Файл: Психологические условия снижения эмоциональной тревожности у младших школьников в процессе учебной деятельности.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Такое отношение к успеху и неуспеху повышает травматическую вероятность неудач, которые дети с высоким уровнем школьной тревожности объясняют собственной неполноценностью, отсутствием способностей. Также ребенок становится зависимым от взрослого, и это отражается на мотивации учения. В ее основе лежит стремление ориентироваться на слова учителя, и делать все так как он говорит, ради его похвалы. Необходимо использовать специальные оценки: критерий той или иной оценки максимально развертывается по содержанию и одновременно сужается сфера действия оценочного суждения, при этом оцениваются отдельные, особо успешные, элементы [6]. Большое внимание уделяется атмосфере в классе. Ребенку необходимо чувствовать, что он находится в безопасности, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов. Он понимает, что у него получается, а что нет, что он умеет, а чему еще следовало бы поучиться, через оценки взрослого и сверстников [17]. Такое отношение необходимо формировать не только к оценке, но и к успеху, неуспеху, выигрышу и проигрышу, т. е. к любому результату, который в первую очередь воспринимается ребенком как ориентир на пути овладения знаниями и умениями. Именно оно позволит ребенку быть свободным в отношении к своим успехам и неудачам, поможет сфокусировать внимание на самой деятельности, а не только на ее результате [21]. В таком случае можно использовать шуточные соревнования, которые не требуют значительных усилий. Победа или поражение достаточно относительны в такого рода соревнованиях, и легко переходят от одного ребенка к другому.
Прием «Школа клоунов» применятся для снятия повышенной значимости требований школы, которая приводит к дезорганизации деятельности детей, их поведения и сильной напряженности. Дети рассказывают о каких-нибудь правилах школы, придумывают уроки, отметки, при этом обязательно что-нибудь рассказывая или показывая. Предварительно, класс договаривается об определенном правиле, которое включается в ход «учебных» и игровых занятий. Помимо всего прочего, это способствует и развитию произвольности. С одной стороны, задача такой работы игры состоит в том, чтобы показать условность рамок «хорошоплохо», снять восприятие правил как конкретных требований, а с другой стороны оказать помощь детям в осознании для чего эти правила нужны. Иными словами, применяется прием «отстранения». У детей происходит осознание того, что правила относительны и вместе с тем необходимы.
Таким образом, созданные условия помогут преодолеть импульсивное стремление всегда и во всем действовать по правилам [16]. Стоит акцентировать соответствующие моменты в содержательной оценке и использовать несколько специальных приемов. Например, «Я не могу - я могу - я сумею», суть которого заключается в том, что при отказе ребенком выполнять какое-либо задание, причина которого заключается в его неуверенности, что он с ним справится, педагог просит представить ребенка, который действительно знает намного меньше, чем он (не знает букв, цифр), и не может справиться с этим заданием, и изобразить такого ребенка. После этого, он просит представить ребенка, у которого получится выполнить это задание. У детей, в таком случае, обычно, появляется убеждение, что они достаточно далеко продвинулись от полного не умения, и теперь если снова сделают попытку, продвинутся еще дальше. Ребенок кладет на открытые ладони взрослого кисти рук, и весь класс произносит «волшебное заклинание»: «Я не могу…» - и каждый говорит, что именно для него сложно выполнить в этом задании, «Я могу…» - дети, по очереди перечисляют что они смогут сделать, «Я сумею…» - каждый высказывается, что он сможет сделать, какого результата достигнет если приложит все усилия. Правильность или ошибочность высказываний детей не комментируется, подчеркивается только то, что каждый может выполнить, что у него пока не получается, и что необходимо сделать для продвижения вперед [30].
