Файл: Методические указания по выполнению лабораторных работ 2017 Корректор А. Н. Миронова Силич М. П.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19
а
б
в
г
+
+
+
+
Рис. 1.14 – Связывание событий и действий с помощью правила И
Аналогичные правила используются для связывания событий и дей- ствий правилами OR и XOR. Однако имеется одно исключение. Операто- ры ИЛИ и Исключающее ИЛИ не могут связывать действия, инициируе- мые некоторым событием, так как события не могут принимать решения, какое из действий следует выполнять.
1.5
Моделирование присоединенных элементов действия
С любым действием могут быть связаны элементы следующих типов:
Organizational Unit (организационная единица) – подразделение организации, выполняющее действие, например «Отдел доставки», «Де-
партамент снабжения», «Отдел продаж»;
Role (роль) – сотрудник (должность) или внешний субъект, вы- полняющий действие, например «Продавец», «Покупатель», «Дизайнер»,
«Мастер»;
Person (персона) – конкретный человек, выполняющий действие, например «Продавец Сидоров А. А.», «Ефремова В. А.», «Мастер Кузь-
мин Н. С.»;
Location (расположение) – место, в котором происходит действие, например «Торговый зал», «Пункт приема», «Сборочный цех»;
20
Document (документ) – документ (в бумажном или электронном виде), используемый или создаваемый при выполнении действия, напри- мер «Смета», «Договор», «Счет», «Проект»;
Data Base (база данных) – хранилище данных, используемое в хо- де выполнения действия, например «База данных клиентов», «База данных
«Склад»;
IT system (информационная система) – программный продукт, ис- пользуемый при выполнении действия, например «Текстовый редактор
Word», «Система 1С:Склад»;
Product (продукт) – материальный объект, создаваемый или ис- пользуемый в ходе выполнения действия, например «Изделие», «Детали»,
«Изготовленная мебель», «Прибор».
Кроме того, с действием можно связать элемент модели данных
Entyty (сущность), а также Risk (риск) – потенциальную опасность, свя- занную с действием, например «Отсутствие связи с БД».
Для того чтобы присоединить элемент к действию, выберите на панели
Symbols нужный элемент, разместите его рядом с действием, введите наиме- нование и соедините его с действием. Пример диаграммы, изображающей действие с присоединенными элементами, приведен на рисунке 1.15.
Обратите внимание, что связь действия с присоединяемыми элемен- тами может быть ненаправленной и направленной. Обычно ненаправлен- ную связь используют для связи с элементами Organizational Unit, Role,
Person, Location, IT system,
Product. Связь с элементами Document и Da-
ta Base
обычно направленная, чтобы показать, является ли документ (за- пись в базе данных) результатом выполнения действия или входной ин- формацией, используемой при выполнении действия.
21
Рис. 1.15 – Присоединение элементов к действию
Можно изменить внешний вид связи (например, цвет и стиль линии, вид стрелки и т. д.). Для этого двойным щелчком мыши на выбранной свя- зи нужно вызвать окно свойств связи и изменить в нем стандартные настройки (рис. 1.16).
Рис. 1.16 – Окно свойств связи
22
Внешний вид других элементов модели (Activity, Event, Organiza-
tional Unit и др.) также можно поменять (например, цвет, размер), вызвав окно свойств двойным щелчком мыши на выбранном элементе и изменив стандартные настройки.
1.
6 Моделирование процесса с помощью Smart Design
Средство интеллектуального конструирования Smart Design позво- ляет очень быстро создавать модель, формируя описание элементов в таб- личном виде. При этом графическое отображение генерируется автомати- чески, синхронно с заполнением таблицы. Рассмотрим, как с помощью этого средства можно создать фрагмент модели, включающий события и действия с присоединенными элементами.
Выберите в меню Insert/Smart Design. Появится окно (таблица)
Smart Design для редактирования фрагмента модели, и на поле диаграммы появится фрагмент, состоящий из начального события, действия и конеч- ного события (рис. 1.17).
Рис. 1.17 – Окно моделирования с помощью средства Smart Design
23
В левой части появившегося окна расположена колонка Process flow, в которой описывается ход выполнения процесса в виде последовательно- сти событий и действий. Добавить новое действие или событие можно с помощью кнопки на панели инструментов (в верхней части окна).
