Файл: Учебнометодическое пособие Иркутск, 2009 Федеральное агентство железнодорожного транспорта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 768

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Например: Он был такой умница; Она была такая умница.
Задание 2. Составьте с данными существительными предложения о мужчинах и женщинах.

Белоручка, жадина, задира, зомби, коллега, левша, молодЕц, молодчина, невежа, невежда, обжора, одиночка, плакса, правша, пьяница, сирота, соня, умница, чистюля, ябеда.




Несклоняемые существительные, обозначающие животных, как правило, относятся к мужскому роду.

Например: весёлый шимпанзе, изящный фламинго, милый пони

Несклоняемые существительные, обозначающие неодушевлённые предметы, относятся, как правило, к среднему роду.

Например: амбре,боа,бра, кашне,такси, пальто, фойе, шоу.

Некоторые существительные приобретают категорию рода в соответствии с родом слова, называющего более широкое понятие: пенальти (удар), хинди (язык) – м.р., салями (колбаса), кольраби (капуста), авеню (улица) – ж.р. К женскому роду: иваси, цеце, колибри

Некоторые существительные могут быть м. и ж. рода, если употребляются применительно к мужчинам или женщинам: мой/моя визави, инкогнито, протеже.

Задание 3. Употребите данные существительные в единственном числе.

справочные бюро, Новые шоссе, розовые фламинго, серые кенгуру, ежегодные ралли, страшные цунами, красивые бра, забавные какаду, красивые бикини, кожаные портмоне, бриллиантовые колье, клетчатые кепи, отдельные купе, огромные гризли, просторные фойе, мягкие кашне, маленькие пони, победные пенальти, японские кимоно.

Задание 4. Допишите окончания, определив род существительных.

Широк… амплуа, официальн... коммюнике, модн… караоке, кратк... резюме, крепк... кофе, вкусн… салями, модн... сабо, рыбн... филе, разнообразн… меню, трудн... хинди, московск... эскимо, тёпл... джерси, строг… табу, красив… метро, свеж… кольраби, шотландск… виски, хрустальн… бра.

Задание 5. Исправьте ошибки.

  1. Молодая жена купила в новую квартиру красивую тюль.

  2. Эффективная шампунь избавит вас от перхоти.

  3. Трудное, но красивое хинди покорило наши сердца.

  4. «Мне один плацкарт!» - сказал мужчина, протянув деньги кассиру.

  5. Снег надо чистить до самой бордюры.

  6. Собака опять сгрызла мой тапок.

  7. Мой визави мне подмигнул.

  8. Эта шимпанзе не представляет угрозы для посетителей,

  9. Несвежее салями, бутерброды с лососью, салат из кислого кольраби пришлось выбросить в мусоропровод ное ведро.

  10. Левый кроссовок мне жмет.

  11. Железнодорожная депо набирает рабочих.

  12. У туфля сломался каблук.

  13. Напиши свою резюме.

  14. Кожаный портмоне является хорошим подарком.

  15. Кашне удачно дополнил костюм.

  16. Огромный фойе находится на первом этаже.

  17. Керамическая кашпо, хрустальный бра украсит вашу комнату.

  18. Широкое авеню украсило город.

  19. Маленькое пони прокатит вашего ребенка вокруг елки.

  20. У наших жюри есть только 30 секунд.



Р од несклоняемых существительных, обозначающих географические названия и названия средств массовой информации, определяется в соответствии с родом слова называющего более широкое понятие: Миссисипи – ж.р., т.к. река, Сочи – м.р., т.к. город, «Таймс» – ж.р., т.к. газета.

Например: Миссисипи прекрасна; Мы увидим новый Сочи; «Таймс» писала…

Задание 6. Вставьте пропущенные окончания прилагательных и глаголов.

