Файл: Отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг публичное акционерное общество "Магнит" к од эмитента 60525p (уникальный код эмитента).pdf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Сумма дебиторской задолженности 1 207 179 504,74
Единица измерения: руб.
Доля основного дебитора в объеме дебиторской задолженности, %: 11,50
Размер и условия (процентная ставка, размер неустойки) просроченной дебиторской задолженности:
Просроченная задолженность отсутствует
Дебитор не является организацией, подконтрольной членам органов управления эмитента и (или) лицу, контролирующему эмитента
Иные дебиторы, имеющие для эмитента существенное значение
Иных дебиторов, имеющих для эмитента существенное значение, нет
1.7. Сведения об обязательствах эмитента
1.7.2. Сведения об обязательствах эмитента из предоставленного обеспечения
Информация настоящего пункта раскрывается на основе данных консолидированной финансовой
отчётности
Единица измерения: тыс. руб.
Наименование показателя
На 30.06.2022 г.
Общий размер обеспечения, предоставленного организациями группы эмитента, лицам, не входящим в группу эмитента
73 576 857
- в том числе в форме залога:
0
- в том числе в форме поручительства:
71 683 857
- в том числе в форме независимой гарантии:
1 893 000
1.7.3. Сведения о прочих существенных обязательствах эмитента
Прочих обязательств, которые, по мнению эмитента, могут существенным образом воздействовать на
финансовое положение эмитента (группы эмитента), в том числе на ликвидность, источники
финансирования и условия их использования, результаты деятельности и расходы, не имеется
1.8. Сведения о перспективах развития эмитента
Информация не включается в отчет за 6 месяцев.
1.9. Сведения о рисках, связанных с деятельностью эмитента
1.9.1. Отраслевые риски
Риск неблагоприятных изменений макроэкономических условий и снижения потребительского
спроса
Группа осуществляет свою деятельность в области розничной торговли продуктами питания,
непродовольственными товарами и лекарственными средствами.
Развитие отрасли розничной торговли и уровень потребительского спроса на рынках, где Группа
осуществляет свою деятельность, зависит от ряда факторов и макроэкономических условий, которые
находятся вне контроля Группы, включая демографические факторы, потребительские предпочтения,
покупательную способность потребителей, уровень реальных располагаемых доходов населения, уровень
безработицы и другие.
В случае неблагоприятных изменений в макроэкономических условиях и снижения потребительского
спроса в России может произойти ухудшение динамики роста и рентабельности отрасли и негативно
отразиться на выручке Группы и её прибыли, бизнесе, финансовом положении и результатах операционной
деятельности Группы.
Высокий уровень конкуренции может привести к уменьшению рыночной доли Группы, к замедлению
темпов роста её выручки и к уменьшению её прибыли.
Группа осуществляет свою деятельность в населенных пунктах Российской Федерации, с наибольшей
концентрацией в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском федеральных округах, и в
13
ближайшие годы планирует продолжить развитие сети магазинов в этих федеральных округах, а также в
Северо-Западном, Уральском и Сибирском федеральных округах. Рынок розничной торговли Южного
Федерального округа, где зарегистрирован эмитент и где находится его основной офис, а также рынки розничной
торговли Центрального и Приволжского федеральных округов, где расположено наибольшее количество
магазинов Группы, являются достаточно конкурентными региональными рынками в России и представлены
большинством крупных российских компаний, а также рядом западных компаний.
Группа конкурирует со значительным количеством российских и международных компаний. Розничные
сети конкурируют между собой преимущественно на основании места нахождения магазинов, по качеству
продуктов, уровню обслуживания клиентов, цене, разнообразию товаров и состоянию магазинов. Выход
дополнительных компаний на российский рынок может еще более обострить конкурентную борьбу и снизить
эффективность деятельности Группы. Основными конкурентами Группы в формате «магазин у дома» являются
«Пятерочка», а в формате гипермаркетов – «Ашан», «Перекресток», «Карусель», «Лента» и «О'кей». Группа
также конкурирует с региональными и местными розничными сетями, независимыми продовольственными
магазинами и продовольственными рынками.
