Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 788
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
265 поведения и распущенности. То есть, с одной стороны, «трудные» не видят перед глазами примера здоровых, построенных на взаимоуваже- нии семейных отношений, а с другой стороны, не испытывают и обла- гораживающего влияния литературы, искусства, поскольку читают мало, неразборчиво.
Отсюда не случайна их нравственная, духовная неразвитость, которая по мере полового созревания начинает особенно неприглядно проявляться в ранней, беспорядочной половой жизни, цинизме, него- товности выполнять супружеские и родительские обязанности.
Для таких ребят особенно важно в лице педагога, психолога найти старшего товарища, к которому они могли бы проникнуться до- верием, уважением и который мог бы решительно и авторитетно по- влиять на их духовный мир, на отношение к различным жизненным ценностям, в том числе и к интимной жизни человека.
Половое и психосоциальное созревание – одна из наиболее уяз- вимых сфер социализации подростка, юноши, девушки. Тяжелейшие психологические травмы, переживаемые в этом возрасте, связанные с несчастливой первой любовью, сексуальной агрессией и насилием, ранней беременностью, абортами, тяжело впоследствии сказываются на физическом и духовном здоровье молодых людей. Осложнения в сфере интимной жизни нередко являются причинами суицидов, при- общения к наркотикам и алкоголю, развитию психосексуальных и аг- рессивных патологических наклонностей и влечений, служат препят- ствием в создании собственной прочной счастливой семьи.
Социальные работники, практические психологи, ориентиро- ванные на предупреждение, превенцию отклоняющегося поведения должны быть готовы к разговору на «трудную» тему, связанную со вступлением молодых людей во взрослую жизнь, с началом половой жизни. Особую остроту для нашего общества, занимающего лиди- рующее место по абортам (треть абортов в мире совершается в нашей стране), представляет проблема своевременного знакомства молодежи с контрацепцией, предохраняющей от беременности и сохраняющей здоровье девушкам, женщинам. Исследования медиков показывают, что лишь 2% из девушек до 16 лет, начавших половую жизнь, обра- щаются к гинекологам, не всегда такой откровенный разговор можно провести и дома. Поэтому социальный работник, психолог должны быть готовы дать соответствующий совет. Большой и нерешенной проблемой остается также создание специальной реабилитационной службы для девушек, женщин, перенесших сексуальное насилие, пси- хологические травмы, которые не излечиваются годами.
266
Серьезные меры не только психологической поддержки, но и социально-правовой защиты требуются детям, подросткам и женского, и мужского пола от сексуальной агрессии со стороны взрослых и свер- стников (как членов семьи, так и близких знакомых, уличных, дворо- вых товарищей). Превентивные социальные и социально-психологи- ческие службы вместе с правоохранительными органами должны быть готовы в случае необходимости принять меры социально-правовой защиты и психологической поддержки и реабилитации несовершенно- летних, подвергаемых развратным действиям и сексуальному наси- лию. Решение этих чрезвычайно важных и сложных проблем охраны психосексуального здоровья детей и юношества требует в первую оче- редь гуманизации всех общественных институтов – семьи, здраво- охранения, образования, культуры, превентивной и пенитенциарной практики, что, в конечном счете, и определяет культуру межполовых отношений входящих в жизнь молодых поколений.
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Пенитенциарные (исправительные) методы
Эти методы применимы в местах отбывания наказания. Основ- ными средствами исправления и перевоспитания осужденных являют- ся режим отбывания наказания, труд, воспитательная работа с лицами, отбывающими наказание, обучение.
1. Режим.Под режимом понимается урегулированный нор- мами права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. В психологическом отношении он представля- ет собой организацию всей жизни и деятельности осужденных в стро- гом соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Орга- низация жизни и деятельности оказывает определенное воспитатель- ное воздействие на человека, формируя у него должный стереотип по- ведения, необходимые привычки и качества личности.
Режим выполняет три взаимосвязанные функции:
- карательную;
- воспитывающую;
- обеспечивающую.
Карательная функция режима состоит в том, что осужденный лишается свободы, изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором; кроме того, осуществляется принудительная регламентация его работы, отдыха, учебы, досуга. С точки зрения пси- хологии, режим – это долговременный фрустратор, который лишает человека определенных благ, ограничивает удовлетворение практиче- ски всех базисных физиологических и социальных потребностей. Не- удовлетворение этих потребностей неизбежно вызывает как физиче-
267 ские, так и нравственные страдания. Ограничивая круг потребностей, режим воздействует на эмоции и волю осужденного, вызывает отрица- тельные психические состояния, способные удерживать его от совер- шения новых преступлений. В противном случае, если бы все потреб- ности человека, подвергнутого уголовному наказанию, беспрепятст- венно удовлетворялись, то наказание как таковое не было бы реализо- вано. Однако, вызывая страдания, оно не должно оказывать пагубного влияния на здоровье и состояние психики человека.
Кара, заключенная в режиме, психологически по-разному вос- принимается и переживается осужденными. Одни из них сильнее пе- реживают ограничения в удовлетворении физиологических потребно- стей, другие – социальных, третьи – с одинаковой остротой страдают от ограничения тех и других.
Воспитывающая функция режима. Режим обладает самостоя- тельной воспитывающей функцией. В самом деле, четкий распорядок дня (время подъема, отбоя, физзарядки, развода на работу, принятия пищи и т. д.), высокая организованность жизни и быта непосредствен- но накладывают отпечаток на характер, поведение осужденного, дис- циплинируют его, вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе (аккуратность, точность, исполнительность).
Обеспечивающая функция режима состоит в том, что благодаря поддержанию установленного порядка отбывания наказания в испра- вительном учреждении создаются благоприятные условия для органи- зации труда, обучения, политико-воспитательной работы, деятельно- сти коллектива и самодеятельных организаций осужденных, а также для руководства ими со стороны администрации и воспитателей учре- ждения. Режим является действенным средством в борьбе с парази- тизмом, тунеядством, азартными играми и другими негативными яв- лениями в среде осужденных, так как создает условия для постоянного контроля за их поведением, психологически принуждает осужденных точно и строго выполнять предписанные правила под угрозой приме- нения к ним санкций (изменение условий содержания в худшую сто- рону путем водворения в ШИЗО и ПКТ).
2. Труд.Наряду с режимом труд является одним из важнейших средств исправления и перевоспитания осужденных. Труд осужденных выполняет воспитательную и экономическую роль.
Воспитательная роль труда состоит в том, что он предохраняет человека от деградации: он организует психику, интегрирует жизне- деятельность определенной целью, создает условия для полноценного межличностного общения. Хорошо организованный труд – мостик связи человека с обществом. Еще Ф. М. Достоевский отмечал, что аре-
268 станты без работы похожи на пауков в склянке, которые готовы поесть друг друга. Мука вынужденного сожительства ослабляется уходом человека на работу.
Производительный труд в условиях исправительного учрежде- ния при его правильной организации способствует физическому раз- витию и поддержанию здоровья осужденных, развивает различные свойства личности за счет повторения (тренировки), упражнения, обу- чения, формирует чувство взаимной трудовой ответственности. Труд имеет также сублимирующую (замещающую) функцию, отвлекая осу- жденных, как от угнетающих мыслей, так и от различного рода анти- общественных действий.
Труд в условиях исправительного учреждения преследует не только воспитательные, но и определенные экономические цели: труд осужденных способствует возмещению государству части расходов на содержание исправительного учреждения.
Одним из важных условий трудового перевоспитания осужден- ных является изготовление в процессе труда продукции, пользующей- ся повышенным спросом. Ряд исправительных учреждений имеют собственное высококвалифицированное и механизированное произ- водство, на котором изготовляется сложная и пользующаяся спросом продукция. В тех учреждениях, в которых осужденные изготовляют такую продукцию, производительность их труда, коллективная спло- ченность значительно выше, чем в тех учреждениях, где они заняты на второстепенных работах и где труд их организован кое-как, чтобы лишь занять свободное время.
3. Воспитательная работа с осужденными – одно из важных средств их исправления. Вся система нравственно-психологического воздействия в исправительном учреждении направлена на достижение основной цели – перевоспитать осужденных, то есть, прежде всего, изменить, перестроить их сознание, искоренить вредные привычки, вернуть к нормальной жизни.