Живописн… Капри, глубок…Онтарио, многолюдн… «Динамо», оживлённ… Шереметьево, современн... Токио, древн... Дели, северн... Хельсинки, изнуряющ... Гоби, промышленн... Иваново, огромн... Чикаго, солнечн… Батуми, шахтёрск… Черемхово, знаменит… Бейкер-стрит. Солнечн... Сочи. Широк... Миссисипи. Полноводн... Эри. Знаменит... Лимпопо. Древн... Баку. Далек... Килиманджаро. Загазованн... Мехико. «Таймс» перепечатал... статью из «Комсомольской правды». О реформе ЖКХ в Иркутске подробно рассказал... «Сейчас». Многоводн… Конго в этом году обмелел. Огромн… Уэмбли полн… народу. Шумн…, многолюдн…Осло. «Дело» сообщило о новых ценах. «Юманите» обратился с призывом к своим читателям.




У существительных, образованных сложением двух слов, род определяется по роду слова, обозначающего более широкое понятие.

Например: интернет-кафе – с.р., т.к. это кафе, в котором обеспечивают доступ в Интернет, вагон-лаборатория – м.р., т.к. это вагон, в котором находится лаборатория.

Задание 7. Определите род следующих существительных, подберите к ним прилагательные.

Клей-паста, крем-паста, театр-студия, кресло-кровать, машина-автомат, роман-хроника, диван-кровать, программа-максимум, ракета-носитель, женщина-космонавт, шкаф-купе, юбка-брюки, юбка-шорты, человек-амфибия, пресс-атташе, книга-справочник, школа-интернат.
Задание8. Выберите нужную форму сказуемого.

1.Бар-дискотека (открыт, открыта) всю ночь.

2. Опера-детектив впервые (была поставлена, был поставлен) в театре.

3.Музей-квартира поэта (открылась-открылся) после реставрации.

4. Плащ-палатка уже (был сложен, была сложена).

5. Часы-будильник (испортились-испортился) в первый день после покупки.

6. Гостям (понравился - понравилась) хлеб-соль.
Р

од аббревиатур определяется по ключевому слову.

Например: ИрГУПС – м.р., т.к. университет. ИИТМ (м.р., т.к. факультет) победил в олимпиаде по русскому языку.

Однако часто употребляемые аббревиатуры, превращаясь в самостоятельные слова, принимают род по окончанию.

Например: вуз – м.р., т.к. оканчивается на согласный, хотя заведение;

НЛО – ср.р., хотя объект;

ЖЭК – м.р., хотя контора.

Задание 9. Допишите окончания. Проверьте себя по словарю, данному в Приложении 2.

1. ЖЭК произвел... ремонт.

2. СМИ России был... представлен... ведущими телеканалами.

3. СНГ был... создан... в 1989 году.

4. ЦСКА опять одержал... победу.

5. СПИД уже унес... миллионы жизней.

6. Наш... ООО специализировал... ся/съ на нотной продукции.

7. ЦИК начал... подготовку к выборам.

8. РАО ЕЭС отпраздновал... юбилей.

9. США объявил... о проверке военных объектов Ирака.

10. ЖКХ испортил... праздник россиянам.

11. ВИЧ чрезвычайно опас(е)н....

12. В городе отрыт... нов... загс.

13. В городе открылось новое вуз.

14. НЛО летело низко.
Задание10. Расшифруйте данные аббревиатуры, определите их род.

СНГ, вуз, МИД, ФСБ, ТАСС, КНР, МГУ, МВФ, МВД, АЭС, ООН, ЗАО, РИА, нэп, НАТО, ФИДЕ, ЮНЕСКО, ОПЕК.
Задание11. Восстановите окончания прилагательных и глаголов.

1. Актер снял круглые очки и надел небольш... пенсне.

2. Авторитетн... жюри в конкурсе молодых стилистов возглавляет известн... французск... кутюрье.

3. Рождественск... шоу имел... большой успех.

4. Перед нами открылась панорама знаменит... Миссисипи.

5. Сочи расположен... на побережье Черного моря, южнее находится солнечн:.. Сухуми.

6. На мо... визави было великолепное длинное платье.

7. ЛДПР выступил... с заявлением.

8. Пестр… какаду сидел... на ветке.

9.
Поздн... барокко характеризуется декоративной пышностью деталей.

10. Эсперанто был... создан... в 1887 г. доктором Л. Заменгофом.

11. На плечи женщины накинут... пушист... боа.
Задание12. Раскройте скобки. Запишите правильный вариант.

