Файл: Методические указания по выполнению лабораторных работ 2017 Корректор А. Н. Миронова Силич М. П.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
Рис. 2.2 – Соединение подразделения и должности
Таким же образом можно добавить еще должности в составе высше- го подразделения. Добавлять элементы можно и с помощью панели под- сказок (hot spots). При выделении объекта мышкой внизу возникает не- большая панель с символами объектов, которые можно использовать на данном шаге моделирования. Можно выбрать в этой панели элемент
Role (см. рис. 2.3) и разместить его на диаграмме.

32
Рис. 2.3 – Выбор следующего элемента в панели hot spots
Совет. Состав подразделений отображайте в виде вертикально рас- положенных элементов типа Role справа и ниже от элемента Organizational
Unit. При этом верхним элементом должен являться руководитель подраз- деления.
Обратите внимание, что соединять элементы типа Role (должность) друг с другом нельзя. Поэтому нельзя, например, соединить должности директора и секретаря. Объекты Role можно соединять с Organizational
Unit, Person и Location.
На диаграмме можно показать не только должности, но и конкрет- ных людей. Выберите на панели Symbols элемент Person, поместите его

33 рядом с элементом типа Role, введите ФИО человека, работающего в этой должности, соедините персону и должность (рис. 2.4).
Можно добавить расположение подразделения. Для этого использу- ется объект типа Location (рис. 2.4).
Совет. Элемент типа Location располагайте слева от элемента Orga- nizational Unit.
Рис. 2.4 – Добавление элементов Person и Location
Затем необходимо отобразить подразделения второго уровня. Выбе- рите элемент Organizational Unit, разместите на диаграмме подразделения ниже подразделения высшего уровня. Введите наименования добавленных подразделений. Соедините подразделение высшего уровня с каждым из подразделений второго уровня.

34
Совет. Подразделения одного уровня лучше располагать рядом друг с другом на одном горизонтальном уровне.
Отобразите на диаграмме состав каждого из добавленных подразде- лений так же, как отображали состав подразделения высшего уровня
(рис. 2.5).
Рис. 2.5 – Добавление подразделений второго уровня
При построении структуры можно использовать готовые фрагменты модели. На панели Fragments (справа от поля диаграммы и ниже панели
Symbols) представлены некоторые фрагменты организационных диаграмм.
Чтобы использовать фрагмент, выделите его и щелкните в поле диаграммы на том месте, куда хотите поместить фрагмент.

35
2.2
Моделирование оргструктуры с помощью Smart Design
Средство интеллектуального конструирования Smart Design позво- ляет очень быстро создавать модель, формируя описание элементов в таб- личном виде. При этом графическое отображение генерируется автомати- чески, синхронно с заполнением таблицы. Рассмотрим, как с помощью этого средства можно создать фрагмент организационной диаграммы
(средство позволяет построить двухуровневый фрагмент оргструктуры).
Выберите в меню Insert/Smart Design. Вы увидите окно (таблица)
Smart Design для редактирования фрагмента модели, и на поле диаграммы появится фрагмент, состоящий из одного подразделения верхнего уровня и двух подчиненных подразделений второго уровня (рис. 2.6).
Рис. 2.6 – Окно моделирования с помощью средства Smart Design
В левой части таблицы расположена колонка Organizational hierar-
chy, в которой представлена иерархия подразделений. Введите собствен- ные наименования подразделений. Добавить новое подразделение можно с помощью кнопки на панели инструментов (в верхней части окна).
Удалить элемент можно с помощью кнопки
. Соответствующие изме- нения будут отображаться на поле диаграммы.