Одно из основных средств психологического воздействия вос- питателя на осужденного является переубеждение. Под переубеждени- ем понимается коренная ломка и перестройка взглядов и убеждений личности, замена их другими, противоположными по содержанию.
Чтобы разрушить старые взгляды и убеждения, необходимо, прежде всего, породить сомнения в их истинности, помочь осужденному осоз- нать их противоречивость или несостоятельность. Если у осужденного возникли такие сомнения, то воспитателю необходимо показать оши- бочность и несостоятельность его взглядов и убеждений. Однако осоз- нание ошибочности взглядов – это только начало отказа от них. Не-
269 редко осужденный понимает ошибочность и даже вредность своих взглядов и убеждений, но окончательно отказаться от них не может: действует инертность сознания.
Переубеждение не завершается разрушением ошибочных взгля- дов. Решительно преодолеть их можно только заменив, вытеснив дру- гими. Формируя у человека новые убеждения, необходимо опираться на положительное в нем, а также стараться изменить круг его обще- ния, микросреду.
При чутком, внимательном подходе у каждого осужденного можно найти что-то хорошее, светлое. У одного – это желание не ом- рачать плохими известиями свою семью, у другого – глубокий интерес к технике, у третьего – любовь к музыке и т. п. Если воспитатель уме- ло использует особенности интересов осужденного, его привязанно- сти, переживаемые им психические состояния, опирается на то поло- жительное, что у него есть, а также старается сблизить его с людьми иной, позитивной направленности, то успех переубеждения наиболее вероятен.
Необходимо также отметить, что психологической предпосыл- кой переубеждения является умение воспитателя расположить осуж- денного к себе, установить с ним контакт.
Одна из важнейших целей воспитательной работы – формиро- вание у осужденных установки на исправление. Установки осужден- ных разнообразны, что определяет их разное отношение к уголовному наказанию, совершенному преступлению, требованиям режима отбы- вания наказания и воспитательным мерам.
Установку на исправление легче сформировать у осужденных, которые искренне раскаялись в совершенном преступлении, глубоко осознали свою вину. Обвиняя самого себя, а не других, человек неиз- бежно приходит к выводу, что ему нужно решительно изменяться.
4. Обучение. Важным средством исправления осужденных, особенно несовершеннолетних, является воспитывающее обучение, которое предполагает постановку воспитательных целей на каждом проведенном учителем школы или преподавателем профтехучилища уроке.
Большое значение для перевоспитания осужденных в ходе их обучения имеют межпредметные связи, которые способствуют более качественному усвоению учебного материала. Значительные возмож- ности для реализации воспитывающего обучения имеются и в проф- техучилищах. Учебная программа профессиональной подготовки осу- жденных построена таким образом, что каждый преподаваемый пред- мет непосредственно связан не только с производственным обучением
270 учащихся, но и с их деятельностью на производстве в исправительном учреждении, а также после освобождения из колонии.
Завершающим и наиболее ответственным этапом ресоциализа- ции бывшего осужденного является его приспособление к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушенности прежних социальных связей, отсутст- вии жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т. д. Все это тре- бует от освобожденного значительных душевных усилий, терпения, выносливости, что под силу далеко не каждому. В результате нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. Сказанное обусловливает необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы по психо- логической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях.
В последнее время было выявлено, что только нравственной и практи- ческой подготовки осужденных к жизни в нормальных условиях не- достаточно. Необходима еще их психологическая подготовка, которая состоит в активизации психики, формировании установки на соответ- ствующее поведение в условиях свободы. В результате таких целена- правленных воздействий у освобождаемого формируется психологи- ческая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает без- болезненное вхождение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.
Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, ко- торые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3-х лет с момента освобождения. Причем чуть более поло- вины преступлений совершается в первый год после освобождения.
«Таким образом, – констатирует В. Л. Васильев, – процесс адап- тации освобожденных из ИТУ завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части – к одному году. Самое трудное время для адаптации период до 3 (6) месяцев. Именно в это время требуется наи- более интенсивная работа по управлению процессом социальной адап- тации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. В противном же случае высокая эффективность профилактики рецидивной преступности сре- ди освобожденных от наказания обеспечена не будет. Если освобож- денные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительст- ва или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс соци-
271 альной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива» [20].
Процесс социальной адаптации можно считать успешным в том случае, когда у вернувшегося из мест лишения свободы восстановлены социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности
(обеспечены нормальные отношения в семье, жилье, постоянное место работы, полезное проведение досуга и т. д.), а также порваны связи с преступной средой.
272
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Размытость нынешних, внедряемых свыше современными ре- форматорами норм, их неубедительность делают проблему определе- ния девиации чрезвычайно сложной. Все труднее и теоретикам и прак- тикам становится ответить на вопрос: В чем и от чего происходит от- клонение?
Настоящая работа носит, по существу, предварительный харак- тер: она лишь приоткрывает причинно-следственные отношения меж- ду социальными, психологическими и клиническими факторами, ле- жащими в основе девиантного поведения подростков, и намечает пути, принципы реабилитационных технологий. Разумеется, в ней больше вопросов, чем ответов, которые носят отнюдь не исчерпывающий ха- рактер.
Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря, ему гро- зит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу. Не- что подобное может произойти сегодня и в России.
В самой острой форме девиантность выступает как преступ- ность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан.
Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабиль- ности и безопасности общества и личности.
Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стра- не, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изме- нения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласо- ванность между ожидаемым и реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально- экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, осла- бевает вся система социального контроля.
Есть объективные основания считать, что в ближайшие годы масштабы девиантного поведения будут возрастать, а значит, и расши- рять причинную базу преступности.
Значительное ухудшение социальных условий, детерминирую- щих характер и масштабы девиаций, требует разработки в кратчайшие сроки системы мер, дифференцированных по регионам и группам на- селения. Причем меры эти должны быть не только прямого, непосред- ственного воздействия на разные категории людей, но и опосредован- ного, связанного с оздоровлением образа жизни людей, повышением
273 их культуры и социальной активности, изменениями в их ценностных ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости. Профи- лактика социальных отклонений может быть эффективной, если в цен- тре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его за- ботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.
Значение изучения этих проблем очевидно: отклоняющееся по- ведение представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Сами отклонения могут принимать самые разные формы: пре- ступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т. д. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения можно только при глубоком изучении психологии отклоняющегося поведения.
В заключение позволим себе поблагодарить читателей, которые, смеем надеяться, добрались до этой страницы, предварительно прочи- тав книгу.
274
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов, Г. А. Криминология и социальная профилактика.
[Текст] / Г. А. Аванесов. – М. : Академия МВД СССР, 1980.
2. Акопян, А. Г. Динамика уровней заболеваемости и смерт- ности от болезней, имеющих «социальную окраску» (социопатий) в современной России. [Текст] / А. Г. Акопян [и др.] // Вопросы стати- стики. – 1998. – № 3.
3. Александров, А. А. Современная психотерапия. [Текст] /
А. А. Александров. – М. , 1998.
4. Алкоголизм (руководство для врачей). [Текст] / под ред.
Г. В. Морозова, В. Е. Рожнова, Э. А. Бабаяна. – М. : Медицина, 1983.
5. Амбрумова, А. Г. Психология самоубийства. [Текст] /
А. Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996. –
Т.6. – вып. 4.
6. Андреева, Г. М. Социальная психология. [Текст] /
Г. М. Андреева. – М. : изд-во Моск. ун-та, 1980.
7. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического ис- следования. [Текст] / А. Г. Асмолов. – М. : изд-во Моск. ун-та, 1984.
8. Бадмаев, О. А. Психологическая коррекция отклоняющего- ся поведения школьников. [Текст] / О. А. Бадмаев. – М. : Манифест,
1997.
9. Балабанова, Л. Судебная патопсихология. [Текст] / Л. Бала- банова. – Киев : Сталкер, 1997.
10. Банщикова, Е. Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства. [Текст] / Е. Г. Банщико- ва. // http://www.rusmedserv.com/psychsex/su.shtml.
11. Белоглазов, Г. Социологический анализ самоубийств в Рос- сии. [Текст] / Г. Белоглазов // http://katatonia.musica.mustdie.ru
/ssuicide.html
12. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг- рают в игры. [Текст] / Э. Берн. – М. , 1988.
