Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 785

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9
Мы, однако, не последуем за Тардом в абсолютизации феномена подражания как главного и основного закона социальной жизни. Этот феномен – лишь один из штрихов общей картины социального бытия.
Основным и главным процессом включения индивида в общество яв- ляется социализация.
Социализация – это превращение человека из существа асоци- ального в социальное, в человека общественного. Это значит, прежде всего, что он мыслит, чувствует и действует в соответствии с нормами данного общества и его здравым смыслом. Нормы и ценности, будучи по определению внешними по отношению к индивиду, становятся в результате социализации его внутренним убеждением. В результате не только становится стабильным и предсказуемым поведение индивида, но и усиливается сплочение, солидарность группы, к которой он при- надлежит. И самое главное – индивид овладевает определенной соци- альной ролью или несколькими ролями, находит свое место в общест- ве, свои возможности для самореализации. Имеется в виду та функция, которую человек исполняет в обществе. Обычно каждый человек ис- полняет несколько ролей, например, сына, ученика школы, члена спортивной команды и т. д.
Cоциализация – это в конечном счете приобретение социальных ролей. Поэтому ее процесс может растянуться на всю жизнь, постоян- но расширяясь. Правда, социализация взрослых отличается от социа- лизации детей. Она скорее является процессом перестройки уже усво- енных в детстве ценностей и форм поведения, приобретения новых навыков. В России в настоящее время десятки миллионов людей вы- нуждены перестраиваться, ориентируясь на новые ценности и нормы, многие из которых еще недавно рассматривались как антинормы и антиценности. Например, обычная посредническая операция на рынке по приобретению партии товара в одном месте, чтобы затем продать его по более высоким ценам в другом, при советской власти была уго- ловно наказуемым деянием – спекуляцией [60].
На процесс социализации большое влияние оказывают классо- вые различия в ценностных ориентирах. Так, исследования ученых показали, что в итальянских и американских семьях среднего класса родители обычно воспитывают детей в духе критического отношения к действительности, самостоятельной оценки фактов, поощряют их способность к сопереживанию. В семьях рабочих детям больше вну- шают готовность подчиняться внешнему авторитету, власти. При вы- явлении причин этих различий выяснилось, что отцы семейств средне- го класса были в основном людьми свободных профессий: журнали-


10 стами, скульпторами и т. д. А отцы из рабочих семейств трудились под строгим контролем, например на конвейере.
Свой отпечаток накладывают на социализацию и религиозные, расовые, национальные, культурные различия. Так, матери-католички воспитывают детей в более конформистском духе, чем матери-про- тестантки. Точно так же отцы в негритянских семьях придают более важное значение воспитанию в детях конформизма, чем отцы в белых семьях. Естественны также и культурные различия в процессе социа- лизации. А воспитание детей младенческого возраста в США и в Япо- нии осуществляется противоположными методами. В США – строгий режим кормления и сна, в Японии – полная свобода: детей кормят то- гда, когда они захотят есть. Культурные установки влияют на различия в воспитании мальчиков и девочек и на тот круг социальных ролей, к которым они соответственно готовятся в данной культурной среде.
Еще в начале этого века культурный стереотип немцев в отношении социальных ролей женщин сводился к трем «к»: дети, церковь, кухня
(по-немецки все три слова начинаются с буквы «к») [104].
В настоящее время набор социальных ролей женщин сущест- венно расширился, а значит, изменились и ценности социализации. В
СССР, например, женщины преобладали в таких профессиях, как учи- тель и врач, и составляли большинство среди лиц с высшим образова- нием. Социализация детей в семьях интеллигенции включала в качест- ве особенно престижного компонента получение детьми высшего об- разования. А профессия учителя была менее престижной, чем «муж- ские» профессии – инженера, офицера, летчика. (Заметим, что преоб- ладание в школе учителей-женщин не очень благотворно сказывалось и сказывается на успехах школьного этапа социализации детей).
Социализация индивида почти всегда имеет отклонение. При этом социализационная норма может не выполняться в процессе со- циализации и не достигаться как ее результат, отклонение определяет- ся несоответствием социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историче- ском этапе социализационной норме.
Отклоняющаяся, неудавшаяся социализация является одной из причин девиантного поведения. Некоторые формы отклонений могут встречаться и в случае нормального процесса социализации, представ- ляя собой временное и случайное явление (болезнь, опьянение и т. п.) и даже длительные и стойкие состояния (физические дефекты, невро- зы, психозы и т. п.).


