Файл: Выявление нарушений развития у детей раннего возраста в системе раннего вмешательства.pdf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
86 9. Использование Денверского скрининг-теста развития в качестве инструмента раннего выявления возможных нарушений в развитии
Чипурко С. А., учитель-логопед Межрайонного центра раннего вмешательства
УЗ «19-я городская детская поликлиника» г. Минска
Скрининг развития ребёнка раннего возраста осуществляется с помощью нормативных шкал.
Данные шкалы обязательно должны пройти процедуры стандартизации и валидизации.
Поскольку скрининг должен быть быстрой, простой и дешевой процедурой, это могут быть либо специальные скрининговые шкалы, либо шкалы, основанные на опросниках для родителей.
Одной из наиболее распространенных в мире скрининговых шкал оценки развития является
«Денверский скрининговый тест оценки развития ребёнка» (The Denver Developmental Screening Test), разработанный Frankenburg W.К., J.В. Dodds (1967) в Денвере (США). Практически во всех развитых странах для выявления подозрения на отставание в развитии применяется этот тест; он используется для выявления детей с нарушениями психомоторно- го развития в возрасте от рождения до 6 лет.
Денверский скрининг-тест развития состоит из 4 разделов:
• оценка социальных навыков и навыков само- обслуживания (умение пить из чашки, пользо- ваться ложкой и т. д.);
• оценка навыков мелкой моторики (умение держать предмет в руках и манипулировать им, умение рисовать и т. д.);
• оценка речевого развития (умение понимать речь и использовать ее для общения с другими людьми и т. д.);
• оценка навыков крупной моторики (умение сидеть, ходить, ползать и т. д.).
Денверский скрининговый тест был стандарти- зирован на 1036 детях в возрасте от 2 недель до
6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест ха- рактеризуется высокими показателями валидности и надежности.
Тестирование занимает около 30 минут и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по срав- нению с тестом Н. Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.
Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до
3 лет; обычно ребёнок тестируется по 20 пунктам.
Каждый пункт оценивается как «выполненный»,
«невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».
Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, получен- ных от родителей.
Дети, выполнившие все пункты, считаются разви- вающимися нормально.
Если имеется один невыполненный пункт в ка- кой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта — задержка развития.
Denver II (1992) является итогом пересмотра и обновления Денверского скрининг-теста разви- тия, DDST (1967). Особенность этой скрининговой методики в том, что она прошла стандартизацию в 12 странах. Возрастной диапазон колеблется в пределах от рождения до школы. Области мони- торинга: личностно-социальная, мелкая моторика, общая моторика, речь. Данный скрининг не может прогнозировать развитие ребёнка. Результаты ана- лизируются в сравнении с таковыми других детей того же возраста.
Стандартизирован на 2096 детях. Его интерпре- тация была немного изменена по сравнению с DDST.
Тест включает 125 пунктов, исключающих какие-ли- бо предубеждения в отношении пола, национально- сти, образования матерей и пр. (рисунок 9.1).
Цели проведения скрининг-теста:
1. Выявление наличия у ребёнка неврологиче- ских проблем.
2. Выявление проблемы в развитии ребёнка на самой ранней стадии либо, наоборот, под- тверждение отсутствия таковой.
3. Раннее выявление проблем в социальных и академических навыках ребёнка, что даёт возможность проведения своевременной кор- рекции и помогает ребёнку достичь своего потенциала.