13. Бехтерев, В. М. Внушение и его роль в общественной жиз- ни. [Текст] / В. М. Бехтерев. – С-Пб. , 1908.
14. Блонский, П. П. Очерки детской сексуальности. [Текст] /
П. П. Блонский. – М.-Л. : Ин-т охраны здоровья детей, 1935.
15. Бодалев, А. А. Личность в общении. [Текст] / А. А. Бодалев.
– М. : Педагогика, 1983.
16. Братусь, Б. С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. [Текст] / Б. С. Братусь. – М. : изд-во МГУ, 1974.
17. Братусь, Б. С. Аномалии личности. [Текст] / Б. С. Братусь. –
М. : Мысль, 1988.
275 18. Брушлинский, Л. В. О соотношении биологического и соци- ального в развитии личности. [Текст] / Л. В. Брушлинский // Теорети- ческие проблемы психологии личности. – М. , 1974.
19. Бухгольц, Э. Социалистическая криминология. [Текст] /
Э. Бухгольц, Дж. Лекшас, Р. Хартман. ; сокр. пер. с нем. ; ред. и вст. ст.
Н. А. Стручкова. – М. , 1975.
20. Васильев, В. Л. Юридическая психология. [Текст] /
В. Л. Васильев. – С-Пб. , 1997.
21. Вершинин, М. В. Современные молодежные субкультуры: скинхеды. [Текст] / М. В. Вершинин. // http://www.psyfactor.org/pril.doc.
22. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от
Интернета. [Текст] / А. Е. Войскунский. // Психологический журнал. –
2004. – Т. 25. – № 1.
23. Гилинский, Я. И. О системном подходе к преступности.
[Текст] / Я. И. Гилинский. // Правоведение. – 1981. – № 5.
24. Гилинский, Я. И. Творчество: норма или отклонение?
[Текст] / Я. И. Гилинский. // Социологические исследования. – 1990. –
№ 2.
25. Гилинский, Я. И. Девиантология: Теория и реальность.
[Текст] / Я. И. Гилинский. // Учен. зап. СПб филиала Российской та- моженной академии. – 1998. – № 1.
26. Горшков, И. В. Расстройства личности и агрессия. [Текст] /
И. В. Горшков, В. В. Горинов. // Российский психиатрический журнал.
– 1998. – № 5.
27. Гроллман, Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция.
[Текст] / Э. Гроллман. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Про- блема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапев- тов и в художественных текстах. – М. , 2001.
28. Гурова, Р. Г. Социологические проблемы воспитания.
[Текст] / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 1981.
29. Давыдовский, И. В. Проблемы причинности в медицине:
(Этиология). [Текст] / И. В. Давыдовский. – М. , 1962.
30. Долгова, А. И. Социально-психологические аспекты пре- ступности несовершеннолетних. [Текст] / А. И. Долгова. – М. , 1981.
31. Егоров, В. Ф. Наркологическая служба Российской Федера- ции: основные проблемы. [Текст] / В. Ф. Егоров // Социальная и кли- ническая психиатрия. – 2001. – Т. 11. – вып. 1.
32. Егоров, А. Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии. [Текст] / А. Ю. Егоров. // Наркология и аддиктология : сб. науч. тр./ под ред. проф. В. Д. Менделевича. – Казань : Школа,
2004.
276 33. Жерехова, Е. М. Эпидемиологические аспекты само- убийств. [Текст] / Е. М. Жерехова, Т. В. Улыбина, С. М. Уманский. // http://tonb.tyumen.ru/tmj/2-99/st/jerehova-2.htm.
34. Зайцев, В. В. Как избавиться от пристрастия к азартным иг- рам. [Текст] / В. В. Зайцев, А. Ф. Шайдулина. – СПб. : Изд. дом «Не- ва». – 2003.
35. Зейгарник, Б. В. Очерки по психологии аномального разви- тия личности. [Текст] / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. – М. : изд-во
Моск. ун-та, 1980.
36. Иванец, Н. Н. Алкоголизм. [Текст] / Н. Н. Иванец,
Ю. В. Валентик. – М. : Наука, 1988.
37. Иванец, Н. Н. Современное состояние проблемы наркома- ний в России. [Текст] / Н. Н. Иванец, И. П. Анохина, Н. В. Стрелец. //
Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1997. – Т. 97.
– № 9.
38. Иванов, В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы.
[Текст] / В. Н. Иванов. // Социально-политический журнал. – 1995. –
№ 2.
39. Исаев, Д. Н. Патопсихология детского возраста. [Текст] /
Д. Н. Исаев. – С-Пб. , 2002.
40. Камю, А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. [Текст] / А. Ка- мю. // Бунтующий человек. – М. , 1990.
41. Кле, М. Психология подростка. [Текст] / М. Кле. – М. : Пе- дагогика, 1991.
42. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учеб. пособие для вузов. [Текст] / Ю. А. Клейберг. – М. : ТЦ Сфера ;
«Юрайт-М», 2001.
43. Козлов, А. А. «Наркоманическая» личность. [Текст] /
А. А. Козлов, М. Л. Рохлина. // Журнал неврологии и психиатрии им.
С. С. Корсакова. – 2000. – Т. 100. – № 7.
44. Кон, И. С. Социология личности. [Текст] / И. С. Кон. – М. :
Политиздат, 1967.
45. Кон, И. С. Психология юношеского возраста. / И. С. Кон. –
М. : Просвещение, 1979.
46. Кон, И. С. Открытие «Я». [Текст] / И. С. Кон. – М. : Полит- издат, 1987.
47. Кондратьев, М. Ю. Социально-ролевая детерминация меж- личностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей [Текст] : автореф. дисс. … канд. / М. Ю. Кондратьев. – М. ,
1983.
277 48. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характе- ристика и закономерности развития. [Текст] / Ц. П. Короленко. // Обо- зрение психиатрии и медицинской психологии. – 1991. – № 1.
49. Короленко, Ц. П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения. [Текст] / Ц. П. Короленко. // Обозрение пси- хиатрии и медицинской психологии. – 1993. – №1.
50. Короленко, Ц. П. Социодинамическая психиатрия. [Текст] /
Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – М. : Академический Проект ;
Екатеринбург : Деловая книга. – 2000.
51. Коркина, М. В. Психиатрия [Текст] : учеб. / М. В. Коркина,
Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко. – М. : Медицина, 1995.
52. Косарецкая, С. В. О неформальных объединениях молоде- жи. [Текст] / С. В. Косарецкая. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
53. Коэн, А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. [Текст] / А. Коэн. // Социология сего- дня. – М. , 1965.
54. Курбатова, Т. Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей [Текст] : автореф. дисс. … канд. / Т. Н. Курбатова. – Л. , 1981.
55. Ланцова, Л. А. Социологическая теория девиантного пове- дения. [Текст] / Л. А. Ланцова, М. Ф. Шурупова. // Социально- политический журнал. – 1993. – № 4.
56. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. [Текст] /
А. Н. Леонтьев. – 3-е изд. – М. : изд-во Моск. ун-та, 1972.
57. Ли, Д. А. Преступность как социальное явление. [Текст] /
Д. А. Ли. – М. , 1997.
58. Лифтон, Дж. Нацистские врачи: медицинское убийство и психология геноцида. [Текст] / Дж. Лифтон // www.africana.ru
/racism/ index.htm.
59. Личко, А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подро- стков. [Текст] / А. Н. Личко. – Л. : Медицина, 1983.
60. Лунев, В. В. Преступность XX века: Мировые, региональ- ные и российские тенденции. [Текст] / В. В. Лунев. – М. , 1997.
61. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей. [Текст] /
А. С. Макаренко. // Соч. в семи томах. – Т. 4. – М. , 1957.
62. Миньковский, Г. М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы. [Текст] / Г. М. Миньков- ский. // Проблемы ранней профилактики правонарушений несовер- шеннолетних. – М. , 1978.
278 63. Менделевич, В. Д. Психотерапия «здравым смыслом».
[Текст] / В. Д. Менделевич, Д. А. Авдеев, С. В. Киселев. – Чебоксары ,
1992.
64. Менделевич, В. Д. Поведенческие расстройства или девиа- ции поведения? [Текст] / В. Д. Менделевич. //http://www.consilium- medicum.com/
65. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения.
[Текст] / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс, 2001.
