Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 789

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

258
Литературные герои, киногерои способны составить условную референтную группу, играющую, как известно, решающую роль в вы- боре идеалов, образцов поведения, в активизации процесса самовоспи- тания, что особенно важно в подростковом, юношеском возрасте. Ху- дожественные образы воздействуют не только на осознаваемые регу- ляторы поведения, но и на неосознаваемые, которыми являются пси- хическое заражение, внушение, подражание, идентификация.
Столкновение характеров, позиций, точек зрения, сложные жиз- ненные коллизии художественного произведения дают возможность выявить и закрепить нравственные ценности, примерить их к себе, сформировать убеждения, нравственные оценки и самооценки, без чего невозможно формирование нравственного сознания.
Переживание добра и зла, благородных и бесчестных поступков героев воспитывает и закрепляет нравственные чувства, решая тем самым сложнейшую и тончайшую проблему воспитания чувств.
И, наконец, важнейшая и невосполнимая функция искусства – это воспитание эмпатии, чувства сопереживания, сочувствия другому существу, одно из высших психических свойств и состояний, прису- щих сугубо человеку.
Из всех перечисленных функций нравственного воспитания, реализуемых искусством, одной из самых важных и сложных является, пожалуй, развитие эмпатии, чувства сопереживания, сострадания, со- чувствия.
В библиотеку, предназначенную для чтения подростка, должны быть включены произведения, пронизанные глубоким гуманизмом, состраданием ко всему живому, которые будят добрые чувства, жела- ние помогать слабым. Глубокий отклик в душах ребят оставляют про- изведения А. П. Чехова «Каштанка», И. С. Тургенева «Муму», «Белый
Бим – Черное Ухо» В. Троепольского.
Чувства сострадания, сопереживания, которые рождаются при чтении этих произведений, несовместимые любыми проявлениями жестокости ни по отношению к человеку, ни по отношению к живот- ному. Лучший способ предупреждения насильственных жестоких пре- ступлений против личности должен заключаться не в страхе перед на- казанием, а в воспитании доброты, гуманистических чувств, внутрен- ней невозможности причинить боль другому.
Роль искусства, художественной литературы трудно заменить какими-либо другими воспитательными воздействиями, с их помощью происходит социализация, очеловечивание самой тонкой и глубинной сферы человеческой психики, сферы чувств, эмоций.

259
Приобщение к чтению, использование воспитательного заряда художественной литературы должны, прежде всего, осуществляться через целостный художественный образ, оказывающий сильное эмо- циональное воздействие на душу юного читателя. К сожалению, не всегда преподавание литературы, знакомство с произведением искус- ства осуществляется таким образом, чтобы, прежде всего, влиять на мир чувств и эмоций детей и юношества. Очень остро и актуально по- ставлена эта проблема Ю. Нагибиным на страницах «Литературной газеты». «Нет большой беды, – считает писатель, – если младшекласс- ник не ответит на вопросы, сопутствующие каждому рассказу, стихо- творению, отрывку в книге для школьного чтения, а старшеклассник запутается в анализе многомудрого романа. Но велика беда, если ма- лыш не заплачет над Жучкой, попавшей в колодец, подросток не влю- бится в Наташу Ростову и не вообразит себя хоть на миг Андреем Бол- конским, а юноша не обомрет над пушкинской или лермонтовской строкой».
Лучшие образцы отечественной и зарубежной литературы таят огромные возможности в воспитании юношества. И важным условием реализации этих возможностей является преодоление формализма в преподавании литературы, отказ от формалистских аналитических приемов, бездушно расчленяющих живой образ художественного про- изведения и тем самым лишающих искусство его чудодейственной способности благотворно влиять на юные души.
Итак, формирование нравственного сознания, ценностно- нормативных представлений несовершеннолетних, целенаправленно осуществляющееся школой, ведется путем разнообразных организо- ванных педагогических воздействий на уроках, во внеурочной и во внешкольной воспитательной работе, путем организации насыщенного полезными делами и интересами свободного времени, за счет форми- рования и направления читательских, зрительских и музыкальных вку- сов учащихся.
Однако более углубленное изучение условий семейного и школьного воспитания несовершеннолетних правонарушителей пока- зывает, что их социальная и педагогическая запущенность обусловли- вается не только семейным неблагополучием, но и тем, что в школе далеко не в полную силу используется возможный арсенал средств и методов целенаправленного педагогического воздействия на личность учащихся.
У несовершеннолетних правонарушителей существенно сужен круг полезных интересов, свободное время они предпочитают прово- дить в бессодержательном общении с товарищами, в бесцельном гуля-


