Файл: Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В своем «Поучении» Владимир Мономах дает назидание современникам и потомкам, создав идеальный образ русского князя, который беспрекословно ведет свою государственную деятельность ради Руси, который живет в мире и согласии с князьями, соблюдает христианские заповеди и беспрестанно трудится. Главный завет, который дает Владимир Мономах, - «не погублять душу». Однако кроме общехристианских заветов, «Поучение» включало также советы по ведению хозяйства, поведению в военном походе, отношениям с близкими и родными. Немаловажным для Владимира Мономаха был труд. Через духовное завещание он призывает к деятельному образу жизни, а сам благодарит Бога за то, что тот создал его не ленивым.

Сказание о св. Борисе и Глебе

Сказание о св. Борисе и Глебе было написано в середине XI века. Этот литературный памятник относят к житийному жанру, который появился на Руси вместе с принятием христианства из Византии, где к VIII – IX вв. сложился канон агиографического повествования.

Агиография – научная дисциплина, изучающая жития святых, богословские и церковные аспекты святости.

Жития могут изучаться:

- с историко-богословской точки зрения

- с социально-культурной точки зрения (представление религиозных взглядов общества)

- с литературной точки зрения (житийные тексты являются органической частью древнерусской литературы)

Классическое житие состояло из трех частей:

  1. Вступление

В это части было особенно важным самоуничижение автора. Он объясняет свою позицию по отношению к святому, о котором идет речь. Автор сокрушается перед святым, чувствует некоторую неловкость и при этом подчеркивает значимость этого труда и письменного слога. Также присутствовала отсылка автора к достоверным источникам и молитва, обращенная к святому.

  1. Жизнеописание святого (биографическая часть)

Агиографический канон требовал, чтобы в центральной части жития указывалось на благочестие родителей святого. Здесь упоминается место рождения героя, описание его детства и то, как герой себя проявлял. Отмечается непохожесть героя на остальных, незаинтересованность в играх и зрелищах, однако большое стремление святого к учению и церкви. Также описывались подвиги святого, его подвижническая жизнь, его аскетичность и благочестивая кончина. Автору необходимо было представить образ святого, который не обладал внутренними противоречиями и не претерпевал духовного развития, так как был свят с рождения. Агиограф пытался освободить образ идеального человека о всего индивидуального и конкретно-исторического.


  1. Похвальное слово святому

Выделяют разновидности житийных текстов:

  1. Житие-мартирий

Тексты посвящены героям, страстотерпцам, которые сознательно принимали на себя страдания Христа. Описывалась жизнь христианских мучеников.

  1. Биографическое житие

Тексты были посвящены монахам, святым, описывалась их жизнь от рождения до смерти и церковная деятельность.

  1. Княжеское житие

Сочетает в себе черты жития, а также черты летописных сказаний, воинских повестей. Текст направлен на укрепление княжеской власти и окружения ее ореолом святости.

Существует ряд сюжетов, которые посвящены св. Борису и Глебу – первым канонизированным святым:

  1. Летописная повесть об убиении Бориса и Глеба (без автора)

  2. Сказание и страсть, и похвала св. мученикам Борису и Глебу (автор не сохранился)

  3. Чтение о житии и о погублении блаженного страстотерпца Бориса и Глеба (автор – Нестор)

Сюжет «Сказания о св. Борисе и Глебе» начинается с 1015 года, когда заболевает князь Владимир. К концу жизни князя на Русь начинают двигаться половцы, с которыми бороться Владимир отправляет своего сына – Бориса. По возвращении обратно Борис узнает о смерти отца и о лжи Святополка, который скрывал правду, дабы захватить власть в Киеве. Святополк замышляет братоубийство. Борис оказывается в ситуации нравственного выбора: пойти воевать против Святополка или положить начало традиции в межкняжеских отношениях – традиции христианского смирения. Борис принимает решение с одной стороны подчиниться брату, но с другой стороны он принимает христианское смирение. В сказании сцена убийства Бориса повторяется трижды, а мученическая смерть князя прерывается молитвами героя. Его одолевают противоречивые чувства: Борис ждет своей смерти и сокрушается, но при этом благодарит Бога за то, что удостоен мученического венца. Вскоре смерть постигает и Глеба. По пути в Киев Глеб получает письмо от брата Ярослава о том, что отец скончался, а брат Борис был убит. Когда неожиданно настигают слуги Святополка, Глеб так же, как и брат Борис, принимает смерть как данность, перед этим моля убийц о пощаде. Своей смертью он хочет поставить преграду политической розни. Агиографом также отмечается молодость Бориса и Глеба. Братья не хотят вступать в рознь со Святополком и длить родственную борьбу за власть. Они не могли принять законы мира. Эмоциональное описание смерти Бориса и Глеба, их молитвы, чувства и внутренние монологи заставляют

читателя проявить сочувствие к мученикам, которые в столь раннем возрасте положили свою жизнь ради прекращения усобиц. В завершении сказания Ярослав наступает с войском на Святополка, который после бежит с дружиной через Польскую землю, где впоследствии он и скончался. Ярослав находит захороненные тела Бориса и Глеба, а на месте смерти были построены церкви во их имя.

