Файл: Образовательная программа Эффективное государственное и муниципальное управление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Организация системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации
1.2 Коррупция: основные понятие и признаки
1.3 Государственная политика в области противодействия коррупции в РФ
1.4 Противодействие коррупции в системе муниципальной службы
Глава 2 Анализ деятельности по профилактике противодействия коррупциив органах местного управления
Глава 3. Совершенствование антикоррупионной политики Администрации Валдайского муниципального района
3.1Выявление проблем противодействия коррупции в Администрации Валдайского муниципального района
24
Генеральный прокурор Российской Федерации, а также подчиненные ему прокуроры в рамках предоставленных им полномочий координируют деятельность МВД России, органов ФСБ, таможенных органов Российской Федерации и иных правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, а также исполняют другие полномочия в сфере противодействия коррупции, определенные федеральными законами.
Счетной палатой Российской Федерации в рамках предоставленных ей полномочий обеспечивается противодействие коррупции согласноФедерального закона от 11 января 1995 г. N4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Положениями Федерального закона "О противодействии коррупции" определяются следующие ведущие меры по проведению профилактики коррупции:
предъявление в предусмотренном законом порядке квалификационных требований к тем гражданам, которые претендуют на замещение государственных, муниципальных должностей, а также должностей государственной или муниципальной службы, проведение проверки в предусмотренном порядке сведений, которые предоставляются указанными гражданами;
Кроме того, в целях обеспечения единой государственной политики в сфере противодействия коррупции был принят Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 N364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции", в соответствии с которым были приняты:
В соответствии с Положением о комиссии по борьбе с коррупцией в субъекте Российской Федерации, комиссия выступает в качестве постоянно действующего координационного органа при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации. Данная комиссия осуществляет собственную деятельность во взаимодействии с Управлением Президента Российской Федерации по различным вопросам противодействия коррупции. Кроме того, комиссия исполняет функции, которые возложены на комиссию по соблюдению определенных требований к служебному (либо должностному) поведению, а также урегулированию конфликта интересов касательно лиц, которые замещают государственные должности субъекта Российской Федерации, для которых действующим законодательством не предусмотрено другое, и рассматривает определенные вопросы данной сферы в порядке, предусмотренном нормативным актом субъекта Российской Федерации.26
Положение об органе по профилактике коррупции определяет правовое положение, главные задачи и функции данного органа. Действие данного Положения об органе по профилактике коррупции, не распространяется на определенные подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, формируемые в федеральных органах государственной власти, предусмотренных разделом II перечня должностей федеральной госслужбы, при замещении которых государственные служащие должны представлять сведения о собственных доходах, об имуществе, а также обязательствах материального характера
, а также определенные сведения о доходах, об имуществе, а также обязательствах имущественного характера собственных супруги (или супруга), а также несовершеннолетних детей.
Данный орган в собственной деятельности руководствуется положениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, определенными решениями Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, а также его президиума, изданными в пределах их компетенции, положением о подразделении по профилактике коррупционных и других правонарушений, сформированном в федеральном государственном органе.
В соответствии с Положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупции, главными задачами данного органа выступают:
а) развитие у лиц, которые замещают государственные должности субъекта Федерации, а также государственных гражданских служащих субъекта Федерации и муниципальных служащих, самих граждан нетерпимости к самому коррупционному поведению;
б) осуществление профилактика коррупционных правонарушений в высшем исполнительном государственном органе субъекта Федерации, различных органах исполнительной власти субъекта Федерации, различных организациях, которые созданы для исполнения задач, поставленных перед непосредственно органами исполнительной власти субъекта Федерации;
в) проведение контроля за соблюдением лицами, которые замещают государственные должности субъекта Федерации, для которых действующим законодательством не определено иное, государственными гражданскими служащими субъекта Федерации и лицами, которые замещают отдельные должности на основе трудового договора в организациях, сформированных для исполнения задач, которые поставлены перед органами исполнительной власти субъекта Федерации, запретов, различных ограничений и требований, определенных для противодействия коррупции;
г) обеспечение выполнения государственными гражданскими служащими субъекта Федерации установленных требований действующего законодательства о контроле за расходами, а также других антикоррупционных норм.
В правовой литературе отмечено, что положения Федерального закона о коррупции согласовывает законодательный механизм борьбы с коррупцией, придает нормативному порядку в указанной области большую системность. В то же время, по-прежнему актуальны следующие негативные моменты:
В соответствии со ст. 26 Конвенции ООН против коррупции, государством-участником принимаются необходимые меры для установления ответственности различных юридических лиц за участие в выявляемых коррупционных преступлениях. Предусмотренная ответственность может иметь уголовный, гражданский либо административный характер, если соблюдаются правовые принципы государства-участника. В то же время, в Конвенции не указывается на то, какой конкретно вид ответственности для виновных юридических лиц предпочтителен.