87
Готовит кашу из хлопьев
Ф.И.О. врача:
Дата обследования:
Возраст, месяцы
Поведение во время теста
70>
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 17
Обычное
Да
Нет
Робость
Отсутствует
Небольшая
Сильная
Внимание
Внимателен
Иногда отвлекается
Невнимателен
Интерес к окружающему
Высокий
Снижен
Отсутствует
Послушание
(см. примечание 31)
Всегда слушается
Обычно слушается
Плохо слушается
2 4
6 9
12 15 18 24 3
4 5
6
Н
авыки общения и ух ода за собой
Тонкие движ ения
Речь
Гр убые движ ения
Возраст, годы
Возраст, месяцы
Возраст, годы
Ф.И.О. ребенка:
Дата рождения:
*
Чистит зубы самостоятельно
*
Составляет картинки из кусочков
*
Одевается самостоятельно
*
4
Чистит зубы с помощью взрослых
*
3
Срисовывает
15
Рассматривает свои руки
*
2
Навык
25 50 75 90
*
2
Поднимается по лестнице
*
27
Пятится
*
Садится
*
Переворачивается со спины на живот
*
Лежа на животе, поднимает голову
*
Однообразные движения
Улыбается в ответ
1
Берет предметы двумя пальцами
9
Перекладывает кубик из одной руки в другую
8
Ищет игрушку
7
Следит взглядом в диапазоне 180°
5
Хватает погремушку
6
Следит взглядом вне средней линии
5
Следит взглядом около средней линии
5
Улыбается
*
Надевает майку
Число детей,
владеющих навыком (%)
Можно оценить со слов родителей (*)
Номер примечания
*
Моет и вытирает руки
*
Надевает распашонку
*
Раздевается
*
Пользуется ложкой (вилкой)
*
Помогает по дому
*
Пьет из чашки
*
Изображает действия взрослых
*
Машет рукой на прощанье
*
Выражает желания
*
Играет в куличики
*
Стучит кубиками друг о друга
*
Сам ест печенье
*
Комбинирует слова
*
Шесть слов
*
Три слова
*
Два слова
*
Слово помимо «папа», «мама»
*
Называет родителей «папа», «мама»
*
Лепечет
*
«Папа», «мама» неосознанно
*
Отдельные звуки
*
Отдельные слоги
*
Вскрикивает
*
Смеется
*
Звуки типа «о-о-о, а-а-а»
*
Гулит
Реагирует на звук
*
Оборачивается на голос
Комбинирует слоги
*
Играет в мяч с врачом
Тянется за игрушкой
Рассматривает лицо
Называет друга по имени
Кормит куклу
Срисовывает (после показа)
15
Рисует человечка из 6 частей
16
Указывает более длинную линию
13
Объясняет значение 7 слов
25
Знает 2 противоположности
26
Считает до пяти
23
Объясняет 3 ощущения
21
Объясняет значение 5 слов
25
Понимает 4 предлога
24
Знает 4 действия
20
Знает назначение 3 предметов
22
Считает до одного
23
Знает назначение 2 предметов
22
Объясняет 2 ощущения
21
Знает 2 действия
20
Указывает на 2 картинки
18
Прыгает в длину
29
Бросает мяч из-за головы
28
Оборачивается на громкий звук
17
Называет 4 картинки
18
Ходит, приставляя пятку к носку
30
Знает 6 частей тела
19
Называет 1 картинку
18
Указывает на 4 картинки
18
Называет 4 цвета
Речь понятная
Называет 1 цвет
Полупонятная речь
Рисует человечка из 3 частей
16
Срисовывает
12
Срисовывает
+
14
Крутит пальцем
11
Срисовывает линию
10
Строит башню из 8 кубиков
Строит башню из 6 кубиков
Строит башню из 4 кубиков
Строит башню из 2 кубиков
Собирает в кучу мелкие предметы (после показа)
Рисует каракули
Кладет кубики в чашку
Берет 2 кубика
Тянется за игрушкой
Рассматривает мелкие предметы
Складывает руки вместе
Подкатывает к себе шарик
Стоит на одной ноге 6 с
Стоит на одной ноге 5 с
Стоит на одной ноге 4 с
Стоит на одной ноге 3 с
Стоит на одной ноге 2 с
Стоит на одной ноге 1 с
Подпрыгивает
(отметьте соответствующую клеточку при 1, 2, и 3-м тестировании)
Толкает мяч ногой
Бегает
Уверенно ходит
Наклоняется и выпрямляется
Стоит без поддержки
Стоит без поддержки 2 с
Встает, подтягиваясь за опору
Стоит, держась за опору
Сидит без поддержки
Садится, подтягиваясь, не запрокидывая голову
Лежа на животе, приподнимается на руках
Лежа на животе, держит голову под углом 90°
Лежа на животе, держит голову под углом 45°
Опирается на ноги
Сидя держит голову
Прыгает на одной ноге
2 4
6 9
12 15 18 24 3
4 5
6 86%
88%
1 2
3 1
2 3
1 2
3 1
2 3
1 2
3
Рис. 9.1 — Перечень заданий Денверского теста
88
ПРИМЕЧАНИЯ К ЗАДАНИЯМ
(номера указаны на рисунке 9.1, приводятся в авторском варианте).
