Файл: Методическое пособие Дуйшон Шаматов, Зумрад Катаева, Джейсон Спаркс, Аида Сагинтаева НурСултан Высшая школа образования Назарбаев Университета, 2022..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Высшая школа образования Назарбаев Университета
33
тов. При этом рубрика поддерживает оценку как обучение: студенты могут видеть, что важно и на чем следует сосре- доточить свои усилия в обучении. Образец рубрики оцени- вания см. в Приложении 2.
• Достаточно ли выделенного времени (аудиторного и внеа- удиторного) для выполнения задания?
• Позволит ли формат оценивания преподавателю своевре- менно предоставлять студентам обратную связь? Если нет, то как следует пересмотреть структуру оценивания?
• Как будет проводиться оценивание – оффлайн или онлайн?
• Сколько баллов будет выставлено, если работа сдана не во- время?
• Как сделать запрос о пересдаче?
• Как будет оцениваться групповая работа?
Ответы на эти и другие вопросы по организации курса должны быть даны в силлабусе. Например, ожидается, что студенты будут посещать лекции и семинары, участвовать в занятиях, вовремя за- полнять отчеты и сдавать экзамены. Или, например, запланирован экзамен в конце семестра по окончании курса, а также заключи- тельный экзамен для каждого модуля (рубежный контроль).
Количество заданий должно быть рациональным; как прави- ло, оценка любого задания не должна составлять более 50% ито- говой оценки.
Очень важно разъяснять студентам, что следует понимать оценку не как окончательный приговор, а как возможность выяв- ления путей самосовершенствования и достижения определённо- го уровня.
Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
34
Ниже приводятся примеры политики оценивания из сил-
лабусов, разработанных преподавателями ВШО НУ.
Пример 1. Политика оценивания по курсу «Профессионализм учителя»
Пример 2. Политика оценивания по курсу «Контекстуализация реформы образования в Казахстане и за рубежом»
№ Описание
Вес оценки в
общей, %
Согласовано с
результатами
обучения, №
Сроки
сдачи
1
Посещаемость и участие в занятиях
10%
1, 2, 4, 5, 6 2
Критические рефлексии
20%
5, 6 3
Групповая презентация о профессии учителя в Казахстане
30%
1, 2, 4, 5, 6 4
Эссе «Моя профессиональная история»
40%
2, 3
№ Описание
Вес оценки в
общей, %
Согласовано
с РО, №
Сроки
сдачи
1
Посещаемость и участие:
1.1. Участие и обсуждение
1.2. Рефлексии на платформе
Moodle
5%
15%
1, 2, 3, 4 2
Обзоры сектора образования – групповая работа
15%
1, 2, 4 3
Групповой проект (презентация казахстанской системы образования и реформ)
25%
1, 2, 3, 4 4
Самооценка и коллегиальный анализ группового проекта/
Индивидуальный обзор презентации
5%
2, 3, 4 5
Письменное задание
35%
2, 3, 4
Высшая школа образования Назарбаев Университета
35
Ниже мы предлагаем практическое упражнение.
Упражнение 5. Заполните таблицу, описывая свои методы
оценивания
В каждом задании по курсу должно быть указано, на какой результат обучения студенты будут ориентироваться.
Описание заданий
В этой части силлабуса должны быть четко описаны каждое за- дание и требования к студентам, включая количество слов, сроки и способы отправки своего задания (например, через Moodle или по электронной почте).
Ниже приводятся примеры описания заданий из силлабу-
сов, разработанных преподавателями ВШО НУ.
Пример 1. Описание заданий по курсу «Методы исследования»
Посещение занятий и участие (10%)
Требуется регулярное посещение занятий, ожидается, что студент не будет отсутствовать без уважительной причины.
Студенты также будут оценены за участие в повседневной деятельности в аудитории. Участие включает обмен идеями в групповых дискуссиях, постановку соответствующих во- просов, размышление о литературе по курсу, развитие своих собственных и чужих идей, а также сотрудничество с другими студентами.
Количественный исследовательский проект (15%)
Студенты должны будут разработать и провести пилотное ис- следование по количественным методам по выбранной теме, которое будет включать разработку вопросов исследования, сбор и анализ небольшого количества данных. Цель данного
№ Описание
Вес оценки в
общей, %
Согласовано с
результатами
обучения, №
Сроки
сдачи
Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
36
задания – дать студентам возможность получить опыт прове- дения исследования. Этот проект должен быть выполнен с 1 сентября по 30 октября.
