Файл: Учебнометодическое пособие Иркутск, 2009 Федеральное агентство железнодорожного транспорта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 770

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание38. Вставьте подходящий по смыслу глагол.

1. Деканат будет __ пары. 2. __ благосостояние граждан – главная задача государства. 3. __ звание. 4. __ чужое мнение. 5. __ все силы на решение проблем. 6. __ овощи и фрукты.
Г лаголы на -ить с основой, оканчивающейся в инфинитиве на д, т, з, с, 1 лицо ед. ч. наст. вр. или буд. простого вр. требуют при образовании чередования согласного д/ж, т/ч, т/щ, ст/щ, с/ш, з/ш: стыжу, пылесошу, мощу, гашу, угощу, бужу, сближу, кошу, обращу, мщу, огражу, вешу, повышу, выражу.

Но следующие глаголы не имеют Почемуформы 1 л. ед. ч. наст. вр. или буд. простого вр.: будить, дерзить, дудеть, очутиться, победить, чудить и др.
Задание39. Согласуйте данные глаголы с местоимением «я». Укажите случаи отсутствия формы 1 лица ед.ч.

Лизать, ходить, насадить, колесить, победить, прекратить, ездить, пылесосить, чтить, очутиться, чудить, дудеть, убедить, угораздить.
В озвратный постфикс -ся при образовании форм прошедшего времени (ж., ср. р. и мн.ч.) чередуется с -сь: осталась, осталось, остались, но остался.Принцип выбора
Задание 40. Образуйте формы прошедшего времени женского, среднего рода и мн.ч.

Смешаться, вернуться, оглянуться, вмешаться, удивляться, любоваться.
Задание41. Найдите и исправьте ошибку. Прокомментируйте, какая ошибка допущена.

1. -Одна четвёртая процента призналися, что хоть раз давали взятки.

2. Большинство родителей дают взятки, чтобы их дети обучалися.

3. (Преподаватель и студент во время консультации.)

  • У Вас долги по домашним заданиям?

  • Но. Осталися.

4. -Ну, мы в общем хорошо с ним общалися.
Г лаголы типа брызгать, беречь, мочь, печь в 3 лице ед. и/или мн.ч. наст. или буд. простом вр. имеют формы с чередованием: брызжет (г/ж), бережёт (ч/ж), может (ч/ж).
Задание42. Согласуйте данные глаголы с местоимением «он» («она»). Составьте с образованными формами словосочетания или предложения.

Брызгать, двигаться, капать, трепать, хотеть, печь.
Задание43. Исправьте ошибку. Прокомментируйте, какая ошибка допущена. Назовите
часть речи, форму слова.

- Мы живём с этим, хочем мы этого или нет.




Некоторые глаголы со значением состояния не имеют форм повелительного наклонения: жаждать, видеть, слышать, мочь, хотеть.
Задание44. Образуйте формы повелительного наклонения (ед.ч.) следующих глаголов по образцу: бежать – беги; видеть – смотри.

Лечь, трогать, погодить, выйти, выложить, выверить, вынянчить, вычистить, портить, класть; хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать.


5. Трудные случаи употребления имен числительных
В порядковых числительных склоняется только последнее слово.

Например: В две тысячи вторОМ году. Двести третьИМ номером.

В количественных числительных склоняется каждая часть каждого слова.

Например: пятьЮстАМИ семьЮдесятьЮ восмьЮ.

Числительные 40, 90, 100 имеют только 2 формы (сорок – сорокА, сто – стА, девяносто – девяностА).
Задание45. Перепишите, заменяя цифры словами.

  1. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами.

  2. Библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

  3. Если к 289 прибавить ½ от 312, то получится…..

  4. Фруктовый сад разбит на 590 гектарах

  5. Лагерь находился в 342 метрах от вулкана.

  6. Остановку сделали на 237 километре.

  7. В 2005 году я окончил университет.

  8. В 2000 году я окончил школу.

  9. Из намеченных 347 домов введено с эксплуатацию только 300.

