Файл: Подготовительная группа Сентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Декабрь
Прогулка 9
Наблюдение за хвойными деревьями
Цели:
— закреплять знания о деревьях;
— развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход наблюдений
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Для чего нужен лес?
♦ Что он дает человеку?
Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками с веток.
♦ Чем пахнет зима?
♦ Сможем ли мы узнать наших старых знакомых?
Почему?
♦ Какие деревья украшают лес зимой?
Стоят дома высокие,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.
♦ О каких деревьях говорится в стихотворении?
ели.)
♦ Как выглядит ель?
♦ Кто ее сестра?
♦ Когда зацветают ели? (Один раз в 56 лет.)

В каких местах растут ели? (Они любят влагу, в
сухих местах не растут.)
А наверху, над мглою этой, Перерастая лес, одна, В лучах заката, В бликах света Горела яркая сосна.

Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

Как переносится по лесу сосновая пыльца? (Ветер
ее разносит.)

Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются? (Семена летят по ветру и быстро
вращаются, как маленькие пропеллеры; помогают им
крутиться полупрозрачные крылышки.)
♦ В чем сходство хвойных деревьев?
♦ Чем отличаются деревья друг от друга?

Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер.)
Исследовательская деятельность
Определить, сколько лет дереву (детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву).
Трудовая деятельность
Сгребание снега к деревьям.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.
Подвижная игра
«Что растет в родном краю?».
Цели:
— закреплять названия деревьев;
— формировать словарный запас;
— прививать бережное отношение к природе.
Декабрь
Прогулка 10
Наблюдение за серой и черной вороной
Цели:
— учить сравнивать серую и черную ворону;
— находить отличительные признаки (внешний вид,
голос, повадки).
Ход наблюдения
Голос ворона узнает каждый. «Кру-кру-кру...» — разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин.
Вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом.
Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен.
А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон — пернатый хищник.
Серая ворона предвещает своей песней скорый приход весны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпеньем ждет весну.
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега.
Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.
Подвижная игра
«Раз, два, три — беги!».
Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.
Индивидуальная работа
Закрепление навыков ходьбы на лыжах.
Цель: развивать силу, выносливость.
Декабрь
Прогулка 1 1
Наблюдение за общественным транспортом
Цели: — закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения;
— воспитывать интерес к технике и труду взрослых.
Ход наблюдения
Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи
Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.
Регулировщик — светофор, как дирижер в оркестре,
Укажет он кому идти, кому стоять на месте.
Наезда можно избежать и столкновенья тоже —
На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.
Со светофором я дружу, внимательным бываю,
На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю. В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу.

Какой общественный транспорт вы знаете?
♦ Как называется место, где останавливаются автобусы? ( Остановка.)
♦ Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.)
♦ В какую дверь автобуса нужно входить?
переднюю.)
♦ Из какой двери надо выходить? (Из задней.)
♦ С какой стороны надо обходить автобус? (Сзади.)
♦ Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге
транспорт.)
♦ Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему?
♦ Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со
взрослым, сначала посмотреть налево, а затем
направо.)

На какой свет светофора? (На зеленый.)
Трудовая деятельность:
Вскапывание песка в песочнице.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.
Подвижные игры «Цветные автомобили», «Салки».
Цели: учить действовать по сигналу;
— закреплять умение двигаться приставным шагом в разные стороны.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.