В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции и профилактики детской тревожности с помощью метода арттерапии. В его основе лежит творческая деятельность, которая работает как терапевтический механизм, и позволяет в символической форме изобразить конфликтную, травмирующую ситуацию и найти способ ее разрешения. Арттерапия способна дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, через рисунок, игру, сказку, помогает разобраться в собственных чувствах и переживаниях, способствует снятию напряжения, повышает самооценку, а также помогает развитию творческих способностей. Метод арт-терапии позволяет погружаться в проблему на столько, на сколько человек готов к ее переживанию [11]. Рисование, является одним из методов арттерапевтической коррекции и профилактики тревожности. Оно неотрывно от самых разных эмоций: радости, удовольствия, восторга, восхищения и даже гнева, но только не страха и печали [30]. При помощи рисования можно выразить свои эмоции, в том числе и отрицательные, негативные, а также его можно использовать как способ постижения своих возможностей, а также моделирования взаимоотношений. Оно помогает выразить и свои мысли чувства, при этом ребенок остается самим собой, освобождается от сильных переживаний. В процессе рисования ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, мечтам и желаниям, меняет свое отношение к различным ситуациям, и безболезненно соприкасается с некоторыми неприятными, пугающими и травмирующими образами. Большую ценность представляет не эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности, а индивидуальный стиль самовыражения, искренность, открытость [22].
Сказко - терапия является эффективным методом коррекции тревожности. Сказка способствует осознанию своих собственных чувств через окружающих, а также позволяет осуществить перенос своих переживаний на другого. При прочтении сказки дети, сравнивая себя со сказочным героем, понимают и чувствуют, что не только у них есть проблемы и переживания. Ненавязчивые сказочные образы способны дать детям представление о способах выхода из различных сложных ситуаций, путях решения возникших конфликтных ситуаций, а также дают позитивную поддержку их возможностям и вере в себя [11]. Работая со сказкой, ребенок должен чувствовать себя в безопасности, у него не должно возникать чувств вины, смущения, страха. Младший школьник должен слушать сказку, и узнавать что-то новое, размышлять, сравнивать без неприятных психологических последствий. При помощи сказки, которая предлагает замещающий опыт, ребенок сам либо при помощи взрослого выбирает варианты решения существующих проблем.
Игра, как один из методов арт-терапии, способна оказать влияние на развитие личности ребенка, отмечает Л. М. Костина. Она является средством снятия напряжения, тревоги, страхов, способствует созданию близких отношений между участниками группы, повышает самооценку, а также позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. Как один из методов профилактики тревожности у младших школьников, игра позволяет ребенку сориентироваться в особенностях своего внутреннего мира, а также при выполнении задания проследить и отрефлексировать динамику его изменения. Стойкие аффективные барьеры, которые возникают у детей младшего школьного возраста гораздо легче преодолеваются им в игре. Она предоставляет возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы младших школьников.
Игра является близкой и привлекательной деятельностью для детей младшего школьного возраста, и таким образом является наиболее адекватным средством для профилактики нарушений в развитии эмоциональной сферы и психическом развитии личности [16]. В первую очередь игры направлены на совершенствование возможностей в осуществлении какого-либо вида активности ребенком. Во время игры работают такие механизмы, как моделирование системы социальных отношений, мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций, поэтапная отработка новых, адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях. Жизненные обстоятельства переживаются в условном (ослабленном), виде что способствует изменению психического состояния. Отсутствие возможности игры без риска, а также нежелание проиграть и надежда на победу, которые представляют собой моделирование позволяют лучше адаптироваться к различным жизненным ситуациям и научиться их предвосхищать.
Таким образом, игра способствует преодолению чувства тревожности, а также укрепляет уверенность в себе.
Благодаря танцевальной терапии происходит развитие приспособленности, чувства удовольствия, умения выражать сильные эмоции, навыков группового взаимодействия, а также способствует снятию напряжения. Несмотря на то, что не все дети считают себя хорошими танцорами, при включении танца в занятия, данные рамки быстро стираются, и процесс танца вызывает у каждого члена группы только положительные эмоции. Польза танцевальной терапии заключается в расширении самосознания, возможности взаимодействия между членами группы и их сопереживании. Взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, являются основой танцевальной терапии. Изначально спонтанный танец включен в обязательную программу, а чуть позже включается по желанию детей. При помощи спонтанных движений и жестов дети могут выразить мысли и чувства, которые трудно выразить вербальным путем. Для кого-то танцевальная терапия является средством повышения самооценки, способствует развитию положительного образа «Я», для других она является средством выражения своих чувств, эмоций, помогает снять напряжение.