Житие пр. Феодосия Печерского

«Житие Феодосия Печерского» было написано Нестором. Многие исследователи относят дату создания этого литературного памятника к 1080-м гг., полагая, что произведение составлено вскоре после смерти игумена, так как текст насыщен историческими и бытовыми подробностями. «Житие Феодосия Печерского» показывает, насколько свободно автор владел искусством агиографического повествования.

Агиография – научная дисциплина, изучающая жития святых, богословские и церковные аспекты святости.

Жития могут изучаться:

- с историко-богословской точки зрения

- с социально-культурной точки зрения (представление религиозных взглядов общества)

- с литературной точки зрения (житийные тексты являются органической частью древнерусской литературы)

«Житие Феодосия Печерского» следует жанровому канону и насыщено традиционными для жития образами и мотивами.

Классическое житие состояло из трех частей:

  1. Вступление

В это части было особенно важным самоуничижение автора. Он объясняет свою позицию по отношению к святому, о котором идет речь. Нестор сокрушается перед святым, чувствует некоторую неловкость и при этом подчеркивает значимость этого труда и письменного слога. Нестор представляется читателю как «грешный Нестор», который «дерзнул» написать о Феодосии Печерском, положившем начало монашеству на Руси.

  1. Жизнеописание святого (биографическая часть)

Здесь Нестор указывает, что будущий святой родился в городе Васильеве недалеко от Киева, что позднее его семья переехала в Курск. По свидетельству Нестора, отец Феодосия скончался, когда мальчику было 13 лет. Следуя житийному канону, автор особенно описывает детство Феодосия Печерского. Ему была свойственная особая тихость, он отклонялся от любых игр и был аскетичен в еде и одежде. Житие описывает путь Феодосия к святости. Мальчик с юных лет обнаруживает в себе человека, способного к святости. Он еще не думает о жизни в монастыре, однако ведет образ жизни как у святых. Нестором также описываются особые отношения Феодосия Печерского с матерью. Феодосий окружен не укрощаемой любовью его матери. Она все время следит за ним: что ест, во что одет сын и т.д. Она старается одевать сына в хорошую теплую одежду, но вместо этого Феодосий надевает худые ризы, от чего вызывает смех у «неразумных» людей. У Феодосия Печерского появляется мотив бегства из дома в монастырь. Он совершал несколько попыток, пока наконец не достиг своей цели и не укрылся в монастырь. Его мать находит его только через 4 года. Однако, когда она подходит к монастырю, Феодосий отказывается с ней видеться, если мать не согласится уйти в монастырь. Мать Феодосия Печерского не видела свою жизнь в монастыре, однако, глядя на своего сына, она решает ступить на путь душевного очищения. Как и положено в житие святого, Феодосий предрекает смерть своей кончины и с достоинством встречает смерть. Тело Феодосия остается нетленным, а люди обращаются к нему с молитвой, получают от него помощь: кто-то перестает быть слепым, кто-то находит вора и т.п.


  1. Похвальное слово святому

«Житие Феодосия Печерского» обладает некоторыми особенностями. По жанровому канону в житиях образ святого описывается вне исторического времени и рамок, однако Нестор нарушает это правило, превращая произведение в ценный исторический источник. Также Нестор изображает русского житийного героя деятельным. Феодосий Печерский – не монах-затворник, а рачительный хозяин, строитель и дипломат, который сумел сделать монастырь из пещерного наземным. Огромно значение личности Феодосия Печерского в процессе формирования христианской нравственности. Герой Нестора на протяжении всей жизни ведет аскетичный образ, но при этом никому этого не показывает. Автор строит житие Феодосия Печерского как цикл новелл, каждая из которых изображает добродетели святого: смирение, труд и аскетизм.