260 ний по улицам или бессистемном, всеядном просмотре теле- и кино- фильмов. Лишь 31% из несовершеннолетних правонарушителей увле- каются чтением, тогда как среди благополучных таких ребят в 2,5 раза больше. Однако их литературный вкус, как и зрительский, не сформи- рован, чтение также бессистемно и не направляется взрослыми, они предпочитают в основном приключенческую и детективную литерату- ру. Причинами неразвитого читательского и зрительского вкуса, от- сутствия потребности в чтении является как безучастность семьи в этом вопросе, так и недостатки школьного воспитания, просчеты в преподавании литературы в школе.
Воспитательный процесс в школе требует существенного пере- смотра, как своей организационной, так и содержательной стороны.
При этом вряд ли поможет возвращение к идее «классной дамы», ос- вобожденного классного руководителя, поскольку воспитание вне дея- тельностного подхода, скорее всего, превращается в надсмотр.
Однако, также очевидно, что и современный институт классных руководителей, функции и обязанности которых непомерно раздуты, не способен справляться с проблемами воспитания на современном уровне. В опытно-экспериментальной практике передовых школ ве- дется работа по поиску принципиально новых форм организации вос- питательного процесса, по его профессионализации, с одной стороны, и разгрузки воспитателя от многочисленных и часто противоречащих друг другу функций – с другой,
Половое воспитание подростка
Приходится с сожалением констатировать и тот факт, что со- временная психолого-педагогическая наука и практика совершенно неоправданно недооценивают остроты проблем полового воспитания и межполовых отношений юношества. Известно, что эти проблемы все- гда были достаточно актуальными: стоит пересмотреть дореволюци- онную литературу по вопросам полового воспитания, например, книгу
Н. Е. Румянцева «Проблемы полового воспитания с психологической точки зрения», изданную в Санкт-Петербурге в 1914 году, чтобы убе- диться, что и ранняя половая жизнь, и венерические заболевания в то время были достаточно распространены даже среди таких элитных слоев молодежи, как студенты московского университета. И эти факты уже тогда заставляли представителей психолого-педагогической науки настойчиво искать пути, стратегию и тактику полового воспитания юношества.
Данная проблема, безусловно, значительно обострилась в со- временных условиях, чему способствуют следующие факторы.


261
-
Акселерация детей (более раннее физическое и половое со- зревание, которое сейчас, как известно, наступает на 1,5-2 года рань- ше, чем это было 10-15 лет назад, что, в свою очередь, приводит к об- разованию своеобразных «ножниц» между физической, половой и со- циальной зрелостью юношества).
-
Заметное изменение этики сексуальных отношений: нормы, регулирующие половые отношения мужчины и женщины, стали менее жесткими. Сейчас не подвергаются в такой степени, как раньше, обще- ственному осуждению добрачные связи, внебрачное рождение ребен- ка, разводы, повторные браки. Это послабление общественной морали прекрасно сознается молодыми людьми, и методы полового воспита- ния, основанные на простых запретах, сейчас малоэффективны.
-
Немаловажные изменения в содержание, формы и методы полового воспитания вносит также эмансипация женщины. Новые об- щественно-экономические функции, которые выполняет современная женщина, повлекли за собой перестройку семейных отношений, фор- мируют новые представления о мужественности и женственности, но- вые стили, эталоны мужского и женского поведения.
-
Чрезвычайно усугубляет ситуацию в сфере полового созре- вания и подготовки молодежи к семейной жизни социокультурный разрыв, который наметился между поколениями детей, родителей и прародителей. Неприятие и непонимание современных межполовых этических норм, нетерпимость к современным сексуальным «новшест- вам», которые принесло время, отдаляют молодых людей от старших членов семьи, что затрудняет вхождение молодых во взрослую жизнь и решение ими многих сложных вопросов интимной жизни,
-
Нельзя недооценивать также эротизирующей роли совре- менного искусства: кино, телевидения, эстрады, которые достаточно откровенными сценами будят сексуальные инстинкты молодежи, под- талкивают к преждевременной ранней половой жизни.
Безусловно, все эти обстоятельства нельзя не учитывать, когда речь идет о половом воспитании юношества. Психология и педагогика обязаны дать ответ: как сегодня, в условиях изменяющихся взглядов на взаимоотношения полов, акселерации детей вести половое воспита- ние юношества? Какие задачи в этом отношении должны быть постав- лены в семье, школе? Наверное, прежде всего, это должно быть, с од- ной стороны, предупреждение ранней половой жизни подростков и юношества, а с другой – сокращение разрыва между социальной и фи- зиологической зрелостью, преодоление социальной инфантильности юношества, воспитание способности нести ответственность за свою любовь и её последствия.


