ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Четвертая часть, в которой описана похвала рязанским князьям и дан их портрет в летописно-агиографической манере. Упоминаются все князья, которые положили свою жизнь ради Рязанской земли. Ингварь Ингваревич хоронит всех своих братьев и горько плачет.
Все части произведения связаны темой смерти. Множество раз можно наблюдать формы плача, причем плач, имеющий одинаковую структуру, варьировался и разрастался. Плачи определяют основной эмоциональный настрой произведения, которое можно расценивать как авторский плач над разоренной Рязанской землей. «Повесть» представляет собой органичный сплав жанров плача и славы. Для автора произведения было важным показать единство русских перед лицом общей беды, представить то, как нужно любить и защищать родину. Исторический неточности объясняются художественно-публицистическим замыслом автора. Поэтика произведения оказала большое влияние на формирование древнерусского жанра воинской повести.
«Житие свт. Стефана Пермского» Епифания Премудрого
«Житие св. Стефана Пермского» исследователи относят к литературе XIV-XV вв. в эпоху становления Московского государства. В этот период времени наиболее знаменательны произведения Епифания Премудрого – ростовского агиографа. Сведений об этом агиографе не так много. Известно лишь, что Епифаний Премудрый учился в монастыре со Стефаном Пермским, прекрасно знал книги Священного Писания, а также агиографическую литературу, славянский и греческий язык. Епифаний Премудрый жил в троице-Сергиевом монастыре, был учеником и сподвижником Сергия Радонежского, занимался летописанием и графикой. Произведения Епифания Премудрого принято считать наиболее яркими в русской литературе, ведь агиограф изображает связь героев между «духовным» и «деянием».
Несмотря на то, что Епифаний Премудрый был знаком со Стефаном Пермским, биографических сведений о святом не так много. Автор описывает большое стремление Стефана к учению, чтобы подготовить себя к миссионерской деятельности в Пермском крае, населенном язычниками. Епифаний Премудрый подчеркивает, что до Стефания Пермского никому не удавалось в одиночку просветить целый народ. Стефан же смог приобщить народ к христианской культуре через книги, проповеди, которые были написаны на родном для пермяков языке.
Автор особенно ярко изображает подвиги Стефана Пермского. Поступки святого полны внутренней экспрессией
, движение души героя показано в максимальном проявлении, чувства возвышенны и доведены до предела.
Новый стиль Епифания премудрого прослеживается и на жанрово-композиционном уровне. В начале произведения автор вводит молитвы и поучения святого, звучит троекратный плач: сначала пермских людей и Пермской церкви, а потом и самого автора. Плачи выражают не только скорбь, но и восторг от подвига Стефана Пермского, ведь именно он основал Пермское богослужение и письменность на национальном языке. По жанру памятник находится на стыке традиций агиографии и ораторской прозы, причем автором сделан акцент больше на духовной сути подвигов героя, чем на последовательном описании событий. Агиограф также отличается своей манерой повествования. Его произведения созданы множеством переплетений синтаксических приемов, сравнений, параллелизмов и др. Епифаний Премудрый делала все, чтобы противопоставить язык жития обыденной речи. По этой причине, в житие много цитат из Священного Писания и библеизмов, которые переплетаются между собой. Причем цитировал Епифаний по памяти, дабы приспособить библейский текст к житийному повествованию. Важными особенностями стиля Епифания Премудрого является эпитет и звукопись, благодаря которым в тексте появляется некая лирика, традиционное снова звучит, но уже по-другому. Это заставляет читателя вдуматься в нравственные понятия.
«Житие прп. Сергия Радонежского» Епифания Премудрого
«Житие прп. Сергия Радонежского» является вершиной в творчестве Епифания Премудрого. Однако той формы жития, которое дошло до наших дней, предшествовали и другие произведения агиографа, описывавшие жизнь Сергия Радонежского. Сведений об этом агиографе не так много. Известно лишь, что Епифаний Премудрый учился в монастыре со Стефаном Пермским, прекрасно знал книги Священного Писания, а также агиографическую литературу, славянский и греческий язык. Епифаний Премудрый жил в троице-Сергиевом монастыре, был учеником и сподвижником Сергия Радонежского, занимался летописанием и графикой. Произведения Епифания Премудрого принято считать наиболее яркими в русской литературе, ведь агиограф изображает связь героев между «духовным» и «деянием» святого.
