Файл: Учебный план 7 Содержание программы 8 Планируемые результаты 9 Раздел ii. Комплекс организационно педагогических условий, включающих формы аттестации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9
из текстов по теме урока.
Практика:
Рисование витража.
Рисование витрины магазина.
Рисование сказочных цветов.
3. Работа над тематической композицией.
Теория:
Изучение понятий гармонии,
колорита,
свето

воздушной перспективы. Развитие навыка композиционного решения изображения в листе, построения пейзажа. Понятие «перспектива». Изучение цветовой гаммы времен года. Декоративная переработка формы в иллюстрациях.
Изучение способов изображения людей в движении. Демонстрация изображений с различными зимними традициями и обрядами.
Практика:
Выполнение рисунков на тему зарубежных сказок. Выполнение рисунков на тему времен года. Рисование мира глазами ребенка.
4. Декоративная композиция.
Теория:
Развитие фантазийного мышления. Изучение способов декоративной переработки форм. Повторение характерных черт распространенных видов орнаментов. Простейшие средств изображения животных, растений.
Изучение техники работы графическими материалами. Демонстрация изображений вымирающих видов животных и растений. Выполнение упражнений на развитие абстрактного мышления.
Практика:
Рисование декоративных элементов. Выполнение народной росписи.
Стилизованный портрет.
5. Выполнение итоговой работы.
Теория:
Повторение изученного материала, устный опрос. Обсуждение наиболее сложных тем программы. Разбор наиболее затруднительных вопросов по программе. Помощь в выборе итоговой темы для составления композиции, оформлении работ. Анализ успехов обучающихся, обсуждение их творческих достижений, подведение итогов.
Практика:
Выполнение рисунков по выбору обучающихся на пройденные темы.
Оформление, выставка и просмотр работ.
Планируемые результаты
Предметные результаты обучающиеся:
будут знать:
- первоначальные основы в изучаемой предметной области;
- живописные приемы;
- композиционные основы;
- жанры изобразительного искусства.
будут уметь:

10
- ориентироваться в формате листа (изображать предметы крупно,
полностью используя бумагу);
- пользоваться изобразительными материалами
(гуашь,
цветные карандаши, фломастеры);
- получать дополнительные оттенки путем смешения основных цветов;
Личностные результаты:
- начнет формироваться культура общения и поведения в социуме;
- начнут развиваться положительные личностные качества: чувство товарищества, доброжелательности, отзывчивости, трудолюбия;
- сформируется эмоционально

положительное отношение обучающегося к образовательной деятельности;
Метапредметные результаты:
- сформируется мотивация к изучению и практическому применению полученных знаний и умений по изобразительному искусству;
Раздел II. «Комплекс организационно – педагогических
условий, включающих формы аттестации»
Календарный учебный график

Дата проведения
Тема занятия
(раздел, тема)
Кол-во часов
Форма проведен ия
Форма контроля
Всего Теори я
Практ ика план факт
1
Цвет
4
2
2
Беседа,
практичес кое занятие.
Собеседо вание,
просмотр работ.
1.1
Вводное занятие.
Изучение основных цветов.
2 1
1
Беседа,
конкурс рисунков.
Наблюде ние.
1.2
Изучение дополнительных цветов.
2 1
1
Практиче ское занятие,
игра
Просмотр работ.
2
Композиция на
заданную тему.
8
4
4
Беседа,
практичес кое занятие.
Наблюде ние,
просмотр работ.
2.1
Рисование витража.
2 1
1
Практиче ское занятие.
Наблюде ние.
2.2
Рисование витрины магазина.
2 1
1
Практиче ское занятие.
Просмотр работ.
2.3
Рисование сказочных цветов.
2 1
1
Практиче ское занятие.
Просмотр работ.
3
Работа
над
6
3
3
Беседа,
Наблюде