262
Какие же методы и формы полового воспитания, на наш взгляд, наиболее приемлемы для достижения поставленных целей?
Во-первых, в этой сфере воспитания нельзя особенно уповать на массовые формы просвещения – лекции, публичные выступления вра- чей, психологов и т. д. Столь интимная сторона жизни человека – не предмет публичного обсуждения, это тема доверительного разговора старшего близкого человека, учителя с юношей, девушкой. И непре- менным условием такого разговора является нравственный авторитет наставника, его уважение к внутренней жизни подрастающего челове- ка. И, тем более, абсолютно противопоказаны публичные разбиратель- ства интимных сторон жизни молодых людей на различных комисси- ях, педсоветах и т. д., что, к сожалению, еще порою имеет место в практике воспитательно-профилактической работы с несовершенно- летними. Как бы ни беспокоило взрослых людей, воспитателей, роди- телей неправильное и даже аморальное поведение несовершеннолет- них, всякие публичные разбирательства, предание широкой огласке интимных подробностей только усугубляют положение дел, лишают молодых людей последних остатков стыдливости, целомудрия, закре- пляют цинизм и безразличие к общественному мнению, голосу внут- реннего чувства.
Сублимация пробуждающихся в подростковом и раннем возрас- те половых инстинктов в различные виды интеллектуальной и физиче- ской активности – надежнейший путь снижения юношеской гиперсек- суальности и повышения творческого созидательного потенциала под- ростка, юноши. Фрейдовская теория сублимации инстинктивных вле- чений имеет непосредственное отношение к теории и практике поло- вого воспитания юношества, поскольку указывает, что развитие разно- сторонних интересов и деятельности в этом возрасте прямо связаны с психосексуальным здоровьем. И наоборот, бездеятельность, отсутст- вие интересов, серьезной физической и интеллектуальной нагрузки оказывают развращающее воздействие в период полового созревания.
Подростковый возраст время первой влюбленности, которая требует особого такта со стороны взрослых. Первая ранняя влюблен- ность подростка внушает учителям, родителям тревогу, опасения. Но не нужно забывать, что первое робкое чувство влюбленности способно стать мощным фактором самовоспитания, самосовершенствования, и, кроме того, как это ни парадоксально на первый взгляд, может, напро- тив, сдерживать начало ранней половой жизни. Как показывают ис- следования психологов, в частности, – известная работа П. П. Блон- ского «Очерки детской сексуальности», юношеская любовь носит ро-