Житие было также редактировано несколько раз книжником Пахомием Логофетом, который жил в Троицком монастыре. Эти произведения имели некоторое отличие от жития Епифания Премудрого. Редакция Пахомия Логофета содержит рассказы об обретении мощей Сергия Радонежского, о строительстве Троицкого собора, о посмертных чудесах святого.
«Житие прп. Сергия Радонежского» относят к житийному жанру древнерусской литературы, несмотря на то что произведение Епифания Премудрого отличается своей композиционной схемой. Например, описание детства святого занимает большую часть всего текста. Изобилие деталий быта разбивает произведение на отдельные главы, каждая из которых имеет свое название. Рассказывая о детстве святого, Епифаний делал акцент на его инаковости. При рождении Варфоломей трижды кричал, о чем священник в церкви сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Варфоломей не пил молока матери по средам и пятницам, не брал груди, если мать поела мяса. В отличие от своих братьев, Варфоломей (это имя он получил при крещении, а имя Сергия при пострижении) не поспевал в учебе, за что был браним учителями и родителями. Однако однажды в лесу Варфоломей встречает старца, читающего молитву. Мальчик рассказывает ему о своей неуспеваемости за своими братьями, на то старец дает ему кусок просфоры и говорит, что с этих пор мальчик будет лучше всех знать грамоту. Старец предсказывает, что Варфоломей будет велик перед Богом и людьми. Агиограф внешней образованности противопоставляет духовную мудрость. Между Сергием и родителями нет кровной вражды, как это есть у Нестора в «Житие Феодосия Печерского». Наоборот, Сергий посчитал за счастье служить и помогать своим близким. После же смерти родителей Варфоломей вместе со своим братом Стефаном отправились искать пустынное место. Отстроив хижину и церковь, освященную во имя Святой Троицы, Сергий продолжает вести свою монашескую жизнь. Святой питался одним хлебом и водой, а иногда и вообще ничего не ел, чтобы еда не отягощала его душу, много трудился, не позволял себе сидеть и много спать. От этого сил к нему приходило больше. Иногда дикие звери приходили к хижине Сергия, тогда святой начинал молиться к Богу, чтобы оставили его бесы. Со временем стали навещать Сергия другие монахи, которые вскоре поселились с ним. Так разрастался монастырь, монахи попросили Сергия стать их игуменом.
Фигура Сергия Радонежского оказалась уникальной, ведь после его смерти началось строительство монастырей. В нем особенно сочетался политический и духовный деятель. Недаром многие люди отмечали способность Сергия к примирению и решению конфликтов. Перед походом на Мамая Дмитрий Донской приходит к Сергию Радонежскому, чтобы помолиться и поклониться Богу. Князь спрашивает у святого, стоит ли ему идти с дружиной на Мамая, ведь войско у него меньше. Сергий Радонежский отвечает, что множество падет воинов на битве, но выйдет он с нее с победой. Благословив князя, святой отправляет вместе с дружиной двух иноков-богатырей: Александра Пересвета и Андрея Ослябя, которые погибли на поле брани за русскую землю.
Таким образом, в изображении Епифанием Сергий Радонежский предстает как воспитатель целой плеяды русских игуменов, основателем общежительных монастырей. Агиограф показывает духовный рост святого и его монашескую жизнь, что все Сергий Радонежский делал ради остальных людей, ради просветления души через труд.
Домострой
XVI век является новой эпохой, в которой проявляются новые тенденции:
-меняется житийный жанр;
-период укрепления русского централизованного государства;
-развитие публицистики
Домострой является памятником русской литературы XVI в., который приписывают Сильвестру – духовному наставнику Ивана IV. Однако над памятником работали на протяжении ряда лет не один человек, так как в произведении наблюдаются изменения диалекта и стиля написания.
Текст Домостроя представляет собой синтез традиций «учительной» прозы Средневековья, как русской, так и переводной. Памятник сложен по составу, местами противоречив, так как, по мнению исследователей, были использованы разные источники. Однако несмотря на это, текст в основном опирается национальную традицию, что сказывается на жанре и стиле памятника. Домострой состоял из трех частей:
-
Первая часть касалась проблем духовной жизни человека, учила, как веровать, как чтить царя и Бога. -
Вторая часть касалась проблем жизни со своими домочадцами, давала советы, как наладить отношения с родными и близкими. -
Третья часть касалась вопросов, как организовать быт в доме, как правильно вести хозяйство.
