Файл: Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона»

Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона относится к ораторской прозе (XI-XII вв.). Упоминаемые исторические события и лица позволяют дотировать памятник не ранее 1037 года и не позже 1050. Иларион является основателем самого авторитетного в Киевской Руси монастыря, откуда вышли первые писатели и просветители. Именно ему и принадлежит Слово о Законе и Благодати, которое является синтезом богословской и историко-публицистической темы. Данный памятник относится к торжественному красноречию, которому свойственна классическая трехчастная композиция:

Первый раздел является философским, где речь идет о приоритете христианства над иудаизмом и язычеством. Иларион сравнивает Ветхий и Новый заветы, как Закон и Благодать. Он подчеркивает, что следование нормам только лишь Ветхого Завета (тени) не приводит людей к спасению души. Лишь Новый завет (истина), данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью. Иларион соотносит образы из Книги Бытия. Агарь является образом Ветхого завета, Закона, который появляется на свет раньше, но, рожденный рабыней, продолжает и сам оставаться рабом. Сарра как символ Нового завета, Благодати, является свободной, поэтому рождает свободного Исаака. Так и Ветхий завет не может быть истиной, хотя он и явился раньше Нового завет. Ветхий завет был замкнут на еврейском народе, а Новый имеет всемирное распространение. Всемирная история представляется Илариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский.

Второй раздел – церковно-исторический – посвящен размышлениям о христианизации Руси. Крещение Руси, совершенное великим князем Владимиром, привело Русь к познанию истины. Иларион защищает идею равенства перед Богом всех языков, на котором говорят христиане. Христианизация для Илариона – это освобождение от многобожия, которое разобщает славян, а не способствует их единению.

Третий раздел – панегирический – прославляет крестителя Владимира и просветителя Ярослава. Благодарность за христианизацию Руси проявляется в почитании достойного Владимира как святого. Ведь даже при крещении Владимир принял имя Василия, что в переводе с греческого означает «царственный». Иларион прославляет и Ярослава Мудрого как продолжателя духовных заветов Владимира.


Слово о Законе и Благодати завершается молитвой, где он обращается к Богу от всего мира, от всего русского народа. Иларион благодарит Владимира и просит его помолиться на небесах за свой народ, чтобы жил он в благочестии, и за сына своего – Георгия.

«Повесть временных лет»

Повесть временных лет является литературным памятником коллективного творчества XII столетия. Его уникальность состоит в летописных сводах, лежащих в основе «Повести», которые составлялись на протяжении многих лет.

Первый этап летописного дела на Руси приходится на 1030-1040 гг. В основе формирования самого древнего Киевского летописного свода лежит «Сказание о распространении на Руси христианства». По форме «Сказание» является еще патериком, а не летописью. Вторым этапом является создание первого Печерского летописного свода в 1070-х гг. при участии игумена Никона. Появляется тенденция расположения событий в строгой хронологии. Третьим этапом является создание второго Печерского летописного свода в 1090-х, отличающегося особым прославлением былой Руси и обличении князей в братоубийственных войнах. Уже около 1113 года создается новый летописный свод – «Повесть временных лет», который редактировал Нестор.

Стоит также отметить жанровое своеобразие «Повести временных лет», так как она представляет собой свод первичных жанровых образований:

  1. Самой простой и древней формой является погодная запись, отличающаяся своей информативностью, документальностью и краткостью изложения строго по датам.

  2. Летописный рассказ. Здесь могло быть более полное описание событий, однако художественность повествования отсутствовала. Запись событий велась «по горячим следам», летописец мог быть очевидцем произошедшего.

  3. Летописное сказание предполагает повествование об уже давно произошедших легендарных событиях. Может быть своего рода «вымысел», а также используются фольклорные традиции и мышление.

  4. Летописная повесть – повествование особого типа, посвященное смерти князя. Воссоздается новый идеализированный образ князя, чтобы придать этому событию память и величие. Описывается его житие.

