Файл: Выявление нарушений развития у детей раннего возраста в системе раннего вмешательства.pdf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 330
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
64 189
Отвечает на вопросы «Если..., то...?», такие как «Если ты ударишься, что ты будешь делать?»
2-8 211
Говорит о будущем, о том, что «должно» произойти
2-8 186
Когда спрашивают «Что такое...?», описывает предмет или говорит, что с ним делают
(«Что такое банан?»» — «Он желтый» или «Его едят»).
2-9 185
Знает смысл слов «такой же» («похожий») и «другой» («непохожий»); говорит, чем две вещи похожи и чем они отличаются
2-10 196
Отвечает на вопросы вроде «Что ты сделаешь, когда проголодаешься? ...захочешь пить? ...устанешь?»
2-10 214 Может пересчитать три предмета или более
2-11 209 Понимает, что значит «легко» (или «просто») и «трудно»; правильно употребляет оба эти слова
2-11 178
Спрашивает значения слов
3 180
Отвечает на вопросы, начинающиеся с «почему?» (например: «Почему мы носим пальто?»), давая хорошие объяснения
3 199
Говорит, где живет, называя город или селение
3-1 191
Когда спрашивают, «Что такое...?», называет группу, к которой предмет относится
(«Что такое лошадь?» — «Животное»)
3-5 194
Говорит, из чего сделаны некоторые вещи, например, пальто или стул
>3-6
65
Многолетний опыт практического использования шкал KID и RCDI в ЦРВ УЗ «19-я городская детская поликлиника» г. Минска позволил выявить определенные их преимущества и недостатки.
ПРЕИМУЩЕСТВА ШКАЛ KID И RCDI:
1. Шкалы включают достаточно большой набор пунктов, что позволяет не только обнаружить факт отставания, но и получить достаточно точные оценки уровня развития ребёнка в ос- новных областях.
2. Родители заранее знают, о чем с ними будут говорить специалисты на приёме.
3. Оценка ребёнка проводится не с точки зрения диагноза, а с точки зрения того, что выполняет или не может выполнить ребёнок.
4. Шкала KID позволяет оценить развитие ребёнка с поправкой на недоношенность.
5. Оценка проходит в спокойной знакомой обстановке — дома.
6. Имеется возможность проследить динамику развития ребёнка при повторном тестировании.
7. Применение шкал позволяет использовать по- нятный для родителей и специалистов язык.
8. Обработка результатов занимает около 10 минут.
9. Оценка дает возможность и помощь в состав- лении программ помощи, в совместном с роди- телями формулировании целей программ.
10. Данные шкалы могут быть использованы в ка- честве инструмента оценки эффективности программы помощи.
НЕДОСТАТКИ ШКАЛ KID И RCDI:
1. Родители не всегда объективно оценивают ребёнка (результаты могут быть завышены или занижены).
2. Родители могут относиться формально к за- полнению опросника, что влияет на достовер- ность оценки уровня развития ребёнка.
3. Необходимо достаточно много времени, чтобы качественно заполнить опросник (30 минут и более).
Затруднять использование шкал могут следующие факторы:
• недостаточное образование родителей, которое в некоторых случаях не позволяет им ответить на вопросы и заполнить анкету;
• отсутствие программного продукта для обра- ботки анкеты или отсутствие возможности ис- пользовать компьютерную технику.
Данные шкалы рекомендуется использовать в учреждениях, оказывающих помощь детям раннего возраста, центрах раннего вмешательства, центрах медицинской реабилитации для проведения скрининга и углубленной оценки.
Использованные источники:
1. https://docplayer.ru/36940847-Shkala-razvitiya-detey-ot-14-mes-do-3-5-let-rcdi-2000-v-o-p-r-o-s-n-i-k.html
(дата доступа — 04.07.2019).
66 7. Скрининговая методика ASQ-3
(Опросник «Возраст и стадии развития», третье издание) для оценки развития детей раннего возраста
Пупейко М. Н., врач-педиатр Межрайонного центра раннего вмешательства
УЗ «19-я городская детская поликлиника» г. Минска
Мировой опыт свидетельствует, что ранняя оценка развития ребёнка способствует своевременному выявлению проблем и большей вероятности достижения ребёнком своего потенциала в будущем.
Скрининг (от англ. «to screen» — просеивать) — быстрый, доступный, приблизительный метод обследования с целью выявления детей с нарушением или подозрением на проблемы в развитии Родители являются лучшими экспертами в оценке умений и навыков своего малыша, поэтому они должны привлекаться к оценке его развития как можно раньше.