  10. Арендатор владел 867га, на 567 выращивал картофель, а на 300 овощи.




Собирательные числительные не сочетаются

  • с названиями женщин (двое студентов, но две студентки),

  • с названиями животных, кроме детёнышей (две собаки, но двое щенков),

  • с неодушевлёнными существительными, имеющими ед. число (двое саней, трое суток, но две тетради).


Задание46. Раскройте скобки, выберите количественное или собирательное числительное.

  1. Он был отец (двух - двоих) детей.

  2. Навстречу ему шли (три мужчины – трое мужчин).

  3. У нас в запасе оставалось еще (пять суток - пятеро суток).

  4. В штабе остались (четыре генерала - четверо генералов).

  5. У нашей кошки (шесть котят - шестеро котят).

  6. В нашей группе всего (семь девушек - семеро девушек).

  7. В семье было (три сына - трое сыновей).

  8. На столе лежали (две книги – двое книг).

  9. Радостно встретились после разлуки (три друга - трое друзей).

  10. Там (три врача - трое врачей) и (три медсестры – трое медсестер).





Числительные, которые оканчиваются на 2, 3, 4 в именительном падеже сочетаются только с существительными в единственном числе.

Например: 22 стула, но 25 стульевОднако в косвенных и (нет двадцати двух стульев)

Существительные, не имеющие единственного числа не должны употребляться в таких конструкциях.

Например: Вместо …22 сутки →22 дня или в течение двадцати двух суток.
Задание47. Перестройте предложения, раскрыв скобки.

  1. Приобрели 22 (пассатижи), 23 (ножницы), 24 (клещи), 32 (тиски).

  2. Продали 22 (гаражные ворота), 34 (брюки), 53 (консервы), 22 (щи).

  3. У неё в коллекции 22 (духи), а у него 24 (шахматы).


С ледует различать во всех падежах числительные м. р. оба и ж. р. обе. Пример
Задание48. Раскройте скобки:

1. Передать (обе, оба) сестрам.

2. (Оба, обе) супруга недовольны решением суда.

3. (Оба, обе) стороны пришли к согласию.

4. (Оба, обе) преподавательницам подарили цветы.

5. (Оба, обе) сына идут служить в армию.

6. (Оба, обе) девушкам идет военная форма.

7. По (обе, оба) берегам реки красивые леса.

8. В (обе, оба) деревнях есть школы.

9. Вижу (обе, оба) женщин.
Задание49. Просклоняйте числительные с существительными.

Шестьдесят пять процентов; двести сорок три студента; триста восемьдесят четыре книги; девятьсот тридцать семь километров; три тысячи двести пятьдесят шесть рублей; сто девяносто видов; полтора килограмма.
Задание50. Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1. Из 149 тестовых заданий абитуриент успешно справился лишь с 75.

2. Газеты сообщили, что за истекший год собрано более 690 тонн зерна.

3. Водоносный слой находится под 580 сантиметрами песка и глины.

4. Радиус окружности равен 422 миллиметрам.

5. Без этих 237 страниц перевода студенты не будут допущены к зачёту.

6. Его имение находилось в 1250 верстах от Петербурга.

7. Эти марки продаются по 85 рублей за штуку.

8. Он уже распорядился полученными 4 675 рублями.

9. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам.


10. Прибыл поезд с 387 экскурсантами.

11. На совещании решался вопрос о248 городских зданиях, нуждающихся в капитальном ремонте.

12. Разность между 87 и 58 составляет 29.

13. К 1778 прибавить 852.

14. От 964 отнять 89.
Задание51. Прочитайте предложения, употребляя числительные и существительные в нужной падежной форме.

1. Вес некоторых грибов достигает (полтора) (килограмм).

2. Объем производства снизился в 5,1 (раз).

3. На 218-м километре произошел размыв железнодорожного полотна.

4. Держите сосуд (оба - обе) (рука).

5. На (оба - обе) (берег) реки расположилась живописная деревушка.

6. Ближайший населенный пункт находится в (полтораста) (километр) отсюда.

