Файл: Учебнометодическое пособие Иркутск, 2009 Федеральное агентство железнодорожного транспорта.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 770
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание38. Вставьте подходящий по смыслу глагол.
1. Деканат будет __ пары. 2. __ благосостояние граждан – главная задача государства. 3. __ звание. 4. __ чужое мнение. 5. __ все силы на решение проблем. 6. __ овощи и фрукты.
Г лаголы на -ить с основой, оканчивающейся в инфинитиве на д, т, з, с, 1 лицо ед. ч. наст. вр. или буд. простого вр. требуют при образовании чередования согласного д/ж, т/ч, т/щ, ст/щ, с/ш, з/ш: стыжу, пылесошу, мощу, гашу, угощу, бужу, сближу, кошу, обращу, мщу, огражу, вешу, повышу, выражу.
Но следующие глаголы не имеют Почемуформы 1 л. ед. ч. наст. вр. или буд. простого вр.: будить, дерзить, дудеть, очутиться, победить, чудить и др.
Задание39. Согласуйте данные глаголы с местоимением «я». Укажите случаи отсутствия формы 1 лица ед.ч.
Лизать, ходить, насадить, колесить, победить, прекратить, ездить, пылесосить, чтить, очутиться, чудить, дудеть, убедить, угораздить.
В озвратный постфикс -ся при образовании форм прошедшего времени (ж., ср. р. и мн.ч.) чередуется с -сь: осталась, осталось, остались, но остался.Принцип выбора
Задание 40. Образуйте формы прошедшего времени женского, среднего рода и мн.ч.
Смешаться, вернуться, оглянуться, вмешаться, удивляться, любоваться.
Задание41. Найдите и исправьте ошибку. Прокомментируйте, какая ошибка допущена.
1. -Одна четвёртая процента призналися, что хоть раз давали взятки.
2. Большинство родителей дают взятки, чтобы их дети обучалися.
3. (Преподаватель и студент во время консультации.)
-
У Вас долги по домашним заданиям? -
Но. Осталися.
4. -Ну, мы в общем хорошо с ним общалися.
Г лаголы типа брызгать, беречь, мочь, печь в 3 лице ед. и/или мн.ч. наст. или буд. простом вр. имеют формы с чередованием: брызжет (г/ж), бережёт (ч/ж), может (ч/ж).
Задание42. Согласуйте данные глаголы с местоимением «он» («она»). Составьте с образованными формами словосочетания или предложения.
Брызгать, двигаться, капать, трепать, хотеть, печь.
Задание43. Исправьте ошибку. Прокомментируйте, какая ошибка допущена. Назовите
часть речи, форму слова.
- Мы живём с этим, хочем мы этого или нет.
Некоторые глаголы со значением состояния не имеют форм повелительного наклонения: жаждать, видеть, слышать, мочь, хотеть.
Задание44. Образуйте формы повелительного наклонения (ед.ч.) следующих глаголов по образцу: бежать – беги; видеть – смотри.
Лечь, трогать, погодить, выйти, выложить, выверить, вынянчить, вычистить, портить, класть; хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать.
5. Трудные случаи употребления имен числительных
В порядковых числительных склоняется только последнее слово.
Например: В две тысячи вторОМ году. Двести третьИМ номером.
В количественных числительных склоняется каждая часть каждого слова.
Например: пятьЮстАМИ семьЮдесятьЮ восмьЮ.
Числительные 40, 90, 100 имеют только 2 формы (сорок – сорокА, сто – стА, девяносто – девяностА).
Задание45. Перепишите, заменяя цифры словами.
-
Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами. -
Библиотека пополнилась в этом году 570 книгами. -
Если к 289 прибавить ½ от 312, то получится….. -
Фруктовый сад разбит на 590 гектарах -
Лагерь находился в 342 метрах от вулкана. -
Остановку сделали на 237 километре. -
В 2005 году я окончил университет. -
В 2000 году я окончил школу. -
Из намеченных 347 домов введено с эксплуатацию только 300. -
Арендатор владел 867га, на 567 выращивал картофель, а на 300 овощи.