В данном разделе руководства вниманию специа- листов представляется один из инструментов роди- тельской оценки развития детей раннего возраста
«Ages and Stages Questionnaire», ASQ-3 (Опросник
«Возраст и стадии развития», третье издание).
ASQ-3 — это скрининговая методика для оценки ро- дителями развития детей в возрасте от 2 месяцев до 5,5 лет. Данный скрининг дает информацию родителям об основных этапах и нормах развития детей раннего возраста, повышает родительскую компетентность, позволяет оценить развитие своих детей.
Скрининг начали разрабатывать в университете штата Орегон (США) в 1980 году. Авторы изучили имеющиеся на то время стандартизированные тесты по оценке развития ребёнка и соответству- ющую литературу для создания еще более эффек- тивного скрининга. Были отобраны такие навыки развития ребёнка, которые легко могут быть оценены родителями в домашних условиях. Для по- лучения стандартизированных результатов выборка составила более 15 тысяч детей из различных со- циально-экономических и этнических групп. Первое издание было опубликовано в июне 1995 года. С тех пор опросник ASQ постоянно дополняется, в настоящее время доступно уже третье издание, которое вышло в июне 2009 года. Оригинальная методика представлена на трех языках — англий- ском, испанском, французском. Данный скрининг развития рекомендован Американской академией педиатрии, Американской академией неврологии и другими организациями.
Анкета предназначена для оценки развития детей в возрасте от 2 месяцев до 5,5 лет и включает
21 опросник. В возрасте до двух лет каждый опро- сник рассчитан на интервал два месяца, после двух лет интервал составляет три месяца, после трех лет опросник рассчитан на полугодие. Опросник дает возможность оценить развитие ребёнка по 5 областям — коммуникация, двигательное разви- тие, тонкая моторика, познавательная область, лич- ностное и социальное развитие. В каждой области имеется по шесть вопросов, то есть каждый опро- сник на любой возраст состоит из 30 вопросов.
Вопросы по каждому разделу начинаются с легких
(соответствующих предыдущему эпикризному сроку), они постепенно усложняются, достигая ти- пичных, средних, для данного возраста. Такими яв- ляются вопросы под номерами 5 и 6. Также имеется блок дополнительных вопросов по анамнезу жизни и развитию ребёнка.
Этот опросник может также быть использован для оценки развития недоношенных детей, так как при оценке развития учитывается срок геста- ции. Для недоношенных детей, рожденных в сроке
35 недель и менее, берется скорректированный возраст (до достижения детьми 2 лет), и опросник выдается родителю или лицу, осуществляющему уход за ребёнком, с учетом скорректированного возраста.
Примеры страниц опросника представлены на рис. 7.1–7.4.
67
Ages & Stages Questionnaires®, Third Edition (ASQ-3™), Squires & Bricker
© 2009 Paul H. Brookes Publishing Co. All rights reserved.
P101160100
Person filling out questionnaire
Child’s information
Date ASQ completed:
Relationship to child:
Parent
Street address:
Names of people assisting in questionnaire completion:
Grandparent or other relative
Guardian
Foster parent
Teacher
Child care provider
Other:
Ages & Stages
Questionnaires
®
Month Questionnaire
15 months 0 days through 16 months 30 days
Please provide the following information. Use black or blue ink only and print legibly when completing this form.
16
Child’s first name:
Child’s last name:
Child’s date of birth:
First name:
Last name:
Middle initial:
City:
Home telephone number:
State/
Province:
ZIP/
Postal code:
Other telephone number:
E-mail address:
If child was born 3 or more weeks prematurely, # of weeks premature:
Child’s gender:
Male
Female
Middle initial:
Country:
Program Information
Age at administration in months and days:
Child ID #:
Program ID #:
Program name:
If premature, adjusted age in months and days:
6222001439183664 9/20/2008
Annie
M.
Roberts
5/5/2007
Jennifer M.
Roberts
33 Main Street
Jonestown IN 61924
USA
219-888-0021 219-912-2100 36759111023412358 16 months, 15 days jennifer roberts@email.com
Jonestown Child Care Center
Рис. 7.1 — Оригинальная анкета. Паспортная часть (копия страницы)
68
GROSS MOTOR
1. Without holding onto anything for support, does your child kick a ball by swinging his leg forward?
2. Does your child jump with both feet leaving the floor at the same time?
3. Does your child walk up stairs, using only one foot on each stair?
(The left foot is on one step, and the right foot is on the next.) She may hold onto the railing or wall. (You can look for this at a store, on a playground, or at home.)