Сфера розничной торговли в России характеризуется высоким уровнем конкуренции, который еще более
возрос в последние годы. Развитие дистанционной торговли, внедрение новых процессов
доставки товаров,
появление новых подформатов розничной торговли и бизнес-моделей оказывают серьезное влияние на
уровень конкуренции, который будет продолжать расти в связи с продолжающимся ростом крупных торговых
компаний. Некоторые конкуренты Группы являются крупными компаниями и обладают значительными
возможностями по привлечению ресурсов на дальнейшее развитие своих торговых сетей. Если процесс роста
торговых сетей таких компаний будет оставаться таким же интенсивным, как и в предыдущие годы или на
российском рынке появятся новые крупные компании за счет приобретения существующих компаний или
создания собственных сетей с нуля, то конкуренция может существенно усилиться, что может
неблагоприятно повлиять на принадлежащую Группе долю рынка и её конкурентное положение. Способность
сети магазинов «Магнит» сохранять её конкурентное положение зависит от её возможностей поддерживать
и развивать существующие магазины и открывать новые магазины с выгодным местом нахождения, а также
предлагать конкурентные цены и услуги.
Группа проводит постоянный анализ состояния конкурентной
среды в сфере торговли для поддержания должной эффективности существующих бизнес-процессов и
сохранения устойчивого роста. Группа не может гарантировать, что сможет и в будущем успешно
конкурировать с существующими или новыми конкурентами.
Существенные риски для Группы связаны также с тем, что основные конкуренты Группы используют
более агрессивные методы. К таковым, например, относится завоевание дополнительных рынков сбыта за счет
роста конкурирующих торговых сетей путем использования франчайзинговых схем. Такой метод позволяет
конкурентам стремительно увеличивать свое присутствие во многих регионах России, а также существенно
снижать затраты на открытие новых магазинов. Неиспользование Группой франчайзинговых схем может в
будущем привести к существенному снижению мобильности в изменении географии сети, что, в конечном
счете, может привести к потере существенной доли рынка. Эти факторы, а также экономическая
конъюнктура и стратегия дисконтного ценообразования могут привести к дальнейшему обострению
конкуренции и оказать неблагоприятное воздействие на бизнес, финансовое положение и результаты
операционной деятельности Группы.
Риски, связанные с возможным ограничением конкуренции и регулированием отрасли
Российское законодательство ограничивает деятельность лиц, занимающих доминирующее положение
на рынке. Если какая-либо из компаний Группы будет признана лицом, занимающим доминирующее положение,
то её деятельность (в том числе, по ценообразованию) может быть ограничена. Подобная ситуация может
негативно сказаться на операционной деятельности Группы и её планах по региональному развитию.
Некоторые нормативные акты, направленные на защиту конкуренции и регулирование торговой
деятельности, могут иметь негативные последствия для деятельности Группы. В частности, в соответствии
с Федеральным законом № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в
Российской Федерации» доминирующим продовольственным сетям (порог доминирования которых на розничном
1 2 3 4 5 6 7
рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%) запрещено
приобретать и арендовать дополнительные торговые площади в границах соответствующего
административно-территориального образования. Кроме того, изменения, внесенные Федеральным законом от
03.07.2016 № 273-ФЗ ужесточили регулирование закупочной деятельности торговых сетей, ограничив размеры
вознаграждений торговым сетям от поставщиков и производителей и длительность допустимой отсрочки
платежа по кредиторской задолженности перед поставщиком или производителем. В Группе организован
мониторинг законодательных инициатив
, касающихся деятельности Группы, налажен канал коммуникации
с органами власти в рамках действующего законодательства.
Риск изменения потребительских предпочтений и структуры потребительского спроса
Существует риск сужения целевой аудитории у компаний, ориентирующихся в основном на
потребителей с низким или средним уровнем доходов, в том числе и у Группы, при возможном существенном
росте доходов населения в будущем, что может привести к оттоку потребителей
из
магазинов сети «Магнит».
Российский рынок розничной торговли зависит от меняющихся предпочтений, потребностей и вкусов
потребителей, структура потребительского спроса меняется в сторону потребления более дорогих или более
14
дешёвых товаров по мере влияния макроэкономической ситуации. Целевой аудиторией Группы
преимущественно являются потребители с низким или средним уровнем доходов.