36
Во второй колонке – Roles (должности), расположенной справа от колонки Organizational hierarchy, можно вводить состав подразделений.
Для выбранного подразделения введите должность руководителя, затем нажмите Enter и введите должность сотрудника подразделения и т. д.
Можно добавить новые колонки – Persons (персоны) и Location
(расположение). Для этого нужно нажать кнопку и в появившемя окне выбрать те типы элементов, которые хотите отобразить в таблице.
Пример заполнения таблицы приведен на рисунке 2.7.
Рис. 2.7 – Заполнение таблицы Smart Design
После того как закончите работу с таблицей, просто закройте окно
Smart Design. Сгенерированный фрагмент модели диаграммы можете до- работать «вручную».
Сохраните модель в файле (меню File/Save).

37
2.3 Описание свойств объектов
Для того чтобы выделить на организационной диаграмме сотрудни- ков, участвующих в выполнении бизнес-процесса, модель которого строи- лась в ходе лабораторной работы № 1, можно изменить цвет соответству- ющих элементов. Выберите соответствующую должность (элемент типа
Role) и вызовите двойным щелчком мыши окно свойств. Выберите
Format/Object appearance (рис. 2.8), в поле Fill color вызовите палитру цветов (Colors). Выберите новый цвет, например темно-желтый, нажмите
OK и еще раз OK. Цвет изменится.
Рис. 2.8 – Изменение внешнего вида объекта Role

38
В окне свойств можно также описать атрибуты объекта. Выберите
Attributes (атрибуты). В поле Description/Definition (описание) опишите ос- новные обязательства объекта, выполняемые в исследуемом бизнес- процессе (рис. 2.9).
Рис. 2.9 – Текстовое описание объекта Role
Имеется другой способ. Можно создать описание должности в файле
Word, сохранить его и задать ссылку на этот документ в окне атрибутов в поле Link. В поле Link нажмите на кнопку с пиктограммой
. Появится окно, в котором в поле
1   2   3   4   5   6

Title нужно задать название присоединяемой диа- граммы, а в поле Link – имя файла. Вместо ввода имени файла можно нажать на пиктограмму с тремя точками и выбрать файл в обычном файло- вом диалоге Windows.
Таким же способом, через задание ссылки можно присоединить к объекту дочернюю диаграмму. Поскольку организационная структура мо- жет содержать очень много подразделений и должностей, организационная

39 диаграмма может быть очень большой и сложной. Чтобы упростить мо- дель оргструктуры, сделать ее более наглядной, можно использовать при- ем декомпозиции, позволяющий представить модель не в виде одной диа- граммы, а в виде набора диаграмм. На изначальной диаграмме (родитель- ской) можно представить только подразделения. Состав подразделений можно отобразить на отдельных дочерних диаграммах.
2.4
Создание диаграммы управления процессом
Структуру управления бизнес-процессом, выданным в качестве ин- дивидуального задания при выполнении лабораторной работы № 1, лучше представить на отдельной диаграмме.
Сотрудники, которые участвуют в исследуемом Вами бизнес- процессе, должны быть объединены в команду процесса. При этом нужно учесть, что параллельно может выполняться несколько экземпляров про- цесса. Определите, сколько и каких команд процесса требуется. Составьте список команды процесса. Если команд несколько и их состав отличается, то для каждой команды составляется отдельный список (см. табл. 2.1).
Во главе списка укажите сотрудника, выступающего в роли владельца процесса. Если для одного и того же процесса выделено несколько команд, у них может быть один владелец процесса.
Таблица 2.1 – Состав команд процесса
Команда по изготовлению мягкой мебели
Команда по изготовлению корпусной мебели
Менеджер процесса изготовления мягкой мебели
Продавец торгового зала А
Кассир торгового зала А
Рабочие участка сборки (4 чел.)
Рабочие участка обивки (2 чел.)
Водитель
Грузчики (2 чел.)
Менеджер процесса изготовления корпусной мебели
Продавец торгового зала В
Кассир торгового зала В
Рабочие участка раскроя деталей
(4 чел.)
Рабочие участка сборки (2 чел.)
Водитель
Грузчики (2 чел.)