1. Постарайтесь, чтобы ребёнок улыбнулся (улы- байтесь ему, разговаривайте с ним, помашите ему рукой). Не прикасайтесь к нему.
2. Ребёнок должен смотреть на руки несколько секунд.
3. Родители помогают двигать зубной щеткой и выдавливать на нее зубную пасту.
4. Ребёнок не обязан уметь завязывать шнурки и застегивать пуговицы или молнию на спине.
5. Медленно водите игрушкой на расстоянии 20 см над лицом ребёнка по дуге в одну и другую сторону.
6. Ребёнок должен схватить погремушку, когда ей прикасаются к тыльной стороне пальцев или к их кончикам.
7. Ребёнок должен смотреть, куда делась игрушка. Игрушку нужно бросить, не двигая рукой.
8. Ребёнок должен переложить кубик из руки в руку, не помогая себе телом или ртом и не кладя кубик на стол.
9. Ребёнок должен взять шарик большим и любым другим пальцем.
10. Линия может отклоняться от проведенной эк- заменатором вертикальной линии не более чем на 30°.
11. Сначала покажите большой палец и покрутите им одним. Ребёнок должен повторить то же самое, двигая только большим пальцем.
12. Ребёнок должен нарисовать любую замкнутую фигуру. Не считается, если нарисована беско- нечная округлая линия. Не показывайте, как выполнять задание. Не называйте изображен- ную фигуру.
13. Какая длиннее (не «больше»)? Переверните рисунок и повторите вопрос. Ребёнок должен правильно ответить на 3 вопроса из 3 или на 5 из 6.
14. Ребёнок должен нарисовать любые линии, пе- ресекающиеся посередине. Не показывайте, как выполнять задание. Не называйте изобра- женную фигуру.
15. Пусть сначала попытается нарисовать сам.
Если не получилось, покажите, как это сделать.
Не называйте изображенную фигуру.
16. Две руки и две ноги считаются за одну часть.
17. Положите кубик в чашку и поболтайте ею около уха ребёнка, но так, чтобы он не видел.
Повторите с другой стороны.
18. Покажите на картинку, пусть ребёнок назовет, что на ней изображено (отдельные звуки не считаются). Если правильно названо менее 4 картинок, экзаменатор должен сам назвать картинку, а ребёнок — показать ее.
19. Дайте ребёнку куклу и попросите: «Покажи, где у куклы нос, глаза, рот, руки, ноги, животик, волосы». Ребёнок должен правильно ответить на 6 вопросов из 8.
20. Показывая картинки, спросите: «Кто летает?
Кто говорит «мяу»? Кто разговаривает? Кто лает? Кто скачет?» Ребёнок должен правильно ответить на 2 вопроса из 3 или на 4 из 5.
21. Спросите: «Что ты делаешь, когда тебе холодно? Когда ты устал? Когда ты голоден?»
Ребёнок должен правильно ответить на 2 вопроса из 3.
22. Спросите: «Что ты делаешь с чашкой? Для чего нужен стул? Для чего нужен карандаш?»
В ответе должны прозвучать слова, обознача- ющие действия.
23. Ребёнок должен вслух считать квадратики.
24. Попросите: «Положи кубик на стол; под стол; передо мной; за мной». Должен правиль- но выполнить 4 действия из 4. Не помогайте жестами, движениями головой или глазами.
25. Спросите: «Что такое мяч? Что такое озеро?
Что такое стол? Что такое дом? Что такое банан? Что такое занавеска? Что такое забор?
Что такое потолок?» Ответ правильный, если названо назначение, форма, из чего сделано, или к чему принадлежит (например, банан — это фрукт, а не просто желтый). Должен пра- вильно ответить на 5 вопросов из 6 или на 7 из
8.
26. Спросите: «Лошадь большая, а мышка …?
Огонь горячий, а лед …? Солнце светит днем, а луна …?» Должен правильно ответить на два вопроса из трех.
