Файл: Организация платных образовательных услуг в условиях автономного образовательного учреждения Выпускная квалификационная работа по направлению 38. 04. 02 Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У любого из автономных учреждений должно быть не более одного учредителя.

Если говорить о финансировании образовательного учреждения, то автономные организации получают денежные средства за счёт субвенций и субсидий, а бюджетные от учредителя посредством сметы доходов и расходов, а также все доходы, полученные бюджетной организацией, перечисляются на счёт учредителя. При этом автономная организация в праве самостоятельно распоряжается полученными средствами от финансово-хозяйственной деятельности, и Учредитель не имеет права распоряжаться его доходами. Необходимо отметить, что автономная образовательная организация вправе заниматься хозяйственной деятельностью, которая не противоречит действующему законодательству РФ [2].

Каждое бюджетное учреждение должно обязательно размещать собственные денежные средства только на счетах Федерального казначейства, а автономное образовательное учреждение в праве размещать денежные средства на депозитах кредитных организаций. Причём, как и в случае с депозитами, лишь автономная образовательная организация имеет право совершать сделки с ценными бумагами [51].

В связи с этим возникает вопрос: в чем же отличие автономного учреждения от бюджетного? У каждого учреждения имеются определённые права и обязанности, в соответствии с которыми отвечает, как учредитель организации, так и она сама. Учредитель бюджетного учреждения несёт субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточном количестве финансирования бюджетной организации, а в свою очередь учредитель автономной образовательной организации не несёт никакой ответственности за долги данного учреждения.

Проведем сравнительную характеристику бюджетного и автономного образовательных учреждений (табл.5).

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Гарантия бюджетного финансирования учреждения

В виде сметного финансирования - учредитель обязан финансировать учреждение по смете.

В виде финансирования выполнения задания - учредитель обязан сформировать задание учреждению на оказание услуг и финансировать выполнение этого задания в виде выделения учреждению субсидии. Кроме того, учредитель не может допустить ситуации, когда у автономного учреждения не будет средств, чтобы содержать закрепленное за ним государственное или муниципальное имущество.

Степень самостоятельности учреждения в расходовании бюджетных средств

Учреждение обязано расходовать средства согласно номенклатуре и объемам статей утвержденной учредителем сметы, а в случае необходимости изменений, такие изменения должны быть согласованы с учредителем.

При расходовании средств учреждение обязано применять процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Учреждение имеет право расходовать средства субсидии, полученной на выполнение задания, по своему усмотрению и таким образом, которым руководитель учреждения считает более рациональным для выполнения задания.

При расходовании средств учреждение может не применять процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Государственное или муниципальное задание на оказание услуг

Обязательно.

Обязательно. При этом бюджетные средства, получаемые автономным учреждением от учредителя, выполняют функцию финансового обеспечения выполнения этого задания.

Исполнение расходов и получение доходов

Осуществляется через казначейство.

Осуществляется через самостоятельно выбранное кредитное учреждение.

Размер оплаты труда

Устанавливается с учетом единой тарифной сетки или отраслевыми системами оплаты труда.

Устанавливается учреждением самостоятельно в рамках своей кадровой политики и в зависимости от доступных для него финансовых ресурсов.

Количество сотрудников

Ответственность учредителя за действия, бездействие или обязательства учреждения по отношению к третьим лицам

Есть.

Нет.



Сравнительная характеристика автономных и бюджетных учреждений

Таблица 5.




Продолжение таблицы 5

Возможность для учреждения брать банковские кредиты

Нет.

Есть.

Назначение и освобождение от должности руководителя учреждения

Осуществляется учредителем.

Осуществляется учредителем.

Имущество учреждения

Является собственностью учредителя, учреждение не может самостоятельно распоряжаться имуществом.

Является собственностью учредителя, учреждение может самостоятельно распоряжаться имуществом, не являющимся недвижимым или относящимся к особо ценному движимому имуществу. Отнесение имущества к особо ценному движимому имуществу осуществляется учредителем.

Возможные санкции со стороны учредителя в случае неудовлетворительной работы учреждения

Действия могут носить характер административных санкций по отношению к руководству учреждения. Финансовые санкции по отношению к учреждению целиком неправомерны.

Действия могут носить характер административных санкций по отношению к руководству учреждения. Финансовые санкции по отношению к учреждению целиком хотя и отвечают здравому смыслу, однако возможность их применения не отражена в федеральном законодательстве об автономных учреждениях.

Номенклатура и тарифы на платные услуги для населения и юридических лиц

Согласовываются и устанавливаются учредителем.

Устанавливаются учреждением самостоятельно. Исключением являются случаи, когда:

  1. Тарифы на платные услуги являются предметом регулирования государством или органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

  2. Платные услуги оказываются в соответствии с заданием учредителя и со финансируются учредителем за счет бюджетных средств (в этом случае учредитель в своем задании определяет предельные цены на эти услуги или порядок их определения).

Распоряжение средствами, полученными от оказания платных услуг и сдачи в аренду закрепленного имущества

Регулируется учредителем.

Осуществляется учреждением самостоятельно.

Общественный контроль за деятельностью учреждения

Не обязателен.

Обязателен. Формами общественного контроля является работа наблюдательного совета и регулярная публикация в СМИ отчетов о работе учреждения.

Ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности

Не обязательна.

