Файл: Организация платных образовательных услуг в условиях автономного образовательного учреждения Выпускная квалификационная работа по направлению 38. 04. 02 Менеджмент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У любого из автономных учреждений должно быть не более одного учредителя.
Если говорить о финансировании образовательного учреждения, то автономные организации получают денежные средства за счёт субвенций и субсидий, а бюджетные от учредителя посредством сметы доходов и расходов, а также все доходы, полученные бюджетной организацией, перечисляются на счёт учредителя. При этом автономная организация в праве самостоятельно распоряжается полученными средствами от финансово-хозяйственной деятельности, и Учредитель не имеет права распоряжаться его доходами. Необходимо отметить, что автономная образовательная организация вправе заниматься хозяйственной деятельностью, которая не противоречит действующему законодательству РФ [2].
Каждое бюджетное учреждение должно обязательно размещать собственные денежные средства только на счетах Федерального казначейства, а автономное образовательное учреждение в праве размещать денежные средства на депозитах кредитных организаций. Причём, как и в случае с депозитами, лишь автономная образовательная организация имеет право совершать сделки с ценными бумагами [51].
В связи с этим возникает вопрос: в чем же отличие автономного учреждения от бюджетного? У каждого учреждения имеются определённые права и обязанности, в соответствии с которыми отвечает, как учредитель организации, так и она сама. Учредитель бюджетного учреждения несёт субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточном количестве финансирования бюджетной организации, а в свою очередь учредитель автономной образовательной организации не несёт никакой ответственности за долги данного учреждения.
Проведем сравнительную характеристику бюджетного и автономного образовательных учреждений (табл.5).
Бюджетное учреждение | Автономное учреждение |
Гарантия бюджетного финансирования учреждения | |
В виде сметного финансирования - учредитель обязан финансировать учреждение по смете. | В виде финансирования выполнения задания - учредитель обязан сформировать задание учреждению на оказание услуг и финансировать выполнение этого задания в виде выделения учреждению субсидии. Кроме того, учредитель не может допустить ситуации, когда у автономного учреждения не будет средств, чтобы содержать закрепленное за ним государственное или муниципальное имущество. |
Степень самостоятельности учреждения в расходовании бюджетных средств | |
Учреждение обязано расходовать средства согласно номенклатуре и объемам статей утвержденной учредителем сметы, а в случае необходимости изменений, такие изменения должны быть согласованы с учредителем. При расходовании средств учреждение обязано применять процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. | Учреждение имеет право расходовать средства субсидии, полученной на выполнение задания, по своему усмотрению и таким образом, которым руководитель учреждения считает более рациональным для выполнения задания. При расходовании средств учреждение может не применять процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. |
Государственное или муниципальное задание на оказание услуг | |
Обязательно. | Обязательно. При этом бюджетные средства, получаемые автономным учреждением от учредителя, выполняют функцию финансового обеспечения выполнения этого задания. |
Исполнение расходов и получение доходов | |
Осуществляется через казначейство. | Осуществляется через самостоятельно выбранное кредитное учреждение. |
Размер оплаты труда | |
Устанавливается с учетом единой тарифной сетки или отраслевыми системами оплаты труда. | Устанавливается учреждением самостоятельно в рамках своей кадровой политики и в зависимости от доступных для него финансовых ресурсов. |
Количество сотрудников | |
Ответственность учредителя за действия, бездействие или обязательства учреждения по отношению к третьим лицам | |
Есть. | Нет. |
Сравнительная характеристика автономных и бюджетных учреждений
Таблица 5.
Продолжение таблицы 5
Возможность для учреждения брать банковские кредиты | |
Нет. | Есть. |
Назначение и освобождение от должности руководителя учреждения | |
Осуществляется учредителем. | Осуществляется учредителем. |
Имущество учреждения | |
Является собственностью учредителя, учреждение не может самостоятельно распоряжаться имуществом. | Является собственностью учредителя, учреждение может самостоятельно распоряжаться имуществом, не являющимся недвижимым или относящимся к особо ценному движимому имуществу. Отнесение имущества к особо ценному движимому имуществу осуществляется учредителем. |
Возможные санкции со стороны учредителя в случае неудовлетворительной работы учреждения | |
Действия могут носить характер административных санкций по отношению к руководству учреждения. Финансовые санкции по отношению к учреждению целиком неправомерны. | Действия могут носить характер административных санкций по отношению к руководству учреждения. Финансовые санкции по отношению к учреждению целиком хотя и отвечают здравому смыслу, однако возможность их применения не отражена в федеральном законодательстве об автономных учреждениях. |
Номенклатура и тарифы на платные услуги для населения и юридических лиц | |
Согласовываются и устанавливаются учредителем. | Устанавливаются учреждением самостоятельно. Исключением являются случаи, когда:
|
Распоряжение средствами, полученными от оказания платных услуг и сдачи в аренду закрепленного имущества | |
Регулируется учредителем. | Осуществляется учреждением самостоятельно. |
Общественный контроль за деятельностью учреждения | |
Не обязателен. | Обязателен. Формами общественного контроля является работа наблюдательного совета и регулярная публикация в СМИ отчетов о работе учреждения. |
Ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности | |
Не обязательна. | Обязательна. |
На основании таблицы 5 можно сделать ряд выводов, с помощью которых можно развеять существующие мифы вокруг автономных образовательных учреждений.