7. В результате 868% годовой банковской ставки ваши 110 тыс. руб. становятся 978 тыс. руб.

8. Награждение завода совпало с 850-летием производства этой продукции на Руси.

9. Строительство трех новых линий Петербургского метрополитена планируется завершить к 2015 году.

6. Трудные случаи употребления деепричастийПочему не в глаголе?
Д еепричастия с суффиксом -в(ши) носят оттенок архаичности или просторечности, поэтому нормативны формы с суффиксом : вникнув, вымокнув, завянув, замёрзнув, обмякнув, оглохнув, погаснув, промокнув, утихнув и др.

Но спасши, разжёгши, распростёрши и др.
Задание52. От данных глаголов образуйте деепричастия при помощи суффикса -в.

Возникнуть, завязнуть, выпить, сделать, разжечь, иссохнуть, спасти.

Морфологические нормы

Тест № 1

Задание 1. Отметьте существительные, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончание А/Я.

  1. веер, фельдшер, доктор, военный лагерь

  2. госпиталь, порт, ордер, купол

  3. диспетчер, возраст, сторож,соболь

  4. крем, сторож, ректор, тренер


Задание 2. Отметьте строчки без ошибок

  1. на конференции не было болгаров, армян, грузин, осетин

  2. на симпозиум пригласили монголов, бурят, осетинов, киргизов

  3. большой урожай абрикосов, мандаринов, апельсинов, ананасов

  4. в магазин не завезли абрикос, мандарин, апельсин, ананас



Задание 3. Отметьте строчку, где все существительные женского рода.

  1. тюль, барокко, Хельсинки

  2. боа, невежда, кресло-кровать

  3. иваси, ООН, вуаль

  4. США, фламинго, кутюрье


Задание 4. Отметьте предложения, в которых не допущены ошибки, связанные с нарушением морфологической нормы.

  1. США начала войну в Ираке.

  2. Солнечное Сочи всегда привлекало туристов.

  3. Новая АТС проводит набор сотрудников.

  4. Многомиллионное Мехико готовится к встрече гостей.


Задание 5. Выберите строчку без ошибок на склонение имён и фамилий.

  1. Был знаком с графом Дмитрием Остен-Сакен, с художником Николаем Рерих, с философом Григорием Сковорода, с писателем Бернардом Шоу.

  2. Восхищался Булатом Окуджавой, Жан-Жаком Руссо, Этель Лилианой Войнич, Эмилем Золя.

  3. Познакомился с произведениями Пабло Неруда, Абу Али Хусейна Абдаллаха Ибн-Сина, Рюноскэ Акутагавы, Василия Демут-Малиновского.

  4. Не согласен с Джульеттой Мазиной, Джейн Остин, Рудольфом Вирховым, Карелом Чапек.


Задание 6. Выберите правильный вариант.

  1. Письмо со ста пятьюдесятью подписями было отправлено президенту.

  2. Реформа будет проводиться до двухтысяча седьмого года.

  3. Лагерь находится в полуторастах километрах от поселка.

  4. Елена Петровна вырастила семеро детей.?


Задание 7. Выберите правильный вариант.

  1. Этот вопрос не представляет интереса для их.

  2. Благодаря ней мы смогли пойти на экскурсию.

  3. Это был самый сильнейший аргумент в его речи.

  4. Вокруг них разгорелся спор.


Задание 8. Укажите строчку, где все глаголы имеют форму 1 лица ед. ч. наст. или буд. вр.

  1. телиться, колоситься, убедить, ржаветь

  2. осыпаться, гаснуть, горчить, победить

  3. мерцать, зеленеть, цвести, грезить

  4. знобить, капать, кликать, приурочить


Задание 9. Отметьте предложение, в котором не допущены ошибки, связанные с нарушением морфологической нормы.

  1. Он бережёт свои учебники.

  2. Все ушли, а мы осталися.

  3. Хватит смотреть телевизор, ляжь спать!

  4. Я всегда всё на место ложу.