66. Менделевич, В. Д. Наркозависимость и коморбилные рас- стройства поведения. [Текст] / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс- информ, 2003.
67. Мозговая, Т. П. Формирование девиантного поведения у подростков (психопатологический и психологический аспекты).
[Текст] / Т. П. Мозговая. // Журнал неврологии и психиатрии им.
С. С. Корсакова. – 2000. – Т. 100. – № 3.
68. Мушинский, В. Н. Социальный инстинкт человека: Причи- ны объединения людей в общество. [Текст] / В. Н. Мушинский. // http://www.ug.ru/civinet.
69. Мягков, И. О. Клинико-психологический аспект патогенеза и коррекции аномального поведения в подростковом возрасте. [Текст]
/ И. О. Мягков, Ю. В. Юров. // Психологические проблемы предупре- ждения педагогической запущенности и правонарушений несовершен- нолетних. – Воронеж : ВГПИ, 1982.
70. Наш проблемный подросток. [Текст] : учеб. пособие. / под ред. Л. А. Реуш. – С-Пб. , 1998.
71. Невский, И. А. Трудный успех. [Текст] / И. А. Невский. – М.
, 1981.
72. Николаева, Е. И. Зависимость эмоциональных реакций че- ловека от негативных переживаний в детстве. [Текст] / Е. И. Николае- ва, В. П. Купчик, А. М. Сафонова А.М. // Психологический журнал. –
1996. – Т. 17 – № 3.
73. Нужный, В. П. Постинтоксикационный алкогольный син- дром. [Текст] / В. П. Нужный, Е. Б. Тезиков, А. Е. Успенский. // Во- просы наркологии. – 1995. – № 2.
74. Осипова, О. С. Девиантное поведение: благо или зло?
[Текст] / О. С. Осипова/ // Социально-политический журнал. – 1998. –
№9.
75. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога обра- зования. [Текст] / Р. В. Овчарова. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
76. Парыгин, Б. Д. Социальная психология как наука. [Текст] /
Б. Д. Парыгин. – 2-е изд., испр. и доп. – Л. : Лениздат, 1967.
279 77. Пирожков, В. Ф. Криминальная психология. [Текст] /
В. Ф. Пирожков. – М. : изд-во «Ось-89», 1998.
78. Петракова, Т. И. Ситуационная мотивация употребления наркотиков у подростков. [Текст] / Т. И. Петракова, Д. Л. Лимонова,
Е. С. Меньшикова. // Вопросы психологии. – 1999. – № 5.
79. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив.
[Текст] / А. В. Петровский. – М. : Политиздат, 1982.
80. Петровский, А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии. [Текст] / А. В. Петровский. // Вопросы психо- логии. – 1984. – № 4.
81. Платонов, К. К. Структура и развитие личности. [Текст] /
К. К. Платонов. – М. : Наука, 1986.
82. Поступной, А. Н. История и современная ситуация: мнение экспертов-наркологов. [Текст] / А. Н. Поступной. // Молодёжь и нар- котики (социология наркотизма) / под ред. В. А. Соболева и
И. П. Рущенко. – Торсинг , 2004.
83. Ратинов, А. Р. Психология личности преступника. Ценност- но-нормативный подход. [Текст] / А. Р. Ратинов. // Личность преступ- ника как объект психологического исследования. – М. , 1979.
84. Ратинов, А. Р. Правовая психология и преступное поведе- ние. [Текст] / А. Р. Ратинов, Г. Х. Ефремова. – Красноярск , 1988.
85. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития личности. [Текст] / Е. В. Руденский. – Новосибирск , 1998.
86. Сергеев, С. А. Молодежные субкультуры в республике Та- тарстан. [Текст] / С. А. Сергеев. // Социс. – 1998. – № 11.
87. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность. [Текст] /
П. В. Симонов, А. М. Ершов. – М. ,1984.
88. Солженицын, А. И. Хочу во всем разобраться сам. [Текст] /
А. И. Солженицын. // Литературная газета. – 1994. – 13 июля.
89. Сологуб, Г. П. Пробуждение личности. [Текст] / Г. П. Соло- губ. – М. : Педагогика, 1987.
90. Социальная психология: саморефлексия маргинальности.
[Текст]: хрестоматия. – М. : ИНИОН РАН, 1995.
91. Социальные отклонения [Текст] / под ред. В. Н. Кудрявцева.
– М. : Юридическая литература, 1989.
92. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубий- ства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художест- венных текстах. [Текст] – М. ,2001.
93. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива. [Текст] /
В. А. Сухомлинский. – М. : Молодая гвардия, 1975.
280 94. Телятникова, Е. Субкультуры – «ростковые зоны» на теле большой» культуры... [Текст] / Е. Телятникова // http://philos.omsk.edu
/sub/postmodern1.htm
95. Тимофеев, Л. Наркобизнес: Начальная теория экономиче- ской отрасли. [Текст] / Л. Тимофеев. – М. , 1998.
96. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования. [Текст] /
Д. Н. Узнадзе. – Тбилиси , 1966.
97. Франкл, В. Психотерапия на практике. [Текст] / В. Франкл.
– С-Пб. , 1999.
98. Чхартишвили, Г. Писатель и самоубийство. [Текст] /
Г. Чхартишвили. – изд. 2-е. – М. , 2001.
99. Шевченко, Ю. С. Психокоррекция: теория и практика.
[Текст] / Ю. С. Шевченко. – М. , 1995.
100. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. [Текст] / Д. Б. Эльконин. // Вопросы пси- хологии. – 1971. – № 4.
101. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального по- ведения личности. [Текст] / В. А. Ядов. // Методологические проблемы социальной психологии. – М. : Наука, 1975.
102. Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического раз- вития детей. [Текст] / С. Г. Якобсон. – М. : Педагогика, 1984.
103. Янг, К. С. Диагноз – Интернет-зависимость. [Текст] /
К. С. Янг. // Мир Интернет. – 2000. – №2.
104. Caffrey S., Muiidy G. (Ed-s). The Sociology of Crime and De- viance: Selected Issues. Greenwich University Press, 1995.
105. Karlssan J.L. Inheritance of creative intelligence. Chicago (111),
Nelson-Hall, 1978. P. 91, 106, 143.
106. Lemert E. M. Some aspects of a general theory of sociopathic behavior //Proceeding of the Pacific Sociological Society.XVI. 1948.P. 24.
281
Приложение
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21
267 ские, так и нравственные страдания. Ограничивая круг потребностей, режим воздействует на эмоции и волю осужденного, вызывает отрица- тельные психические состояния, способные удерживать его от совер- шения новых преступлений. В противном случае, если бы все потреб- ности человека, подвергнутого уголовному наказанию, беспрепятст- венно удовлетворялись, то наказание как таковое не было бы реализо- вано. Однако, вызывая страдания, оно не должно оказывать пагубного влияния на здоровье и состояние психики человека.
Кара, заключенная в режиме, психологически по-разному вос- принимается и переживается осужденными. Одни из них сильнее пе- реживают ограничения в удовлетворении физиологических потребно- стей, другие – социальных, третьи – с одинаковой остротой страдают от ограничения тех и других.
Воспитывающая функция режима. Режим обладает самостоя- тельной воспитывающей функцией. В самом деле, четкий распорядок дня (время подъема, отбоя, физзарядки, развода на работу, принятия пищи и т. д.), высокая организованность жизни и быта непосредствен- но накладывают отпечаток на характер, поведение осужденного, дис- циплинируют его, вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе (аккуратность, точность, исполнительность).
Обеспечивающая функция режима состоит в том, что благодаря поддержанию установленного порядка отбывания наказания в испра- вительном учреждении создаются благоприятные условия для органи- зации труда, обучения, политико-воспитательной работы, деятельно- сти коллектива и самодеятельных организаций осужденных, а также для руководства ими со стороны администрации и воспитателей учре- ждения. Режим является действенным средством в борьбе с парази- тизмом, тунеядством, азартными играми и другими негативными яв- лениями в среде осужденных, так как создает условия для постоянного контроля за их поведением, психологически принуждает осужденных точно и строго выполнять предписанные правила под угрозой приме- нения к ним санкций (изменение условий содержания в худшую сто- рону путем водворения в ШИЗО и ПКТ).
2. Труд.Наряду с режимом труд является одним из важнейших средств исправления и перевоспитания осужденных. Труд осужденных выполняет воспитательную и экономическую роль.