40
Чтобы создать организационную диаграмму управления бизнес- процессом в ARIS Express, выберите в меню File/New... и далее, в окне вы- бора типа диаграммы, – Organizational chart. Будет создана новая вкладка в окне диаграмм.
Отобразите выделенные команды процесса на диаграмме (рис. 2.10).
При построении диаграммы можно не создавать новые объекты, а копиро- вать из ранее построенной организационной диаграммы.
Рис. 2.10 – Организационная диаграмма управления процессом
Вместо должностей (элементов типа Role) в составе команд процесса можете указать конкретных людей (элементы типаPerson) либо присоеди- нить к должностям конкретные персоны.


41
Опишите основные обязательства членов команд, выполняемые в ис- следуемом бизнес-процессе (см. п. 2.3). Если Вы копировали объекты, для которых уже было составлено описание, то у скопированного объекта опи- сание сохранится.
2.5
Доработка организационной схемы
После выполнения предыдущих этапов у Вас должна быть построена организационная структура выбранной организации (она может быть раз- бита на несколько диаграмм) и структура управления бизнес-процессом.
В завершение необходимо на каждой диаграмме вставить поясняю- щий текст. В частности, на диаграмме со структурой организации можно разместить заголовок, отражающий наименование и/или тип организации, например: «Организационная структура салона по изготовлению мебели».
На диаграмме со структурой управления бизнес-процессом можно разме- стить заголовок, отражающий наименование бизнес-процесса.
Чтобы вставить на диаграмме ARIS Express произвольный текст, вы- берите команду Insert/Free-Form Text (Вставить/Текст свободной формы), разместите текстовый блок на поле диаграммы и введите нужный текст.
Заголовок диаграммы лучше разместить сверху. Если сверху нет места, выделите диаграмму (все ее элементы) мышью и сдвиньте ее немного вниз.
Помимо заголовков вы можете поместить на диаграммы коммента- рии.

42
ЛИТЕРАТУРА
1. Каменнова М. С. Моделирование бизнеса. Методология ARIS /
М. С. Каменнова, А. И. Громов, М. М. Ферапонтов, А. Е. Шмагалюк. – М. :
Весть-МетаТехнология, 2001. – 333 с.
2. Войнов И. В. Моделирование экономических систем и процессов.
Опыт построения ARIS-моделей / И. В. Войнов, С. Г. Пудовкина,
А. И. Телегин. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 392 c.
3. Шеер А.-В. Моделирование бизнес-процессов / А.-В. Шеер. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Весть-МетаТехнология, 2000. – 221 c.
4. Как скачать и установить ARIS Express [Электронный ресурс] //
Business Process Solutions. – Режим доступа: http://bps.org.ua/kak-skachat-i- ustanovit-aris-express.html
(дата обращения: 10.04.2017).
5. ARIS Express – бесплатная программа для моделирования бизнес- процессов и оргструктуры[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bpmsoft.org/aris-express/
(дата обращения: 10.04.2017).

43
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Варианты индивидуальных заданий
Вариант 1. Продажа туристического продукта
Процесс продажи туристическим агентством турпродукта клиенту включает три основных этапа: прием заявки; подбор и предложение тура; оформление правоотношений и расчет с клиентом.
Первый этап начинается с приема клиента в офисе и определения его потребностей в выборе определенного типа отдыха. Клиенту предоставля- ется интересующая его информация и после того, как он определит свои потребности, оформляется заявка туриста на бронирование тура. Она со- держит информацию о клиенте и сведения о намерении приобрести те или иные услуги (маршрут, начало и продолжительность тура, требования к проживанию и др.). Заявка подписывается клиентом и менеджером ту- рагентства. Обе стороны получают по экземпляру. Корме того, клиент в подтверждение своих намерений оплачивает часть стоимости тура.
Оплата производится в кассе агентства. Клиент получает квитанцию об оплате.
Второй этап предполагает бронирование тура, оформление визы, приобретение билетов на транспорт, страхование тура.
При бронировании тура менеджер турагентства заполняет предло- женную туроператором форму заявки и отправляет ее на адрес туропера- тора (по факсу или по e-mail). Туроператор либо бронирует тур (при нали- чии свободных мест в отеле), либо отказывает в брони. В первом случае оформляется туристский ваучер – документ, гарантирующий туристу по- лучение всех указанных в ваучере и оплаченных туристом услуг (прожи- вание, питание, экскурсионное обслуживание и т. д.). Для принимающей стороны ваучер является гарантией получения от фирмы, направившей ту- риста, уплаченных им денежных средств.