Собирательные числительные не сочетаются
-
с названиями женщин (двое студентов, но две студентки), -
с названиями животных, кроме детёнышей (две собаки, но двое щенков), -
с неодушевлёнными существительными, имеющими ед. число (двое саней, трое суток, но две тетради).
Задание46. Раскройте скобки, выберите количественное или собирательное числительное.
-
Он был отец (двух - двоих) детей. -
Навстречу ему шли (три мужчины – трое мужчин). -
У нас в запасе оставалось еще (пять суток - пятеро суток). -
В штабе остались (четыре генерала - четверо генералов). -
У нашей кошки (шесть котят - шестеро котят). -
В нашей группе всего (семь девушек - семеро девушек). -
В семье было (три сына - трое сыновей). -
На столе лежали (две книги – двое книг). -
Радостно встретились после разлуки (три друга - трое друзей). -
Там (три врача - трое врачей) и (три медсестры – трое медсестер).
Числительные, которые оканчиваются на 2, 3, 4 в именительном падеже сочетаются только с существительными в единственном числе.
Например: 22 стула, но 25 стульевОднако в косвенных и (нет двадцати двух стульев)
Существительные, не имеющие единственного числа не должны употребляться в таких конструкциях.
Например: Вместо …22 сутки →22 дня или в течение двадцати двух суток.
Задание47. Перестройте предложения, раскрыв скобки.
-
Приобрели 22 (пассатижи), 23 (ножницы), 24 (клещи), 32 (тиски). -
Продали 22 (гаражные ворота), 34 (брюки), 53 (консервы), 22 (щи). -
У неё в коллекции 22 (духи), а у него 24 (шахматы).
С ледует различать во всех падежах числительные м. р. оба и ж. р. обе. Пример
Задание48. Раскройте скобки:
1. Передать (обе, оба) сестрам.
2. (Оба, обе) супруга недовольны решением суда.
3. (Оба, обе) стороны пришли к согласию.
4. (Оба, обе) преподавательницам подарили цветы.
5. (Оба, обе) сына идут служить в армию.
6. (Оба, обе) девушкам идет военная форма.
7. По (обе, оба) берегам реки красивые леса.
8. В (обе, оба) деревнях есть школы.
9. Вижу (обе, оба) женщин.
Задание49. Просклоняйте числительные с существительными.
Шестьдесят пять процентов; двести сорок три студента; триста восемьдесят четыре книги; девятьсот тридцать семь километров; три тысячи двести пятьдесят шесть рублей; сто девяносто видов; полтора килограмма.
Задание50. Запишите предложения, заменяя цифры словами.
1. Из 149 тестовых заданий абитуриент успешно справился лишь с 75.
2. Газеты сообщили, что за истекший год собрано более 690 тонн зерна.
3. Водоносный слой находится под 580 сантиметрами песка и глины.
4. Радиус окружности равен 422 миллиметрам.
5. Без этих 237 страниц перевода студенты не будут допущены к зачёту.
6. Его имение находилось в 1250 верстах от Петербурга.
7. Эти марки продаются по 85 рублей за штуку.
8. Он уже распорядился полученными 4 675 рублями.
9. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам.
10. Прибыл поезд с 387 экскурсантами.
11. На совещании решался вопрос о248 городских зданиях, нуждающихся в капитальном ремонте.
12. Разность между 87 и 58 составляет 29.
13. К 1778 прибавить 852.
14. От 964 отнять 89.
Задание51. Прочитайте предложения, употребляя числительные и существительные в нужной падежной форме.
1. Вес некоторых грибов достигает (полтора) (килограмм).
2. Объем производства снизился в 5,1 (раз).
3. На 218-м километре произошел размыв железнодорожного полотна.
4. Держите сосуд (оба - обе) (рука).