Воспитательная роль труда состоит в том, что он предохраняет человека от деградации: он организует психику, интегрирует жизне- деятельность определенной целью, создает условия для полноценного межличностного общения. Хорошо организованный труд – мостик связи человека с обществом. Еще Ф. М. Достоевский отмечал, что аре-
268 станты без работы похожи на пауков в склянке, которые готовы поесть друг друга. Мука вынужденного сожительства ослабляется уходом человека на работу.
Производительный труд в условиях исправительного учрежде- ния при его правильной организации способствует физическому раз- витию и поддержанию здоровья осужденных, развивает различные свойства личности за счет повторения (тренировки), упражнения, обу- чения, формирует чувство взаимной трудовой ответственности. Труд имеет также сублимирующую (замещающую) функцию, отвлекая осу- жденных, как от угнетающих мыслей, так и от различного рода анти- общественных действий.
Труд в условиях исправительного учреждения преследует не только воспитательные, но и определенные экономические цели: труд осужденных способствует возмещению государству части расходов на содержание исправительного учреждения.
Одним из важных условий трудового перевоспитания осужден- ных является изготовление в процессе труда продукции, пользующей- ся повышенным спросом. Ряд исправительных учреждений имеют собственное высококвалифицированное и механизированное произ- водство, на котором изготовляется сложная и пользующаяся спросом продукция. В тех учреждениях, в которых осужденные изготовляют такую продукцию, производительность их труда, коллективная спло- ченность значительно выше, чем в тех учреждениях, где они заняты на второстепенных работах и где труд их организован кое-как, чтобы лишь занять свободное время.
3. Воспитательная работа с осужденными – одно из важных средств их исправления. Вся система нравственно-психологического воздействия в исправительном учреждении направлена на достижение основной цели – перевоспитать осужденных, то есть, прежде всего, изменить, перестроить их сознание, искоренить вредные привычки, вернуть к нормальной жизни.
Одно из основных средств психологического воздействия вос- питателя на осужденного является переубеждение. Под переубеждени- ем понимается коренная ломка и перестройка взглядов и убеждений личности, замена их другими, противоположными по содержанию.
Чтобы разрушить старые взгляды и убеждения, необходимо, прежде всего, породить сомнения в их истинности, помочь осужденному осоз- нать их противоречивость или несостоятельность. Если у осужденного возникли такие сомнения, то воспитателю необходимо показать оши- бочность и несостоятельность его взглядов и убеждений. Однако осоз- нание ошибочности взглядов – это только начало отказа от них. Не-
269 редко осужденный понимает ошибочность и даже вредность своих взглядов и убеждений, но окончательно отказаться от них не может: действует инертность сознания.
Переубеждение не завершается разрушением ошибочных взгля- дов. Решительно преодолеть их можно только заменив, вытеснив дру- гими. Формируя у человека новые убеждения, необходимо опираться на положительное в нем, а также стараться изменить круг его обще- ния, микросреду.
При чутком, внимательном подходе у каждого осужденного можно найти что-то хорошее, светлое. У одного – это желание не ом- рачать плохими известиями свою семью, у другого – глубокий интерес к технике, у третьего – любовь к музыке и т. п. Если воспитатель уме- ло использует особенности интересов осужденного, его привязанно- сти, переживаемые им психические состояния, опирается на то поло- жительное, что у него есть, а также старается сблизить его с людьми иной, позитивной направленности, то успех переубеждения наиболее вероятен.
Необходимо также отметить, что психологической предпосыл- кой переубеждения является умение воспитателя расположить осуж- денного к себе, установить с ним контакт.
Одна из важнейших целей воспитательной работы – формиро- вание у осужденных установки на исправление. Установки осужден- ных разнообразны, что определяет их разное отношение к уголовному наказанию, совершенному преступлению, требованиям режима отбы- вания наказания и воспитательным мерам.
Установку на исправление легче сформировать у осужденных, которые искренне раскаялись в совершенном преступлении, глубоко осознали свою вину. Обвиняя самого себя, а не других, человек неиз- бежно приходит к выводу, что ему нужно решительно изменяться.
4. Обучение. Важным средством исправления осужденных, особенно несовершеннолетних, является воспитывающее обучение, которое предполагает постановку воспитательных целей на каждом проведенном учителем школы или преподавателем профтехучилища уроке.
Большое значение для перевоспитания осужденных в ходе их обучения имеют межпредметные связи, которые способствуют более качественному усвоению учебного материала. Значительные возмож- ности для реализации воспитывающего обучения имеются и в проф- техучилищах. Учебная программа профессиональной подготовки осу- жденных построена таким образом, что каждый преподаваемый пред- мет непосредственно связан не только с производственным обучением
270 учащихся, но и с их деятельностью на производстве в исправительном учреждении, а также после освобождения из колонии.
Завершающим и наиболее ответственным этапом ресоциализа- ции бывшего осужденного является его приспособление к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушенности прежних социальных связей, отсутст- вии жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т. д. Все это тре- бует от освобожденного значительных душевных усилий, терпения, выносливости, что под силу далеко не каждому. В результате нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. Сказанное обусловливает необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы по психо- логической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях.
В последнее время было выявлено, что только нравственной и практи- ческой подготовки осужденных к жизни в нормальных условиях не- достаточно. Необходима еще их психологическая подготовка, которая состоит в активизации психики, формировании установки на соответ- ствующее поведение в условиях свободы. В результате таких целена- правленных воздействий у освобождаемого формируется психологи- ческая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает без- болезненное вхождение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.
Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, ко- торые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3-х лет с момента освобождения. Причем чуть более поло- вины преступлений совершается в первый год после освобождения.
«Таким образом, – констатирует В. Л. Васильев, – процесс адап- тации освобожденных из ИТУ завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части – к одному году. Самое трудное время для адаптации период до 3 (6) месяцев. Именно в это время требуется наи- более интенсивная работа по управлению процессом социальной адап- тации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. В противном же случае высокая эффективность профилактики рецидивной преступности сре- ди освобожденных от наказания обеспечена не будет. Если освобож- денные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительст- ва или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс соци-
271 альной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива» [20].
Процесс социальной адаптации можно считать успешным в том случае, когда у вернувшегося из мест лишения свободы восстановлены социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности
(обеспечены нормальные отношения в семье, жилье, постоянное место работы, полезное проведение досуга и т. д.), а также порваны связи с преступной средой.
272
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Размытость нынешних, внедряемых свыше современными ре- форматорами норм, их неубедительность делают проблему определе- ния девиации чрезвычайно сложной. Все труднее и теоретикам и прак- тикам становится ответить на вопрос: В чем и от чего происходит от- клонение?
Настоящая работа носит, по существу, предварительный харак- тер: она лишь приоткрывает причинно-следственные отношения меж- ду социальными, психологическими и клиническими факторами, ле- жащими в основе девиантного поведения подростков, и намечает пути, принципы реабилитационных технологий. Разумеется, в ней больше вопросов, чем ответов, которые носят отнюдь не исчерпывающий ха- рактер.
Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря, ему гро- зит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу. Не- что подобное может произойти сегодня и в России.
В самой острой форме девиантность выступает как преступ- ность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан.
Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабиль- ности и безопасности общества и личности.
Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стра- не, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изме- нения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласо- ванность между ожидаемым и реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально- экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, осла- бевает вся система социального контроля.
Есть объективные основания считать, что в ближайшие годы масштабы девиантного поведения будут возрастать, а значит, и расши- рять причинную базу преступности.
Значительное ухудшение социальных условий, детерминирую- щих характер и масштабы девиаций, требует разработки в кратчайшие сроки системы мер, дифференцированных по регионам и группам на- селения. Причем меры эти должны быть не только прямого, непосред- ственного воздействия на разные категории людей, но и опосредован- ного, связанного с оздоровлением образа жизни людей, повышением
273 их культуры и социальной активности, изменениями в их ценностных ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости. Профи- лактика социальных отклонений может быть эффективной, если в цен- тре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его за- ботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.
Значение изучения этих проблем очевидно: отклоняющееся по- ведение представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Сами отклонения могут принимать самые разные формы: пре- ступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т. д. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения можно только при глубоком изучении психологии отклоняющегося поведения.