Декабрь
Прогулка 12
Наблюдение за ветром
Цели:
— расширять и углублять знания о неживой природе;
— формировать интерес к природным явлениям.
Ход наблюдения
Ветер дул всю ночь,
Шумели ели,
Морщинилась вода.
Сосны старые скрипели,
Ивы гнулись у пруда,
Выло, дуло, завывало.
И когда пришел рассвет,
Ветра будто не бывало,
Будто не было и нет.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная,
пасмурная.)
♦ Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со
снегом называется метелью, слабый ветер со снегом
— поземкой.)
♦ С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с
помощью компаса.)
♦ Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух
неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый
воздух поднимается вверх, а холодный опускается
вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)
Трудовая деятельность
Постройка горки.
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Подвижные игры «Кто самый меткий?».
Цели:
— упражнять в метании предметов;
— развивать глазомер. «Зарисуй дерево».
Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.
Индивидуальная работа
«Найди предмет».
Цели:
— закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;
— находить предмет по описанию.
Январь
Прогулка 1
Наблюдение за снегирем
Цели:
— расширять представления о пролетных птицах;
— развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход наблюдения
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо —
На березе яблоки поспели!
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится —
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде? (Снегирь.)
♦ Какого цвета грудка у снегиря? (Ярко-красного.)
♦ А у самочки? (Темно-серого.)
♦ Где живут снегири летом, весной, осенью? (В тени
густых лесов.)
♦ Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением
первых заморозков.)
♦ Когда появляются птенцы у снегирей? (В мае.)
♦ На что похож свист снегиря? (На звук флейты —
нежный, грустный.)
♦ Какие птицы не боятся зимы? (Клест, снегирь, синица
воробей, свиристель.)
♦ Чем отличается клест от снегиря? (Оперением: ярко-
вишневый — у клеста, желто-зеленый — у самочки, у
снегиря — ярко-красная грудка, у самочки — темно-
серая. Клест питается семенами еловых и сосновых
шишек; снегири — семенами растений, ягодами
рябины, боярышника, шиповника.)
Исследовательская деятельность
Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега, защита корней деревьев от мороза.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижная игра
«Не поется птицам без небес».
Цель: формировать знание о том, что нельзя лишать птиц вольной жизни.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Индивидуальная работа
«Донеси мешочек корма».
Цель: упражнять в соблюдении равновесия.

Январь
Прогулка 2
Наблюдение за метелью
Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль снега пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
♦ Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение
снега под воздействием сильного ветра с одного места
на другое.)
♦ Посмотрите внимательно, что происходит со снегом?
(Снег перемещается по направлению ветра.)
♦ Почему во время метели появляются сугробы? (Снег
перемещается с одного места на другое и
задерживается там, где есть препятствие, поэтому
образуются сугробы.)
♦ Как вы думаете, метель это хорошо или плохо?
(Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть,
сдувается снег с
полей и грядок, появляются непроходимые сугробы,
нельзя идти гулять.)
Кто это, воя, без крыльев летает
И без метелки следы заметает?
Лепит сугробы из снежного теста, -
Передвигая их с места на место. (Метель.)
Исследовательская деятельность
На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, оголил землю.
Трудовая деятельность
Изготовление вертушек для наблюдения за ветром.
Цель: воспитывать умение работать сообща, творчески.
Подвижные игры «Метелица».
Цель: выполнять движения согласно содержанию игры.
«С кочки на кочку».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: улучшать технику прыжков (во всех видах).
Январь
Прогулка 3
Наблюдение «Следы птиц на снегу»
Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы наснегу.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Кто прошелся по дорожке
И оставил здесь свой след?
Это птичка-невеличка,
А зовут ее ... (синичка).
Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.
♦ Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?
♦ Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.)
♦ Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапка
ми, от тяжести тела птицы, ломаются лучики
холодных снежинок.)
Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц.
Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.

Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком
направлении; делала ли остановки.)
Исследовательская деятельность
Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.
Трудовая деятельность
Сбор снега для постройки снежного городка.
Цели:
— формировать умение трудиться в коллективе;
— планировать работу.
Подвижные игры
«Найди по следу», «След в след».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движения.
Индивидуальная работа
Отработка прыжков на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.
Цель: улучшать координацию движений.


Январь
Прогулка 4
Наблюдение за легковым транспортом
Цель:закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части.
♦ На какие группы можно поделить весь транспорт?
(Легковой, грузовой, общественный, специальный.)
♦ Почему по-разному называются те или иные группы автомобилей?
♦ Как автомобили влияют на окружающую среду? (За-
грязняют выхлопными газами, пятнами бензина на ас-
фальте.)
♦ Чем полезен транспорт? (Быстро доставят людей в
любую часть города.)
♦ Чем вреден транспорт? (Сигналят по утру, мешают
спать, выделяют выхлопные газы.)
♦ Какие машины больше шумят и больше загрязняют атмосферу? (Грузовые.)

