Файл: Тетрадьдлялабораторных.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5 При ожогах пламенем немедленно промывают обожженное место 10%-ным раствором перманганата калия или накладывают на него компресс из спиртового раствора таннина.

6 При порезах рану обрабатывают спиртовым раствором иода и перевязывают. После оказания первой помощи пострадавшего следует немедленно направить в медпункт.

1.3.1 Ликвидация пожара

1 При возникновении пожара следует немедленно выключить газ и все электроприборы; убрать все горючие вещества дальше от огня; очаг начавшегося пожара необходимо засыпать песком или покрыть шерстяным (или войлочным) одеялом или гасить пламя при помощи огнетушителей.

Во многих случаях тушение пожара водой может лишь способствовать развитию его (например, при горении керосина и других горючих жидкостей). В случае увеличивающейся угрозы пожара немедленно вызвать пожарную команду.

2 При воспламенении одежды на пострадавшего набрасывают шерстяное (или войлочное) одеяло, которое не снимают до тех пор, пока не погаснет пламя.
1.3.2 Вопросы для самопроверки:
1. Перечислите правила безопасности:

а) при работе в биохимической лаборатории;

б) при работе со стеклянной посудой;

в) при работе с нагревательными приборами;

г) при работе с электрическими приборами.

2. Какие действия запрещены при работе с электроприборами?

3. Перечислите меры безопасности при работе с кислотами.

4. Перечислите меры безопасности при работе со щелочами.

5. Какие действия выполняются:

а) при работе с кислотами и щелочами;

б) при оказании первой медицинской помощи при химических ожогах;

в) при оказании первой медицинской помощи при термических ожогах.



ЛАБОРАТОРНЫЙ

ПРАКТИКУМ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1


Тема: Цветные реакции на аминокислоты».

Физико-химические свойства белков

Цель: приобрести практические навыки и умения при проведении качественных реакций на белки

После проведения лабораторной работы студент должен:

  • Знать: порядок и методы проведения реакций на выявление белков.

  • Уметь: проводить реакции на качественное и количественное выявление белков, анализировать физико-химические свойства белков.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определения белков и их структур.

  2. Назовите классификацию белков.

  3. Охарактеризуйте аминокислотный состав белков.

  4. Назовите незаменимые α-аминокислоты и их биологическое значение.

  5. Охарактеризуйте физико-химические свойства белков.

  6. Какие белки муки называются клейковинными?

Ход работы

  1. Инструктаж по охране труда.

  2. Инструктаж по выполнению работы.

  3. Выполнение студентами опытов и обработка результатов.

  4. Подведение итогов занятия.

  5. Оформление отчетов.

  6. Защита отчетов.

  7. Уборка рабочих мест.



  1. Биуретовая реакция на белки

Обеспечение работы:

    1. Приборы и реактивы:

Штатив с пробирками, пипетки на 1 см3, капельницы, 10% раствор едкого натрия, 1% раствор меди (II) сульфата.

Пищевые образцы: Мясной сок, молоко, соевая мука, клеточный сок овощей и фруктов, водный раствор яичного белка (для приготовления водного раствора яичного белка берут белок одного куриного яйца, растворяют в 15-20 кратном объеме дистиллированной воды, потом раствор фильтруют через 3-4 слоя марли). При необходимости раствор сохраняют в холодильном шкафу), молоко, 1% раствор желатина.

1.2. Суть метода

В молекулах белков все аминокислоты связаны пептидными связями (первичная структура протеинов). Пептидная связь находится с помощью биуретовой реакции Петровского по образованию фиолетово-красного соединения групп – CO-NH с медью в сильнощелочной среде. Фиолетово-красный или сине-фиолетовый цвет образуется в зависимости от длинны полипептидной цепочки. Раствор белка дает сине-фиолетовый окрас, а продукты неполного гидролиза него – пептоны – розовый или красный окрас.

    1. Техника выполнения анализа


В одну пробирку наливают 5 капель раствора белка, в другую – столько же молока, в третью – желатин. К каждой пробирке доливают по 10 капель едкого натрия, перемешивают, и прибавляет по 1 - 2 капли раствора меди (II) сульфата, смесь перемешивают. Стоит избегать избытка CuSO₄, синий цвет которого будет маскировать фиолетово-красный окрас, который свидетельствует о наличии пептидных связей.

    1. Проведение итогов

Определить изменение окраса в каждой пробирке и сделать вывод о наличии пептидных связей и заполнить таблицу 3.1.