В заключение позволим себе поблагодарить читателей, которые, смеем надеяться, добрались до этой страницы, предварительно прочи- тав книгу.
274
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов, Г. А. Криминология и социальная профилактика.
[Текст] / Г. А. Аванесов. – М. : Академия МВД СССР, 1980.
2. Акопян, А. Г. Динамика уровней заболеваемости и смерт- ности от болезней, имеющих «социальную окраску» (социопатий) в современной России. [Текст] / А. Г. Акопян [и др.] // Вопросы стати- стики. – 1998. – № 3.
3. Александров, А. А. Современная психотерапия. [Текст] /
А. А. Александров. – М. , 1998.
4. Алкоголизм (руководство для врачей). [Текст] / под ред.
Г. В. Морозова, В. Е. Рожнова, Э. А. Бабаяна. – М. : Медицина, 1983.
5. Амбрумова, А. Г. Психология самоубийства. [Текст] /
А. Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996. –
Т.6. – вып. 4.
6. Андреева, Г. М. Социальная психология. [Текст] /
Г. М. Андреева. – М. : изд-во Моск. ун-та, 1980.
7. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического ис- следования. [Текст] / А. Г. Асмолов. – М. : изд-во Моск. ун-та, 1984.
8. Бадмаев, О. А. Психологическая коррекция отклоняющего- ся поведения школьников. [Текст] / О. А. Бадмаев. – М. : Манифест,
1997.
9. Балабанова, Л. Судебная патопсихология. [Текст] / Л. Бала- банова. – Киев : Сталкер, 1997.
10. Банщикова, Е. Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства. [Текст] / Е. Г. Банщико- ва. // http://www.rusmedserv.com/psychsex/su.shtml.
11. Белоглазов, Г. Социологический анализ самоубийств в Рос- сии. [Текст] / Г. Белоглазов // http://katatonia.musica.mustdie.ru
/ssuicide.html
12. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг- рают в игры. [Текст] / Э. Берн. – М. , 1988.
13. Бехтерев, В. М. Внушение и его роль в общественной жиз- ни. [Текст] / В. М. Бехтерев. – С-Пб. , 1908.
14. Блонский, П. П. Очерки детской сексуальности. [Текст] /
П. П. Блонский. – М.-Л. : Ин-т охраны здоровья детей, 1935.
15. Бодалев, А. А. Личность в общении. [Текст] / А. А. Бодалев.
– М. : Педагогика, 1983.
16. Братусь, Б. С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. [Текст] / Б. С. Братусь. – М. : изд-во МГУ, 1974.
17. Братусь, Б. С. Аномалии личности. [Текст] / Б. С. Братусь. –
М. : Мысль, 1988.
275 18. Брушлинский, Л. В. О соотношении биологического и соци- ального в развитии личности. [Текст] / Л. В. Брушлинский // Теорети- ческие проблемы психологии личности. – М. , 1974.
19. Бухгольц, Э. Социалистическая криминология. [Текст] /
Э. Бухгольц, Дж. Лекшас, Р. Хартман. ; сокр. пер. с нем. ; ред. и вст. ст.
Н. А. Стручкова. – М. , 1975.
20. Васильев, В. Л. Юридическая психология. [Текст] /
В. Л. Васильев. – С-Пб. , 1997.
21. Вершинин, М. В. Современные молодежные субкультуры: скинхеды. [Текст] / М. В. Вершинин. // http://www.psyfactor.org/pril.doc.
22. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от
Интернета. [Текст] / А. Е. Войскунский. // Психологический журнал. –
2004. – Т. 25. – № 1.
23. Гилинский, Я. И. О системном подходе к преступности.
[Текст] / Я. И. Гилинский. // Правоведение. – 1981. – № 5.
24. Гилинский, Я. И. Творчество: норма или отклонение?
[Текст] / Я. И. Гилинский. // Социологические исследования. – 1990. –
№ 2.
25. Гилинский, Я. И. Девиантология: Теория и реальность.
[Текст] / Я. И. Гилинский. // Учен. зап. СПб филиала Российской та- моженной академии. – 1998. – № 1.
26. Горшков, И. В. Расстройства личности и агрессия. [Текст] /
И. В. Горшков, В. В. Горинов. // Российский психиатрический журнал.
– 1998. – № 5.
27. Гроллман, Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция.
[Текст] / Э. Гроллман. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Про- блема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапев- тов и в художественных текстах. – М. , 2001.
28. Гурова, Р. Г. Социологические проблемы воспитания.
[Текст] / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 1981.
29. Давыдовский, И. В. Проблемы причинности в медицине:
(Этиология). [Текст] / И. В. Давыдовский. – М. , 1962.
30. Долгова, А. И. Социально-психологические аспекты пре- ступности несовершеннолетних. [Текст] / А. И. Долгова. – М. , 1981.
31. Егоров, В. Ф. Наркологическая служба Российской Федера- ции: основные проблемы. [Текст] / В. Ф. Егоров // Социальная и кли- ническая психиатрия. – 2001. – Т. 11. – вып. 1.
32. Егоров, А. Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии. [Текст] / А. Ю. Егоров. // Наркология и аддиктология : сб. науч. тр./ под ред. проф. В. Д. Менделевича. – Казань : Школа,
2004.
276 33. Жерехова, Е. М. Эпидемиологические аспекты само- убийств. [Текст] / Е. М. Жерехова, Т. В. Улыбина, С. М. Уманский. // http://tonb.tyumen.ru/tmj/2-99/st/jerehova-2.htm.
34. Зайцев, В. В. Как избавиться от пристрастия к азартным иг- рам. [Текст] / В. В. Зайцев, А. Ф. Шайдулина. – СПб. : Изд. дом «Не- ва». – 2003.
35. Зейгарник, Б. В. Очерки по психологии аномального разви- тия личности. [Текст] / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. – М. : изд-во
Моск. ун-та, 1980.
36. Иванец, Н. Н. Алкоголизм. [Текст] / Н. Н. Иванец,
Ю. В. Валентик. – М. : Наука, 1988.
37. Иванец, Н. Н. Современное состояние проблемы наркома- ний в России. [Текст] / Н. Н. Иванец, И. П. Анохина, Н. В. Стрелец. //
Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1997. – Т. 97.
– № 9.
38. Иванов, В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы.
[Текст] / В. Н. Иванов. // Социально-политический журнал. – 1995. –
№ 2.
39. Исаев, Д. Н. Патопсихология детского возраста. [Текст] /
Д. Н. Исаев. – С-Пб. , 2002.
40. Камю, А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. [Текст] / А. Ка- мю. // Бунтующий человек. – М. , 1990.
41. Кле, М. Психология подростка. [Текст] / М. Кле. – М. : Пе- дагогика, 1991.
42. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учеб. пособие для вузов. [Текст] / Ю. А. Клейберг. – М. : ТЦ Сфера ;
«Юрайт-М», 2001.
43. Козлов, А. А. «Наркоманическая» личность. [Текст] /
А. А. Козлов, М. Л. Рохлина. // Журнал неврологии и психиатрии им.
С. С. Корсакова. – 2000. – Т. 100. – № 7.
44. Кон, И. С. Социология личности. [Текст] / И. С. Кон. – М. :
Политиздат, 1967.
45. Кон, И. С. Психология юношеского возраста. / И. С. Кон. –
М. : Просвещение, 1979.
46. Кон, И. С. Открытие «Я». [Текст] / И. С. Кон. – М. : Полит- издат, 1987.
47. Кондратьев, М. Ю. Социально-ролевая детерминация меж- личностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей [Текст] : автореф. дисс. … канд. / М. Ю. Кондратьев. – М. ,
1983.
277 48. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характе- ристика и закономерности развития. [Текст] / Ц. П. Короленко. // Обо- зрение психиатрии и медицинской психологии. – 1991. – № 1.
49. Короленко, Ц. П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения. [Текст] / Ц. П. Короленко. // Обозрение пси- хиатрии и медицинской психологии. – 1993. – №1.
50. Короленко, Ц. П. Социодинамическая психиатрия. [Текст] /
Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – М. : Академический Проект ;
Екатеринбург : Деловая книга. – 2000.
51. Коркина, М. В. Психиатрия [Текст] : учеб. / М. В. Коркина,
Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко. – М. : Медицина, 1995.