Во-первых, так же, как и в бюджетной образовательной организации, имущество автономной является собственностью учредителя, т.е. в муниципальной или государственной собственности. Это объясняет и другой миф о «приватизации» муниципального или государственного имущества, происходящая при переходе учреждения от бюджетного к автономному. У автономной образовательной организации, появляется особые возможности самостоятельно распоряжаться частью закреплённого за ним имущества, собственно тем движимым имуществом, не относящееся к «особо ценному движимому имуществу». Поэтому в соответствии с федеральным законодательством учредитель к такому типу имущества, должен отнести собственность, стоимость которой превышает 50 тысяч рублей.
Если балансовая стоимость ниже указанного значения, то учредителю на основе законодательства позволяется отнести к этому типу то имущество, отсутствие которого существенно затруднит осуществление автономной образовательной организацией своего основного вида деятельности [59].
Следовательно, автономная образовательная организация не в праве продать по-настоящему ценное имущество, в силу субъективного характера определения того, какое имущество может затруднить осуществление «основной деятельности».
Говоря о аспекте деятельности касающейся имущества автономной организации следует отметить, что имущество учредителя, закреплённое за автономным учреждением, является фактической гарантией бюджетного финансирования автономной образовательной организации [45].
Очевидно, что независимо от объёма заданий на оказание муниципальных или государственных услуг, учредитель не может допустить ситуацию, в которой его имущество будет утрачено или испорчено из-за того, что у автономной организации не будет достаточного количества средств для содержания этого имущества.
Во-вторых, автономная организация так же, как и бюджетная сохраняет для себя возможность бюджетного финансирования. Зачастую «автономность» организации ошибочно воспринимают как синоним прекращения его бюджетного финансирования и отправления учреждения в «свободное плавание» и это только миф. Учредитель не может не дать автономной образовательной организации задание на оказание муниципальных или государственных услуг и субсидию на выполнение данного задания, иными словами он не может отказать учреждению в финансовой поддержке [56].
В-третьих, учредитель фактически сохраняет тотальный контроль за деятельностью руководителя автономной образовательной организации так же, как и в бюджетной. В отличие от бюджетной организации у этого руководителя возникает намного больше самостоятельности в принятии качественного управленческого решения.
Это касаться расходования средств учреждения, политики в оказании платных услуг, управления персоналом. Необходимо помнить о том, что именно учредитель прекращает и назначает полномочия руководителя автономного образовательного учреждения. В следствии этого, если учредителя не устраивают решения, принимаемые руководителем организации, то, как и в случае с бюджетной организацией, в итоге учредитель может найти причину для замены руководителя учреждения [40].
Автономные учреждения обладают самостоятельностью в распоряжении всеми доходами, полученными от оказания платных услуг и исполнения договоров помимо исполнения задания учредителя.
На данном рисунке видно, какие полномочия и функции меняются с переходом на автономный режим, а какие остаются без изменения.
Рассмотрим основные характеристики переходного периода (рис. 1) [15].
С вступления в силу Федерального закона до 1 января 2011
года
устанавливается переходный период, в течение которого:
Остается без изменений:
Меняется:
С 1 июля 2012 года начинают в полном объеме
действовать все изменения, предусмотренные законом.
Рис. 1. Основные характеристики переходного периода
Автономное образовательное учреждение имеет право самостоятельно распоряжаться всеми доходами, которые были получены при оказании платных услуг и исполнении договоров помимо реализации задания учредителя. В современных условиях, при недостаточном бюджетном финансировании, появляется необходимость изменения направлений практической деятельности образовательной организации адекватно меняющимся потребностям общества.
Решение данной проблемы заключается в развитии предпринимательской деятельности в сфере образования, которая представляет собой разнообразные формы и методы оказания платных образовательных услуг и становится необходимым элементом системы образования. Таким образом, переход на автономный тип становится необходимым.
1.4.Организация платных образовательных услуг в
общеобразовательном учреждении
Целью данного параграфа является описание основных мероприятий по организации и внедрению платных образовательных услуг и жизненного цикла образовательной услуги.
Большое количество образовательных учреждений в РФ перешли на автономный режим работы, одной из отличительных черт которых, как организаций нового типа, стала реализация приносящей доход деятельности в соответствии с учредительными документами. В связи с этим, одним из наиболее доступных способов привлечения внебюджетных средств в образовательную организацию являются платные образовательные услуги, а также способом удовлетворения потребностей участников образовательного процесса: обучающихся и их родителей, либо законных представителей; отчасти заказчиков образования, так как в рамках бюджетного финансирования это не всегда можно обеспечить.
Потребители образовательных услуг ориентированы не только на достижение личных целей, но и на получение квалифицированных экспертов, осуществление образовательной политики, организацию образовательного процесса, получение определённых знаний или документа (аттестата), который подтверждает квалификацию выпускника учебного заведения. Здесь присутствует разногласие в том, что общеобразовательное учреждение упоминается лишь как опосредованный участник образовательного процесса, поставщик контингента. Ведь именно эти учреждения закладывают первичное мнение о востребованности профессий в обществе и о текущей ситуации на рынке труда и т.д.