«Житие князя Александра Ярославича»

«Житие князя Александра Ярославича» относят к периоду монголо-татарского нашествия, оно является первым русским житием князя-воина. Как полагают исследователи, этот литературный памятник был создан в 1280-е гг. во Владимирском монастыре, где вначале был погребен Александр Невский – Новгородский и Владимирский князь. Уникальность жития состоит в его содержании, ведь, в отличии от других произведений, этот литературный памятник написан не только в церковном духе, но и с огромным компиляторским балластом. В произведении содержатся летописи, повести и другие материалы предыдущего времени. В результате, можно сказать, что нет оригинального слова, есть множество цитат, переработанных слов. Древнерусский автор, повествуя о Невской битве, ссылался на рассказы Александра Невского и других воинов, но осмыслял их в духе библейской и агиографической традиции. Однако это и является особенностью произведения.

Кто является автором жития до конца неизвестно. Известно лишь, что он был современником князя, он не принимал участия в битвах и был близок к кругу митрополита Кирилла. Он прекрасно владел каноном агиографического повествования. Во вступлении он наделил себя «грубым умом», чтобы возвысить героя; в биографической части сообщил о благочестии родителей святого, упомянул, что перед выступлением в поход князь молился, что святые Борис и Глеб явились в видении Пелгусию и предупредили о приближении врагов. Хоть в произведении просматриваются черты житийного жанра, тем не менее произведение больше напоминает воинскую повесть, чем житие святого. Центром произведения являются батальные сцены, идея которых заключалась в свидетельствовании того, что на Руси еще не перевелись богатыри. Образ Александра Невского идеализируется и описывается автором в сравнении с другими ветхозаветными героями. Это придает облику князя эпическую силу, некую непобедимость. В житие автором нарушается правило одногеройности святого, здесь уже Александр Невский изображается не на безликом фоне дружины, а в окружении таких же храбрых воинов. Шесть воинов характеризуются и описываются в тексте через совершенные ими подвиги. Вместе с Александром Невским в битве было семь храбрецов, символ числа семь означал гармонию души(полководца) и тела(войска). Именно благодаря этому единству у дружины Александра Невского получилось разбить шведов в 1240-м году. Образ Александра Невского многопланов: он предстает перед читателем как князь-воин и как князь-дипломат.


«Житие Александра Ярославича» интересно еще и сближением временных границ между жизнью автора и князя. Это создает в тексте естественные ощущения и переживания тех исторических событий. Автор не стремится полностью засвидетельствовать биографию Александра Невского, он описывает только самые значительные, на его взгляд, события, иногда нарушая принцип исторической достоверности. Главное в произведении – урок патриотизма, стойкости и храбрости национального духа. Житие Александра Невского стало классическим образцом княжеского воинского жизнеописания, существенно повлияв на поэтику древнерусской воинской повести.

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

«Повесть о разорении Рязани Батыем» относят к монголо-татарскому периоду древнерусской литературы. Монголо-татарское нашествие, ставшее препятствием на пути социально-политического и культурного развития Руси, послужило исторической основой для целого ряда произведений. Точной даты создания произведения нет. По мнению Д. С. Лихачева, памятник не мог быть написан ранее первой половины XIV в.

В основе «Повести» лежит история разгрома Рязани полчищами Батыя в 1237 г. Композиция произведения многосложна и многослойна, так как «Повесть» составлялась на протяжении десятилетий. Произведение было составлено не сразу после нашествия Батыя, так как многие рассказы велись по памяти, с опорой на фольклорную традицию.

  1. Первая часть;

В первой части произведения перед читателем разворачивается трагическая история семьи рязанского князя Федора. Федора отправляют с дарами к Батыю, чтобы упросить его не идти войной на Рязанскую землю. Батый пообещал не идти войной на Рязанскую землю и стал просить рязанский дочерей и сестер к себе на ложе. Узнав Батый, что у самого Федора жена прекраснее всех, попросил князя изведать ее красоту. Федор отказался отдавать жену на блуд, за что потом был убит. Жена князя Евпраксия не смогла пережить смерть мужа и вместе с сыном бросилась из окна высокого терема.

  1. Вторая часть;

Трагедия княжеской семьи перерастает в трагедию города, не покорившегося завоевателям. Рязанцы сопротивляются Батыю, героически сражаясь, однако это не помогает остановить орд Батыя, и от Рязани остается только пепел.

  1. Третья часть;

Трагедия становится общерусской. В этой части описывается подвиг воеводы Евпатия Коловрата. Известие о нашествии Батыя застало Евпатия в Чернигове. С небольшой дружиной он тут же нагнал войско Батыя по Суздалем и нанес ему удар. Несмотря на мощь дружины Евпатия, Батый все равно убивает воеводу, а его тело отдает его воинам для погребения.