52. Косарецкая, С. В. О неформальных объединениях молоде- жи. [Текст] / С. В. Косарецкая. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
53. Коэн, А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. [Текст] / А. Коэн. // Социология сего- дня. – М. , 1965.
54. Курбатова, Т. Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей [Текст] : автореф. дисс. … канд. / Т. Н. Курбатова. – Л. , 1981.
55. Ланцова, Л. А. Социологическая теория девиантного пове- дения. [Текст] / Л. А. Ланцова, М. Ф. Шурупова. // Социально- политический журнал. – 1993. – № 4.
56. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. [Текст] /
А. Н. Леонтьев. – 3-е изд. – М. : изд-во Моск. ун-та, 1972.
57. Ли, Д. А. Преступность как социальное явление. [Текст] /
Д. А. Ли. – М. , 1997.
58. Лифтон, Дж. Нацистские врачи: медицинское убийство и психология геноцида. [Текст] / Дж. Лифтон // www.africana.ru
/racism/ index.htm.
59. Личко, А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подро- стков. [Текст] / А. Н. Личко. – Л. : Медицина, 1983.
60. Лунев, В. В. Преступность XX века: Мировые, региональ- ные и российские тенденции. [Текст] / В. В. Лунев. – М. , 1997.
61. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей. [Текст] /
А. С. Макаренко. // Соч. в семи томах. – Т. 4. – М. , 1957.
62. Миньковский, Г. М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы. [Текст] / Г. М. Миньков- ский. // Проблемы ранней профилактики правонарушений несовер- шеннолетних. – М. , 1978.
278 63. Менделевич, В. Д. Психотерапия «здравым смыслом».
[Текст] / В. Д. Менделевич, Д. А. Авдеев, С. В. Киселев. – Чебоксары ,
1992.
64. Менделевич, В. Д. Поведенческие расстройства или девиа- ции поведения? [Текст] / В. Д. Менделевич. //http://www.consilium- medicum.com/
65. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения.
[Текст] / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс, 2001.
66. Менделевич, В. Д. Наркозависимость и коморбилные рас- стройства поведения. [Текст] / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс- информ, 2003.
67. Мозговая, Т. П. Формирование девиантного поведения у подростков (психопатологический и психологический аспекты).
[Текст] / Т. П. Мозговая. // Журнал неврологии и психиатрии им.
С. С. Корсакова. – 2000. – Т. 100. – № 3.
68. Мушинский, В. Н. Социальный инстинкт человека: Причи- ны объединения людей в общество. [Текст] / В. Н. Мушинский. // http://www.ug.ru/civinet.
69. Мягков, И. О. Клинико-психологический аспект патогенеза и коррекции аномального поведения в подростковом возрасте. [Текст]
/ И. О. Мягков, Ю. В. Юров. // Психологические проблемы предупре- ждения педагогической запущенности и правонарушений несовершен- нолетних. – Воронеж : ВГПИ, 1982.
70. Наш проблемный подросток. [Текст] : учеб. пособие. / под ред. Л. А. Реуш. – С-Пб. , 1998.
71. Невский, И. А. Трудный успех. [Текст] / И. А. Невский. – М.
, 1981.
72. Николаева, Е. И. Зависимость эмоциональных реакций че- ловека от негативных переживаний в детстве. [Текст] / Е. И. Николае- ва, В. П. Купчик, А. М. Сафонова А.М. // Психологический журнал. –
1996. – Т. 17 – № 3.
73. Нужный, В. П. Постинтоксикационный алкогольный син- дром. [Текст] / В. П. Нужный, Е. Б. Тезиков, А. Е. Успенский. // Во- просы наркологии. – 1995. – № 2.
74. Осипова, О. С. Девиантное поведение: благо или зло?
[Текст] / О. С. Осипова/ // Социально-политический журнал. – 1998. –
№9.
75. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога обра- зования. [Текст] / Р. В. Овчарова. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
76. Парыгин, Б. Д. Социальная психология как наука. [Текст] /
Б. Д. Парыгин. – 2-е изд., испр. и доп. – Л. : Лениздат, 1967.
279 77. Пирожков, В. Ф. Криминальная психология. [Текст] /
В. Ф. Пирожков. – М. : изд-во «Ось-89», 1998.
78. Петракова, Т. И. Ситуационная мотивация употребления наркотиков у подростков. [Текст] / Т. И. Петракова, Д. Л. Лимонова,
Е. С. Меньшикова. // Вопросы психологии. – 1999. – № 5.
79. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив.
[Текст] / А. В. Петровский. – М. : Политиздат, 1982.
80. Петровский, А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии. [Текст] / А. В. Петровский. // Вопросы психо- логии. – 1984. – № 4.
81. Платонов, К. К. Структура и развитие личности. [Текст] /
К. К. Платонов. – М. : Наука, 1986.
82. Поступной, А. Н. История и современная ситуация: мнение экспертов-наркологов. [Текст] / А. Н. Поступной. // Молодёжь и нар- котики (социология наркотизма) / под ред. В. А. Соболева и
И. П. Рущенко. – Торсинг , 2004.
83. Ратинов, А. Р. Психология личности преступника. Ценност- но-нормативный подход. [Текст] / А. Р. Ратинов. // Личность преступ- ника как объект психологического исследования. – М. , 1979.
84. Ратинов, А. Р. Правовая психология и преступное поведе- ние. [Текст] / А. Р. Ратинов, Г. Х. Ефремова. – Красноярск , 1988.
85. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития личности. [Текст] / Е. В. Руденский. – Новосибирск , 1998.
86. Сергеев, С. А. Молодежные субкультуры в республике Та- тарстан. [Текст] / С. А. Сергеев. // Социс. – 1998. – № 11.
87. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность. [Текст] /
П. В. Симонов, А. М. Ершов. – М. ,1984.
88. Солженицын, А. И. Хочу во всем разобраться сам. [Текст] /
А. И. Солженицын. // Литературная газета. – 1994. – 13 июля.
89. Сологуб, Г. П. Пробуждение личности. [Текст] / Г. П. Соло- губ. – М. : Педагогика, 1987.
90. Социальная психология: саморефлексия маргинальности.
[Текст]: хрестоматия. – М. : ИНИОН РАН, 1995.
91. Социальные отклонения [Текст] / под ред. В. Н. Кудрявцева.
– М. : Юридическая литература, 1989.
92. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубий- ства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художест- венных текстах. [Текст] – М. ,2001.
93. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива. [Текст] /
В. А. Сухомлинский. – М. : Молодая гвардия, 1975.
280 94. Телятникова, Е. Субкультуры – «ростковые зоны» на теле большой» культуры... [Текст] / Е. Телятникова // http://philos.omsk.edu
/sub/postmodern1.htm
95. Тимофеев, Л. Наркобизнес: Начальная теория экономиче- ской отрасли. [Текст] / Л. Тимофеев. – М. , 1998.
96. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования. [Текст] /
Д. Н. Узнадзе. – Тбилиси , 1966.
97. Франкл, В. Психотерапия на практике. [Текст] / В. Франкл.
– С-Пб. , 1999.
98. Чхартишвили, Г. Писатель и самоубийство. [Текст] /
Г. Чхартишвили. – изд. 2-е. – М. , 2001.
99. Шевченко, Ю. С. Психокоррекция: теория и практика.
[Текст] / Ю. С. Шевченко. – М. , 1995.
100. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. [Текст] / Д. Б. Эльконин. // Вопросы пси- хологии. – 1971. – № 4.
101. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального по- ведения личности. [Текст] / В. А. Ядов. // Методологические проблемы социальной психологии. – М. : Наука, 1975.
102. Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического раз- вития детей. [Текст] / С. Г. Якобсон. – М. : Педагогика, 1984.
103. Янг, К. С. Диагноз – Интернет-зависимость. [Текст] /
К. С. Янг. // Мир Интернет. – 2000. – №2.
104. Caffrey S., Muiidy G. (Ed-s). The Sociology of Crime and De- viance: Selected Issues. Greenwich University Press, 1995.
105. Karlssan J.L. Inheritance of creative intelligence. Chicago (111),
Nelson-Hall, 1978. P. 91, 106, 143.
106. Lemert E. M. Some aspects of a general theory of sociopathic behavior //Proceeding of the Pacific Sociological Society.XVI. 1948.P. 24.