Каких автомашин больше в нашем городе?
Почему?
Трудовая деятельность
Коллективный труд на участке по уборке территории.
Цели:
— закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах;
— учить сочетать силу и быстроту.
Подвижные игры
«Извилистая тропинка», «Светофор».
Цель: учить действовать по сигналу, перепрыгивать через препятствия, приземляться на обе ноги сразу.
Индивидуальная работа Прыжки в длину.
Цели:
— упражнять в прыжках в длину; учить отталкиваться двумя ногами.
Январь
Прогулка 5
Почему происходит смена дня и ночи?
Цель: дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.
Ход наблюдения
Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи?
Солнце дает Земле свет и днем и ночью. Земля волчком вращается в пространстве с большой скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к Солнцу, — ночь, на другой — день.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Куда исчезают звезды? (Звезды и днем остаются на
небе, только мы их не видим, потому что солнечный
свет гораздо ярче, чем свет звезд.)
♦ Почему заходит солнце? (Земля вращается вокруг
Солнца, и создается впечатление, что оно восходит на
востоке и садится на западе.)
Исследовательская деятельность
Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень.
Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером.
полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень
короткая; рано поутру и вечером солнце на небе
опускается, тени становятся длинными.)
Трудовая деятельность
Уборка участка после снегопада; вывоз лишнего снега с участка на огород.
Цель: прививать трудолюбие, умение работать дружно.
Подвижная игра
«Движение планет вокруг Солнца».
Цель: закреплять знания о Солнечной системе.
Индивидуальная работа
«Кольцеброс».
Цель: развивать меткость.


Январь
Прогулка 6
Наблюдение за деревьями и кустарниками
Цель:расширять и углублять знания о растениях,
Ход наблюдения
После снегопадов освободить кустарники и деревья от тяжелого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев?
Побеседовать с детьми о деревьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тро- пическом лесу? В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зимнем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное
одеяло, покой, нет сокодвижения.)
Что за чудо — зимний лес,
Сколько сказочных чудес!
IВ сказке этой я лесной,
Сон иль явь передо мной?
Вот берез роскошный ряд,
Шали белые горят
Серебром — а вот в сторонке
В шубах елочки-девчонки.
Ах, какая тишина,
Бело-белая страна! М. Степанов
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Чем деревья отличаются от кустарников?
♦ Как называют деревья, которые сбрасывают листья?
♦ Какую пользу приносят деревья и кустарники?
Исследовательская деятельность
Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями.
Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.
Трудовая деятельность
Сгребание снега к деревьям.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.
Подвижная игра
«Что растет в разных краях?».
Цель: закреплять названия деревьев.
Январь
Прогулка 7
Наблюдение за вороной и сорокой
Цель:учить сравнивать сороку и ворону, находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки.
Птица серая парила,
Крылья черные раскрыла,
Громко каркнула она,
Только курочка ушла:
Под крылом хохлатка
Спрятала цыпляток!
От кого, ребятки,
Прячутся цыплятки? (От вороны.)
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит — вмиг
Поднимает стрекот — крик! (Сорока.)
В народе считают, если песня вороны не похожа на карканье, а напоминает мурлыканье котенка, это предвещает скорый приход весны. Если ворона расположилась на ночлег на кончиках ветвей — значит ночь будет теплая, если птицы прижались к стволу — жди мороза.
Вороны и сороки зимуют вместе с нами. Сорока строит большое прочное гнездо, которое с боков и сверху прикрыто сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Крыша служит надежной защитой от хищных птиц и мороза.
Для строительства гнезда сорока использует самые неожиданные материалы: блестящие предметы, тряпки, проволоку и т.д. Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.
Исследовательская деятельность
Поискать на участке детского сада следы птиц.
Трудовая деятельность
Подготовка грядок к посеву семян.
Цель: прививать умения трудиться сообща.
Подвижные игры
«Пингвины с мячом», «Не наступи!».
Цель: усложнять прыжки на двух ногах с продвижение вперед с зажатым ногами предметом.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.