Файл: Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-религиозно-политический;

Ко второй половине XVII века в литературе складывается новая жанровая разновидность повести – бытовая, в которой отразился драматизм столкновения «старины» и «новизны» в сфере личной и общественной жизни. Бытовая повесть отразило другое типичное явление для литературы того столетия – демократизация героя, наметившийся интерес к «маленькому человеку».

В этой повести Савва Грудцын – сын купца. Всей семьей они переехали из Великого Устюга в Казань расширять свою торговую деятельность. Географические рамки произведения широки, что отражает столетие, в котором особенно часто осваивались новые земли. Меняется не только географическое положение главного героя, но и его статус (купец-солдат-придворный-монах). Пространства, которые осваивает Савва, постоянно расширяются географически и социально. Родительский дом, где герой получил воспитание, заменяется чужим городом и чужой семьей, стираются нравственные границы, окружающие Савву с детства. Юношу начинают искушать неизведанное и запретное. Характер героя раскрывается через взаимоотношения с людьми разного социального положения: судьба сводит его с царем, боярами, военачальниками, солдатами, купцами, священником, монахами. Житейское пространство, где Савва перемещался из города в город, резко сужается, когда он заболевает. Его пространство доходит лишь до размера его обители, его кельи.

Основные черты повести:

  1. Многофигурная композиция;

Характер героя раскрывается через взаимоотношения с людьми разного социального положения. В повести упоминаются реальные исторические лица. Главный принцип организации геройного пространства – этический, согласно которому персонажи воспринимаются как воплощение добра и зла, и между этими полюсами мечется Савва Грудцын.

  1. Синтез достоверного и фантастического;

Герой продает душу дьяволу, чтобы вернуть любовь женщины, но в основе всепоглощающей страсти лежат реальные причины. Для женщины – неравный брак, а для Саввы – это первая и потому такая пылкая любовь. Мир вокруг героя соблазнителен, интересен и пестр, именно поэтому Савва и отправляется странствовать. А жажда новых впечатлений заставляют юношу верить всему, что говорит бес.

  1. Телеологический сюжет;

Сюжет о раскаявшемся грешнике насыщен быстро сменяющимися сценами и персонажами. Автор держит читателя в постоянном напряжении, переключаясь с одной сюжетной линии на другую. Он мастерски пользуется приемом «эффектом обманутого ожидания» и дает новые интерпретации хорошо известным сюжетам. Исследователи отмечают, что похожий сюжет, как юноша отдает душу дьяволу, затем кается и просит прощения, был распространен в Средневековье в религиозных легендах. Присутствует и типичный для средневековых житий взгляд на женщину как на «сосуд дьявола». Черты волшебной сказки проявляются в поединке Саввы с тремя вражескими исполинами, мотив беса как «волшебного помощника», наличие темы «царской милости». Также присутствует тема двойственности, когда бес выступает не как помощник героя, а как его антагонист, наделенный всеми пороками. Читатель видит уже борьба юноши с самим собой, со своими слабостями. Причем автор относится к герою не только как к жертве дьявола, но и как к виновнику всех событий, так как человек волен сам выбирать между добром и злом.


Н.С. Демкова видит общность в развитии сюжета двух повестей – о Горе-Злочастии и о Савве Грудцыне (что означает принципиальность этой проблематики для литературы XVII в.):

− Безымянный добрый молодец и Савва, подобно блудному сыну, решают начать самостоятельную жизнь и уходят из родительского дома.

− Оба героя пренебрегают родительскими запретами ( в Повести о Горе эти заветы цитируются, о Савве Грудцыне − о них только упоминается).

− Самостоятельный жизненный путь обоих героев прерывается искушениями, которые они не в силах преодолеть (Молодец не выдерживает искушения вином и пропивает все свое состояние. Савва не выдерживает плотских искушений и вступает в запретную связь с чужой женой).

−Оба героя, подобно блудному сыну, терпят жизненное фиаско: добрый молодец ограблен и вынужден уйти от стыда на «чужую сторону»; Савва, уже и так живущий на «чужой стороне» по торговым делам и растративший все доверенное ему отцом состояние, оказывается без средств к существованию и к тому же изгоняется своей своенравной любовницей.

Далее пути «блудных сыновей» XVII века и их евангельского прообраза расходятся: евангельский блудный сын, познав трудности самостоятельной жизни, раскаивается в ослушании и возвращается в родительский дом. «Добрый молодец» и Савва (первый – невольно, второй – вполне сознательно) вступают в контакт с силами зла, активно вмешивающимися в их жизнь. С этого момента значительно усложняется путь героев к покаянию, так как ошибка, совершенная ими в начале пути, становится завязкой всех дальнейших злоключений.

Савва, переживший цепь приключений, избавляется от власти бесовской силы только после вмешательства самой Богородицы, «добрый молодец», сам, своей волей и талантом добившийся изменения своего социального статуса, вновь попадает под власть Горя-Злочастия и, не имея сил избавиться от него, уходит в монастырь, избирая, наконец, проверенный «спасеный путь» − путь покаяния.

«Повесть о Фроле Скобееве»

По мнению большинства исследователей, «Повесть» относят к началу XVIII века – века эмансипации женщин. По сути, это плутовская новелла, история ловкого обманщика, решившего во что бы то ни стало жениться на дочери стольника Нардын-Нащокина, богатого человека, и успешно осуществившего свой замысел.



Переодевшись в женское платье, Фрол Скобеев проникает в дом стольника, подкупив «мамку» Аннушки. Герой добивается тайного свидания с девушкой, а затем ее похищает (она, правда, не против). Бросившись в ноги отцу Аннушки, Фрол добивается его согласия на брак. Герой ведет себя как талантливый актер. Бедный дворянин, он легко переступает через моральные нормы и осуществляет свою мечту: добивается материального благополучия и высокого общественного положения.

А.М. Панченко видел в повести такие черты новеллы (жанра, притягательного для литературы XVII- XVIII вв.) как отсутствие дидактики, сентенций и назиданий. Возникает вопрос: если новелла отказывается от обсуждения проблемы добра и зла, то какие же ценности она предлагает взамен? Это – успех, наслажденье жизнью. Старинные идеалы благочиния, благонравия не отражаются ни в поведении, ни в облике новеллистических героев. Среди них побеждает не тот, кто добродетелен, а тот, кто удал и удачлив.

Во второй половине XVII в. русские привилегированные сословия выдвигают на первый план новый тип государственного человека – легкого на подъем, работающего не покладая рук, обязанного карьерой не родовым «чести и месту», а собственным заслугам.

Стилистическая установка повести – отказ от словесного этикета, от словесной «красоты» − характерна для этого периода и для «Повести о Фроле Скобееве».

Происходят и другие изменения. Немалое место в сюжете занимает прямая речь действующих лиц. Хотя она еще слабо индивидуализирована, она, тем не менее, уже резко отличается от авторской речи. В ней присутствуют живые интонации. Речь одного персонажа в той или иной степени передает его характер. Иногда действующие лица передают реплики только одним словом, то есть имитируется именно живая устная речь. Исследователи отмечают и искусное ведение диалогов. Автору не нужно представлять своих героев читателю и объяснять что-либо от себя: читатель сам слышит разговоры между ними и может догадаться обо всем остальном. Так что читатель, действительно, мог делать свои выводы, а автор не предлагал той или иной моральной оценки. И это была новая ситуация для литературы.