Домострой показывал, как правильно нужно жить. В некоторых главах праведному образу жизни учили методом от противного, предостерегая от ошибок и проступков. Домострой обличал не только общечеловеческие пороки, но и социально обусловленные (злоупотребления властью, нарушения законов и др.). Таким образом, Домострой воспитывал общественное сознание, связанное с понятиями гражданского долга и народной пользы.
В отличие от других литературных памятников, стиль Домостроя не лишен образности, богат живыми интонациями разговорной речи, близок к пословицам и поговоркам. Афористичность слога помогала читателю запомнить важные наставления и правила жизни. То есть текст как будто наставлял: «гостя надо напоить, накормить, добрым словом величать…». Также Домострой очень широко представляет вещной мир Средневековья, используя названия различных кушаний, одежды, посуды и других предметов быта.
Домострой – это важный литературный памятник, который свидетельствует о жизни и устоях русского человека Средневековья. Читая памятник, мы видим, что главным для человека тогда был труд, любовь к ближним и Богу, а лучшими человеческими качествами являлось: достоинство, честь, чистый разум и сердце.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
XVI век является новой эпохой, в которой проявляются новые тенденции:
-меняется житийный жанр;
-период укрепления русского централизованного государства;
-развитие публицистики.
Автором «Повести» является Ермолай Еразм (Еразм Многогрешник). Как церковный писатель, Ермолая-Еразм был известен своими другими текстами, однако ярче всего талант писателя проявился в агиографии. Еразм начинает собирать тексты о Петре и Февронии, которые жили три века назад, и на основе преданий составляет «Повесть». В произведении на равных существуют два пласта: фольклорный и агиографический. Содержание «Повести» резко расходилось с традиционными нормами агиографии, ведь в основе произведения не подвижническая деятельность святых, а любовь рязанской девушки к муромскому князю.
«Повесть о Петре и Февронии» открывается философско-религиозным вступлением, в котором человек предстает как высшее творение Бога. Высочайшей ценностью является дарованный Богом ум человека, благодаря которому он может творить добрые дела и ступать на путь истинный.
Центральная часть повести состоит из нескольких самостоятельных эпизодов-новелл и имеет анфиладную структуру. Связь между эпизодами могла быть как хронологической, так и причинно-следственной.
В основе первой части лежит змееборство Петра. К жене Павла стал прилетать Змей-обольститель в образе ее мужа. Жена Павла не скрыла этого, рассказал о Змее. Никто не знал, как убить этого Змея. Тогда Павел сказал жене, чтобы та спросила у Змея, от чего тот умрет. Жена узнает, что Змея умрет от Петрова плеча и Агрикова меча. Князь Павел просит своего брата Петра найти Агриков меч и сразиться со змеем. Петр убивает Змея, капли крови попадают на него, и он заболевает. Мотив змееборства используется Ермолаем-Еразмом по-другому. В повести Змей не вредит всему населению Мурома, лишен сказочной мощи, а само сражение не обладает общегосударственным значением, скорее это личный подвиг героя.
Вторая часть описывает взаимоотношения Петра и Февронии – девушки-целительницы. Феврония является олицетворением мудрости, красоты и чистого сердца. Ей присущ дар исцеления, она обладает магической связью с природой и животными. Она загадочна, ведь даже ее речь не сразу становится понятной, а требует истолкования. Здесь проявляется мотив девы. Феврония добивается от Петра согласия на брак путем его физического и душевного исцеления. Ей удалось смирить гордыню князя, считавшего брак с крестьянкой неравным. Однако любовные отношения Петра и Февронии не главный конфликт в произведении. По приезде в Муром Феврония не понравилась боярам и их женам, которые не хотели, чтобы Феврония властвовала над ними. Бояре заставляют Февронию уехать и оставить княжение, однако Феврония непроста, она забирает с собой самое дорогое – Петра. Петр покидает престол, потому что живет по Божьему закону. Он не может прелюбодействовать, не может бросить свою жену, поэтому вместе с Февронией отправляется скитаться.