Особенности:

  1. Герои;

Летописец ориентирован не на создание индивидуально-образного представления о человеке, а на построение фигур, олицетворяющих определенный тип воина, князя, врага, которые в силу необходимости выдвигались на арену событий. В компетенцию летописца входили только беспристрастное записывание его – но не развертывание причинно-следственных связей, не выявление мотивов поведения деятеля. «Повесть» отличается и характеристикой внешности. Летопись не содержала литературных портретов. Летописец не выделял внешность человека как самостоятельную категорию. летописец мыслил не целым, а фрагментами и к обобщающему представлению о внешности персонажей не приближался. При этом каждый элемент внешности быстро подключался к действию, к сюжету рассказа.



  1. Использование деталей;

Летописец в пересказе эпических преданий и современных событий может прибегать к «сильным деталям». Так, в рассказе под 1097 г. об ослеплении Василька Теребовльского эффект воздействия достигается в значительной мере благодаря детальности повествования.

Так как «Повесть временных лет» составлялась длительное время многими летописцами, она заключает в себе события разных эпох. Нестор-летописец стремится к историческим обобщениям и рассматривает Русь как часть развития мира. Описывается становление русского народа и становление Руси. Изначально Русь не была едина, а разделялась на две части. Племена северный половины платили дань варягам, а племена южной половины платили дань хазарам. Со временем, племена севера сумели прогнать варяг и призвали варяжского князя из племени русов. Так, русы стали править на этой территории, где главным князем, как упоминает летопись, был Рюрик. Это одна из легенд, упоминаемая в летописи. Однако этот уникальный памятник сочетает в себе произведения разного времени, повествующие о событиях, которые легли в историю происхождения русского народа и становления независимости на Руси.

«Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» относят к концу XII века. Это произведение является уже не духовной, а светской литературой, и отличается необычным содержанием от других памятников того же века. Ведь в основе сюжета «Слова» лежат реальные исторические события, повествующие нам не о победе, а о поражении русского оружия, что в те времена не относилось к традиционным жанровым установкам древнерусской литературы. Можно сказать, что «Слово» является лиро-эпической песнью, однако, по мнению многих исследователей, произведение является органическим единством лирики и эпоса, фольклорных и книжных традиций.

В «Слове о полку Игореве» описывается поход 1185 года князя Игоря на половцев. Выступая в поход, Игорь поставил перед собой слишком тяжелую задачу, которую невозможно было осуществить с малочисленной дружиной. Его целью было – отвоевать у половцев Причерноморье и вернуть земли деда Олега Гориславича. Однако поход оказался неудачным в силу противоречивых причин, побудивших Игоря на это сражение. Им двигали и родовые интересы и чувство политического долга. Таким образом, неразумные действия Игоря погубили войско, заставили князя изведать позор плена и бегства из него.

Произведение имеет трёхчастную композицию: лирического вступления, повесть о трудном походе Игоря и заключение. В зачине автор выделил свою манеру повествования, сравнивая ее с манерой Бояна – легендарного певца древности. Боян создавал песни-славы и воспевал князей Руси. Рассказывая о походе Игоря, автор творил не столько славу, сколько плач, противопоставляя горестное настоящее прошлому величию Руси. В центральной части произведение снова распадается на ряд эпизодов:


  1. Сборы и выступление Игоря в поход; столкновение с половцами, где русская дружина одержала победу; последняя битва, в результате которой войско Игоря было разгромлено;

  2. Вещий сон Святослава и его толкование боярами;

  3. Плач Ярославны и возвращение Игоря на Русь.

В завершении произведения автор «Слова» желает князьям и их дружинам здравия, ведь они сражаются за русскую землю.