Удалить элемент можно с помощью кнопки
. В остальных колонках
(справа от колонки Process flow) можно вводить наименования присоеди- ненных элементов – Roles (роли), Input documents (входные документы),
Output documents (выходные документы), IT systems (информационные системы). Пример заполнения таблицы приведен на рисунке 1.18.
Рис. 1.18 – Заполнение таблицы Smart Design
Можно добавить новые колонки (чтобы можно было присоединять элементы других типов) или удалить некоторые колонки. Для этого нужно нажать кнопку и в появившемя окне выбрать те типы присоединенных элементов, которые хотите отобразить в таблице.
После того как закончите работу с таблицей, просто закройте окно
Smart Design. Сгенерированный фрагмент модели диаграммы можете до- работать «вручную», добавив нужные элементы (например, правила – ло- гические операторы). Сохраните модель в файле (меню File/Save).
24
1.7
Присоединение дочерних диаграмм
Поскольку процесс может содержать очень много действий и собы- тий, модель процесса может быть очень большой и сложной. Чтобы упро- стить модель, сделать ее более наглядной, можно использовать прием де- композиции, позволяющий представить модель не в виде одной диаграм- мы, а в виде набора диаграмм. На изначальной диаграмме (родительской), описывающей весь бизнес-процесс, некоторые действия могут являться укрупненными этапами. Детально описать эти укрупненные этапы можно на отдельных дочерних диаграммах.
Например, этап «Оформление заказа», представленный в изначаль- ной модели процесса как одно действие, можно описать на дочерней диа- грамме в виде последовательности более мелких действий (шагов) – «Вы-
бор продукта», «Формирование заказа», «Запись заказа в БД», «Оформле-
ние договора», «Прием оплаты от клиента». Пример диаграммы приведен на рисунке 1.19.
Рис. 1.19 – Пример дочерней диаграммы
25
Чтобы создать дочернюю диаграмму, выберите в меню File/New, да- лее тип модели – Business process. Появится новая вкладка, на которой нужно создать дочернюю диаграмму, описывающую одно из укрупненных действий родительской диаграммы. Сохраните дочернюю диаграмму в от- дельном файле (меню File/Save).
Вернитесь в окно с родительской диаграммой (на соответствующую вкладку), выделите действие, к которому хотите прикрепить дочернюю диаграмму, вызовите двойным щелчком мыши окно свойств. Выберите
Attributes (атрибуты). В поле Link нажмите на кнопку с пиктограммой
Появится окно, в котором в поле Title нужно задать название присоединя- емой диаграммы, а в поле Link – имя файла (рис. 1.20). Вместо ввода име- ни файла можно нажать на пиктограмму с тремя точками и выбрать файл в обычном файловом диалоге Windows. Нажмите OK. Диаграмма присо- единена.
Рис. 1.20 – Присоединение дочерней диаграммы
26
Чтобы вызвать дочернюю диаграмму, выберите на родительской диаграмме декомпозированное действие, вызовите двойным щелчком мы- ши окно свойств и в поле Link списка атрибутов щелкните на кнопку
Присоединенная диаграмма будет загружена, и Вы перейдете на вкладку с этой диаграммой.
Для того чтобы декомпозированное действие отличалось по виду от других действий, можно изменить его цвет. Выделите декомпозирован- ное действие, вызовите двойным щелчком мыши окно свойств. Выберите
Format/Object appearance (рис. 1.21), в поле Fill color вызовите палитру цветов (Colors). Выберите новый цвет, например темно-зеленый, нажмите
OK и еще раз OK. Цвет изменится.
Рис. 1.21 – Изменение внешнего вида объекта действия
27
1.
8 Разработка модели процесса по индивидуальному заданию
Внимательно изучите описание бизнес-процесса, соответствующее выбранному варианту (варианты индивидуальных заданий представлены в приложении А). Создайте модель в нотации EPC для данного бизнес- процесса. Модель должна содержать родительскую диаграмму и хотя бы одну дочернюю диаграмму. При создании диаграмм можете использовать средство Smart Design. Модель обязательно должна содержать помимо действий и событий хотя бы одно логическое правило. Некоторые дей- ствия должны иметь присоединенные элементы. По крайней мере одно действие должно иметь присоединенную диаграмму.