Российское государство, согласно международным договорам Российской Федерации и на основании принципа взаимности, совершает сотрудничество в сфере противодействия коррупции с зарубежными государствами, правоохранительными органами данных государств и их специальными службами, а также с различными международными организациями для того, чтобы:
Нормативные основы ответственности за совершение коррупционных правонарушений закреплены положениями ст. 14 Федерального закона о противодействии коррупции. В соответствии с данной нормой, в ситуации, если от имени либо в интересах отдельного юридического лица реализовываются организация, подготовка, а также совершение различных коррупционных правонарушений или правонарушений, которые создают условия для их совершения, должны к такому лицу применяться предусмотренные меры ответственности. Причем само применение предусмотренных мер ответственности к юридическому лицу не может освобождать от ответственности определенное виновное физическое лицо, так как и привлечение, непосредственно к уголовной или другой ответственности за совершение коррупционного правонарушения физического лица не освобождает от предусмотренной ответственности само юридическое лицо.
Борьба с коррупцией, осуществляемая местным самоуправлением,сводится к контролю над исполнением запретов, ограничений, обязательств иправил служебного поведения. Причем органы местного самоуправления, заисключением мер дисциплинарного характера в рамках трудовыхправоотношений, не обладают правами принуждения, т.е. наложениявзысканий за нарушение обязательных постановлений. В силу этогоминимизация и ликвидация последствий коррупционных правонарушений состороны органов местного самоуправления заключается в обращении вправоохранительные органы, прокуратуру и органы судебной системы.
Генеральный прокурор Российской Федерации, а также подчиненные ему прокуроры в рамках предоставленных им полномочий координируют деятельность МВД России, органов ФСБ, таможенных органов Российской Федерации и иных правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, а также исполняют другие полномочия в сфере противодействия коррупции, определенные федеральными законами.
Счетной палатой Российской Федерации в рамках предоставленных ей полномочий обеспечивается противодействие коррупции согласноФедерального закона от 11 января 1995 г. N4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Положениями Федерального закона "О противодействии коррупции" определяются следующие ведущие меры по проведению профилактики коррупции:
-
развитие в обществе нетерпимости к коррупционному поведению любых лиц; -
антикоррупционная экспертиза принимаемых правовых актов и их проектов;
предъявление в предусмотренном законом порядке квалификационных требований к тем гражданам, которые претендуют на замещение государственных, муниципальных должностей, а также должностей государственной или муниципальной службы, проведение проверки в предусмотренном порядке сведений, которые предоставляются указанными гражданами;
-
установление в виде основания для увольнения субъекта, замещающего должность как государственной, так и муниципальной службы, которая включена в перечень, предусмотренный действующими законодательными актами, с замещаемой должности как государственной, так и муниципальной службы либо для использования в отношении его других мер юридической ответственности, непредставления данным лицам сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о собственных доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представления ложных сведений о доходах, ложных сведений об имуществе и различных обязательствах имущественного характера собственных супруги (супруга) и несовершеннолетних лиц; -
включение в практическую деятельность кадровой работы федеральных государственных, региональных или муниципальных органов нормы, согласно которому продолжительное, безупречное и результативное выполнение как государственным, так и муниципальным служащим собственных должностных обязанностей необходимо в обязательном порядке приниматься во внимание при назначении данного лица на вышестоящую должность, присвоении данному лицу воинского или специального звания, предоставления классного чина, дипломатического ранга либо при поощрении данного лица; -
формирование институтов как общественного, так и парламентского контроля за выполнение действующего законодательства о противодействии коррупции.
Кроме того, в целях обеспечения единой государственной политики в сфере противодействия коррупции был принят Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 N364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции", в соответствии с которым были приняты:
-
Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации (далее - Положение о комиссии по борьбе с коррупцией в субъекте Российской Федерации); -
Типовое положение о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - Положение об органе по профилактике коррупции); -
Типовое положение об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - Положение об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупции).25
В соответствии с Положением о комиссии по борьбе с коррупцией в субъекте Российской Федерации, комиссия выступает в качестве постоянно действующего координационного органа при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации. Данная комиссия осуществляет собственную деятельность во взаимодействии с Управлением Президента Российской Федерации по различным вопросам противодействия коррупции. Кроме того, комиссия исполняет функции, которые возложены на комиссию по соблюдению определенных требований к служебному (либо должностному) поведению, а также урегулированию конфликта интересов касательно лиц, которые замещают государственные должности субъекта Российской Федерации, для которых действующим законодательством не предусмотрено другое, и рассматривает определенные вопросы данной сферы в порядке, предусмотренном нормативным актом субъекта Российской Федерации.26
Положение об органе по профилактике коррупции определяет правовое положение, главные задачи и функции данного органа. Действие данного Положения об органе по профилактике коррупции, не распространяется на определенные подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, формируемые в федеральных органах государственной власти, предусмотренных разделом II перечня должностей федеральной госслужбы, при замещении которых государственные служащие должны представлять сведения о собственных доходах, об имуществе, а также обязательствах материального характера
, а также определенные сведения о доходах, об имуществе, а также обязательствах имущественного характера собственных супруги (или супруга), а также несовершеннолетних детей.