281
Приложение
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21
«СЛОВНИК» НАРКОМАНОВ
Барыга
– мелкий торговец наркотиком, который контактирует непо- средственно с наркоманом.
Башня
– голова, психика.
Бульбик
, бальбулятор – курение через бутылку, подобие кальяна.
Бонги
– крошечные кальяны.
Вес
– вощеная бумажка с 1 граммом героина (0,05 грамма доза).
Веревка
– вена.
Винт
– первитин (активизирует психическую деятельность).
Гараж
– колпачок для иглы шприца.
Головки
– верхние побеги марихуаны.
Голова
– корабль с качественной марихуаной.
Гашевый пирог
(гаш или гашек) – смола конопли, которую жуют или добавляют в мучные изделия.
Гильза
, штакет – пустая папироса.
Гепок
– вирусный гепатит или больной этим заболеванием.
Героин
(жаргонные названия) – белый, убойный, большая дурь, чер- ный, коричневый, черняшка, перец, медленный, скучный, грустный, лекарство, слон, гера, герыч, косой, хлеб, наше молоко и другие назва- ния.
Внутривенное введение героина
(жаргонные названия) – ко- лоться, вмазываться, кайфануть, двинуться, ширнуться, обдолбаться, поправляться, задвинуться, заправить трубу и другие названия.
Дерьмо
, вонючка – косяк с плохой коноплей.
Депресняк
– состояние плохого настроения и отсутствие энергии в период отмены наркотиков.
Догоняться
– принять повторную дозу наркотика после того, как первая оказалась неэффективной для получения кайфа.
Доза
, дозняк – дозировка.
Дорожка
:
- отчетливо видная под кожей багрово-красная вена, склеро- зированная из-за постоянных внутривенных уколов;
- насыпанный на стекло или бумагу героин или кокаин, при- готовленный для вдыхания носом.
Дурь
– дурашливое опьянение.
Дырка
, яма:
- место, где продают наркотики;
Барыга
– мелкий торговец наркотиком, который контактирует непо- средственно с наркоманом.
Башня
– голова, психика.
Бульбик
, бальбулятор – курение через бутылку, подобие кальяна.
Бонги
– крошечные кальяны.
Вес
– вощеная бумажка с 1 граммом героина (0,05 грамма доза).
Веревка
– вена.
Винт
– первитин (активизирует психическую деятельность).
Гараж
– колпачок для иглы шприца.
Головки
– верхние побеги марихуаны.
Голова
– корабль с качественной марихуаной.
Гашевый пирог
(гаш или гашек) – смола конопли, которую жуют или добавляют в мучные изделия.
Гильза
, штакет – пустая папироса.
Гепок
– вирусный гепатит или больной этим заболеванием.
Героин
(жаргонные названия) – белый, убойный, большая дурь, чер- ный, коричневый, черняшка, перец, медленный, скучный, грустный, лекарство, слон, гера, герыч, косой, хлеб, наше молоко и другие назва- ния.
Внутривенное введение героина
(жаргонные названия) – ко- лоться, вмазываться, кайфануть, двинуться, ширнуться, обдолбаться, поправляться, задвинуться, заправить трубу и другие названия.
Дерьмо
, вонючка – косяк с плохой коноплей.
Депресняк
– состояние плохого настроения и отсутствие энергии в период отмены наркотиков.
Догоняться
– принять повторную дозу наркотика после того, как первая оказалась неэффективной для получения кайфа.
Доза
, дозняк – дозировка.
Дорожка
:
- отчетливо видная под кожей багрово-красная вена, склеро- зированная из-за постоянных внутривенных уколов;
- насыпанный на стекло или бумагу героин или кокаин, при- готовленный для вдыхания носом.
Дурь
– дурашливое опьянение.
Дырка
, яма:
- место, где продают наркотики;
282
- закрытое место, где чаще всего дают уколоться (например, квартира), охраняется.
Зарастать
– (о вене) состояние вены после частых уколов, наруше- ние ее проходимости.
Канона
– конопля.
Кайф
– состояние опьянения.
Кассета
, чек – название вощеной бумажки с любой дозой героина.
Косуха
– редкое название дозы героина.
Кокнар
(кукнар, кухнар) – измельченная маковая соломка (см. химка).
Корабль
(куча, горка) – бумажный пакет сушеных листьев марихуа- ны со стеблями и семенами, корабль с таким содержанием называется шала.
Клика
– большая компания.
Кода
– кодеин.
Колеса
– таблетки.
Коммуна
– квартира.
Косяк
, курево – самокрутка с марихуаной, т.е. набитая травой.
Курить
– раскуриваться, раскурка.
Кокаин
– (др. название – «зеленая мама», т. е. листья), белая леди, снежок.
Крэк
– курительный кокаин.
Кузьмич
– вываренная анаша (отвар) либо обжаренная на подсолнеч- ном масле.
Куколка
, змея – героин, смешанный с ядовитым веществом.
Кумар
, раскумаривает – первое ощущение приближающихся «ло- мок», в другом значении предвестник кайфа или расслабленности.
Купец
(дилер) – более крупный продавец наркотика, как правило, об- щающийся не с наркоманами, а с барыгами.
Лошадка
– метадон.
Марафет
– название кокаина в трущобах.
Манага
– см. кузьмич, название говорит о том, что добавляется манка.
Марфа
– морфий.
Мул
, ишак – наркодилеры, перевозящие наркотик мелкими партиями.
Мусор
– стебли и семена марихуаны.
Мутить
, замутить – длительный и захватывающий процесс от реше- ния выйти на поиск до момента его употребления.
Наварить
(приварить) кайф – принять непривычно большую дозу.
Напас
– один затяг.
Новобранец
– впервые уколовшийся героином.
283
Омоложение
– специально продуманное пребывание в больнице (дис- пансере) с «промыванием» (дезинтоксикацией), чтобы уменьшить принимаемую дозу.
Отломаться в сухую
– пройти через «ломки» без лекарств, как правило, в заточении (добровольно или нет).
Отморозок
– идиот.
Паук в паутине
– наколка наркомана со стажем.
Перстень
– (чек) одна доза героина.
Пионерка
– трава с табаком.
Путешествие
– возникает при приеме психомиметиков.
Пирог
, жвачка – прессованные листья с марихуаной.
Проводник
– опытный наркоман.
Психостимуляторы
, амфетамины – чердаки, скорость, вершки, мулька.
Передоз
– слишком большой прием наркотика за один раз, часто со смертельным исходом.
Подсадить
– уговорить кого-либо в первый раз принять наркотик.
Понюшка
– доза наркотика, используемая для вдыхания носом.
Приход
– первый, самый сильный и острый момент действия нарко- тика; кайф наступает тогда, когда приход заканчивается.
Пробить на измену
:
- испытать галлюцинации;
- испытать страх.
Продавать весом
– продавать героин не менее чем по одному грамму.
Препараты индийской конопли
(т. е. разновидности, разные на- звания гашиша – анаши – марихуаны) – план, банг, паль, харас, бханг, ганж, мадхак, драп, шмаль, дурь, киф, чар и др.
Разбодяжить
– разбавить наркотик для перепродажи.
Ракета
– чистая трава в папиросе типа «Беломорканал».
Рецидив
– возобновление приема наркотиков после лечения.
Солома
– нижние побеги марихуаны, не содержащие психоактивных веществ.
Стекло
– ампулы.
Сквоты
– брошенные дома, квартиры.
Сесть в систему
– испытать физическую зависимость от наркоти- ка, требующую постоянного увеличения дозы.
Сесть на иглу
– начать колоться.
Стрелка
(в широком смысле) – место встречи.
284
Стрелкануться
– назначить встречу.
Тормозок
– фильтр.
Торчать
– постоянно принимать наркотик.
Торчок
– наркоман (нарик).
Торкнуло
, зацепило, потащило – наркотик начал действовать.
Урда
– выжимки из семян конопли и мака.
Ханка
– млечный сок из масличного мака (черная – высыхая, молоко становится темно-коричневым).
Химка
– размоченная в ацетоне анаша, которую подсушивают и курят.
Фиксер
– больной на игле.
Центр
– вена на внутренней поверхности локтевого сустава.
Черное
– отвар маковой соломки (используют уксус и ацетон).
Шприц
(его названия) – баян, боинг, скрипка, машинка, шар(а).