Файл: Курсовая работа по технологии и методике обучения Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через аппликацию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Рудненский социально-гуманитарный колледж имени И. Алтынсарина

Курсовая работа по технологии и методике обучения

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через аппликацию

Выполнила: Калинина Ю.В.,

обучающаяся группы ЗДВ – 31

Руководитель: Мазурова К.И.,

преподаватель специальных дисциплин



2023 г.

Рецензия

СОДЕРЖАНИЕ

1

ВВЕДЕНИЕ 4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1Эстетическое воспитание: сущность и понятия 7

1.2 Роль эстетического воспитания в развитии гармоничной личности дошкольника 9

1.3 Задачи эстетического воспитания 12

1.4 Формы и методы эстетического воспитания дошкольников 12

1.5 Особенности развития эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 15

2. АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16

2.1 Основное понятие 16

2.2Виды аппликаций. 19

2.3 Структура занятий по аппликации. 22

2.4 Роль аппликации в эстетическом воспитании 23

2.5 Требования к работе по организации творческой деятельности старших дошкольников 24

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ АППЛИКАЦИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27

3.1 Изучение уровней диагностики эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в аппликации. 27

3.2 Оценка уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в аппликации. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

ПРИЛОЖЕНИЯ 38


ВВЕДЕНИЕ


Современное образование носит гуманистический характер и ориентировано на ребенка как центральную фигуру образовательного процесса.

Р.Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...», в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...

Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по- иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.


Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста путем аппликации необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Поскольку данная проблема актуальна, темой данной курсовой работы является «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через аппликацию».

Цель исследования состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: роль аппликации в эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования заключается в том, что аппликация, как один из видов изобразительной деятельности является эффективным средством эстетического развития детей старшего дошкольного возраста при реализации следующих условий:

1. наличие соответствующих материалов;

2. воспитатель будет хорошо подготовлен;

3. благоприятная психологическая обстановка;

4. наличие у детей соответствующей мотивации.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ параграфа «Развитие творческих навыков, исследовательской деятельности детей» типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения;

- дать характеристику эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;

- выявить роль аппликации в эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста;

- изучить методику проведения занятий аппликацией в старшей дошкольной группе;



- провести диагностику эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста;

- реализовать условия и представить результаты экспериментальной работы.

Методы исследования: анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы, наблюдение за работой педагогов дошкольного учреждения по вопросам эстетического воспитания дошкольников и организации занятий, беседа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в курсовой работе систематизирован материал по теоретическим основам эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Экспериментальная работа была проведена на базе КГКП «Ясли – сад №2 отдела образования города Рудного» Управления образования акимата Костанайской области, который расположен по адресу ул. Сандригайло 76.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Эстетическое воспитание: сущность и понятия

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.

Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) -  философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания [1,7].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" [3,42]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" [2, 29]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с
эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [4,78].

Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности.

В-четвертых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на мой взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель (эстетического воспитания) - гармоничная личность, всесторонне развитый человек…образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" [5, 64]. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.