11

Девиация и норма
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с об- щими нормативными требованиями. Термин «девиация» означает по- ведение индивида или группы, которое не соответствует общеприня- тым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Отклоне- ния могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т. д.
Во все времена общество пыталось подавлять, устранять неже- лательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей.
Методы и средства определялись социально-экономическими отноше- ниями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Про- блемы социального «зла» всегда привлекали интерес ученых.
Один индивид может иметь отклонения в социальном поведе- нии, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации.
У истоков социологии девиантного (отклоняющегося) поведе- ния стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – созда- тель французской социологической школы. Он выдвинул понятие со- циальной аномии, определив ее как «состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а но- вые еще не утвердились».
Конституированию в качестве самостоятельного научного на- правления теория девиантного поведения обязана, прежде всего,
Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом со- циальная структура побуждает некоторых членов общества к несоот- ветствующему предписаниям поведению. Американский социолог
А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями» [53], а англича- нин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утвер- ждает, что «социальное отклонение – это в значительной степени при- писываемый статус» [38], то есть только субъективное обозначение,
«ярлык», а не объективное явление. По его мнению, отклонение – это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а резуль- тат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подоб- ные характеристики отклоняющегося поведения полностью не рас- крывают его природу и объективные антинормативные свойства.
Более широкую трактовку определения девиации дает Г. А. Ава- несов: «Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам» [1], то есть речь идет о нарушении любых социальных норм. Отклонения мо-


12 гут происходить в сфере индивидуального поведения, они представ- ляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественны- ми нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирую- щей моралью общества. Такие отклонения определяются как группо- вые.
Как пишет профессор социологии Калифорнийского универси- тета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом под- дается определению, что связано с неопределенностью и многообрази- ем поведенческих ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лече- ние, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основ- ных компонента девиации:
- человека, которому свойственно определенное поведение;
- норму или ожидание, являющееся критерием оценки пове- дения как девиантного;
- другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение [55].
Таким образом, под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) по-
ведением понимаются:
- поступок, действия человека, не соответствующие офици- ально установленным или фактически сложившимся в данном общест- ве нормам (стандартам, шаблонам);
- социальное явление, выраженное в массовых формах чело- веческой деятельности, не соответствующих официально установлен- ным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стан- дартам, шаблонам).
В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дис- циплинарное разграничение относительно.
Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма»
[88].
В теории организации сложилось единое – для естественных и общественных наук – понимание нормы как предела, меры допустимо- го (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и био- логических систем – это допустимые пределы структурных и функ- циональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объ- екта и не возникает препятствий для его развития. Это – естественная
(адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохра- нения и изменения системы.

13
Социальная норма определяет исторически сложившийся в кон- кретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм фи- зических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограни- ченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.
Вот почему отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления уста- ревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это
– социальное творчество: научное, техническое, художественное, об- щественно-политическое. Негативные – дисфункциональны, дезорга- низуют систему, подрывая подчас ее основы. Это то, что выше мы обозначили термином социальная патология: преступность, алкого- лизм, наркомания, проституция, суицид.
Границы между позитивным и негативным девиантным поведе- нием подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, од- новременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ нарко- манов и преступников).
Причины девиаций
В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения отклоняющегося поведения. Так, Роберт Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии (например, в работе «Социальная структура и ано- мия»), причиной отклоняющегося поведения считает несогласован- ность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, кото- рые оно предлагает для их достижения. Люди начинают приспосабли- ваться к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом, либо различными видами отклоняющегося пове- дения («инновация», «ритуализм», «ретретизм» и «мятеж»), в которых отвергаются или цели, или средства, или то и другое вместе.