Стоит также упомянуть и символику «Слова», содержащая в себе магические, мифологические и собственно языковые символы. К магическим можно отнести образ «золотого стола», на котором сидит князь. Золото – это символ богатства, величия и власти. Мифологические символы проявляются в образах, связанных с природой. А собственно языковые символы отражают попытку человека связать материальное и духовное. Так, например, «мыслено дерево» можно толковать как «древо познания» или «древо поэзии». В произведении также присутствует и фольклорная стихия. Это проявляется в жанровой природе слова. Например, «плач», «слава», т.е. причитания и прославление – все это фольклорные жанры. С первой страницы слово дает нам эмоциональность, стремится прославить и показать, кто обладает настоящей доблестью.

«Слово о полку Игореве» включает несколько аспектов:

  1. Исторический;

Связан с походом 1185 г. В 1184 г. был поход на половцев, в котором Игорь не принимал участия, потому что из-за гололеда его конница не поспевала. После этого похода у Игоря остался осадок, что он не принимал участия в военном походе, как должно было быть. По этой причине Игорь решается самостоятельно со своей дружиной совершить набег на половцев, который заканчивается поражением.

  1. Эстетический;

В «Слове» проявляется монументальный историзм. Стиль монументального историзма характеризуется стремлением рассматривать предметы изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических. Это стиль, в пределах которого все наиболее значимое и красивое представляется большим, монументальным, величественным. Текст предстает перед нами с некой высоты, которая охватывает эту действительность и добавляет нечто существенное, т.е. в тексте присутствует определенная подача материала. Мы можем наблюдать интонацию живого слова, монументальный и общий взгляд на конкретное событие.

  1. Религиозный.

По сей день исследователи не могут определить автора «Слова». Можно лишь сказать, что автор – человек широкого кругозора, хорошо образованный, знакомый с книжной культурой и устно-поэтическим творчеством, обладающий прозорливостью поэта; скорее всего, принадлежал к высшему классу феодального общества.


«Поучение» Владимира Мономаха

«Поучение» было создано в 1099 г. Владимиром Всеволодовичем Мономахом (1053-1125) - один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Прозвание Мономаха получил по матери — дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был князем черниговским, затем Переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г.— киевским. Всю жизнь Мономах боролся против половцев, несколько раз организовывал походы против них, а также выступал за единство Руси и добивался прекращения княжеских усобиц.

«Поучение» относят к дидактическому красноречию, отличающееся от торжественной свободной формы и темой произведения. Памятники дидактической прозы, часто безыскусные по стилю, содержали немало ярких бытовых зарисовок и сцен описания человеческих пороков. Целью таких поучений и бесед было назидание и полемика, необходимо было показать добропорядочному христианину образ грешного человека в отталкивающих подробностях и призвать следовать закону Божьему. «Поучение» является первым литературным памятником, где проявляется образ Домостроительства. Именно здесь впервые закладывается традиция, отношение и понимание к семье. В дальнейшем это послужит развитию в XVI веке Домостроя.

Сочинение Владимира Мономаха состоит из трех частей:

  1. Поучения;

  2. Автобиография;

  3. Письмо к Олегу Святославичу.

Создание этого литературного памятника до конца не прояснена. Однако исследователи предполагают, что события, отраженные в произведении, начались еще в 1096 г., когда князь Владимир обратился с посланием к Олегу Святославичу, причиной чего стала личная трагедия: в битве с Олегом погиб сын Владимира Изяслав. Владимир Мономах находит в себе силы и мужество признать вину сына. Чувство государственного деятеля возобладало над чувством убитого горем отца и предотвратило родовую месть.

Создание основной части «Поучения» связано с событиями 1099 г., когда его двоюродные братья – Святополк Изяславич и Святослав Давыдович предложили выступить против Ростиславичей и отнять их власть. Владимир Всеволодович отказался принимать участие в междоусобной войне, а свой кодекс феодальной чести изложил в «Поучении», которое позднее уже, сидя в санях, т.е. в ожидании близкой смерти, переработал, усилив в нем общечеловеческое начало.

Последней по времени написания была автобиографическая часть, где Владимир Мономах подводил итог своей государственной деятельности за 1072-1117 гг., перечисляя совершенные им военные походы.