27. Ребёнок может опираться на стену или перила, но без посторонней помощи. Ползти нельзя.
28. Ребёнок должен бросить мяч на 1 м, в руки экзаменатора.
29. Ребёнок должен прыгнуть из положения стоя на 20 см (до черты).
30. Попросите пройти вперед так, чтобы пятка была не дальше 3 см от носка. Экзаменатор может показать, как это сделать. Ребёнок должен сделать 4 шага.
31. На втором году жизни половина детей не «слу- шается». Лучше «не слушает кого-то».
89
Особенности применения теста в практике раннего вмешательства
Детей раннего возраста можно тестировать, когда они сидят на коленях у матери. Начинать тестирование надо с самых легких вопросов, при этом важно не торопиться.
Для проведения тестирования авторами предлагаются следующие предметы: клубок красной шерсти, коробочка с изюмом, погремушка с рукояткой, маленькая бутылочка, колокольчик, теннисный мячик, восемь кубиков (длина стороны равна 2,5 см).
ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ:
1. Использовать тесты могут специалисты и родители.
2. Проведите вертикальную линию от точки, со- ответствующей возрасту ребёнка, которая бы пересекала карточку.
3. Если ребёнок недоношенный, вычтите соответ- ствующее число месяцев из хронологического возраста младенца.
4. К данному ребёнку должны быть применены те тесты, через которые проходит вертикальная линия.
5. Если ребёнок не способен выполнить тот тест, который выполняют 90% детей, это может свидетельствовать о наличии нарушений, хотя бывают исключения. Наблюдайте, как ребёнок себя чувствует во время выполнения тестов.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ:
1. Психомоторное развитие задержано, если:
• получено два и более «негативных» ответа по любым двум и более подуровням оценки из четырех;
• по одному подуровню получено два «нега- тивных» ответа, а по-другому — один «не- гативный» ответ, и по этому же подуровню нет ответов «с опережением».
2. Имеется умеренное отставание психомоторно- го развития, если:
• по одному из четырех подуровней имеется два и более «негативных» ответа;
• по любому из четырех подуровней получен один «негативный» ответ и по этому же по- дуровню нет ответов «с опережением».
3. Психомоторное развитие считается соответ- ствующим возрасту (нормальным), если резуль- таты тестирования не относятся к предыдущим двум категориям.
Пример тестирования ребёнка
Рассмотрим тестирование ребёнка Миши Л. по данной методике. Ребёнок Миша Л., паспортный возраст 1 год 6 месяцев (18 месяцев), доношенный.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА:
1. Проведем вертикальную линию от точки, со- ответствующей возрасту ребёнка, которая бы пересекала карточку — в нашем случае 18 месяцев.
2. Ребёнок доношенный, хронологический возраст остается 18 месяцев.
3. К данному ребёнку применяем те тесты, через которые проходит вертикальная линия.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ:
• Оценка социальных навыков и навыков само- обслуживания: не умеет пользоваться ложкой
(вилкой), не помогает по дому, а данные умения сформированы у 90% детей в 18 месяцев; не умеет раздеваться и не умеет кормить куклу
(у 75% детей данного возраста). По данному подуровню нет ответов «с опережением».
• Оценка навыков мелкой моторики: не умеет строить башню из 2 кубиков, не умеет соби- рать в кучу мелкие предметы (после показа), а данные умения сформированы у 90% детей в 18 месяцев; не умеет строить башню из
4 кубиков (у 75% детей данного возрас- та). По данному подуровню нет ответов «с опережением».
• Оценка речевого развития: не говорит 2 слова помимо «мама» и «папа», не говорит 3 слова помимо «мама» и «папа», а данные умения сформированы у 90% детей в 18 месяцев; не говорит 6 слов помимо «мама» и «папа» (у
75% детей данного возраста). По данному по- дуровню нет ответов «с опережением».
• Оценка навыков крупной моторики: уверен- но не ходит, не бегает, а данные умения сформированы у 90% детей в 18 месяцев; не умеет подниматься по лестнице (у 75% детей данного возраста); не умеет толкать мяч ногой
(у 75% детей данного возраста). По данному подуровню нет ответов «с опережением».