Для преодоления у детей тревожности, использование метода релаксации, который позволяет снять мышечное и психическое напряжение, помогает добиться полного сосредоточения на себе, своих ощущениях и переживаниях, отвлечься от неприятных мыслей, эффективно на групповых занятиях [18]. Необходимо помочь каждому ребенку освоить навыки саморегуляции и релаксации. С этой целью подбираются упражнения в стихотворной форме под музыкальное сопровождение, при помощи которых поэтапно можно выработать у детей умение расслабляться. Во время занятий необходимо обращать внимание на то чтобы у детей напряжение было кратковременным, а расслабление длительным. Внимание детей нужно акцентировать на ощущениях, возникающих во время процесса тренировок, на то, как приятны расслабление и отдых. Это умение поможет одним снять напряжение и тревожность, а другим сконцентрироваться, снизить возбуждение. Телесная терапия помогает снятию заблокированных эмоций.
Психогимнастика также эффективна для профилактики тревожности. Ее составляющими является совокупность игр и этюдов, которые основаны на использовании двигательной экспрессии. Психогимнастика способствует снятию напряжения, установлению контакта между членами группы, а также формирует умение невербального выражения своих чувств и способность понимать поведение окружающих [30].
Выполнение данных упражнений позволяет освоить азбуку выражения эмоций, движений. Бессловесный материал используется чаще, но несмотря на это вербальное выражение своих эмоций детьми тоже поощряется. Также можно включать упражнения, целью которых является обучение навыкам саморасслабления. Все методы, которые были описаны необходимо применять не в отдельности, а комплексно, при этом нужно находить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таким образом, профилактика тревожности у детей младшего школьного возраста будет эффективна, в случае если в ее программу будут включены техники и методики работы, которые направлены на расслабление, регуляцию психофизического состояния, повышение самооценки, внушение веры в свои способности, изменение отношения к ситуациям, вызывающим тревогу, а также умение управлять ситуациями, вызывающими беспокойство. Для эффективности работы по профилактике тревожности в нее должны входить такие элементы, как создание благоприятной среды для гармоничного развития личности, эмоционального благополучия.
Выводы по первой главе
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что:
1. Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности. Тревога является эмоциональным состоянием, возникающим при ситуациях неопределенности и опасности и выражающееся в неблагоприятном предчувствии развития событий.
2. Причинами тревожности детей младшего школьного возраста являются: факторы семейного воспитания, школьная успешность, взаимоотношения с учителями, взаимоотношения со сверстниками, внутренний конфликт, эмоциональный опыт. Направления профилактики тревожности подразделяется на 2 вида: выработка конструктивных способов поведения и овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением.
3. Младший школьный возраст имеет особое значение в жизни ребенка, поскольку именно в этот период происходит становлении его личности, а также складывается и во многом определяется все его последующее развитие, основные свойства характера и личностные качества. От уровня тревожности ребенка на этом возрастном этапе во многом зависит успешность его обучения в школе, развитие коммуникативных навыков и процесс социализации в целом.
4. Изучением детской тревожности занималось множество ученых, многие из которых, так или иначе, затрагивали эту тему в своих работах. Среди зарубежных исследователей, занимавшихся проблемой тревожности можно выделить такие имена, как: З. Фрейд, К. Хорни, А. Фрейд, Дж. Тейлор, Р. Мэй, Р. Кэттел, Ч. Спилбергер и другие. В отечественной психологии наиболее известны работы В.Р. Кисловской, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханина, И.А. Мусиной, В.М. Астапова, Г. Ш. Габдреевой, В.А. Ананьева.