Если уровень доходов населения существенно вырастет в будущем, существует риск того, что Группа не
сможет быстро скорректировать ассортимент товаров в своих магазинах в соответствии с изменившимися
потребностями потребителей, и, следовательно, потеряет часть своей целевой аудитории (также и наоборот,
данный риск актуален, если уровень доходов населения существенно снизится в будущем). В результате число
потребителей, приобретающих товары в магазинах Группы, может сократиться (или существенно
сократятся темпы роста числа потребителей по сравнению с предыдущими периодами), или может
уменьшиться величина среднего чека в магазинах Группы, что негативно повлияет на бизнес Группы,
результаты её операционной деятельности, финансовое положение и перспективы. Степень влияния риска
может уменьшена благодаря мультиформатной модели магазинов, Группа может удовлетворить потребности
широкого круга потребителей в разных ценовых категориях и соответствующем ассортименте.
Сезонность потребительского спроса может привести к колебаниям результатов деятельности Группы
в различные периоды времени
Фактор сезонности имеет определенное влияние на результаты деятельности Группы. Группа
испытывает кратковременные периоды повышения покупательской активности в предпраздничные и
праздничные дни и последующее незначительное снижение активности покупателей после праздников.
Значительное увеличение оборота происходит перед новогодними праздниками (обычно в течение последних двух
недель года), наблюдается снижение объема после новогодних праздников, рост продаж в связи с
Международным Женским Днем 8 марта и падение продаж мясной продукции весной, поскольку некоторые
покупатели соблюдают Великий пост. Продажа сезонной продукции влияет на промежуточные результаты.
Риски, связанные с возможным изменением закупочных цен на товары, сырье и услуги, используемые
Группой в своей деятельности, и их влияние на деятельность Группы и исполнение обязательств
эмитента по ценным бумагам
Рост расходов Группы может негативно сказаться на доходности её деятельности.
Эффективность деятельности Группы в значительной мере зависит от цен на закупаемые для розничной
реализации товары, цен на сырье и услуги, курсов валют, эффективности логистических цепочек,
используемые Группой в своей деятельности, а также от размера арендной платы за используемое
движимое и недвижимое имущество и стоимости строительства, приобретения и открытия новых
магазинов. Изменение процедур согласования и получения прав на земельные участки (в том числе права
аренды), изменение применимых к деятельности Группы норм и правил, в частности, градостроительного
законодательства, налогового и природоохранного законодательства, могут повлечь за собой рост
стоимости открытия новых магазинов или использования помещений для магазинов, а также увеличение
сроков их окупаемости для Группы. Рост закупочных цен на товары, рост стоимости открытия
магазинов, рост цен на земельные участки (или иное недвижимое имущество) и размера арендной платы
за пользование ими, рост заработной платы сотрудников, усиление государственного регулирования
торговой наценки на отдельные категории и реализация отдельных государственных инициатив в области
торговли, могут повлечь существенное увеличение расходов Группы, и, в конечном итоге, негативно
сказаться на доходности деятельности Группы в случае, если Группа не сможет адекватно повысить
отпускные цены, в частности, из-за низкой покупательной способности населения. Поскольку сеть
магазинов Группы, оперируя в одном из наиболее экономичных форматов, в основном ориентируется на
потребителей с доходами низкого и среднего уровней, то Группа в существенной степени подвержена
данному риску. Снижение доходности может негативно отразиться на возможности принятия
компетентным органом эмитента решения о выплате дивидендов по ценным бумагам и на рыночной
стоимости ценных бумаг эмитента, а также на исполнении обязательств по размещенным ценным
бумагам в полном размере.
Риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию и/или услуги Группы, и их влияние на
деятельность Группы и исполнение обязательств эмитентом по ценным бумагам.
Изменение цен на товары в сети магазинов Группы в большей степени может быть обусловлено
изменением закупочных цен Группы. Группа старается не увеличивать наценку на реализуемые товары.
Повышение цен на товары может негативно повлиять на уровень покупательной способности населения.
В условиях инфляции в большей степени следует ожидать роста цен на товары, что вызывает снижение
покупательной способности населения.