263 мантический характер, и объект идеальной любви подростка не пере- носится в сферу секса [14].
Прежде всего, необходимо преодоление социальной инфан- тильности и безответственного отношения молодых людей к судьбе своей избранницы, избранника, к своей семье, формирование способ- ности самостоятельно вести свой дом, строить бюджет, нести груз се- мейных обязанностей. Однако при этом не менее важно, чтобы этот груз не был непосильным. Молодая семья нуждается в особом внима- нии и помощи в виде долгосрочных кредитов для приобретения перво- очередных покупок, в предоставлении временного, на первый случай, жилья – «малосемеек», строительстве молодежных жилищных ком- плексов, что сейчас начинает получать все большее распространение, в создании условий для семейного отдыха, как в выходные дни, так и в отпуске. Решение этих проблем помогло бы снять чувство страха пе- ред семейными обязанностями у значительной части молодежи, пред- почитающей прочной семье ни к чему не обязывающие знакомства и беспорядочные половые связи.
Многочисленные публикации и дискуссии, проведенные по этим проблемам в периодической печати, показывают, что в идеале современная женщина должна сочетать интеллектуальные и деловые качества с мягкостью и женственностью, уметь модно и красиво вы- глядеть и быть одновременно хорошей хозяйкой. Понятно, что столь универсальные свойства женщины в свою очередь диктуют и новые требования к личности мужчины. От мужчины ждут не только сильно- го характера, надежности, но и большей тонкости, деликатности, обу- словливающих взаимопонимание в семье, помощь жене в хозяйствен- ных делах, в решении жизненных проблем.
Так выглядят сегодня идеальные представления, идеальные портреты мужчины и женщины, однако на практике нередко встреча- ются самые различные отклонения от этих идеальных представлений.
В одном случае эти представления проявляются в излишней маскули- низации женщин и феминизации мужского поведения, в другом – в чрезмерной приверженности прежним образцам, когда мужчине отво- дилась только мужские дела, а женщине – женские.
Как показывают исследования психологов, в понимании женст- венности между мальчиками и девочками существуют довольно зна- чительные различия. Мальчики акцентируют свое внимание на качест- вах, отражающих специфическую роль женщины как матери. Пред- ставления же девочек о женственности затрагивают более широкий круг проблем, но они менее реалистичны.

264
В то же время заметные различия выявились в характеристике старшеклассниками мужчин. Девочки характеризуют мужчин в основ- ном как «помощника» жены по хозяйству. В описаниях же мальчиков мужчине отводится лишь необязательная роль помощника жены.
Практически никто из них не отметил таких качеств взрослого мужчи- ны, как ответственность за семью, чувство долга перед женой и деть- ми.
Как видим, уже в школьные годы выявляются заметные проти- воречия между мальчиками и девочками в представлениях о социаль- но-ролевых функциях и семейных обязанностях супругов. В дальней- шем эти противоречия обостряются и служат поводом для семейных ссор, конфликтов, расшатывающих молодую семью.
Совершенно очевидно, что необходимо сохранение в школьной программе специального курса, преследующего цель подготовки уча- щихся к семейной жизни, что должно сыграть свою положительную роль в вопросах полового воспитания юношества. Этим вопросам, в свою очередь, должно уделяться немалое внимание и во внеурочной воспитательной работе. Внеклассные занятия в виде диспутов, бесед, обсуждений проблем супружеской жизни, мужественности и женст- венности, семьи, любви, брака способствуют осознанию молодыми людьми своих будущих ответственных гражданских ролей мужа, же- ны, отца, матери.
Одной из важных задач полового воспитания является подчине- ние инстинктивного полового влечения высшим духовным ценностям.
Древние греки делили чувства на любовь – «Эрос», в основе которой лежит сексуальное влечение, и любовь – «Агапе», предполагающую духовную близость людей. По мере духовного взросления человек подчиняет инстинктивные половые влечения высшим нравственным ценностям, предпочитая, прежде всего, стремление к внутренней бли- зости с любимым, сознанию близости интересов.
А. С. Макаренко писал, что без опыта любви, приобретенной в родительской семье, любви к отцу, матери, брату, сестре трудно сфор- мировать опыт половой любви. Для молодых людей особое значение имеет опыт внутрисемейных отношений матери и отца, наглядный пример, демонстрируемый родителями, а также людьми, выступаю- щими в роли воспитателей, педагогов.
Особенно остро этот вопрос стоит в воспитательной работе с
«трудными», педагогически и социально запущенными подростками из неблагополучных семей, родители которых подходят к решению этих сложных проблем воспитания либо антипедагогично, неправиль- но, либо, что еще хуже, демонстрируют детям образцы аморального