Таблица 3.1. – Результаты проведения биуретовой реакции

Пищевые образцы

Количество реактивов, см3

Наблюдение за изменением цвета

Объект исследования

Едкий натрий

Меди (II) сульфат

Яичный белок













Молоко













Желатин 1%













Вывод:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ксантопротеиновая реакция на белки

Обеспечение работы

2.1. Приборы и реактивы:

Штатив с пробирками, пипетки на 1 см3, капельницы, 30% раствор едкого натрия, концентрированная нитратная кислота, едкий аммоний концентрированный.

Пищевые образцы: яичный белок, 1% раствор желатина.

    1. Суть метода

Ксантопротеиновая реакция открывает наличие в белках цикличных аминокислот – триптофана, фенилаланина, тирозина, которые содержат в своем составе бензональное ядро.

Большинство белков при нагревании с концентрированной азотной кислотой дают желтый окрас, который переходит в оранжевый при подщелачивании.

Ксантопротеиновая реакция обеспечивает появление желтого окраса при попадании концентрированной нитратной кислоты на кожу, ногти и др.


Ксантопротеиновую реакцию также дают более простые ароматические соединения (например, фенолы).

Реакция обусловлена нитрованием бензонального кольца этих аминокислот с образованием нитросоединений желтого цвета. При взаимодействии азотной кислоты с тирозином реакция нитрования протекает по следующей схеме:


Тирозин

Динитротирозин

(желтого цвета)

2


2.3 Техника выполнения анализа

В две пробирки вносят по 0,5 см3 раствора яичного белка, в другую – к желатину прибавляют по 0,5 см3 концентрированной нитратной кислоты и аккуратно (!) нагревают. В случае появления желтого окраса смесь охлаждают и прибавляют концентрированный раствор NH4OH или 30% NaOH по каплям до появления оранжевого окраса.

1.4. Проведение итогов

Определить изменение окраса в обеих пробирках и сделать вывод о наличии бензонального кольца и заполнить таблицу 3.2.

Таблица 3.2. – Результаты проведения ксантопротеиновой реакции

Пищевые образцы

Количество реактивов, см3

Наблюдение за изменением цвета

Объект исследования

нитратной кислоты концентрированной

Едкий аммоний концентрированный

Едкий натрий, 30%

Яичный белок
















Желатин 1%
















Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Реакция на выявление триптофана (реакция Адамкевича)

Обеспечение работы:

3.1. Приборы и реактивы:

Штатив с пробирками, пипетки на 1 см3, капельницы, концентрированная уксусная кислота, концентрированная серная кислота.

Пищевые образцы: яичный белок, 1% раствор желатина.


    1. Суть метода.

При прибавлении к раствору белка незначительного количества гликолевой кислоты (Н-СО-СО-ОН) в присутствии концентрированной H2SO4 получим красно-фиолетовый окрас, предопределенное способностью триптофана в кислой среде взаимодействовать с альдегидами, давая окрашенные продукты конденсации красно-фиолетового цвета. Как источник глиоксиловой кислоты использовать ледяную уксусную, в которой глиоксиловая кислота всегда присутствует в небольшом количестве.

3.3 Техника выполнения анализа.

В две пробирки вносят по 0,5 см3 раствора яичного белка и раствора желатина. Прибавляют к каждой по 0,5 см3 концентрированной уксусной кислоты (действует как водоотбирающее вещество), слегка нагревают. После охлаждения по стенке доливают 1см3 концентрированной H2SO4.

1.4. Проведение итогов.

Наблюдать появление красно-фиолетового окраса и сделать вывод о наличии триптофана в исследуемых растворах и заполнить таблицу 3.3.

Таблица 3.3. – Результаты проведения реакции на выявление триптофана

Пищевые образцы

Количество реактивов, см3

Наблюдение за изменением цвета

Уксусная кислота концентрированная

Сульфатная кислота концентрированная

Яичный белок










Желатин 1%










Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Реакция на выявление серосодержащих аминокислот

Обеспечение работы:

4.1. Приборы и реактивы:

Штатив с пробирками, пипетки на 1 см3, капельницы, 30% раствор едкого натрия, 1% раствор ацетата плюмбума.

Пищевые образцы: яичный белок.

    1. Суть метода.

В остатках серосодержащих аминокислот цистеина и цестина серы при щелочном гидролизе отщепляются с образованием сульфидов.