В случае ухудшения макроэкономической ситуации и связанным с этим падением покупательной
способности населения может произойти снижение цен реализации, которое наиболее часто получает
выражение в растущем распространении особых (значительно более низких) ценовых предложений. Если
при этом закупочные цены будут снижены в меньшей степени чем цена реализации товаров, то это
приведет к снижению рентабельности Группы.
15
Сложилась ситуация, когда уровень распространения особых ценовых предложений как в отрасли в
целом, так и в магазинах Группы существенно вырос. За последние годы, население привыкло к широкой
распространённости скидок на многие категории товаров, в особенности товаров с долгим сроком
годности. В результате, хотя значительное большинство компаний занимающихся розничной торговлей
понимают необходимость значительного сокращения уровня распространения особых ценовых
предложений, попытки осуществить такое сокращение в отрасли в целом могут не увенчаться успехом в
результате устоявшегося поведения покупателей, которые ожидают скидок и откладывают покупки до
их появления. Продолжение существующей ситуации с широким распространением особых ценовых
предложений или дальнейший рост распространенности скидок может привести к снижению
рентабельности отрасли в целом и, в том числе, Группы.
Риски, связанные с инвестициями в недвижимое имущество и арендой недвижимого имущества
Нехватка надежной информации о рынке недвижимого имущества и возможность падения цен на
недвижимость, приобретенную Группой.
Нехватка надежной информации о рынке недвижимого имущества в Российской Федерации
затрудняет оценку стоимости недвижимого имущества, принадлежащего Группе. Количество надежной
публично доступной информации и исследований, касающихся рынка недвижимого имущества в России,
ограничено Нехватка информации затрудняет оценку рыночной стоимости и стоимости аренды
недвижимого имущества в России. Поэтому не может быть уверенности, что оценка недвижимого имущества Группы, отражает его рыночную стоимость.
Группа осуществляет значительные инвестиции в недвижимое имущество, которое используется в
качестве помещений для магазинов. Рынок любого товара, включая коммерческую недвижимость,
подвержен колебаниям. Рыночная цена недвижимости может снижаться или расти в результате
различных обстоятельств, в частности, из-за: а) изменения конкурентной среды; б) изменения уровня
привлекательности недвижимости как на рынке Российской Федерации в целом, так и на рынках регионов,
в которых расположены объекты недвижимости Группы в силу изменения страновых и региональных
рисков; и в) изменения спроса на коммерческое недвижимое имущество.
В результате неблагоприятных изменений на рынке недвижимости стоимость имущества,
приобретенного Группой, может снизиться, что может отрицательно отразиться на стоимости
активов Группы. В результате, в случае реализации такого имущества, Группа не сможет компенсировать
затраты на его приобретение, что может негативно повлиять на финансовое положение Группы.
Невозможность приобрести права на подходящее недвижимое имущество на приемлемых
коммерческих условиях, защитить права Группы на недвижимое имущество или построить новые
магазины на приобретенных земельных участках может оказать существенное негативное влияние на
хозяйственную деятельность Группы и её финансовое положение.
Способность Группы открывать новые магазины в значительной степени зависит от выявления и
аренды и/или приобретения недвижимого имущества, подходящего для её потребностей на коммерчески
разумных условиях. Рынок недвижимости, особенно в крупных городах России, является
высококонкурентным, и
,
когда экономические условия являются благоприятными, то конкуренция, а,
следовательно, и стоимость высококачественных объектов может увеличиваться. Если в будущем Группа
по какой-либо причине, включая конкуренцию со стороны других компаний, заинтересованных в
аналогичных объектах, не сможет своевременно выявить и арендовать и/или приобрести новые объекты,
это может оказать негативное воздействие на её предполагаемый рост. Даже если Группа получит права
на соответствующие объекты, она может испытывать трудности или задержки при получении
разрешений от различных региональных органов власти, необходимых для обеспечения прав Группы по
использованию магазинов или их ремонту или переоборудованию. Следовательно, невозможно
гарантировать, что Группа сможет успешно выявить, арендовать и/или приобрести подходящие объекты
недвижимости на приемлемых условиях.