Обязательна.



На основании таблицы 5 можно сделать ряд выводов, с помощью которых можно развеять существующие мифы вокруг автономных образовательных учреждений.

Во-первых, так же, как и в бюджетной образовательной организации, имущество автономной является собственностью учредителя, т.е. в муниципальной или государственной собственности. Это объясняет и другой миф о «приватизации» муниципального или государственного имущества, происходящая при переходе учреждения от бюджетного к автономному. У автономной образовательной организации, появляется особые возможности самостоятельно распоряжаться частью закреплённого за ним имущества, собственно тем движимым имуществом, не относящееся к «особо ценному движимому имуществу». Поэтому в соответствии с федеральным законодательством учредитель к такому типу имущества, должен отнести собственность, стоимость которой превышает 50 тысяч рублей.

Если балансовая стоимость ниже указанного значения, то учредителю на основе законодательства позволяется отнести к этому типу то имущество, отсутствие которого существенно затруднит осуществление автономной образовательной организацией своего основного вида деятельности [59].

Следовательно, автономная образовательная организация не в праве продать по-настоящему ценное имущество, в силу субъективного характера определения того, какое имущество может затруднить осуществление «основной деятельности».

Говоря о аспекте деятельности касающейся имущества автономной организации следует отметить, что имущество учредителя, закреплённое за автономным учреждением, является фактической гарантией бюджетного финансирования автономной образовательной организации [45].

Очевидно, что независимо от объёма заданий на оказание муниципальных или государственных услуг, учредитель не может допустить ситуацию, в которой его имущество будет утрачено или испорчено из-за того, что у автономной организации не будет достаточного количества средств для содержания этого имущества.

Во-вторых, автономная организация так же, как и бюджетная сохраняет для себя возможность бюджетного финансирования. Зачастую «автономность» организации ошибочно воспринимают как синоним прекращения его бюджетного финансирования и отправления учреждения в «свободное плавание» и это только миф. Учредитель не может не дать автономной образовательной организации задание на оказание муниципальных или государственных услуг и субсидию на выполнение данного задания, иными словами он не может отказать учреждению в финансовой поддержке [56].


В-третьих, учредитель фактически сохраняет тотальный контроль за деятельностью руководителя автономной образовательной организации так же, как и в бюджетной. В отличие от бюджетной организации у этого руководителя возникает намного больше самостоятельности в принятии качественного управленческого решения.

Это касаться расходования средств учреждения, политики в оказании платных услуг, управления персоналом. Необходимо помнить о том, что именно учредитель прекращает и назначает полномочия руководителя автономного образовательного учреждения. В следствии этого, если учредителя не устраивают решения, принимаемые руководителем организации, то, как и в случае с бюджетной организацией, в итоге учредитель может найти причину для замены руководителя учреждения [40].

Автономные учреждения обладают самостоятельностью в распоряжении всеми доходами, полученными от оказания платных услуг и исполнения договоров помимо исполнения задания учредителя.

На данном рисунке видно, какие полномочия и функции меняются с переходом на автономный режим, а какие остаются без изменения.

Рассмотрим основные характеристики переходного периода (рис. 1) [15].

С вступления в силу Федерального закона до 1 января 2011
года


устанавливается переходный период, в течение которого:

Остается без изменений:
Меняется:



С 1 июля 2012 года начинают в полном объеме
действовать все изменения, предусмотренные законом.


Рис. 1. Основные характеристики переходного периода

Автономное образовательное учреждение имеет право самостоятельно распоряжаться всеми доходами, которые были получены при оказании платных услуг и исполнении договоров помимо реализации задания учредителя. В современных условиях, при недостаточном бюджетном финансировании, появляется необходимость изменения направлений практической деятельности образовательной организации адекватно меняющимся потребностям общества.

Решение данной проблемы заключается в развитии предпринимательской деятельности в сфере образования, которая представляет собой разнообразные формы и методы оказания платных образовательных услуг и становится необходимым элементом системы образования. Таким образом, переход на автономный тип становится необходимым.

1.4.Организация платных образовательных услуг в
общеобразовательном учреждении


Целью данного параграфа является описание основных мероприятий по организации и внедрению платных образовательных услуг и жизненного цикла образовательной услуги.

Большое количество образовательных учреждений в РФ перешли на автономный режим работы, одной из отличительных черт которых, как организаций нового типа, стала реализация приносящей доход деятельности в соответствии с учредительными документами. В связи с этим, одним из наиболее доступных способов привлечения внебюджетных средств в образовательную организацию являются платные образовательные услуги, а также способом удовлетворения потребностей участников образовательного процесса: обучающихся и их родителей, либо законных представителей; отчасти заказчиков образования, так как в рамках бюджетного финансирования это не всегда можно обеспечить.

Потребители образовательных услуг ориентированы не только на достижение личных целей, но и на получение квалифицированных экспертов, осуществление образовательной политики, организацию образовательного процесса, получение определённых знаний или документа (аттестата), который подтверждает квалификацию выпускника учебного заведения. Здесь присутствует разногласие в том, что общеобразовательное учреждение упоминается лишь как опосредованный участник образовательного процесса, поставщик контингента. Ведь именно эти учреждения закладывают первичное мнение о востребованности профессий в обществе и о текущей ситуации на рынке труда и т.д.