Данный орган в собственной деятельности руководствуется положениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, определенными решениями Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, а также его президиума, изданными в пределах их компетенции, положением о подразделении по профилактике коррупционных и других правонарушений, сформированном в федеральном государственном органе.
В соответствии с Положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупции, главными задачами данного органа выступают:
а) развитие у лиц, которые замещают государственные должности субъекта Федерации, а также государственных гражданских служащих субъекта Федерации и муниципальных служащих, самих граждан нетерпимости к самому коррупционному поведению;
б) осуществление профилактика коррупционных правонарушений в высшем исполнительном государственном органе субъекта Федерации, различных органах исполнительной власти субъекта Федерации, различных организациях, которые созданы для исполнения задач, поставленных перед непосредственно органами исполнительной власти субъекта Федерации;
в) проведение контроля за соблюдением лицами, которые замещают государственные должности субъекта Федерации, для которых действующим законодательством не определено иное, государственными гражданскими служащими субъекта Федерации и лицами, которые замещают отдельные должности на основе трудового договора в организациях, сформированных для исполнения задач, которые поставлены перед органами исполнительной власти субъекта Федерации, запретов, различных ограничений и требований, определенных для противодействия коррупции;
г) обеспечение выполнения государственными гражданскими служащими субъекта Федерации установленных требований действующего законодательства о контроле за расходами, а также других антикоррупционных норм.
В правовой литературе отмечено, что положения Федерального закона о коррупции согласовывает законодательный механизм борьбы с коррупцией, придает нормативному порядку в указанной области большую системность. В то же время, по-прежнему актуальны следующие негативные моменты:
-
не имение системного законодательного акта, который регулирует экономическую, производственную область правоотношений и устремленного на противодействие теневой экономике;
-
малозначительность правовых актов, которые непосредственно регулируют механизм противодействия организованной преступности и коррупции; -
второстепенность государственно-правовой роли разного уровня правоохранительных органов в борьбе с коррупцией; -
значительные множественные и неоднородные противоречия нормативных актов, которые регулируют данный механизм.
В соответствии со ст. 26 Конвенции ООН против коррупции, государством-участником принимаются необходимые меры для установления ответственности различных юридических лиц за участие в выявляемых коррупционных преступлениях. Предусмотренная ответственность может иметь уголовный, гражданский либо административный характер, если соблюдаются правовые принципы государства-участника. В то же время, в Конвенции не указывается на то, какой конкретно вид ответственности для виновных юридических лиц предпочтителен.
Российское государство, согласно международным договорам Российской Федерации и на основании принципа взаимности, совершает сотрудничество в сфере противодействия коррупции с зарубежными государствами, правоохранительными органами данных государств и их специальными службами, а также с различными международными организациями для того, чтобы:
-
устанавливать лиц, подозреваемых (либо обвиняемых) в совершении коррупционных преступных деяний, их местонахождения, а также местонахождения иных лиц, которые причастны к коррупционным преступным деяниям; -
обнаружить имущество, полученное вследствие совершения коррупционных преступлений или служащего при помощи их совершения; -
предоставлять в надлежащих случаях предметы или различные образцы веществ для того, чтобы провести исследования или судебные экспертизы; -
совершать обмен информацией по определенным вопросам противодействия коррупции; -
координировать деятельность по профилактике коррупции и проведению борьбы с коррупцией.
Нормативные основы ответственности за совершение коррупционных правонарушений закреплены положениями ст. 14 Федерального закона о противодействии коррупции. В соответствии с данной нормой, в ситуации, если от имени либо в интересах отдельного юридического лица реализовываются организация, подготовка, а также совершение различных коррупционных правонарушений или правонарушений, которые создают условия для их совершения, должны к такому лицу применяться предусмотренные меры ответственности. Причем само применение предусмотренных мер ответственности к юридическому лицу не может освобождать от ответственности определенное виновное физическое лицо, так как и привлечение, непосредственно к уголовной или другой ответственности за совершение коррупционного правонарушения физического лица не освобождает от предусмотренной ответственности само юридическое лицо.
Борьба с коррупцией, осуществляемая местным самоуправлением,сводится к контролю над исполнением запретов, ограничений, обязательств иправил служебного поведения. Причем органы местного самоуправления, заисключением мер дисциплинарного характера в рамках трудовыхправоотношений, не обладают правами принуждения, т.е. наложениявзысканий за нарушение обязательных постановлений. В силу этогоминимизация и ликвидация последствий коррупционных правонарушений состороны органов местного самоуправления заключается в обращении вправоохранительные органы, прокуратуру и органы судебной системы.