44
В том случае, если туроператор отказал в брони, менеджер ту- рагентства связывается с клиентом. Клиент корректирует свои требования, и процедура бронирования повторяется.
Помимо брони, при необходимости, турагентство приобретает биле- ты на транспорт, а также страхует клиента. При выезде за рубеж, как пра- вило, оформляется медицинский страховой полис, являющийся договором страхования между страхователем (туристом) и страховщиком (страховой компанией).
Для оформления визы клиент должен представить турагентству не- обходимые документы (загранпаспорт, фотографии, заполненную анкету и др.). Менеджер турагентства проверяет правильность заполнения анкеты, наличие всех необходимых документов и обращается в консульство вы- бранной для турпоездки страны (или пересылает все документы по почте).
Как правило, необходимо также предъявить подтверждение забронирован- ного на весь срок поездки номера в отеле и уплатить консульский сбор.
Оформление визы производится в срок от нескольких дней до нескольких месяцев в зависимости от требований посольства той или иной страны.
На заключительном этапе осуществляется заключение договора на туристическое обслуживание, окончательный расчет с клиентом, а так- же выдача всех документов (туристической путевки, ваучера, билетов на транспорт, паспорта с визой, страхового полиса, памятки).
Договор на туристическое обслуживание является главным докумен- том, на основании которого строятся взаимоотношения турагентства с клиен- том. Туристская путевка формы ТУР-1 представляет собой бланк строгой отчетности, который используется при расчетах с туристом. Дата выписки
(передачи) путевки и дата ее реализации отражаются на счетах бухгалтер- ского учета. При передаче путевки туристу отрывной талон остается у турфирмы в качестве документа, подтверждающего факт и дату реализа- ции турпродукта.

45
Памятка туриста в обязательном порядке выдается лицу, выезжаю- щему за рубеж. В ней описаны особенности посещаемой страны, возмож- ные риски и опасности, запреты и рекомендации о том, как необходимо себя вести в этой стране; указывается вся необходимая информация, кото- рую нужно знать туристу, отправляющемуся в данную страну.
Вариант 2. Выпуск газеты
Процесс подготовки и выпуска номера печатного периодического издания делится на несколько этапов: подготовка информации, формиро- вание номера и, наконец, его выпуск и распространение.
Подготовка журналистской информации, предназначенной для опре- деленного номера газеты, начинается с отбора информации. Отбор произ- водится в отделах редакции и в ее секретариате. Информацию может отби- рать и ведущий редактор номера, отвечающий за его содержание. Отбор этот идет с использованием нескольких основных источников. Во-первых, это оперативная информация, доставляемая корреспондентами и собкорами редакции, а также информационными агентствами. Второй источник – запас готовых материалов, хранящихся в «портфелях» отделов и секретариата.
Отобранная информация должна быть подготовлена к публикации.
Эта подготовка происходит прежде всего в процессе редактирования тек- стов. В редактировании каждого текста обычно участвуют: сам автор; его руководитель, приводящий текст в соответствие с планом отдела; сотруд- ник секретариата или ответственный секретарь, проверяющий правдивость и точность информации, содержащейся в тексте, и при необходимости со- кращающий его размеры; ведущий редактор или сам главный редактор, оценивающий значение информации и определяющий ее место в номере; возможно, наконец, и корректор, сигнализирующий в секретариат и автору о смысловых и стилистических ошибках, замеченных в тексте.