5. На (оба - обе) (берег) реки расположилась живописная деревушка.
6. Ближайший населенный пункт находится в (полтораста) (километр) отсюда.
7. В результате 868% годовой банковской ставки ваши 110 тыс. руб. становятся 978 тыс. руб.
8. Награждение завода совпало с 850-летием производства этой продукции на Руси.
9. Строительство трех новых линий Петербургского метрополитена планируется завершить к 2015 году.
6. Трудные случаи употребления деепричастийПочему не в глаголе?
Д еепричастия с суффиксом -в(ши) носят оттенок архаичности или просторечности, поэтому нормативны формы с суффиксом -в: вникнув, вымокнув, завянув, замёрзнув, обмякнув, оглохнув, погаснув, промокнув, утихнув и др.
Но спасши, разжёгши, распростёрши и др.
Задание52. От данных глаголов образуйте деепричастия при помощи суффикса -в.
Возникнуть, завязнуть, выпить, сделать, разжечь, иссохнуть, спасти.
Морфологические нормы
Тест № 1
Задание 1. Отметьте существительные, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончание А/Я.
-
веер, фельдшер, доктор, военный лагерь -
госпиталь, порт, ордер, купол -
диспетчер, возраст, сторож,соболь -
крем, сторож, ректор, тренер
Задание 2. Отметьте строчки без ошибок
-
на конференции не было болгаров, армян, грузин, осетин -
на симпозиум пригласили монголов, бурят, осетинов, киргизов -
большой урожай абрикосов, мандаринов, апельсинов, ананасов -
в магазин не завезли абрикос, мандарин, апельсин, ананас
Задание 3. Отметьте строчку, где все существительные женского рода.
-
тюль, барокко, Хельсинки -
боа, невежда, кресло-кровать -
иваси, ООН, вуаль -
США, фламинго, кутюрье
Задание 4. Отметьте предложения, в которых не допущены ошибки, связанные с нарушением морфологической нормы.
-
США начала войну в Ираке. -
Солнечное Сочи всегда привлекало туристов. -
Новая АТС проводит набор сотрудников. -
Многомиллионное Мехико готовится к встрече гостей.
Задание 5. Выберите строчку без ошибок на склонение имён и фамилий.
-
Был знаком с графом Дмитрием Остен-Сакен, с художником Николаем Рерих, с философом Григорием Сковорода, с писателем Бернардом Шоу. -
Восхищался Булатом Окуджавой, Жан-Жаком Руссо, Этель Лилианой Войнич, Эмилем Золя. -
Познакомился с произведениями Пабло Неруда, Абу Али Хусейна Абдаллаха Ибн-Сина, Рюноскэ Акутагавы, Василия Демут-Малиновского. -
Не согласен с Джульеттой Мазиной, Джейн Остин, Рудольфом Вирховым, Карелом Чапек.
Задание 6. Выберите правильный вариант.
-
Письмо со ста пятьюдесятью подписями было отправлено президенту. -
Реформа будет проводиться до двухтысяча седьмого года. -
Лагерь находится в полуторастах километрах от поселка. -
Елена Петровна вырастила семеро детей.?
Задание 7. Выберите правильный вариант.
-
Этот вопрос не представляет интереса для их. -
Благодаря ней мы смогли пойти на экскурсию. -
Это был самый сильнейший аргумент в его речи. -
Вокруг них разгорелся спор.
Задание 8. Укажите строчку, где все глаголы имеют форму 1 лица ед. ч. наст. или буд. вр.
-
телиться, колоситься, убедить, ржаветь -
осыпаться, гаснуть, горчить, победить -
мерцать, зеленеть, цвести, грезить -
знобить, капать, кликать, приурочить
Задание 9. Отметьте предложение, в котором не допущены ошибки, связанные с нарушением морфологической нормы.
-
Он бережёт свои учебники. -
Все ушли, а мы осталися. -
Хватит смотреть телевизор, ляжь спать! -
Я всегда всё на место ложу.