11
тематической
композицией
практичес кое занятие.
ние,
просмотр работ.
3.1
Выполнение рисунков на тему зарубежных сказок.
2 1
1
Практиче ское занятие.
Просмотр работ.
3.2
Выполнение рисунков на тему времен года.
2 1
1
Практиче ское занятие.
Просмотр работ.
3.3
Рисование мира глазами ребенка.
2 2
2
Беседа,
игра.
Просмотр работ.
4
Декоративная
композиция
4
2
2
Практиче ское занятие.
Наблюде ние.
4.1
Рисование декоративных элементов.
2 1
1
Практиче ское занятие.
Просмотр работ.
4.2
Выполнение народной росписи.
2 1
1
Практиче ское занятие.
Просмотр работ.
5
Выполнение
итоговой
работы.
2
1
1
Практиче ское занятие.
Выставка работ.
Всего:
24
12
12
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные мольберты и стулья, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Перечень инструментов и материалов: бумага формата А3, краски гуашевые, кисти – синтетика плоская, карандаши средней мягкости,
мастихин, ластик, точилка, магниты, лекало, фломастеры, цветные акварельные карандаши, палитра, стакан, фартук, палитра.
Информационное обеспечение: видео-, интернет источники.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования с высшим профессиональным образованием по направлению подготовки
«Дизайн среды», имеет первую квалификационную категорию. Необходимые умения: владеет формами и методами обучения; использует и апробирует специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; организовывает различные виды внеурочной деятельности: игровую, культурно – досуговую,

12
учебно-исследовательскую;
регулирует поведение обучающихся для обеспечение безопасной образовательной среды; реализует современные формы и методы воспитательной работы, как на занятиях, так и во внеурочной деятельности, ставит воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей; общается с детьми,
признает их достоинство, понимая и принимая их. Необходимые знания:
преподаваемый предмет; основные закономерности возрастного развития;
основные методики преподавания,
виды и
приемы современных педагогических технологий; пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.
Формы аттестации
Для оценки эффективности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы творческого объединения «Рисовалочка» проводятся следующие виды контроля: входной контроль, текущий контроль, итоговая аттестация.
Входной контроль проводится в начале обучения по программе и предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (собеседование, наблюдение);
Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме педагогического наблюдения и результатам выполнения рисунков (зарисовок).
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе «Рисовалочка».
Формы проведения итоговой аттестации: выполнение рисунка по заданной теме в определенной технике, выставка творческих работ. Для оценки результатов обучения разработаны критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по изобразительному искусству с учётом программы объединения.
На занятиях по рисованию оценивается не только уровень восприятия произведений искусства и явлений культуры, но и уровень выполнения практических заданий. Решающую роль при выставлении отметки играет оценивание художественно – творческой деятельности в силу практического характера занятий. Отметка по изобразительному искусству должна быть стимулирующей, поддерживающей интерес к изучению предмета.
Задачей оценки является анализ результата или хода деятельности.
Конечный момент оценки – определение путей совершенствования творчества учащихся. Оценка детских рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. При оценке детского рисунка следует учитывать индивидуальность обучающегося. Начинать оценку следует с положительной характеристики работы. Оценка может иметь место на различных этапах занятия: в начале занятия, в ходе самостоятельной работы детей, в конце занятия.Творчество как один из факторов,
учитываемых при оценке,
складывается из:
возрастных


13
особенностей деятельности учащегося, качеств его личности, элементов творчества в рисунке.
Анализ учебных и творческих работ обучающихся на занятиях по
изобразительному искусству:
1. Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ.
2. Раскрытие темы:
- осмысление темы и достижение образной точности;
- импровизация и использование собственных впечатлений;
- оригинальность замысла.
3. Композиция:
- знание, понимание и применение основных законов композиции;
- органичность и целостность композиционного решения.
4. Рисунок:
- владение основами изобразительной грамоты
(умение последовательного выполнения работы, передачи пропорций и характера объекта);
- выявление конструктивных и пластических особенностей формы,
посредством светотеневой проработки и расположения в пространстве;
- передачи тональных отношений при сохранении цельности рисунка.
В зависимости от поставленных задач:
- степень сходства изображения с предметами действительности;
- умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии мира.
Цветовое решение:
- знание ключевых понятий цветоведения;
- умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии.
Техника исполнения:
- умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура;
- владение приемами в области изобразительного искусства;
- наличие культуры исполнительского мастерства.
Контроль за выполнением учебной программы осуществляется по следующим параметрам качества:
- степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
- характер деятельности (репродуктивная, творческая);
- качество выполняемых работ и итогового рисунка.
При оценке выполнения практических заданий следует руководствоваться следующими критериями:
- качество выполнения изучаемых на занятии приемов рисования;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности
(репродуктивный,
частично продуктивный, продуктивный).
Предпочтение отдается качественной оценке деятельности каждого