Качественный исследовательский проект (15%)
Студенты должны будут разработать и провести пилотное ис- следование по качественным методам по выбранной теме, которое будет включать разработку вопросов исследования, сбор и анализ небольшого количества данных. Цель данного задания - дать студентам возможность получить опыт прове- дения исследования. Этот проект должен быть выполнен с 1 сентября по 13 октября.
Тест (20%)
Заключительный экзамен в форме теста будет состоять из 40 вопросов, охватывающих материалы источников и лекций.
Студенты должны будут продемонстрировать способность применить знания о методах сбора и анализа данных, крити- чески рассмотреть этические проблемы в образовательных исследованиях, выбрать соответствующие научно-исследо- вательские проекты и методы для исследования конкретного вопроса, уметь критически обсуждать теоретические и мето- дологические вопросы в педагогических исследованиях. Дата заключительного экзамена – 29 октября.
План исследования (40%)
Мы рекомендуем студентам развивать контекстные и потен- циально выполнимые проекты. Студенты должны будут со- ставить предложение о проведении исследований по проекту в рамках курса, в котором содержится пошаговый план про- ведения исследования, представлены намерения исследова- теля, цель предполагаемого исследования и обоснована его важность. Предложение о проведении исследования в целом включает в себя введение, объясняющее значение исследова- ния, краткий обзор литературы, объяснение и обоснование ис- пользуемых методов сбора и анализа данных, рассмотрение этических вопросов, а также график работы с ожидаемым рас- ходом бюджета. Краткое описание разделов исследователь- ского проекта предоставляется в конце плана.
Это задание должно быть выполнено в неаудиторное время.
Предложение на исследование должно быть набрано с двой-
Высшая школа образования Назарбаев Университета
37
ным интервалом в Times New Roman размером шрифта 12, в соответствии со APA-стилем
5
. Объем этого исследовательско- го проекта составляет 3000 слов (плюс/минус 20%, список ли- тературы и приложения не включены). Задание должно быть представлено в режиме онлайн через Moodle 20 декабря.
Пример 2. Описание заданий по курсу «Профессионализм учителя»
Посещение занятий и участие (10%)
Курс переведен в онлайн режим. Преподавание включает со- четание синхронного (например, Zoom, Adobe Connect) и асин- хронного обучения (например, Moodle, сообщения по элек- тронной почте и др.). Студенты обязаны активно участвовать онлайн, в дискуссионных группах и интерактивных сессиях.
Активность студентов будет оцениваться по следующим кри- териям: подготовка и участие во время занятий; обмен идея- ми в групповых дискуссиях и постановка соответствующих вопросов; умение делиться собственными идеями и идеями других, готовность работать в сотрудничестве с другими; ре- акции на прочтенную литературу; готовность участвовать в онлайн-обучении; вдумчивые и конструктивные ответы как в ходе обсуждения, так и в письменном виде. Пожалуйста, сооб- щите о невозможности присутствовать на сессии, преподава- телю и членам группы.
Критические размышления (15%)
Студенты должны вести рефлексивные журналы. Поскольку студенты берут на себя ответственность за свое обучение и развивают свои собственные идеи, рефлексивные журналы способствуют независимому обучению. Они также будут слу- жить каналом связи между преподавателем и студентами.
Предпочтительно, чтобы студенты фиксировали свои размыш- ления на заданные темы на ежедневной основе. В целом, они должны будут представить 3 критических размышления (см. график сдачи) объемом от 300 до 500 слов каждое. Препода- ватель предоставит конструктивную обратную связь по раз-
5
Стиль APA (American Psychological Association Style) – стиль оформления научных публикаций и академических работ. Ознакомиться с действующим 7-м изданием (2019 г.) можно ознакомиться на официальном сайте https://apastyle.apa.org
Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
38
мышлению 1, в то время как студенты должны получить об- ратную связь от своих сокурсников по размышлениям 2 и 3 и представить свои размышления с отзывами своих одногрупп- ников. Отзыв может составлять от 200 до 500 слов. Во время занятия будут предоставлены дополнительные рекомендации по ведению рефлексивного журнала. Акцент будет сделан на критическом размышлении и аналитическом письме.