28
2
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 «МОДЕЛИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО СРЕДСТВА ARIS EXPRESS»
2.1
Сбор информации для построения оргструктуры
Организационная структура – это совокупность организационных единиц (структурных подразделений и должностных лиц) и отношений подчиненности между ними.
Выберите организацию, участвующую в выполнении бизнес- процесса, модель которого Вы построили в ходе лабораторной работы № 1.
Соберите информацию о структуре данной организации. Проведите поиск необходимой информации в Интернете. Можете использовать свой соб- ственный опыт и представления о возможной организационной структуре.
Составьте список подразделений организации и состав подразделе- ний. Например:
отдел кадров (начальник отдела кадров, два специалиста по кад- рам);
бухгалтерия (главный бухгалтер, бухгалтер, кассир);
отдел маркетинга (руководитель отдела маркетинга, два маркето- лога); и т. д.
Если исследуемая организация крупная, Вы можете описать не все подразделения, а только те, которые связаны с бизнес-процессом, выданным в качестве индивидуального задания при выполнении лабораторной работы
№ 1.
Постройте схему организационной структуры на бумаге, в которой подразделения (должности) выстроены в иерархическом порядке в соответ- ствии с подчиненностью. Пример структуры представлен на рис. 2.1.
29
Рис. 2.1 – Иерархия подразделений и должностей
Для основных подразделений можете составить краткое описание, включающее месторасположение подразделения, списочный состав (можете придумать ФИО сотрудников), основные функции подразделения.
Выделите на схеме тех сотрудников, которые участвуют в исследуе- мом Вами бизнес-процессе. Для этого проанализируйте модель процесса, построенную в ходе лабораторной работы № 2, и для каждой функции определите исполнителей.
Опишите основные обязательства сотрудников, участвующих в вы- полнении бизнес-процесса. Например:
Продавец:
– консультирование клиента, прием заявки;
– оформление счета, заключение договора;
– оповещение клиента о получении заказанного товара;
– оформление заказа на доставку товара.
Кассир:
– прием оплаты от клиента;
– выдача квитанции об оплате.
Дирекция магазина
Администрация торгового зала
Продавцы (4)
Грузчики (4)
Бухгалтер
Кассиры (2)
Бухгалтерия
Товарный отдел
Хозяйственная часть
Уборщица
Дворник
Водители (2)
Кладовщик
Охранник (2)
Фасовщик
Администратор
Товаровед
Начальник ХЧ
Главный бухгалтер
Секретарь
Директор
30
2.2
Построение организационной диаграммы
Запустите программу ARIS Express. Выберите тип диаграммы Or-
ganizational chart (организационная диаграмма) двойным щелчком мыши.
Основные элементы диаграммы, представленные на панели Symbols:
Organizational Unit – организационная единица (подразделение).
Например, «Отдел маркетинга», «Бухгалтерия», «Департамент снабже-
ния», «Дирекция»;
Role – должность (штатная единица). Например, «Продавец»,
«Начальник отдела маркетинга», «Главный бухгалтер», «Менеджер
по закупкам».
Person – сотрудник (персона), служащий компании. Например,
«Иванов Владимир Сергеевич», «Панова Татьяна», «Алексеев П.И.».
Location – расположение. Определяет физическое местонахождение организационных единиц или должностей. Это может быть регион, город, завод, здание, комната или даже отдельное рабочее место. Например,
«Главный офис, комн. 214», «Цех № 3», «Склад», «Производственный кор-
пус», «Магазин на ул. Ленина».
Организационная структура строится иерархически. На верхнем уровне представлено подразделение высшего уровня (дирекция, совет ди- ректоров). Выберите на панели Symbols элемент Organizational Unit. По- местите его в верхней части диаграммы и введите наименование подразде- ления в окошке внутри элемента.
Для того чтобы отобразить состав подразделения, выберите на пане- ли Symbols элемент Role. Поместите его рядом с подразделением и введи- те наименование должности руководителя. Чтобы соединить должность с подразделением, выберите элемент Connection. Щелкните мышкой снача- ла в правой части элемента подразделения, а затем в левой части элемента должности. Элементы будут соединены линией (рис. 2.2).