14
ребенка на занятии, его творческим находкам.
Методические материалы
Для организации образовательного процесса используются следующие методы обучения (наглядные, словестные, практические) и воспитания
(метод прямого и косвенного педагогического влияния, метод убеждения,
метод организации деятельности и общения; метод стимулирования, метод контроля и самоконтроля).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рисовалочка»
предусматривает вариативность использования педагогических технологий: традиционных (технология личностно –
ориентированного и развивающего обучения); современных (игровые
(имитационного моделирования)
технологии,
здоровьесберегающие,
информационные).
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают следующие формы организации учебного занятия (беседа,
выставка, практическое занятие).
Основные формы и методы, используемые при реализации программы

Название раздела
Формы занятий Приемы и
методы организации учебно

воспитательног о процесса
Дидактически е материалы
Техническое оснащение
1
Цвет.
Собеседование,
просмотр работ.
Беседа,
показ работ по образцу,
словестные и
практические методы.
Документация,
видеозаписи,
периодические издания.
Телевизор
2
Композиция на заданную тему
Наблюдение,
просмотр работ.
Упражнения,
показ педагогом упражнения,
работа по образцу.
Наглядные пособия,
презентации,
электронные образцы.
Телевизор
3
Работа над тематической композицией
Наблюдение,
просмотр работ.
Упражнения,
показ педагогом упражнения,
работа по образцу.
Наглядные пособия,
презентации,
электронные образцы.
Телевизор
4
Декоративная композиция
Наблюдение,
просмотр работ.
Упражнения,
показ педагогом упражнения,
работа по образцу.
Наглядные пособия,
презентации,
электронные образцы.
Телевизор
5
Выполнение итоговой работы.
Выставка работ.
Практические методы,
представление работ,
обсуждение.
Контрольные задания для отслеживания результатов освоения тем.
Телевизор


15
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, необходимо создать условия, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно – игровым процессом. Такая установка помогает выявить творческие способности с
учетом возраста и
индивидуальности, ведь дети принимаются с разной степенью одаренности и подготовки. Занятие – игра помогает выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному. Игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива.
С
этой целью используются практические задания.
Любая новая технология, материал вызывает у детей здоровый активный интерес. Для активизации детей использую разработанныезадания

игры на развитие воображения. При этом задания

игры дифференцированы по возрастам. Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий.
Методика структурирования занятий по изобразительному искусству.
Оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно может идти показ вспомогательного материала,
иллюстрирующего тему занятия:
художественные фотографии, репродукции работ известных художников.
Можно предложить детям просмотреть дидактические материалы,
методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса. После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности.
Метод непосредственного показа очень важен, учит технике обращения с различными материалами. Педагог демонстрирует, как нужно работать с инструментами. После объяснения дети приступают к работе. Практическая деятельность строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ работы и разбор ошибок. Для поддержания интереса к работе, используются специальные игровые приёмы.
Краски, кисточки и карандаши нередко превращаются в сказочных героев,
использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо – зверей. Главное создать дружескую обстановку,
основанную на положительных эмоциях.
Применение на занятиях здоровьесберегающих технологий не позволит детям терять интерес к предмету, а применение игровых технологий сделает занятие увлекательным, например, трафарет, дорисовка мелками.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели. Формы проведения занятий: беседа, практическое занятие, выставка.


16
Раздел III. «Организационные основы реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий».
3.1. При переходе на дистанционное обучение создаются условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы,
электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных технологий,
соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
При реализации дополнительной общеобразовательной программы с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий:
- организация оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с
использованием информационных и
телекоммуникационных технологий;
- организация самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагога с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- допускается отсутствие аудиторных занятий;
- местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;
- организация обеспечивает соответствующие применяемые технологии уровней подготовки педагогических,
учебно-вспомогательных,
административно-хозяйственных работников организации по дополнительным общеобразовательным программам.
3.2. По дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенной готовности»:
- формируется расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком, а также согласно учебному плану и согласно требованиям Санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН, предусматривая сокращение времени проведения занятия от 20 до 30 минут в зависимости от возраста учащегося;