Групповая презентация по профессии педагога в Казахстане (30%)
Студенты формируют группы из 4-х человек, в составе кото- рых должны разработать 15-минутную презентацию (с после- дующим 15-минутным обсуждением) со ссылкой на одну из концепций/тем, рассмотренных на предыдущих занятиях (см. предварительные темы в расписании курса). Студенты будут изучать данные темы/концепции и связывать их со своими собственными контекстами и опытом. Презентации должны быть основаны на рекомендуемых источниках, а также до- полнять их. Цель заданий – научить студентов консолиди- ровать и синтезировать свои знания из собственного опыта, мероприятий и задач на протяжении всего курса. Студенты должны продемонстрировать глубокое понимание концепций и теорий профессиональной идентичности и профессиона- лизма и обосновать их в казахстанском контексте. Студенты могут описать любой аспект профессии учителя в Казахстане и высказать свои предложения по ее улучшению. Студенты могут использовать небольшие эмпирические исследования для поддержки своих аргументов. Докладчики должны прово- цировать аудиторию на увлекательную дискуссию, дебаты и полемику, а не просто читать подготовленные слайды или лек- ции. Групповые презентации будут проведены утром 4 июня
2020 года.
Письменное задание «Моя профессиональная история» (40%)
Это заключительное задание курса. Студенты будут размыш- лять о своем профессиональном развитии и составлять ав- тобиографии, которые должны отражать богатство их опыта и убеждений как учителя. Они выявят личности или критиче- ские инциденты, которые значительно повлияли на понима- ние профессионального становления учителя. Ожидается, что студенты свяжут свои истории с концепциями и теориями про- фессиональной идентичности и профессионализма. Задания
Высшая школа образования Назарбаев Университета
39
должны быть написаны академическим языком максимально четко и грамотно. Объем – 2000-3000 слов. Задания должны быть представлены до установленного срока. Окончательный вариант выполненного задания должен быть отправлен он- лайн через Moodle до 23:55 вечера 21 июня 2020 года. За не- своевременную подачу будет применен штраф.
Ниже предлагается практическое упражнение.
Упражнение 6. Дайте описание каждого задания для Вашего
курса, используя вышеприведенные идеи и примеры
1.
2.
3.
Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
40
Политика курса отражает педагогические ценности препода- вателя и ориентирует студентов в аудитории и вне ее. В соответ- ствии с передовой практикой преподавания и обучения описание политики курса обычно представлено следующим образом:
• Академическая честность
• Посещаемость и участие в занятиях
• Поддержка благополучия студентов
• Поздняя сдача задания/пересдача экзаменов
• Использование ноутбуков и мобильных устройств связи
• Инклюзивность
• Условия для сдачи заданий/экзаменов студентами с
особыми потребностями
Академическая честность
Одно из самых важных условий – четкое обоснование позиции относительно академической честности. Важно также конкрет- но определить допустимые нормы поведения во время изучения данного курса, так как требования на разных курсах могут отли- чаться. В силлабусе должны быть приведены ссылки на полити- ку университета в отношении академической честности. Должно быть предоставлено объяснение, что разрешено и что запрещено в отношении сотрудничества между студентами и/или внешней помощи студенту для каждой оцениваемой работы. Обратите внимание, что политика университета не допускает совместную работу, если это специально не разрешено преподавателем. Поэ- тому студенты должны иметь четкое представление о приемлемом
7. ПОЛИТИКА КУРСА
Высшая школа образования Назарбаев Университета
41
сотрудничестве и помощи. Студенты также должны быть инфор- мированы об отчетности по поводу возникшего сотрудничества и оказываемой помощи.
Посещаемость и участие в занятиях
Важность посещаемости и активность студента на занятиях должны обязательно быть отражены в силлабусе:
1. Сформулируйте политику в позитивном ключе, подчеркнув ценность посещаемости и участия в обучении.
2. Точно укажите, сколько занятий разрешено пропустить, включив информацию о вычете баллов за пропуски (если применимо).
3. Опишите обстоятельства, при которых отсутствие будет оправдано (например, командное мероприятие в вузе, меди- цинская или семейная чрезвычайная ситуация и т. д.), и как неоправданное отсутствие повлияет на итоговую оценку.