4. Does your child stand on one foot for about 1 second without holding onto anything?
5. While standing, does your child throw a ball overhand by raising his arm to shoulder height and throwing the ball forward?
(Dropping the ball or throwing the ball underhand should be scored as “not yet.”)
6. Does your child jump forward at least 6 inches with both feet leaving the ground at the same time?
FINE MOTOR
1. After your child watches you draw a line from the top of the paper to the bottom with a pencil, crayon, or pen, ask her to make a line like yours. Do not let your child trace your line. Does your child copy you by drawing a single line in a vertical direction?
Ages & Stages Questionnaires®, Third Edition (ASQ-3™), Squires & Bricker
© 2009 Paul H. Brookes Publishing Co. All rights reserved.
36
Month Questionnaire
page 3 of 7
E101360300
YES
SOMETIMES
NOT YET
GROSS MOTOR TOTAL
YES
SOMETIMES
NOT YET
Count as “yes”
Count as “not yet”
Рис. 7.2 — Оригинальная анкета. Опросник по областям (копия страницы)
69
Ages & Stages Questionnaires®, Third Edition (ASQ-3™), Squires & Bricker
© 2009 Paul H. Brookes Publishing Co. All rights reserved.
36
Month Questionnaire
page 6 of 7
E101360600
OVERALL
Parents and providers may use the space below for additional comments.
1. Do you think your child hears well? If no, explain:
2. Do you think your child talks like other children her age? If no, explain:
3. Can you understand most of what your child says? If no, explain:
4. Can other people understand most of what your child says? If no, explain:
5. Do you think your child walks, runs, and climbs like other children his age?
If no, explain:
6. Does either parent have a family history of childhood deafness or hearing impairment? If yes, explain:
YES
NO
YES
NO
YES
NO
YES
NO
YES
NO
YES
NO
Рис. 7.3 — Оригинальная анкета. Дополнительные вопросы (копия страницы)
70
Опросник предназначен для заполнения родителями.
Среднее время заполнения анкеты составляет
10–15 минут. Вначале заполняется паспортная часть опросника, где указывается фамилия, имя ребёнка, дата рождения, дата анкетирования, возраст ребёнка на момент анкетирования, срок гестации, адрес.
Далее родители отвечают на вопросы по пяти об- ластям развития. В каждой области родители отве- чают на шесть вопросов. Варианты ответов в данных разделах — «да», «иногда», «еще нет». Напротив вопроса справа в кружочках отмечается вариант ответа. Кроме того, при описании двигательного раз- вития и мелкой моторики, познавательной области, личностного и социального развития справа есть рисунки, демонстрирующие данный навык. Имеется блок дополнительных вопросов. На них следует от- вечать «да/нет» и в зависимости от ответа родите- лей уточнение либо требуется, либо нет.
Несколько примеров вопросов из опросника:
• Выполняет ли ваш ребёнок простую речевую просьбу (например, «Иди сюда», «Дай мне» или «Положи»), если вы не используете при этом жесты? (Анкета на возраст 12 месяцев, коммуникация).
• Ходит ли ваш ребёнок вдоль опоры, держась за нее только одной рукой? (Анкета на возраст
12 месяцев, двигательное развитие).
Дополнительные вопросы:
• Ваш ребёнок использует обе руки и обе ноги одинаково хорошо?
• Есть ли у вас беспокойство, что ваш ребёнок слишком тихий или не издает звуки, как другие дети?
• Есть ли у вас проблемы с поведением вашего ребёнка?
Подсчет результатов и обработку анкеты прово- дит специалист (врач). Время подсчета результа- тов — около 2–3 минут. Результаты подсчитываются следующим образом: ответ «да» оценивается в 10 баллов, «иногда» — 5 баллов, «еще нет» — 0 баллов, затем результаты по каждой области суммируются и заносятся в общую таблицу, которая расположена на последнем листе опросника.
В таблице выделяют темную, серую и белую зоны. Если результаты ребёнка по одной или не- скольким областям развития попадают в темную зону, то это свидетельствует о необходимости дальнейшей углубленной оценки ребёнка. При попадании результатов в серую зону необходим мониторинг развития ребёнка и обучающие реко- мендации для родителей. Попадание результатов ребёнка в светлую зону свидетельствует о том, что ребёнок развивается согласно возрасту.
Ответы на дополнительные вопросы по разви- тию ребёнка также переносятся на последний лист опросника и оцениваются. Вариант ответа, который должен насторожить специалиста, выделен крупным шрифтом.
71
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 17