4,5-11 лет.
Время проведения теста: 10-12 минут.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Цель: Предлагаемый тест позволяет исследовать отдельные характеристики эмоционально-личностной сферы ребенка, включая систему взаимоотношений в семье, в среде сверстников, в социуме в целом. Также могут быть получены такие базовые характеристики, как уровень психической активности и базовой аффективной регуляции, коммуникативность, наличие фобического компонента и сформированность психологических защит.
В детском варианте теста основной целью является не столько выявление агрессивных тенденций, сколько наличие ожидаемой агрессии со стороны окружения, выявление активной или пассивной личностной позиции. Все это позволяет представить картину внутреннего мира ребенка, что крайне необходимо при выборе адекватных форм коррекционной, психологической помощи ребенку и его семье.
Выделяются следующие основные оценочные категории:
1. Агрессивность. Рука воспринимается как доминирующая, оскорбляющая, наносящая повреждения, нападающая или активно хватающая кого-либо или что-либо.
2. Директивность. Рука воспринимается как руководящая, направляющая, мешающая или каким-либо способом влияющая на другого человека. В ответах выражается установка превосходства над другими людьми.
3. Аффектация. Рука воспринимается как выражающая привязанность, любовь, эмоционально положительное отношение к другим. В этой категории также выражается способность к активной социальной жизни, желание сотрудничать с другими.
4. Коммуникация. Рука общается или пытается общаться с кем-либо.
Общение при этом связано с чувством равенства или подчиненности.
5. Зависимость. Рука воспринимается как ищущая помощь или поддержку у других людей, подчиняющаяся другим.
6. Страх. Рука выступает как жертва чьих-то агрессивных проявлений или собственной агрессии, стремится оградиться от физических воздействий и повреждений.
7. Эксгибиционизм. Рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью.
8. Калечность. Рука воспринимается как больная, искалеченная, деформированная.
9. Описание. Физическое описание руки, в котором не фиксируется и не подразумевается какая-либо тенденция к действию и наличию энергии.