4. Объясните, как и когда студенты должны уведомить Вас и/
или других ответственных лиц об отсутствии на занятиях.
5. Четко сформулируйте ожидания в отношении участия сту- дента в занятиях и объясните, как оно будет оцениваться и влиять на итоговую оценку. Если оценивание участия сту- дента в занятиях составляет более 10% от итоговой оцен- ки, используйте рубрику для оценивания и обратной связи, поделитесь ею со студентами заранее.
Поддержка благополучия студентов
Силлабус может содержать положительный «сигнал» о готов- ности преподавателя поддержать студента и включать раздел с ин- формацией о службах поддержки, включая прямые ссылки и кон- тактную информацию. Студенты также должны быть уверены, что могут обратиться к преподавателю с вопросами или за помощью.
Поздняя сдача задания/пересдача экзаменов
Возможность пересдачи задания/экзамена должна быть отра- жена в силлабусе, например: «Если Вы хотите, чтобы Ваша оценка была пересмотрена, все запросы на пересдачу должны быть пред- ставлены в течение одной недели после выставления оценок. По-
Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения
42
сле запроса на повторную сдачу задания/экзамена, пожалуйста, запишитесь на встречу со мной, чтобы обсудить Ваше задание и оценку. Пожалуйста, дайте мне минимум 48 часов между Вашей просьбой о пересдаче и нашей встречей. Исключения могут при- меняться согласно политике университета по крайним срокам по- дачи заявок на пересдачу».
Использование ноутбуков и мобильных устройств связи
Политика в отношении использования ноутбуков и мобильных устройств связи в аудитории должна быть четко регламентирова- на необходимостью для процесса обучения. Это может зависеть от политики университета и/или решения самого преподавателя.
Инклюзивность образования
Комитет по особым образовательным потребностям НУ, как правило, разрабатывает стандартный текст, рекомендуемый для включения во все силлабусы курсов, преподаваемых в универси- тете. В данном параграфе рассматриваются любые требования к изменениям формата обучения, сдачи заданий/экзаменов, харак- терные для инклюзивного образования.
Включение заявления о разнообразии в силлабус может сигна- лизировать о приверженности преподавателя принципам инклю- зивного обучения - создания благоприятного климата для всех сту- дентов. Рекомендуем рассмотреть следующие вопросы:
• Как признается и ценится разнообразие на курсе? Напри- мер, есть ли гарантии, что голос каждого студента будет услышан? Используются ли различные примеры для иллю- страции концепций? Есть ли рекомендации по проведению дискуссий?
• Как разнообразие, представленное в содержании курса, может быть преимуществом для обучения?
• Как будут обсуждаться вопросы, связанные с разнообрази- ем? Например, затрагиваются ли, явно или косвенно, чув- ствительные или спорные темы, связанные с разнообра- зием и инклюзией? Как студенты из разных социальных и культурных слоев могут реагировать?
Высшая школа образования Назарбаев Университета
43
• Проводится ли сбор информации от студентов о климате в аудитории, т.е. в какой степени они чувствуют себя «вовле- ченными» и каким образом?
• Какие соответствующие ресурсы существуют в университе- те, которые могут быть полезны для студентов?
• Какая политика университета касается разнообразия в университете, на факультете или кафедре?
Несколько советов, которые следует учитывать при заявлении об инклюзии:
• Студенты должны четко понимать, почему инклюзивность важна для преподавателя, как это связано с данным курсом и желаемым климатом в аудитории.
• Все разделы силлабуса также должны отражать привержен- ность принципам инклюзивного обучения.
• Будьте инклюзивны, признавая различные типы разноо- бразия в своем заявлении.
Для поддержки эмоционального и психологического благопо- лучия студентов в силлабусе, как правило, указываются контакты
(номера телефонов и эл. почты) Центра психологической поддерж- ки университета. Преподавателям рекомендуется пройти тренинг по поддержке эмоционального и психологического благополучия студентов. Например, в НУ все новые преподаватели проходят так называемый тренинг-программу «Red Folder» («Красная папка»).
Программа обучает преподавателей и сотрудников, работающих со студентами, распознавать, реагировать и направлять студентов, нуждающихся в поддержке. Полезная информация по самостоя- тельному поддержанию позитивного психоэмоционального состо- яния и контакты психологической службы университета содержат- ся в красных папках и доступна на кампусе для всех желающих.