Невозможность возобновить договоры аренды недвижимого имущества под магазины или продлить
их на приемлемых условиях может оказать существенное негативное влияние на хозяйственную
деятельность Группы и её финансовое положение.
Невозможно гарантировать, что Группа и далее сможет продлевать договоры аренды на
приемлемых условиях и даже саму возможность дальнейшего продления договоров аренды по мере их
истечения. Если Группа не сможет продлить договоры аренды своих магазинов по мере истечения их
сроков или арендовать другие подходящие объекты на приемлемых условиях, или если существующие
договоры аренды Группы будут расторгнуты по какой-либо причине (в том числе в связи с потерей
арендодателем прав собственности на такие объекты), или если их условия будут пересмотрены в ущерб
16
Группе, то это может оказать существенное неблагоприятное воздействие на её финансовое положение
и операционные результаты.
Оспаривание прав Группы на недвижимое имущество или прекращение проектов Группы по
строительству новых магазинов может оказать существенное негативное влияние на хозяйственную
деятельность Группы и её финансовое положение.
Деятельность Группы включает приобретение прав собственности на земельные участки и здания
и аренду земельных участков и зданий с целью их дальнейшего использования для строительства и/или
оборудования новых магазинов. Кроме того, Группа владеет зданиями и помещениями, где расположены её
офисы. Российским законодательством недостаточно урегулированы особенности приобретения прав на
земельные участники и здания. Процедуры одобрения строительства сложны, решения принятые в
соответствии с этими процедурами можно оспорить или полностью аннулировать, строительные и
природоохранные правила часто содержат требования, которые очень сложно полностью соблюсти на
практике. В результате, права собственности и аренды земли и зданий Группы могут быть оспорены
государственными органами и третьими лицами, а её строительные проекты могут быть
приостановлены или аннулированы.
Согласно российскому законодательству, сделки с недвижимостью можно оспорить по разным
причинам, среди которых: отсутствие у продавца недвижимости или правообладателя прав
распоряжаться данной недвижимостью, нарушение внутренних корпоративных требований
противоположной стороны и отсутствие регистрации перехода прав в едином государственном реестре
прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В результате, нарушения в прошлых сделках с
недвижимостью могут привести к недействительности подобных сделок с отдельными объектами
недвижимости, что может оказать существенное неблагоприятное воздействие на права Группы на
данную недвижимость.
Следует также отметить, что согласно российскому законодательству, некоторые обременения
недвижимости (в том числе, аренда менее чем на год и договоры безвозмездного пользования) не требуют
регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним для того,
чтобы обременение стало юридически действительным. Существует риск, что третьи лица могут
зарегистрировать или объявить наличие обременений (ранее неизвестных Группе) на недвижимость,
которой владеет или которую арендует Группа.
Предполагаемые действия Группы в случае изменений в отрасли:
В случае возникновения одного или нескольких вышеописанных рисков, Группа предпримет все
возможные меры по уменьшению влияния сложившихся негативных изменений. Определение в настоящее
время конкретных действий Группы в случае, если в будущем произойдут какие-либо события,
обсуждавшиеся в факторах риска, описанных в данном пункте, не представляется возможным, так как
разработка адекватных соответствующим событиям мер затруднена неопределенностью развития
ситуации в будущем. Параметры проводимых мероприятий будут зависеть от особенностей создавшейся
ситуации в каждом конкретном случае. Группа не может гарантировать, что действия, направленные на
преодоление возникших негативных изменений, приведут к существенному изменению ситуации, поскольку
большинство описанных рисков и их факторов находится вне контроля Группы. В случае ухудшения
ситуации, наряду с регулярным мониторингом только обсуждаемых и уже предстоящих законодательных
изменений в отрасли, руководство Группы планирует:
по возможности, далее расширять деятельность Группы, чтобы за счет дальнейшего роста
масштабов деятельности снизить себестоимость товаров и диверсифицировать некоторые
риски;
продолжать выявлять наименее перспективные магазины и, в случае если меры по повышению
рентабельности этих магазинов не приносят результатов, закрывать такие бесперспективные
магазины в ускоренном порядке;
расширять территорию деятельности Группы, выбирая наиболее выгодные с точки зрения
1 2 3 4 5 6 7