1. Вчера на штат Айова (обрушиться) торнадо огромной силы.

2. Это (первый) кенгуру в нашем зоопарке.

3. (Новый) амплуа артиста - большая неожиданность для зрителей, помнящих его блистательно сыгранные комедийные роли.

4. Конгресс обсуждает эмбарго, (введённый) на торговлю с Ираком.

5. Вчера нам (был представлен, была представлена) протеже нашего режиссёра. В наш театр она пришла после года работы в Оперном театре.

6. (Смертоносный) цунами являет собой гнев и мощь природы.

7. (Этот, сенсационный) интервью мы прочитали не в каком-нибудь бульварном листке, а в (солидный, парижский) «Монд». Впрочем, почти все французские газеты опубликовали его.

8. На столе (лежать) (старенький) банджо.

9. (Второй) пенальти (изменить) счёт не в пользу нашей команды.

10. Буш с гордостью демонстрировал (свой) ранчо президенту России.

11. На его столе лежат номера (английский) «Таймс» и (немецкий) «Штерн». Читать газеты на иностранных языках - его (давний) хобби.

12. Рио, (прекрасный), вечно (молодой) Рио-де-Жанейро, снова ждёт туристов к началу карнавала.

1.2. Трудности образования множественного числа существительных.
П ри наличии вариантов в форме множественного числа мужского рода окончание -А /-Я часто бывает показателем устаревшего варианта произношения (календаря, месяца) или профессиональной речи (вентеля, капсуля, опухоля). Поэтому во многих словахпредпочтительна книжная формана–Ы/-И (бухгалтеры, выборы, выпуски, договоры, инженеры, инспекторы, офицеры, ректоры, тренеры, шофёры) и др.

Однако в некоторых словах окончание -А/-Я закрепилось как норма, например: берега, борта, директора, доктора, желоба, жемчуга, мастера, номера, повара и др.


Задание13. Употребите существительные в форме множественного числа. Проверьте себя по словарю, данному в Приложении 2.

Бухгалтер, выбор, договор, инженер, инспектор, заговор, контейнер, лектор, маляр, отпуск, паспорт, полис, полюс, профессор, рапорт, сектор, слесарь, сорт, сторож, счёт (официальный документ), токарь, торт, трактор, тренер.

И ногда окончание множественного числа служит для различения слов по значению. Например:

лагери (политические группировки) – лагеря (военные, туристские)

образы (литературные) – образа (иконы)

поясы (географические)пояса (части одежды)

пропуски (занятий) – пропуска (в университет).

тоны (звуковые) – тона (переливы цвета)

тормозы (препятствия) – тормоза (приборы)

учители (идейные руководители) – учителя (преподаватели)
Задание14. Вставьте нужное окончание. Проверьте себя по словарю, данному в Приложении 2.

  1. Мы рассматривали художественные образ…, созданные Л. Толстым.

  2. уристические лагер…расположились по берегу.

  3. Утерянные пропуск… можно спросить на вахте.

  4. Различные географические пояс… пересекают нашу страну.

  5. Нарядные пояс… дополняют костюмы.

  6. Яркие тон… характерны для картин Рериха.

  7. Учител… школы собрались на педсовет.

  8. Август. Зреют хлеб….

  9. Яркие цвет… вам к лицу.

  10. В углу комнаты висели образ….

  11. Различные политические лагер… участвовали в митинге.

  12. Пропуск… занятий без уважительной влияют на оценку.

  13. Тон… сердца глуховаты.

  14. Нашлись учител… и в этом недостойном деле.

  15. Хозяйка вынула из печи румяные хлеб….

  16. Цвет… украсят любой интерьер.


Задание15. Употребите данные слова во множественном числе.

Директор, ректор, тренер, сторож, тенор, фельдшер, инспектор, диспетчер. Катер, купол, ордер, округ, порт, принтер, склад, флот, фронт.
Задание16. Определите смысловые различия в следующих словах. Составьте с ними словосочетания.

Адресы – адреса, кондукторы – кондуктора, учители – учителя, ордены – ордена.
Задание17. Употребите слова из скобок во множественном числе:

1. Для проведения конференции были отобраны лучшие (лектор).